Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
браги. Вынес ендову на крыльцо и
сам себе не верит: «неужто я, как все
люди, стал ногами владеть?»
Пригубили калики перехожие из
той ендовы и говорят:
— а теперь, илеюшка, сам ис­
пей!
испил илья браги и почувство­
вал, как сила в нём наливается.
—Пей, молодец, ещё, —говорят
ему странники.
Приложился к ендове илья дру­
гой раз. Спрашивают калики:
— Чуешь ли, илья, перемену в
себе?
— Чую я в себе силу несусвет­
ную, —отвечает илья. —Такая ли во
мне теперь сила­могучесть, что, коли
был бы столб крепко вбитый, ухва­
тился бы за этот столб и перевернул
бы землю­Матушку. Вот какой силой
налился я!
Глянули калики друг на друга и
промолвили:
—испей, илеюшка, третий раз!
Выпил илья браги третий глоток.
Спрашивают странники:
— Чуешь ли какую перемену в
себе?
— Чую, силушки у меня стало
вполовинушку! —отвечал илья ива­
нович.
— Коли не убавилось бы у те­
бя силы, — говорят странники, —
не смогла бы тебя носить мать сыра
земля, как не может она носить Свя­
тогора­богатыря. а и той силы, что
есть, достанет с тебя. Станешь ты са­
мым могучим богатырём на руси, и в
бою тебе смерть не писана.
...алёша Попович, Вольга Все­
славович, Микула Селянинович, Ту­
гарин змеевич, Добрыня никитич,
Соловей будимирович — у всех
этих персонажей былин есть отчест­
во, и, по идее, у ильи Муромца так­
же должно быть отчество, тем более
что имя отца известно — иван, зна­
чит, илья должен быть иванович, од­
нако он несёт (в основном) другое
отчество—«Муромец». Почему? Что
это значит? быть может, имя богаты­
ря что­то прояснит?
Давайте прочитаем внимательно
имя по слогам—иль­Я, то есть бога­
тырём илья могу быть Я, а могу им и
не быть. То есть фактически имя бо­
гатыря даёт человеку выбор — ли­
бо ты богатырь, либо не богатырь.
и слова «Станешь ты самым могу­
чим богатырём на руси, и в бою те­
бе смерть не писана» относятся к то­
му человеку, кто читает сказку, к то­
му, кто делает выбор иль —Я. Таким
образом, выбор человека является
ключевым моментом.
известно, что странники явля­
лись носителями сказов, мыслей,
мудрости, знаний, поэтому они поят
илью не водой и не брагой, —физи­
чески они это сделать не могут, пото­
му что от физического ильи — чита­
теля сказа — их разделяет пропасть
времени.
а чем же они тогда вылечивают
илью? Как чем? они илье сказ рас­
сказывают, и этот сказ вылечивает
сегодняшнего читающего илью.
а от чего вылечивают­то?
Говоря сегодняшним языком,
странники будят илью, исправляют
неполноценность мысли в илье, а
вовсе не физический недуг, потому
как только мыслящий человек мо­
жет быть в бою непобедим.
Поэтому сказочный богатырь
илья Муромец не является истори­
ческой личностью, как это препод­
носят некоторые научно­религиоз­
ные источники.
быль, сказ об илье Муромце —
это удивительное изобретение на­
ших предков, пущенное стрелой че­
рез века в светлое будущее. ильяМу­
ромец—это образ­активатормысли
и одновременно учебное пособие по
обращению с ней.
По сути все русские былинные
богатыри являются тем же самым
ильёй Муромцем, разница лишь в
том, что Муромец является ключом к
этому пониманию.
отсюда следует вывод. русь в
древние времена охранялась не тре­
мя физическими качками­богатыря­
ми, а богатырскими мыслями, бога­
тырскими образами, которые жили
во многих людях — физических бо­
гатырях. именно богатырские обра­
зы всюду успевали, реки перескаки­
вали и горы двигали.
Урок
Вытащил Святогор илью из кар­
мана, стал его расспрашивать:
— Ты откуда, молодец, какого
роду­племени?
рассказал ему всё илья, понра­
вился он Святогору. Вот Святогор и
говорит илье:
—Поезди со мной по Святым го­
рам, научу я тебя ухваткам богатыр­
ским, научу, как мечом владеть, как
копьём колоть, как палицей бить.
Вот и поехали они вместе. илья
богатыря старшим братом зовёт, во
всём его слушается. Святогор илье
всё показывает, за всем доглядывает,
обучает его всяким хитростям.
Вот раз заехали они на крутой
утёс и увидели чудо чудное, диво
дивное. Стоит на утёсе дубовый гроб,
золотом покрыт, жемчугом унизан,
рядом крышка лежит, а на крышке
гроба серебром написано: «на кого
состроен этот гроб, тому и понадо­
бится».
— Давай, — говорит Святогор,
— померим, не для нас ли этот гроб
стоит. Полезай­ка ты, илья, вперёд.
Лёг илья в гроб, а он широк, и до­
лог, и высок для него.
— ну, — говорит Святогор, —
видно, мне в него ложиться.
Лёг Святогор, а гроб впору для
него.
— ну­ка, илья, закрой крышкой
меня.
— Что ты, старший брат, нехоро­
шуюшутку затеял, заживо себя хоро­
нить собрался. не подниму я крыш­
ку, не закрою тебя !
Тогда Святогор сам приподнялся,
взял крышку, закрыл ею гроб. Толь­
ко крышка на гроб легла — сошлись
края и срослись совсем.
...обратите внимание, Святогор
прямым текстом говорит о своём об­
учающем процессе: «научу я тебя ух­
ваткам богатырским, научу, как ме­
чом владеть, как копьём колоть, как
палицей бить». Также говорит о вся­
ких хитростях, однако хитрости —
это уже работа мысли, а не грубая
физическая сила.
а после этого сразу преподносит
илье главный урок: «не направляй
мысль против себя». значимость это­
го урока велика настолько, что Свя­
тогор отдаёт за него свою жизнь.
Сыра Земля
Калин­царь ильюшеньку бьёт
и гнёт, белые руки его ломает, рез­
вые ноги его подгибает. бросил царь
илью на сырой песок, сел ему на
грудь, вынул острый нож.
— разорю я тебе грудь могучую,
посмотрю в твоё сердце русское.
Говорит ему илья Муромец:
— В русском сердце прямая
честь да любовь к руси­Матушке.
а сам тесней к русской земле
прижимается. от русской земли к не­
му сила идёт, по жилушкам ильи пе­
рекатывается, крепит руки ему бога­
тырские.
замахнулся на него ножом Ка­
лин­царь, а ильюшенька как двинет­
ся. Слетел с него Калин­царь, словно
пёрышко. «Мне, илья, — кричит, —
от русской земли силы втрое прибы­
ло!»
Приём набора силы от зем­
ли упоминается в былине несколь­
ко раз. Предки продублировали это
знание в разных сценах. Сегодня,
как никогда, как никто, мы можем
понять смысл этого действия, ведь
только придя на землю, полюбив её,
мы можем к ней прижаться плотней
и победить систему. Таким образом,
становится понятно: Калин­царь —
это система.
интересно и высказывание Ка­
лина­царя: «разорю я тебе грудь мо­
гучую, посмотрю в твоё сердце рус­
ское», но об этом думайте сами.
Власть
Князь с княгиней спустились в
погреба, кланяется князь илье до сы­
рой земли:
—Помоги нам, ильюшенька, об­
ложила татарская рать Киев с приго­
родами. Выходи, илья, из погреба,
постой за меня.
— Я три года по твоему указу в
погребах просидел, не хочу я за те­
бя стоять !
Поклонилась ему княгинюшка:
— за меня постой, илья ивано­
вич!
— Для тебя я из погреба не вый­
ду вон.
Что тут делать? Князь молчит,
княгиня плачет, а илья на них гля­
деть не хочет.
Вышла тут молодая княжеская
дочь, поклонилась илье Муромцу:
— не для князя, не для княгини,
не для меня, молодой, а для бедных
вдов, для малых детей выходи, илья
иванович, из погреба, ты постой за
русских людей, за родную русь!
Встал тут илья, расправил плечи
богатырские, вышел из погреба, сел
на бурушку­Косматушку, поскакал в
татарский стан.
По всей видимости, первона­
чально был один­единый большой
рассказ об илье Муромце. но поз­
же, при движении во времени, в по­
колениях он распался на более мел­
кие рассказы, эпизоды, сцены. не­
которые моменты можно увидеть в
отдельных сценах, а некоторые —
только если соединить все расска­
зы в единую линию. именно в еди­
ном рассказе можно увидеть из­
менение отношений с властью. То
есть, если в первых рассказах илья
власть уважает и объединяет с по­
нятием руси, то в конце своего пути
илья Муромец познает суть власти,
вследствие чего русь и князь стано­
вятся для него несовместимыми по­
нятиями.
Исчезновение Ильи
Илья-тотути был, и нет.
Нет вести, и нетповести
ныне и до веки.
Эти строки подтверждают, что
илья существует вне времени и вне
пространства.
В. П. Кирьевский: «Таким обра­
зом, илья сходит с поприща дейст­
вия и уходит внутрь народного со­
знания, где теряется своим име­
нем, но продолжает творить как си­
ла внутренняя. Таким образом, до­
исторический мир сказки повторяет­
ся в мире историческом, внутренняя
жизнь получает наглядные обра­
зы были. былинами мы можем по­
вторять сказку и убеждаться, что её
образы не суть отвлечения мысли
или толкований, что они всегда спо­
собны повторяться во всякой дейст­
вительности, только на разный лад,
что они не только рисуют прошлое­
далёкое, но точно так же близки к по­
следующему и к современному. на­
ша мысль всегда более или менее от­
влечена, но в сказке, были она точ­
на (не отвлечена), это образ жизни,
а потому он всегда движется в жиз­
ни, и там всегда можно искать и на­
ходить его».
однако самое удивительное то,
что любой желающий может акти­
визировать илью в себе либо в сво­
их детях, и этим действием будет на­
писан новый сказ об илье. именно
благодаря этой активизации на ру­
си и рождались реальные люди­бо­
гатыри.
михаил.
г. Березняки.
m-u-x@mail.ru
ЛЕТоПиСь
Кто такой
Илья Муромец?
К
ак­то попалась мне видеоза­
пись ивана­царевича, кото­
рый говорил много интерес­
ных и правильных вещей. и
вот после этого решил я по­
читать сказки. ну, думаю, если чи­
тать по сказке в день, то на это мно­
го времени не потребуется. Порыл­
ся в старых детских книжках и на­
шёл книжку про русских богатырей.
Читаю день, читаю два, читаю три —
ничего не пойму. написано мощно, с
размахом, но вот представить ни од­
ного из богатырей не могу. а как его
представить­то? он, богатырь, то су­
пергерой, великан, способный горы
двигать, то вроде бы обычный че­
ловек?! однако сказки всё же чем­
то цепляли. После прочтения одной
всегда хотелось прочитать ещё одну
и ещё. Так я прочитал все сказки про
илью Муромца. однако они каждый
раз рождали ещё больше и боль­
ше вопросов: кто такой илья Муро­
мец? что за личности его исцелили?
как может конь перескакивать реки
и горы? как может этот великан­бо­
гатырь выглядеть как обычный че­
ловек, которого путают персонажи
сказки с обычным простолюдином?
но, поскольку вопросы были заданы
и мозг усиленно работал, ответы ста­
ли проясняться...
Несоответствие
событийности
Возле города Мурома в приго­
родном селе Карачарове у крестья­
нина ивана Тимофеевича да у жены
его Ефросиньи Поликарповны ро­
дился долгожданный сын. немоло­
дые родители рады­радёхоньки. рас­
тёт илья не по дням, а по часам, буд­
то тесто на опаре подымается. Глядят
на сына престарелые родители, ра­
дуются, беды­невзгоды не чувствуют.
а беда нежданно­негаданно к ним
пришла. отнялись у ильи ноги рез­
вые, и парень­крепыш ходить пере­
стал. Горюют родители, печалятся, на
убогого сына глядят, слезами обли­
ваются. Да чего станешь делать? ни
колдуны, ни ведуны, ни знахари не­
дуга излечить не могут.
несоответствие
событийности
материальной жизни — долгождан­
ный сын может быть только здоро­
вым, потому что причины для нездо­
ровья нет. Хорошее здоровье также
подтверждается быстрым ростом
малыша, не по дням, а по часам. То
есть болезнь ильи — это не болезнь
тела! Это ещё раз подтверждают кол­
дуны, ведуны и знахари, которые не
могут излечить болезнь, потому что
она находится в нематериальной
плоскости.
ключевой момент
В весеннюю пору ушли спозаран­
ку родители, а илья на лавке дубо­
вой сидит, дом сторожит. Вдруг вы­
глянул во двор, а там три странника
стоят:
— Притомились мы в пути­до­
роге, и жажда нас томит, принеси­ка,
илеюшка, нам жажду утолить, да и
сам на здоровье испей!
— Я сиднем сижу тридцать три
года, —отвечает илья.
—а ты встань, илья, не раздумы­
вай, —калики говорят.
Сторожко илья приподнялся на
ноги и диву дался: ноги его слушают­
ся. Шаг шагнул и другой шагнул... а
потом схватил ендову полуведёрную
и скорым­скоро нацедил в погребе
По ряду версий, у ильи Му­
ромца был реальный прототип —
историческое лицо, жившее око­
ло 1188 г., хотя русские летописи
не упоминают его имени. распро­
странено также отождествление
былинного героя и илии Печер­
ского — святого преподобного,
мощи которого покоятся в ближ­
них Пещерах Киево­Печерской
лавры.
на фото реконструкция Гера­
симова облика илии Печерского,
не исключено, что так выглядел
илья Муромец...