«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
6 • образ жизни
справкА
Cohousing (кохаузинг) (Живые Жилищные Сообщества) — вид сообщества,
подразумевающий значительную долю бытовой взаимовключённости членов
сообщества: совместного присмотра за детьми, проведения совместных празд-
ников, совместного использования части имущества и т. п. Разновидность идей-
ной общины. Основная декларируемая цель — создание добрососедских отно-
шений, создание «деревни», где все соседи знали бы друг друга и где была бы
взаимопомощь. Среди основных первоначальных подцелей — создание наилуч-
шей среды для детей.
Современная теория cohousing возникла в 60-х годах прошлого века в Да-
нии среди нескольких групп семей, недовольных своими жилищными условия-
ми, которые не удовлетворяли их потребности.
В апреле 1967 Бодил Грей опубликовала статью «У детей могло бы быть сто
родителей» в копенгагенской газете «Politiken», побудившую группу из 50 семей
к организации подобного проекта. Эта группа разработала cohousing, проект
Sættedammen, старейший известный проект подобного типа в мире.
Впоследствии идея получила распространение в Нидерландах, Великобри-
тании, США, Канаде, Австралии и Японии, а в последнее время — и в довольно
консервативной Италии.
В настоящее время существуют сотни cohousing в Дании и других странах
Северной Европы. В США существует более 113 действующих общин, осно-
ванных по принципу cohousing, и ещё более сотни планируется создать в бли-
жайшее время. В Канаде завершено создание 7 коммун и близко к заверше-
нию ещё 15.
В процессе изучения раз-
личных форм организации по-
селений я побывал в несколь-
ких, в том числе в Дании, так
называемых «кохаузингах» —
изобретение этой страны, ко-
торое взрывным образом пе-
ренимается многими страна-
ми (США, Австралией, евро-
пейскими и др.). Это не сов-
сем экодеревня, но и точ-
но не город. Это отдельно от
города построенная компак-
тная группа одно- или двухэ-
тажных домов, стены которых
соприкасаются (экономия те-
пла и строительного матери-
ала). Поселение напоминает
карэ или круг (в разных коха-
узингах по-разному). Снаружи
огороды. Они могут быть об-
щинными или частными. Вну-
три поселения перед каждым
входом уютная лужайка, кусты
(могут быть плодоносящими),
плодовые деревья. Ящики для
сортировки бытового мусора
и для компостирования быто-
вых отходов. Скамеечки, море
цветов.
Ч
то имеется в кохаузинге и
чем живут люди?
Во-первых,
общин-
ная столовая.
Здесь
груп
па из записавшихся добро
вольцев дежурит один раз в месяц
(готовит ужин, убирает посуду) и за
это может все остальные дни прихо
дить и питаться без хлопот. Кто хо
чет питаться дома, имеет такую воз
можность по определению, но мно
гие предпочитают именно общин
ную столовую: тут соседи узнают но
вости тех мест, где их не было, и де
лятся своими новостями с соседя
ми о тех местах где они были. Таким
образом, им не грозит одиночест
во, как многим горожанам. Они об
суждают между собой различные
вопросы совместного проживания,
затевают общественные мероприя
тия, на которые все охотно отклика
ются, обмениваются новостями се
мейной жизни. Продукты покупают
ся мелким оптом и потому стоят де
шевле. Их можно некоторое время
хранить в общинном складе и холо
дильнике.
Общинная прачечная.
Коха
узинг может себе позволить ку
пить хорошие и надёжные стираль
ные машины, которые прослужат
долго и не будут простаивать. Каж
дой семье нет надобности покупать
свою машину — экономия места и
средств, но при этом она получает
ту же услугу, платя только за часть
машины. Опять экономия.
Обменный пункт одежды.
Если одежда в хорошем состоянии,
но больше не нужна — выросли из
неё или перестала нравиться, надо
ела, то, постирав её, можно безплат
но положить в специальную кладов
ку, где её безплатно возьмёт дру
гой житель поселения. Любой может
класть и брать одежду не спраши
вая. Одежда используется более эф
фективно, и экономятся деньги.
Общинная библиотека.
Ту
да отдаются книги, которые боль
ше читаться не будут. Взамен можно
взять книги, принесённые другими.
Не надо тратить денег, сначала мож
но посмотреть, есть ли интересую
щие книги в общинной библиотеке.
Общинный парк автомашин.
Каждой семье вовсе не обязатель
но иметь машину. Небольшое коли
чество автомобилей используется
очень эффективно. Машины стоят в
гараже при входе в посёлок. Въезд
на машине невозможен: так струк
турировано внутреннее простран
ство. В результате дети могут играть
во внутреннем дворе, и родите
ли спокойны, что машина их не со
бьёт. У каждого свой велосипед —
основной вид транспорта в кохау
зинге. Считается, что велосипед, как
и зубная щётка, — дело индивиду
альное, и общинность здесь непри
емлема. Хотя в других кохаузингах
есть и общинные велосипеды (для
гостей).
Общинный телевизор
с ог
ромным экраном и видеомагнито
фон. Он не исключает возможно
сти иметь свой личный, но многие
предпочитают смотреть видео со
обща и обмениваться впечатлени
ями. Он дорогой и один из лучших
— на каждого всё равно получает
ся дешевле, чем если бы семья хо
тела купить свой, даже намного бо
лее дешёвый.
Общинная сауна и души.
В некоторых кохаузингах есть
свои небольшие
магазинчики,
где
продаются изделия поселенцев.
Система внутреннего обме-
на услугами,
то есть
внутренние
деньги
. Это не денежные знаки в
прямом смысле, а некая многоуров
невая система взаимозачётов. На
зывается она LETS (local exchange
trading system). Не буду вдаваться
в детали, скажу только, что система
эта успешно работает в сотнях мест
Европы, Америки и других конти
нентов. Суть её в том, чтобы макси
мально уйти от кабалы внешних де
нег, на зарабатывание которых ухо
дит время жизни. Если можно по
лучить ту же сумму товаров и услуг
внутри замкнутого круга, то сумма
денег, соответствующая получен
ным товарам и услугам, остаётся в
общине и может быть потрачена на
то, что нельзя произвести на месте.
Или можно этих денег попросту не
зарабатывать и потратить время с
большим удовольствием и пользой
на саморазвитие и развитие обще
ственного организма.
Эта система — настоящий об
щественный капитал. Вся община
экономит на доверии: им не нуж
ны замки, ключи, охрана, юристы
и всё то, что создала ущербная ка
бальная цивилизация, основанная
на деньгах.
Дети в кохаузинге желанны в
каждом доме. Вообще движение ко
хаузингов в Дании зародилось под
девизом «У каждого ребёнка долж
но быть сто родителей!». Каждый
взрослый присматривает за каж
дым малышом. Малыши играют
вместе. Старики не одиноки, дети
не заброшены. Взрослые могут спо
койно работать, если работа в го
роде, зная, что дети под надёжным
присмотром.
Общественная жизнь в кохау
зинге активна. Всё время кто-ни
будь что-нибудь предлагает, и всег
да находятся желающие поддер
жать её и поучаствовать в ней. При
этом нет обязаловки: всё делает
ся по желанию. Праздники иногда
празднуются сообща.
Если есть необходимость вы
полнить работу (построить что-ни
будь и т. д.), то в первую очередь
стараются выполнить её своими
силами. Если нет специалиста та
кой квалификации, тогда пригла
шается сторонний. Деньги остают
ся внутри общины. Значит, можно
меньше работать вовне, чтобы за
работать на такой же уровень жиз
ни и получить более высокое каче
ство жизни: больше времени про
вести с семьёй, друзьями, заняться
любимым делом, поиграть в игры с
соседями и т. д.
Датский журналист как-то спро
сил жителя кохаузинга: «Вот вы так
привлекательно описали преиму
щества проживания в кохаузинге,
но неужели нет ни одного недостат
ка?» Тот задумался ненадолго и от
ветил: «Пожалуй, есть один. Мы за
бываем своих друзей за пределами.
У нас такая интересная жизнь внут
ри, столько общих интересов, что
внешний мир нам не очень нужен.
А это плохо».
Надеюсь, эти наблюдения смо
гут пригодиться кому-нибудь из
строящих свою жизнь по-новому.
Датчане — практичные, весёлые и
не бездуховные люди.
Владимир Шестаков.
http://derevnya-ru.ru