Стр. 6 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
6 • образ жизни
справкА
Cohousing (кохаузинг) (Живые Жилищные Сообщества) — вид сообщества,
подразумевающий значительную долю бытовой взаимовключённости членов
сообщества: совместного присмотра за детьми, проведения совместных празд-
ников, совместного использования части имущества и т. п. Разновидность идей-
ной общины. Основная декларируемая цель — создание добрососедских отно-
шений, создание «деревни», где все соседи знали бы друг друга и где была бы
взаимопомощь. Среди основных первоначальных подцелей — создание наилуч-
шей среды для детей.
Современная теория cohousing возникла в 60-х годах прошлого века в Да-
нии среди нескольких групп семей, недовольных своими жилищными условия-
ми, которые не удовлетворяли их потребности.
В апреле 1967 Бодил Грей опубликовала статью «У детей могло бы быть сто
родителей» в копенгагенской газете «Politiken», побудившую группу из 50 семей
к организации подобного проекта. Эта группа разработала cohousing, проект
Sættedammen, старейший известный проект подобного типа в мире.
Впоследствии идея получила распространение в Нидерландах, Великобри-
тании, США, Канаде, Австралии и Японии, а в последнее время — и в довольно
консервативной Италии.
В настоящее время существуют сотни cohousing в Дании и других странах
Северной Европы. В США существует более 113 действующих общин, осно-
ванных по принципу cohousing, и ещё более сотни планируется создать в бли-
жайшее время. В Канаде завершено создание 7 коммун и близко к заверше-
нию ещё 15.
В процессе изучения раз-
личных форм организации по-
селений я побывал в несколь-
ких, в том числе в Дании, так
называемых «кохаузингах» —
изобретение этой страны, ко-
торое взрывным образом пе-
ренимается многими страна-
ми (США, Австралией, евро-
пейскими и др.). Это не сов-
сем экодеревня, но и точ-
но не город. Это отдельно от
города построенная компак-
тная группа одно- или двухэ-
тажных домов, стены которых
соприкасаются (экономия те-
пла и строительного матери-
ала). Поселение напоминает
карэ или круг (в разных коха-
узингах по-разному). Снаружи
огороды. Они могут быть об-
щинными или частными. Вну-
три поселения перед каждым
входом уютная лужайка, кусты
(могут быть плодоносящими),
плодовые деревья. Ящики для
сортировки бытового мусора
и для компостирования быто-
вых отходов. Скамеечки, море
цветов.
Ч
то имеется в кохаузинге и
чем живут люди?
Во-первых,
общин-
ная столовая.
Здесь
груп­
па из записавшихся добро­
вольцев дежурит один раз в месяц
(готовит ужин, убирает посуду) и за
это может все остальные дни прихо­
дить и питаться без хлопот. Кто хо­
чет питаться дома, имеет такую воз­
можность по определению, но мно­
гие предпочитают именно общин­
ную столовую: тут соседи узнают но­
вости тех мест, где их не было, и де­
лятся своими новостями с соседя­
ми о тех местах где они были. Таким
образом, им не грозит одиночест­
во, как многим горожанам. Они об­
суждают между собой различные
вопросы совместного проживания,
затевают общественные мероприя­
тия, на которые все охотно отклика­
ются, обмениваются новостями се­
мейной жизни. Продукты покупают­
ся мелким оптом и потому стоят де­
шевле. Их можно некоторое время
хранить в общинном складе и холо­
дильнике.
Общинная прачечная.
Коха­
узинг может себе позволить ку­
пить хорошие и надёжные стираль­
ные машины, которые прослужат
долго и не будут простаивать. Каж­
дой семье нет надобности покупать
свою машину — экономия места и
средств, но при этом она получает
ту же услугу, платя только за часть
машины. Опять экономия.
Обменный пункт одежды.
Если одежда в хорошем состоянии,
но больше не нужна — выросли из
неё или перестала нравиться, надо­
ела, то, постирав её, можно безплат­
но положить в специальную кладов­
ку, где её безплатно возьмёт дру­
гой житель поселения. Любой может
класть и брать одежду не спраши­
вая. Одежда используется более эф­
фективно, и экономятся деньги.
Общинная библиотека.
Ту­
да отдаются книги, которые боль­
ше читаться не будут. Взамен можно
взять книги, принесённые другими.
Не надо тратить денег, сначала мож­
но посмотреть, есть ли интересую­
щие книги в общинной библиотеке.
Общинный парк автомашин.
Каждой семье вовсе не обязатель­
но иметь машину. Небольшое коли­
чество автомобилей используется
очень эффективно. Машины стоят в
гараже при входе в посёлок. Въезд
на машине невозможен: так струк­
турировано внутреннее простран­
ство. В результате дети могут играть
во внутреннем дворе, и родите­
ли спокойны, что машина их не со­
бьёт. У каждого свой велосипед —
основной вид транспорта в кохау­
зинге. Считается, что велосипед, как
и зубная щётка, — дело индивиду­
альное, и общинность здесь непри­
емлема. Хотя в других кохаузингах
есть и общинные велосипеды (для
гостей).
Общинный телевизор
с ог­
ромным экраном и видеомагнито­
фон. Он не исключает возможно­
сти иметь свой личный, но многие
предпочитают смотреть видео со­
обща и обмениваться впечатлени­
ями. Он дорогой и один из лучших
— на каждого всё равно получает­
ся дешевле, чем если бы семья хо­
тела купить свой, даже намного бо­
лее дешёвый.
Общинная сауна и души.
В некоторых кохаузингах есть
свои небольшие
магазинчики,
где
продаются изделия поселенцев.
Система внутреннего обме-
на услугами,
то есть
внутренние
деньги
. Это не денежные знаки в
прямом смысле, а некая многоуров­
невая система взаимозачётов. На­
зывается она LETS (local exchange
trading system). Не буду вдаваться
в детали, скажу только, что система
эта успешно работает в сотнях мест
Европы, Америки и других конти­
нентов. Суть её в том, чтобы макси­
мально уйти от кабалы внешних де­
нег, на зарабатывание которых ухо­
дит время жизни. Если можно по­
лучить ту же сумму товаров и услуг
внутри замкнутого круга, то сумма
денег, соответствующая получен­
ным товарам и услугам, остаётся в
общине и может быть потрачена на
то, что нельзя произвести на месте.
Или можно этих денег попросту не
зарабатывать и потратить время с
большим удовольствием и пользой
на саморазвитие и развитие обще­
ственного организма.
Эта система — настоящий об­
щественный капитал. Вся община
экономит на доверии: им не нуж­
ны зам­ки, ключи, охрана, юристы
и всё то, что создала ущербная ка­
бальная цивилизация, основанная
на деньгах.
Дети в кохаузинге желанны в
каж­дом доме. Вообще движение ко­
хаузингов в Дании зародилось под
девизом «У каждого ребёнка долж­
но быть сто родителей!». Каждый
взрослый присматривает за каж­
дым малышом. Малыши играют
вместе. Старики не одиноки, дети
не заброшены. Взрослые могут спо­
койно работать, если работа в го­
роде, зная, что дети под надёжным
присмотром.
Общественная жизнь в кохау­
зинге активна. Всё время кто-ни­
будь что-нибудь предлагает, и всег­
да находятся желающие поддер­
жать её и поучаствовать в ней. При
этом нет обязаловки: всё делает­
ся по желанию. Праздники иногда
празднуются сообща.
Если есть необходимость вы­
полнить работу (построить что-ни­
будь и т. д.), то в первую очередь
стараются выполнить её своими
силами. Если нет специалиста та­
кой квалификации, тогда пригла­
шается сторонний. Деньги остают­
ся внутри общины. Значит, можно
меньше работать вовне, чтобы за­
работать на такой же уровень жиз­
ни и получить более высокое каче­
ство жизни: больше времени про­
вести с семьёй, друзьями, заняться
любимым делом, поиграть в игры с
соседями и т. д.
Датский журналист как-то спро­
сил жителя кохаузинга: «Вот вы так
привлекательно описали преиму­
щества проживания в кохаузинге,
но неужели нет ни одного недостат­
ка?» Тот задумался ненадолго и от­
ветил: «Пожалуй, есть один. Мы за­
бываем своих друзей за пределами.
У нас такая интересная жизнь внут­
ри, столько общих интересов, что
внешний мир нам не очень нужен.
А это плохо».
Надеюсь, эти наблюдения смо­
гут пригодиться кому-нибудь из
строящих свою жизнь по-новому.
Датчане — практичные, весёлые и
не бездуховные люди.
Владимир Шестаков.
http://derevnya-ru.ru