«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
8 • В ШУТКУ и В...
везёт дрова (может быть, на тачке
просто). Холодно, тяжело. навстре
чу праздно гуляющий барин. оста
навливает, пристаёт с вопросами,
красиво сказать — банальными,
проще — дурацкими. набор стан
дартный: как зовут, сколько лет, от
куда, куда, что, зачем?.. и если во
время не «рвануть под уздцы» и не
«зашагать быстрей», то последу
ют скорее всего советы и рекомен
дации, как лучше всё это осуществ
лять. В летнем варианте это выгля
дит так. Лето, жара, кусачие насе
комые, мальчик почистил конюш
ню и везёт навоз на огород. Дядень
ка проснулся, умылся, прогуливает
ся. он тоже горазд поговорить: отку
да, куда, сколько …, да и непремен
но посоветовать, как тачку возить и
навоз высыпать.
Воспитатели-
организаторы
отношение наших туристов
к детям меня не устаёт удивлять.
Взрослые полны знаний, советов
и уверенности, что имеют право и
обязанность их раздавать. на самом
деле это, конечно, основная взрос
лая защита. заднимто умом дядь
ка понимает, что пацан этот имеет
больше, чем у него, силы и навыка,
что онто здесь и сейчас делает в от
личие от того: «Я когдато тоже...». а
ты возьмика, дядь, лошадь под узд
цы сам, а мальчонку в воз посади,
тулупом накрой и домой отвези.
неорганизованные дети. оказы
вается, это не только кошмар служи
телей министерства образования.
большинство городских взрослых
детей организовывают, в том чи
сле и приезжая в поместье. ну или
пытаются. Довольно много раз уже
приходилось выслушивать жалобы
гостей: «Я тут пытался(лась) органи
зовать твоего сына (дочь) собрать
мусор (напилить веток, прополоть,
полить…), а он(а)…». Простите уж.
Милости просим. ну не правильные
у меня дети (да и я сама). они поче
муто считают, что закон «Делай, что
изВолишь», написанный на стен
ке, и для них тоже. земля и хозяйст
во их. и поток времени. ничего уди
вительного в этом, собственно, нет.
Вот представьте, приеду я к вам в го
сти в квартиру. Покажется мне, что
ковёр давно не чищен, полки увижу
неповешенные, а то ещё, что клум
бу можно бы перед подъездом раз
бить… Вы придёте с работы, а я —
ну вас организовывать!
Вот и у нас так. Пришёл, напри
мер, человек из школы или, может,
и не ходил, отдохнул, может, думал
о чёмто, может, занят был чем. Сам
он видит, чувствует дела вокруг и
срочные, и несрочные. а тут ему
пришелец: «Давай!» ну да, ну лежит
там доска у реки, да, давно, да, не
порядок. Хотите помочь — прине
сите. не можете — предложите по
мочь, если кто пойдёт. Только не
обижайтесь на «рванул под уздцы и
быстрей зашагал».
или вот смешной случай был.
Поступила жалоба. Вернее—указа
ние на невоспитанность дочери мо
ей и необходимость меры принять.
Дочка в школу шла на аттестацию, а
пришелец с ней по пути— к автобу
Милости прошу...
проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров.
Ведь я островитянка
С далёких островов!
Живу — никто не нужен!
Взошёл — ночей не сплю.
Согреть чужому ужин —
Жильё свое спалю!
Взглянул — так и знакомый,
Взошел — так и живи!
просты наши законы:
Написаны в крови.
Луну заманим с неба
В ладонь, коли мила!
Ну, а ушел — как не был,
И я — как не была.
Гляжу на след ножовый:
Успеет ли зажить
До первого чужого,
который скажет: «пить».
Марина Цветаева.
n
Юлия Жемчужникова
пос. Милое, Калужская обл.
youzhe@yandex.ru
Унылая пора, очей оча-
рованье. Вечера длиннее.
печка уже топится. Но лето
вот ещё — недалеко убежа-
ло, вспоминается…
Л
ето. и едут люди. один из
странных перекосов циви
лизованной жизни — эта
летняя движуха. Привитая
людям привычка — летние
отпуска. Города, пожирающие чело
вечье время и энергию зимой в об
мен на обогрев и освещение, летом
отпускают. раньше в этом особый
смысл был. Люди работали на пред
приятиях в городе, а летом — на да
че. а кто, может, в Крым, зимой там
делать нечего, не Таиланд. Сейчас,
если дача есть или участок под поме
стье, конечно, то же самое. но я сей
час не про них, а про туристов, путе
шественников. Про тех, кто в течение
года пишет, планирует и приезжает
летом. Хотя пытаюсь убеждать обыч
но: с октября по апрель у нас лучше,
тише, спокойнее, красиво, жары и
насекомых нет, а есть время на про
гулки и разговоры. однако свою во
лю не навяжешь. Привычнее так? Что
ж, милости просим. Милости просим.
Милости… Почему так гостям гово
рят? извиняемся за недостатки, про
сим снисхождения в суждении? Мо
жет быть. Мне слово нравится. Ми
лое с милостью просим.
Люди — милые и чудные. за 7
лет некоторые типажи уже опреде
лились. Вот попробую сформулиро
вать...
Хочу всё знать,
или — Я понял
Эти гости сыплют вопросами.
ответы слушают вполуха, торопятся
следующий вопрос задать. зачем им
это всё — непонятно. но задавание
вопросов для них — важная форма
взаимодействия.
Я, когда устаю, даю листок и про
шу записывать все вопросы, чтоб
в конце дня ответить. Ещё учусь у
других помещиков и по книжкам
разным шутливым ответам. из ни
кольского привезла такой вот вари
ант. на вопросы: «а много ль корова
даёт молока» и т. п. хозяева отвеча
ют: «Да это не наша, зашла во двор
случайно, подоили разок...»
Детям сложнее бывает.
Помните некрасова «Мужичок с
ноготок»:
— здорово, парниша!
— Ступай себе мимо.
— Уж больно ты грозен, как я
погляжу.
откуда дровишки?..
Тем, кто живёт в поместье, сов
сем не трудно эту картинку пред
ставить. Пацанёнок ведёт лошадь,
су. она включила плеер и наушни
ки в уши, а он ей час внушить пытал
ся, что надо птиц слушать и шорохи
лесные. она этой дорогой 7 лет хо
дит, каждый кустик знает, где лан
дыш цветёт, где папоротник, с пти
цами песни поёт, с ёлками сказки
сочиняет. а вот когда гости (не вся
кие, правда) — плеер берёт, «не
даст ведь».
Я Так и Знал!
ЯТизы приезжают для ревизии,
проверки своих предположений
и оправдания ожиданий. Это ре
визоры движения зКр. он(а) знает
практически наизусть книги В. Мег
ре и несколько дополнительных. а
мы, конечно, никак не обеспечива
ем нужную чистоту соответствия.
он так и знал... а присмотреться: не
ищет человек чистотыто, нет. ищет,
выискивает грязь и недостатки. Хи
мией пользуетесь. огород копаете.
отношения неверные...
больше всего ЯТизы любят тему
про деньги. недавно читала статью
про Монголию. Переводчик объяс
няет туристам: «не спрашивайте ко
чевника, сколько у него лошадей, вы
же не будете у незнакомого человека
спрашивать, сколько у него денег».
ох, не знает этот переводчик наших
людей. 4 из 5 гостей не просто этот
вопрос задают (слегка так извиня
ясь), но высчитывают и докапывают
ся часами. и не получится отделать
ся реальной информацией о том,
что денег в поместье надо порядком
меньше, чем в городе, что приходят
они и уходят, когда и сколько нуж
но... нет, это ЯТиза не устроит. У не
го есть домашние заготовки: живёт
на детские пособия, прошлые сбере
жения, сдачу квартиры, помощь бо
гатых родственников... одна из них
должна подтвердиться.
отступая от темы, хочу обра
тить внимание на интересность са
мой формулировки: «на что живё
те?» Мне нравится отвечать на этот
вопрос так например: живу на эво
люцию, на поместье, живу на волю
и развитие, на любовь,…, на день
ги не живу больше. но если во
прос про деньги свербит, принять
это трудно. Пока у человека вопрос
«на что жить» только про деньги, он
уверен, что у всех так и все врут.
ну, уоли уж я отошла так от те
мы, то отвечу, пожалуй, всем инте
ресующимся. Деньги мне нужны по
ка. и их часто не хватает. особенно
на разные проекты (достройки раз
ные, энергетика, поездки). но их
всегда можно заработать, если на
прячься, на самое необходимое.
Вряд ли такой ответ устроит ЯТи
за. Слишком неопределённо. но,
как уже не раз писала, главное от
личие жизни в поместье — откры
тость неопределённости, её при
ятие. Городская, цивилизованная
жизнь — сплошная защита от стра
ха неопределённости, отвыкнуть
сложно.
Носители информации.
Люди-флешки
они приходят и приезжают, ста
рательно сдерживаются несколько
часов, а потом начинают говорить.
ждут, что сядешь слушать с вни
манием, но потом соглашаются го
ворить и на ходу, и между делом,
только дай им вопрос, и уже в туа
лет отойти будет трудно.
Человек горячо убеждает в
пользе сыроедения (сам уже вто
рой месяц...). Тот, что только начал
огородничать, даст массу советов
по обращению с землёй и растени
ями. а тот, кто не начал, — тем бо
лее. Все готовы объяснять, как надо
бы с детьми. и уж, конечно, одино
кие — специалистытеоретики по
поиску половинок.
Могут ли носители информа
ции её впитывать, пользоваться
ею? Похоже, нет. на то они и носи
тели. Если начнут впитывать, будут
уже другими.
Попробуйтека вытащить совет
из опытного растениевода или пче
ловода! Трудно. Хороший мастер с
трудом объяснит вам рецепт хлеба.
не потому, что скрытен, а потому,
что делом пропитываешься и отде
лить от себя слова трудно, потому
то, что носят и раздают, правильнее
называть аутформацией. Кроме то
го, чем дольше занимаешься чем
то, тем больше нюансов постига
ешь, понимаешь, что учёбой мож
но и навредить.
Кто может — делает, кто не мо
жет — учит. Потому, видно, разные
слова — может (мочь) и умеет (в
уме держит).
Что гонит людейфлешек де
литься? Потребность в словах, фор
мулировках. Груз аутформации да
вит, распирает, не будучи вопло
щённым. надо идти к комуто: возь
ми, разгрузи, заземли, воплоти, и
будет у человекафлешки дело сде
ланное — я говорил!
Такие вот у меня классифика
ции моих милых гостей. надеюсь,
вы улыбнулись. надеюсь, понима
ете, что доля доброй шутки тут не
малая, что рада я всем приезжаю
щим с информацией, воспитанием,
поддержкой или наукой. Так что
приезжайте, Милые Люди!
n
Добрый глаз
Добрый глаз редок. Дурной глаз
в каждом доме найдётся. Мне гово
рили, что Станиславский наставлял
своих учеников: «Умейте в каждой
вещи видеть не худшее, но лучшее».
Чуткий художник видит, что ог
ромное большинство из нас с насла
ждением служит культу худшего, не
умея подойти ко всему, что радость
приносит.
С великим рвением мы готовы
произносить хулу перед тем, что нам
не любо. Какое долгое время мы го
товы проводить около того, что нам
показалось отвратительным.
Встреча с нелюбимым поро
ждает яркие слова, блестящие
сравнения. и быстры тогда наши
речи и сильны движения. и горят
глаза наши.
но зато как медленно скуч
ны бывают слова любви и одобре
ния. Как страшимся мы найти и при
знать. Самый запас добрых слов ста
новится бедным. и потухают глаза.
Удалось испытать одного люби
теля живописи. за ним ходил с часа
ми и незаметно отмечал время, про
водимое им около картин. оказа
лось, около картин осуждённых бы
ло проведено времени вдвое боль
ше, нежели около вещей ободрён
ных.
не было потребности смотреть
на то, что, казалось, доставило ра
дость; нужно было потратить время
на осуждение.
— Теперь знаю, чем вас удер
жать. — надо окружить вас вещами
ненавистными.
Мы, славяне, особенно повинны
во многоглаголании худшего. В Ев
ропе уже приходят к замалчиванию
худого, конечно, кроме личных вы
ступлений.
Если что показалось плохим,
значит, оно не достойно обсужде
ния. жизнь слишком красива, слиш
ком велика, чтобы загрязнять себя
зрелищем недостойным. Слишком
много радостного, много заслужи
вающего отметки внимания. но на
до знать бодрость и радость.
надо знать, что нашему «я» ни
что не может вредить. останавли
ваясь перед плохим, мы у себя отни
маем минуту радости, удерживаем
себя вместо шага вперёд.
Учиться радости, учиться ви
деть лишь бодрое и красивое! Если
мы загрязняли глаза и слова, то на
до учиться их очистить. Строго себя
удержать от общения с тем, что не
полюбилось.
и у нас жизнь разрастётся. и нам
недосуг станет всматриваться в не
навистное. отойдёт ликование зло
бы.
и у нас откроется глаз добрый.
Не правда ли, великолепная ста-
тья Николая Рериха! Поэтому и ре-
шила поделиться с вами.
Татьяна ЛАПАХТИНА.
п. Таксимо, Бурятия.