Стр. 8 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
8 • В ШУТКУ и В...
везёт дрова (может быть, на тачке
просто). Холодно, тяжело. навстре­
чу праздно гуляющий барин. оста­
навливает, пристаёт с вопросами,
красиво сказать — банальными,
проще — дурацкими. набор стан­
дартный: как зовут, сколько лет, от­
куда, куда, что, зачем?.. и если во­
время не «рвануть под уздцы» и не
«зашагать быстрей», то последу­
ют скорее всего советы и рекомен­
дации, как лучше всё это осуществ­
лять. В летнем варианте это выгля­
дит так. Лето, жара, кусачие насе­
комые, мальчик почистил конюш­
ню и везёт навоз на огород. Дядень­
ка проснулся, умылся, прогуливает­
ся. он тоже горазд поговорить: отку­
да, куда, сколько …, да и непремен­
но посоветовать, как тачку возить и
навоз высыпать.
Воспитатели-
организаторы
отношение наших туристов
к детям меня не устаёт удивлять.
Взрослые полны знаний, советов
и уверенности, что имеют право и
обязанность их раздавать. на самом
деле это, конечно, основная взрос­
лая защита. задним­то умом дядь­
ка понимает, что пацан этот имеет
больше, чем у него, силы и навыка,
что он­то здесь и сейчас делает в от­
личие от того: «Я когда­то тоже...». а
ты возьми­ка, дядь, лошадь под узд­
цы сам, а мальчонку в воз посади,
тулупом накрой и домой отвези.
неорганизованные дети. оказы­
вается, это не только кошмар служи­
телей министерства образования.
большинство городских взрослых
детей организовывают, в том чи­
сле и приезжая в поместье. ну или
пытаются. Довольно много раз уже
приходилось выслушивать жалобы
гостей: «Я тут пытался(лась) органи­
зовать твоего сына (дочь) собрать
мусор (напилить веток, прополоть,
полить…), а он(а)…». Простите уж.
Милости просим. ну не правильные
у меня дети (да и я сама). они поче­
му­то считают, что закон «Делай, что
изВолишь», написанный на стен­
ке, и для них тоже. земля и хозяйст­
во их. и поток времени. ничего уди­
вительного в этом, собственно, нет.
Вот представьте, приеду я к вам в го­
сти в квартиру. Покажется мне, что
ковёр давно не чищен, полки увижу
неповешенные, а то ещё, что клум­
бу можно бы перед подъездом раз­
бить… Вы придёте с работы, а я —
ну вас организовывать!
Вот и у нас так. Пришёл, напри­
мер, человек из школы или, может,
и не ходил, отдохнул, может, думал
о чём­то, может, занят был чем. Сам
он видит, чувствует дела вокруг и
срочные, и несрочные. а тут ему
пришелец: «Давай!» ну да, ну лежит
там доска у реки, да, давно, да, не­
порядок. Хотите помочь — прине­
сите. не можете — предложите по­
мочь, если кто пойдёт. Только не
обижайтесь на «рванул под уздцы и
быстрей зашагал».
или вот смешной случай был.
Поступила жалоба. Вернее—указа­
ние на невоспитанность дочери мо­
ей и необходимость меры принять.
Дочка в школу шла на аттестацию, а
пришелец с ней по пути— к автобу­
Милости прошу...
проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров.
Ведь я островитянка
С далёких островов!
Живу — никто не нужен!
Взошёл — ночей не сплю.
Согреть чужому ужин —
Жильё свое спалю!
Взглянул — так и знакомый,
Взошел — так и живи!
просты наши законы:
Написаны в крови.
Луну заманим с неба
В ладонь, коли мила!
Ну, а ушел — как не был,
И я — как не была.
Гляжу на след ножовый:
Успеет ли зажить
До первого чужого,
который скажет: «пить».
Марина Цветаева.
n
Юлия Жемчужникова
пос. Милое, Калужская обл.
youzhe@yandex.ru
Унылая пора, очей оча-
рованье. Вечера длиннее.
печка уже топится. Но лето
вот ещё — недалеко убежа-
ло, вспоминается…
Л
ето. и едут люди. один из
странных перекосов циви­
лизованной жизни — эта
летняя движуха. Привитая
людям привычка — летние
отпуска. Города, пожирающие чело­
вечье время и энергию зимой в об­
мен на обогрев и освещение, летом
отпускают. раньше в этом особый
смысл был. Люди работали на пред­
приятиях в городе, а летом — на да­
че. а кто, может, в Крым, зимой там
делать нечего, не Таиланд. Сейчас,
если дача есть или участок под поме­
стье, конечно, то же самое. но я сей­
час не про них, а про туристов, путе­
шественников. Про тех, кто в течение
года пишет, планирует и приезжает
летом. Хотя пытаюсь убеждать обыч­
но: с октября по апрель у нас лучше,
тише, спокойнее, красиво, жары и
насекомых нет, а есть время на про­
гулки и разговоры. однако свою во­
лю не навяжешь. Привычнее так? Что
ж, милости просим. Милости просим.
Милости… Почему так гостям гово­
рят? извиняемся за недостатки, про­
сим снисхождения в суждении? Мо­
жет быть. Мне слово нравится. Ми­
лое с милостью просим.
Люди — милые и чудные. за 7
лет некоторые типажи уже опреде­
лились. Вот попробую сформулиро­
вать...
Хочу всё знать,
или — Я понял
Эти гости сыплют вопросами.
ответы слушают вполуха, торопятся
следующий вопрос задать. зачем им
это всё — непонятно. но задавание
вопросов для них — важная форма
взаимодействия.
Я, когда устаю, даю листок и про­
шу записывать все вопросы, чтоб
в конце дня ответить. Ещё учусь у
других помещиков и по книжкам
разным шутливым ответам. из ни­
кольского привезла такой вот вари­
ант. на вопросы: «а много ль корова
даёт молока» и т. п. хозяева отвеча­
ют: «Да это не наша, зашла во двор
случайно, подоили разок...»
Детям сложнее бывает.
Помните некрасова «Мужичок с
ноготок»:
— здорово, парниша!
— Ступай себе мимо.
— Уж больно ты грозен, как я
погляжу.
откуда дровишки?..
Тем, кто живёт в поместье, сов­
сем не трудно эту картинку пред­
ставить. Пацанёнок ведёт лошадь,
су. она включила плеер и наушни­
ки в уши, а он ей час внушить пытал­
ся, что надо птиц слушать и шорохи
лесные. она этой дорогой 7 лет хо­
дит, каждый кустик знает, где лан­
дыш цветёт, где папоротник, с пти­
цами песни поёт, с ёлками сказки
сочиняет. а вот когда гости (не вся­
кие, правда) — плеер берёт, «не
даст ведь».
Я Так и Знал!
ЯТизы приезжают для ревизии,
проверки своих предположений
и оправдания ожиданий. Это ре­
визоры движения зКр. он(а) знает
практически наизусть книги В. Мег­
ре и несколько дополнительных. а
мы, конечно, никак не обеспечива­
ем нужную чистоту соответствия.
он так и знал... а присмотреться: не
ищет человек чистоты­то, нет. ищет,
выискивает грязь и недостатки. Хи­
мией пользуетесь. огород копаете.
отношения неверные...
больше всего ЯТизы любят тему
про деньги. недавно читала статью
про Монголию. Переводчик объяс­
няет туристам: «не спрашивайте ко­
чевника, сколько у него лошадей, вы
же не будете у незнакомого человека
спрашивать, сколько у него денег».
ох, не знает этот переводчик наших
людей. 4 из 5 гостей не просто этот
вопрос задают (слегка так извиня­
ясь), но высчитывают и докапывают­
ся часами. и не получится отделать­
ся реальной информацией о том,
что денег в поместье надо порядком
меньше, чем в городе, что приходят
они и уходят, когда и сколько нуж­
но... нет, это ЯТиза не устроит. У не­
го есть домашние заготовки: живёт
на детские пособия, прошлые сбере­
жения, сдачу квартиры, помощь бо­
гатых родственников... одна из них
должна подтвердиться.
отступая от темы, хочу обра­
тить внимание на интересность са­
мой формулировки: «на что живё­
те?» Мне нравится отвечать на этот
вопрос так например: живу на эво­
люцию, на поместье, живу на волю
и развитие, на любовь,…, на день­
ги не живу больше. но если во­
прос про деньги свербит, принять
это трудно. Пока у человека вопрос
«на что жить» только про деньги, он
уверен, что у всех так и все врут.
ну, уоли уж я отошла так от те­
мы, то отвечу, пожалуй, всем инте­
ресующимся. Деньги мне нужны по­
ка. и их часто не хватает. особенно
на разные проекты (достройки раз­
ные, энергетика, поездки). но их
всегда можно заработать, если на­
прячься, на самое необходимое.
Вряд ли такой ответ устроит ЯТи­
за. Слишком неопределённо. но,
как уже не раз писала, главное от­
личие жизни в поместье — откры­
тость неопределённости, её при­
ятие. Городская, цивилизованная
жизнь — сплошная защита от стра­
ха неопределённости, отвыкнуть
сложно.
Носители информации.
Люди-флешки
они приходят и приезжают, ста­
рательно сдерживаются несколько
часов, а потом начинают говорить.
ждут, что сядешь слушать с вни­
манием, но потом соглашаются го­
ворить и на ходу, и между делом,
только дай им вопрос, и уже в туа­
лет отойти будет трудно.
Человек горячо убеждает в
пользе сыроедения (сам уже вто­
рой месяц...). Тот, что только начал
огородничать, даст массу советов
по обращению с землёй и растени­
ями. а тот, кто не начал, — тем бо­
лее. Все готовы объяснять, как надо
бы с детьми. и уж, конечно, одино­
кие — специалисты­теоретики по
поиску половинок.
Могут ли носители информа­
ции её впитывать, пользоваться
ею? Похоже, нет. на то они и носи­
тели. Если начнут впитывать, будут
уже другими.
Попробуйте­ка вытащить совет
из опытного растениевода или пче­
ловода! Трудно. Хороший мастер с
трудом объяснит вам рецепт хлеба.
не потому, что скрытен, а потому,
что делом пропитываешься и отде­
лить от себя слова трудно, потому
то, что носят и раздают, правильнее
называть аутформацией. Кроме то­
го, чем дольше занимаешься чем­
то, тем больше нюансов постига­
ешь, понимаешь, что учёбой мож­
но и навредить.
Кто может — делает, кто не мо­
жет — учит. Потому, видно, разные
слова — может (мочь) и умеет (в
уме держит).
Что гонит людей­флешек де­
литься? Потребность в словах, фор­
мулировках. Груз аутформации да­
вит, распирает, не будучи вопло­
щённым. надо идти к кому­то: возь­
ми, разгрузи, заземли, воплоти, и
будет у человека­флешки дело сде­
ланное — я говорил!
Такие вот у меня классифика­
ции моих милых гостей. надеюсь,
вы улыбнулись. надеюсь, понима­
ете, что доля доброй шутки тут не­
малая, что рада я всем приезжаю­
щим с информацией, воспитанием,
поддержкой или наукой. Так что
приезжайте, Милые Люди!
n
Добрый глаз
Добрый глаз редок. Дурной глаз
в каждом доме найдётся. Мне гово­
рили, что Станиславский наставлял
своих учеников: «Умейте в каждой
вещи видеть не худшее, но лучшее».
Чуткий художник видит, что ог­
ромное большинство из нас с насла­
ждением служит культу худшего, не
умея подойти ко всему, что радость
приносит.
С великим рвением мы готовы
произносить хулу перед тем, что нам
не любо. Какое долгое время мы го­
товы проводить около того, что нам
показалось отвратительным.
Встреча с нелюбимым поро­
ждает яркие слова, блестящие
сравнения. и быстры тогда наши
речи и сильны движения. и горят
глаза наши.
но зато как медленно скуч­
ны бывают слова любви и одобре­
ния. Как страшимся мы найти и при­
знать. Самый запас добрых слов ста­
новится бедным. и потухают глаза.
Удалось испытать одного люби­
теля живописи. за ним ходил с часа­
ми и незаметно отмечал время, про­
водимое им около картин. оказа­
лось, около картин осуждённых бы­
ло проведено времени вдвое боль­
ше, нежели около вещей ободрён­
ных.
не было потребности смотреть
на то, что, казалось, доставило ра­
дость; нужно было потратить время
на осуждение.
— Теперь знаю, чем вас удер­
жать. — надо окружить вас вещами
ненавистными.
Мы, славяне, особенно повинны
во многоглаголании худшего. В Ев­
ропе уже приходят к замалчиванию
худого, конечно, кроме личных вы­
ступлений.
Если что показалось плохим,
значит, оно не достойно обсужде­
ния. жизнь слишком красива, слиш­
ком велика, чтобы загрязнять себя
зрелищем недостойным. Слишком
много радостного, много заслужи­
вающего отметки внимания. но на­
до знать бодрость и радость.
надо знать, что нашему «я» ни­
что не может вредить. останавли­
ваясь перед плохим, мы у себя отни­
маем минуту радости, удерживаем
себя вместо шага вперёд.
Учиться радости, учиться ви­
деть лишь бодрое и красивое! Если
мы загрязняли глаза и слова, то на­
до учиться их очистить. Строго себя
удержать от общения с тем, что не
полюбилось.
и у нас жизнь разрастётся. и нам
недосуг станет всматриваться в не­
навистное. отойдёт ликование зло­
бы.
и у нас откроется глаз добрый.
Не правда ли, великолепная ста-
тья Николая Рериха! Поэтому и ре-
шила поделиться с вами.
Татьяна ЛАПАХТИНА.
п. Таксимо, Бурятия.