Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
18 • ВЕКТор
Повсюду школы торопятся
оснастить свои классы компью-
терами, а многие политики за-
являют, что не делать этого —
просто глупо. Однако противо-
положная точка зрения получи-
ла широкое распространение в
самом эпицентре высокотехно-
логичной экономики, где неко-
торые родители и педагоги да-
ют понять: школа и компьюте-
ры не совместимы.
Р
ечь идёт о Вальдорфской Шко-
ле, расположенной в Лос аль-
тос в Калифорнии (СШа), од-
ной из 160 вальдорфских
школ страны, которые при-
держиваются философии обуче-
ния через физическую активность и
творческие задания.
Те, кто использует этот подход,
считают, что компьютеры подавля-
ют творческое мышление, подвиж-
ность, человеческие взаимоотно-
шения и внимательность.
Технический директор eBay от-
правил своих детей в школу, распо-
ложенную в Лос альтос. Так же по-
ступили сотрудники и других гиган-
тов Силиконовой долины: Google,
Apple, Yahoo, Hewlett-Packard.
Для обучения в этой школе ис-
пользуют привычные, не связан-
ные с новейшими технологиями
инстрyменты: ручки, карандаши,
швейные иглы, иногда даже глину и
др. и ни одного компьютера. ни од-
ного экрана. их использование за-
прещено в классах и не поощряет-
ся дома.
Вальдорфской педагогике уже
почти сто лет, однако её распро-
странение здесь, в эпицентре раз-
вития цифровых технологий, вызва-
ло активные дебаты о роли компью-
теров в образовании.
«Я полностью отрицаю идею о
том, что помощь компьютера необ-
ходима в младшей школе», — гово-
рит алан игл, 50 лет, чья дочь Энди
— одна из 196 учеников вальдорф-
ской начальной школы.
Его 13-летний сын Вильям учит-
ся в соседней средней школе.
Мистер игл на короткой ноге с
технологиями. он имеет учёную сте-
пень по информатике университе-
та Дартмута и работает в компании
Google, где пишет тексты выступ-
лений для генерального директора
Эрика Шмидта.
У него есть iPad и смартфон. но
он утверждает, что его дочь, пяти-
классница, «не знает, как пользо-
ваться Google», а сын только учится
это делать.
родители большинства учени-
ков имеют непосредственное отно-
шение к высоким технологиям, но
не видят в этом противоречия.
«Технологиям своё время и ме-
сто, —утверждает алан игл. —Если
бы я работал на студии Miramax и
делал отличные фильмы для взрос-
лых, я бы не хотел, чтобы мои дети
смотрели их до того, как им испол-
нится 17».
В то время как остальные школы
региона гордятся своими оснащён-
ными классами, вальдорфская шко-
ла имеет очень простой старомод-
ный вид — доски с цветными мел-
ками, книжные полки с энциклопе-
диями, деревянные парты с тетра-
дями и карандашами.
В один из дней в 5-м классе Эн-
ди игл и её одноклассники вязали
на деревянных спицах небольшие
образцы из шерсти, восстанавли-
вая навыки вязания, полученные в
младших классах. Этот вид деятель-
ности, как утверждает школа, помо-
гает развитию способности решать
сложные задачи, структурировать
информацию, считать, а также раз-
вивает координацию.
но видимая конечная цель —
связать носки.
В 3-м классе учительница
упражняла учеников в умножении,
попросив их быть быстрыми, как
Школа без компьютеров
в Силиконовой долине
молния. она задавала им вопрос,
сколько будет четырежды пять, и
они все вместе кричали «20» и свер-
кали своими пальчиками, выводя
нужное число на доске.
Ученики второго класса, стоя в
кругу, повторяли за учителем сти-
хотворение, одновременно играя с
мешочком, наполненным фасолью.
Цель этого упражнения — синхро-
низировать тело и мозг.
здесь, как и в других классах,
день может начаться со стихотво-
рения о боге, говорящем о божест-
венном без связи с какой-либо кон-
фессией.
Учительница
Энди,
Cathy
Waheed, бывший компьютерный
инженер, пытается сделать про-
цесс обучения практическим и пе-
реживаемым до кончиков пальцев.
В прошлом году дети изучали дро-
би, разрезая различные продукты
(яблоки, пирожные ) на части: поло-
вины, четверти и шестнадцатые.
«В течение трёх недель мы «про-
едали» наш путь к пониманию дро-
би, — говорит учительница. — Как
вы думаете, удавалось ли мне удер-
живать их внимание, пока пирог не
был разрезан так, чтобы хватило по
куску на всех?»
Д
аёт ли обучение через делёж
пирога и вязание лучшие ре-
зультаты? Сравнить доволь-
но сложно, отчасти потому,
что, будучи частными школа-
ми, вальдорфские школы не прово-
дят стандартных проверок в млад-
ших классах.
Сторонники вальдорфского ме-
тода первыми скажут, что их учени-
ки младших классов могут и не по-
казать высоких результатов, потому
что их не натаскивают на стандарт-
ные задания по математике и чте-
нию.
Когда речь идёт об эффектив-
ности вальдорфского образования,
представители ассоциации валь-
дорфских школ Северной америки
ссылаются на исследование, по дан-
ным которого 94 % их выпускников
в 1994–2004 гг. поступили в коллед-
жи, в том числе и такие престижные
заведения, как оберлин, беркли и
Вассар.
В этих цифрах нет ничего удиви-
тельного, если учитывать, что речь
идёт об учениках, в семьях которых
высоко ценится образование, роди-
тели ищут для своих детей особые
частные школы и имеют возмож-
ность платить за них.
При этом очень трудно дать
оценку самому методу «низкотех-
нологичного» обучения без учёта
остальных факторов.
например, родители учеников
вальдорфской школы в Лос альтос
говорят, что в такуюшколу приходят
хорошие учителя, которые прошли
серьёзную подготовку по вальдорф-
ской методике. Этот факт объединя-
ет их в творческий круг единомыш-
ленников, чего в других школах мо-
жет и не быть.
Поскольку нет eдиной подтвер-
ждённой теории, то разговор сво-
дится к субъективному суждению
и родительскому выбору, основан-
ным на разном понимании таких по-
нятий, как:
• вовлечённость детей в учеб-
ный процесс;
• стремление к получению зна-
ний;
• пробуждение интереса к об-
учению.
Сторонники оснащения школ
новыми технологиями утверждают,
что компьютеры помогают удержи-
вать внимание ученика, делают об-
учение легче и что дети, которые
выросли с компьютерами и други-
ми технологичными устройствами,
не смогут без них сосредоточивать-
ся и удерживать интерес.
По мнению Энн Флин, директо-
ра по образовательным технологи-
ям национального совета по школь-
ному образованию, компьютеры не-
обходимы.
«Если школы имеют доступ к но-
вым технологиям и могут их себе
позволить, но при этом не использу-
ют их, они лишают наших детей того,
чего они могут быть достойны», —
заявила Флин.
Пол Томас, бывший учитель и
профессор Университета Фурма-
на, написавший 12 книг об образо-
вательных методиках в государст-
венных учреждениях, не соглаша-
ется с ней, утверждая, что для обра-
зовательного процесса лучше, если
компьютеры используют как можно
меньше.
«образование — это прежде
всего человеческое переживание,
получение опыта, — говорит Пол.
— Технология только отвлекает,
когда нужны грамотность, умение
считать и способность критически
мыслить».
а родители вальдорфских уче-
ников утверждают, что удержать
внимание ребёнка может только на-
стоящий учитель с интересным пла-
ном урока.
«Вовлечённость в образова-
тельный процесс — это прежде все-
го человеческий контакт, контакт c
учителем, со сверстниками», —счи-
тает Пьер Лорен, бывший сотрудник
Intel и Microsoft.
Трое его детей учатся в валь-
дорфской школе, а его жена Моника
так прониклась вальдорфской си-
стемой образования, что в 2006 го-
ду сама пошла работать учителем.
А
что же сами ученики? они не
считают себя обделёнными
высокими технологиями.
Энди игл и другие ученики
пятого класса время от време-
ни смотрят фильмы.
Другую девочку папа, инженер
Apple, иногда просит протестиро-
вать новые игры.
Ещё один мальчик по выходным
играет с программами — симулято-
рами полётов.
Ученики говорят, что даже раз-
очаровываются, когда видят своих
родителей или родственников, опу-
танных разными устройствами.
орад Камкар, 11 лет, рассказал,
что недавно ездил в гости к двою-
родным братьям и сёстрам и ока-
зался в окружении пяти человек,
которые играли со своими гадже-
тами, не обращая на него и друг
друга никакого внимания. Ему
пришлось трясти каждого из них
за руку со словами: «Эй, ребята, я
здесь!»
Фин Хейлиг, 10 лет, отец кото-
рого работает в Google, говорит,
что ему нравится учиться с каран-
дашами и ручками больше, чем с
компьютером, потому что он смо-
жет увидеть свой прогресс в разви-
тии спустя несколько лет.
«Через несколько лет я смогу от-
крыть свои первые тетради и уви-
деть, как я раньше плохо писал. а
с компьютером это невозможно,
там все буквы одинаковые, — гово-
рит Фин. — Кроме того, если уметь
писать на бумаге, то можно будет
писать, даже если на компьютер
прольётся вода или отключат элек-
тричество».
К
огда сторонники оснащения
классов компьютерами заяв-
ляют, что компьютерная гра-
мотность необходима, чтобы
противостоять вызовам сов-
ременности, вальдорфские родите-
ли удивляются: зачем спешить, если
всё это так легко освоить?
В вальдорфских школах в Сан
Франциско, в Гринвуд, в Милл Вэл-
ли также много детей, родители ко-
торых стоят близко к производству
высоких технологий.
В Калифорнии 40 вальдорф-
ских школ — довольно много, ве-
роятно, из-за того, что распростра-
нение вальдорфского образова-
ния началось именно отсюда, счи-
тает Люси Вуртс. она вместе со сво-
им мужем брэдом Вуртсом помога-
ла в организации школы в Лос аль-
тос в 2007 г.
Мистер брэд Вуртс — исполни-
тельный директор компании Power
Assure, помогающей компьютерным
центрам снизить потребление элек-
троэнергии.
Вальдорфское образование не-
дёшево: ежегодная плата в шко-
лах Силиконовой долины составля-
ет 17 750 $ в год в детском саду и в
средней школе (до восьмого класса)
и 24 400 $ в год в старшей школе, хо-
тя, по словам миссис Вуртс, родите-
ли могут рассчитывать на финансо-
вую помощь.
она добавляет, что типичный
родитель ученика вальдорфской
школы — высокообразованный
человек с либеральным образом
мышления, имеет довольно боль-
шой выбор элитных частных и об-
щественных школ и придаёт очень
большое значение образованию.
и такие родители считают, что,
когда будет действительно нужно
познакомить своих детей с послед-
ними технологиями, у них всегда бу-
дут для этого требующиеся навыки
и необходимые возможности у се-
бя дома.
«Нью-Йорк Таймс», США.
23.10.2011 г.