Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 1 (126), январь 2015 г.
20 • Осознанное родительство
Д
олгокормлением принято на-
зывать кормление грудью по-
сле двух лет. Тема очень слож-
ная, вызывающая массу про-
тиворечий и даже противо-
борств в обществе. Безусловно,
каж­дая мать сама решает, сколько
ей кормить грудью. А для тех, кому
долгокормление однозначно под-
ходит, есть целый ряд серьёзных ар-
гументов, чтобы обосновать их по-
зицию перед обществом, которое
продолжает дебаты о сроках про-
должения грудного вскармливания,
оставаясь в критическом отноше-
нии к долгокормящим.
Давайте рассмотрим типичные
противоречия.
«За» и «Против»
Питательная ценность моло-
ка для ребёнка старше 2-х лет.
Мнение ПРОТИВ:
Грудное молоко не имеет пита-
тельной ценности для большого ре-
бёнка, в грудном молоке уже ничего
нет, оно не является едой, это толь-
ко баловство.
Мнение ЗА:
Научные исследования доказы-
вают, что даже после двух и более
лет молоко остаётся ценным источ-
ником белков, жиров, ферментов,
расщепляющих в кишечнике бел-
ки и жиры; гормонов, витаминов и
микроэлементов, которые быстро и
легко усваиваются.
Содержание
витаминов
и
микро­элементов в женском молоке
может изменяться в зависимости от
потребностей ребёнка и может уве-
личиваться с возрастом ребёнка.
Например, при грудном вскармли-
вании на втором году жизни малыш
защищён от дефицита витамина А,
который необходим для нормально-
го формирования и функционирова-
ния глаз, кожи, волос, а также вита-
мина К, предотвращающего возник-
новение кровотечений. К тому же в
женском молоке содержится опти-
мальное количество железа, кото-
рое очень хорошо всасывается в ки-
шечнике ребёнка и пред­отвращает
развитие железодефицитной ане-
мии.
Учёными подсчитано, что если
годовалый ребёнок получает не ме-
нее 500 мл грудного молока в сутки,
то его суточные потребности в энер-
гии обеспечиваются на треть, в бел-
ках — на 40%, а в витамине С — по-
чти полностью.
Покрытие потребностей в веще-
ствах:
29%— в энергии;
43%— в белке;
36%— в кальции;
75%— в витамине А;
76% — в фолатах (производные
фолиевой кислоты);
94%— в витамине B12;
60 %— в витамине C.
Грудное вскармливание —
длительная защита от заболева-
ний.
Мнение ПРОТИВ:
До года ребёнок уже сформиро-
вал иммунитет на грудном вскарм­
ливании, теперь иммунную систему
уже нельзя укрепить грудным моло-
ком, значит, в ГМ нет необходимо-
сти.
Мнение ЗА:
Каждый
болезнетворный
микро­организм, попадающий в ор-
ганизм матери, стимулирует выра-
ботку иммуноглобулинов, оказыва-
ющихся в молоке и получаемых ре-
бёнком. Концентрация этих веществ
в молоке увеличивается с возра-
стом ребёнка и с сокращением чи-
сла кормлений, что позволяет де-
тям более старшего возраста, у ко-
торых увеличилась потребность в
этих веществах, полностью удовлет-
ворять нужды иммунной защиты.
Иммуноглобулины образуют на сли-
зистой оболочке кишечника особую
плёнку, делая её недоступной для
болезнетворных микроорганизмов,
и обеспечивают уникальную защиту
от инфекций и аллергии. Кроме то-
го, белки женского молока стимули-
руют развитие собственной иммун-
Долгокормление
ной системы ребёнка. Также в жен-
ском молоке содержатся вещества,
стимулирующие рост полезных бак-
терий (бифидо- и лактобактерий) в
кишечнике, которые противодейст-
вуют заселению его болезнетворны-
ми бактериями.
Другие белки молока также важ-
ны. Например, белок лактоферрин,
связывающий железо, способен
предотвратить рост ряда бактерий,
забирающих железо.
Формирование прикуса, стро-
ение лица, развитие речи.
Мнение ПРОТИВ:
Развитие речи у детей не зави-
сит от способа вскармливания.
Мнение ЗА:
У детей на длительном грудном
вскармливании развитие лицевой
мускулатуры и речевого аппара-
та происходит лучше. Это связано с
активным участием мышц мягкого
нёба в процессе получения молока
из груди. Дети, длительно вскарм­
ливаемые грудью, лучше воспроиз-
водят тональности и частоты зву-
ков. Нарушения речи у них встреча-
ются реже, и в основном это только
обычные физиологические замены
звуков «ш», «ж», «л» на более «про-
стые» звуки.
Преимущества физического
развития детей.
Мнение ПРОТИВ:
Чем больше детей кормят гру-
дью, тем меньше они едят обычную
пищу, поэтому хуже развиваются и в
физическом плане отстают от своих
сверстников
Мнение ЗА:
При грудном вскармливании
обеспечивается оптимальное соот-
ношение жировой и мышечной тка-
ней в организме ребёнка и опти-
мальное соотношение длины и мас-
сы тела. Физическое развитие ре-
бёнка соответствует его биологиче-
скому возрасту, не опережает его
и не отстаёт. Это определялось по
срокам формирования различных
костей скелета.
Психологический аспект дли-
тельного естественного вскарм­
ливания.
Мнение ПРОТИВ:
Матери используют длительное
ГВ для самоудовлетворения, потому
что не чувствуют себя значимыми, а
не потому, что это полезно для ре-
бёнка. Они стараются привязать ре-
бёнка к себе, а ребёнок потом всю
жизнь мучается, потому что мама
не сумела дать ему какое-то другое
внимание, кроме груди, когда ре-
бёнку от мамы нужно просто обще-
ние, а она подсовывает ему грудь,
потому что не умеет с ним общаться
в том возрасте, когда уже нужно не
сиську сосать, а развиваться.
Мнение ЗА:
За счёт того, что во время груд-
ного вскармливания между матерью
и ребёнком устанавливается тес­ная
психологическая связь, которая не-
обходима ребёнку на биологиче-
ском уровне и определена природой
для улучшения развития детей на
базе того, что они получают макси-
мальный спектр материнской ласки,
любви и заботы, полностью удов-
летворяют свои потребности в соса-
нии материнской груди, в присутст-
вии мамы и в её внимании, у детей
на длительном грудном вскармлива-
нии активнее стимулируется нервно-
психическое развитие, а также фор-
мируются механизмы стрессоустой-
чивости. Такие дети лучше адапти-
руются во взрослой жизни, быстрее
и легче переходят от одной стадии
развития к другой, проще сепариру-
ются от родителей, не испытывают к
ним болезненных привязанностей,
сопряжённых со страхом одиноче-
ства, с недостатком родительской за-
боты. Согласно изученным данным
о различных стадиях развития, при-
нятых за основу в работе с детьми в
детской психологии, привязанность
к родителям до возраста, когда ре-
бёнок отделяет себя как обособлен-
ную личность, — это норма сосуще-
ствования родителей и детей. Стадия
осознанного перехода к обособлен-
ности, или так называемой «сепара-
ции-индивидуации» от родителей,
наступает примерно в возрасте 4-х
лет (по Ж. Пиаже). Эта стадия совпа-
дает с развитием у человека его от-
дельного «Я», когда он начинает от-
делять это «Я» от внешнего мира. Во-
первых, нет никаких рекомендаций
относительного того, что переход к
этой стадии развития необходимо
каким-то специальным образом сти-
мулировать или подгонять, и если
этого не делать, то ребёнок естест-
венным образом не развивается до
стадии сепарирования. Во-вторых,
нет никаких данных о том, что пра-
вильно организованное длитель-
ное грудное вскармливание тормо-
зит переход к стадии сепарации. За-
то есть данные о том, что излишняя
холодность, нарочитое отстранение
родителей от ребёнка, опасающихся
его привязанности и считающих, что
привязанность ребёнка к ним может
помешать ему в будущем стать са-
мостоятельным, влияет прямо про-
порционально желаемому: ребёнок,
растущий в обстановке постоянной
родительской депривации, испыты-
вает гораздо больше сложностей с
адаптацией в социуме, с самооцен-
кой, чем ребёнок, чьи потребности
в тес­ной связи с родителями полно-
стью удовлетворялись в раннем дет-
ском возрасте.
Распространённые мифы во-
круг продолжительного грудно-
го вскармливания о том, что оно
травматично для ребёнка, — не
более чем устаревшие данные, со-
бранные аналитическим способом,
имевшим лишь теоретическую базу,
но не практическую. Теории о вре-
де, который может наносить груд-
ное вскармливание после года, ни-
когда не были подтверждены ис-
следованиями, а остаются лишь те-
ориями, в то время как многочи-
сленные со­временные исследова-
ния подтверж­дают позитивное вли-
яние долгого кормления грудью на
психомоторное и интеллектуальное
развитие детей. На основании этих
исследований организации здраво-
охранения осуществляют в настоя-
щий момент поддержку продолжи-
тельного грудного вскармливания.
Мамы, длительно кормящие
грудью, проявляют больше заботы о
своих чадах, более позитивно к ним
относятся, поддерживают чувство
любви, что особенно важно в кри-
тические возрастные периоды де-
тей после года. В каком бы напряже-
нии ни находилась мама, когда она
садится и с удовольствием кормит
своего малыша, к концу кормления
оба расслабляются, и у обоих замет-
но улучшается настроение.
Здоровье мамы.
Мнение ПРОТИВ:
От
длительного
грудного
вскарм­ливания портится здоровье
женщины.
Мнение ЗА:
У женщин, длительно кормив-
ших грудью, значительно реже раз-
виваются злокачественные ново­
образования молочных желёз и
рак яичников, снижается риск вос-
палительных процессов внутрен-
них оболочек матки, нормализует-
ся уровень холестерина, уменьша-
ется риск развития желчекаменной
болезни и остеопороза. Большинст-
во женщин, кормящих грудью доль-
ше двух лет и соблюдающих здоро-
вый образ жизни, правильно питаю-
щихся и поддерживающих свой ор-
ганизм с учётом лактации, не отме-
чают ухудшений самочувствия.
Мифы
о долгокормлении
1) Продолжительное вскарм­
ливание грудью создаёт болез-
ненную привязанность к матери.
Привязанность к матери не яв-
ляется сама по себе болезненным
симптомом или патологией. Это
норма взаимоотношений потом-
ства с родившей их матерью. Бо-
лее того, как раз именно отсутст-
вие привязанности характеризуют
как симп­том дисгармоничных от-
ношений. Грудное вскармливание
не влияет на формирование бо-
лезненной зависимости от матери,
а вот как раз попытки матери от-
далиться от своего ребёнка, отка-
зать ему в близкой связи, в удов-
летворении его потребностей в об-
щении, в контакте, в окружении его
своим теплом и заботой приводят к
формированию острого состояния
болезненной привязанности и за-
висимости от матери и свойствен-
ной такой зависимости инфантиль-
ности. Кроме этого есть ещё масса
предпосылок в отношениях между
матерью и ребёнком, которые де-
лают их дисгармоничными, но ни-
как не связаны со сроками вскар-
мливания.
2) Если ребёнок плохо ест при-
корм, нужно отлучать от груди.
Сроки возникновения готов-
ности к питанию взрослой пищей
очень разнятся. Кроме индивиду-
альной готовности обмена веществ
это связано с тем, что формирова-
ние зубной системы начинается в
разном возрасте (с разницей даже
до 4–5 месяцев) и происходит не-
равномерно, а заканчивает зубная
система формироваться только в
возрасте около двух лет. В этот пе-
риод совершенно нормально, что
некоторые дети проявляют меньше
интереса к твёрдой пище, чем про-
чие, а предпочитают грудное моло-
ко нескольким приёмам иной пи-
щи. На практике подтверждено, что
после отлучения дети не начинали
лучше есть прикорм, продолжали
предпочитать жидкости и жидкую
пищу. Формирование естественно-
го пищевого интереса не связано
со сроками вскармливания, а связа-
но только с индивидуальными осо-
бенностями каждого ребёнка и спо-
собами, которыми пользуются ро-
дители для стимуляции естествен-
ного интереса к другой пище. В этой
стимуляции лучше прочих помогает
постепенное знакомство с продук-
тами общего стола без непосредст-
венных попыток накормить ребён-
ка, только с желанием заинтересо-
вать его и пробудить любопытство
попробовать эти продукты.
3) Рекомендация продолжать
кормить после года относится
только к странам с низким уров-
нем жизни.
Вофициальных источниках такой
формулировки нет. Рекомендация
относится ко всем странам, включая
Восточную и Западную Европу. Суще-
ствует формулировка: «Данные, под-
тверждающие необходимость про-
должать грудное вскарм­ливание и
после первого года жизни, наибо-
лее убедительны в условиях низко-
го уровня гигиены и высокого уров-
ня инфекций. Было установлено, что
в таких условиях продолжение груд-
ного вскармливания (до 2 или 3 лет)
защищает от инфекционных болез-
ней и положительно ассоциируется с
выживанием детей...».
В современном мире ни в од-
ном мегаполисе нельзя быть уве-
ренными, что именно в данном рай-
оне ниже уровень инфекции. Миг-
рация населения, каждый год мути-
руют множество штаммов вирусов,
отягчающие обстоятельства в ви-
де плохой экологии — это факторы,
которые невозможно спрогнози-
ровать, нельзя предугадать их вли-
яние, что именно вашему ребёнку
может не понадобиться срочная за-
щита в виде пролонгированного ГВ.
И, таким образом, становится оче-
видным факт необходимости про-
должительного грудного вскармли-
вания как профилактической меры
там, где однозначная польза на пер-
вый взгляд не очевидна.
Что касается уровня жизни,
то, имея в виду высокую ценность
грудного молока, логично было бы
предположить, что дети в разных
социальных слоях одинаково нуж­
даются в грудном вскармливании
как в источнике массы полезных ве-
ществ и при грамотно организован-
ном грудном вскармливании полу-
чают необходимые для развития пи-
тательные элементы и взаимоотно-
шения со своими матерями.
http://yko.ucoz.ru.