Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 1 (126), январь 2015 г.
УроКи жизни
З
а окном сыро и пасмурно.
Дома тепло, в печи потре-
скивают дрова, кошка Лапка
пригрелась на моих коленях.
Дочка рассматривает учеб-
ник по технологии, безпрестанно
показывает мне поделки, заинтере-
совавшие её картинки. Мы во вто-
ром классе, учимся дома, — мы на
семейном образовании. У меня же
всплывают картины того, как я сама
начинала учиться.
родители меня отдали в школу
в 5 лет 10 месяцев в нулевой класс,
помните, были такие! Утром — уро-
ки, в обед мы спали, в продлёнке гу-
ляли, играли, делали домашние за-
дания. Я любила решать задачки по
математике, но была проблема с
чтением — оно мне почему-то да-
валось с большим трудом. Поэтому
меня приводили раньше на 15 ми-
нут, и я, стоя у доски, читала учи-
тельнице — тренировалась.
но, несмотря на первые сложно-
сти, я люблю читать, успешно окон-
чила 11 классов, техникум с отличи-
ем, институт —очно. Потому хотела
и дочку раньше в школу отдать.
Варя в 6 лет 8 месяцев вполне
была готова: самостоятельная, об-
щительная, считала, читала, писа-
ла…но, прочитав «анастасию» Вла-
димира Мегре, я отложила поход в
школу на год.
за этот год многое поменялось в
нашей жизни: пришло решение об-
учать дочь дома, мы переехали на
землю— в посёлок.
Я сходила в райотдел образова-
ния района, там дали добро. В Вур-
нарском районе Чувашии мы пер-
вые и пока единственные на семей-
ном образовании. Есть опыт в со-
седнем районе, но там мама учи-
тель (м-учитель) младших классов.
У меня, кстати, есть педагогиче-
ское образование — учитель техно-
логии, когда-то вела кружки по ру-
коделию.
К сентябрю мы выбрали школу.
решился и финансовый вопрос: мне
оплачивают домашние уроки, пусть
не много (не более 70% от суммы,
что государство перечисляет в год
на ребёнка школе), но и это малень-
кая победа. В зеленодольске (Татар-
стан) нет и того.
Взяв в руки учебник по мате-
матике, я поняла, что из него доч-
ка всё знает. Всё же решили с ней
контрольную работу на последней
странице, чтобы убедиться.
Математику за 1-й класс дочь
знала, читала бегло, к тому же не по
годам развита, да и мои друзья про-
чили её аж в 3-й класс. Единствен-
ное — она не могла справиться с
письмом, хотя печатными буквами
писала лет с 4-х. была возможность
пойти на комиссию для перехода во
2-й класс, но и завуч, и учительни-
ца сомневались, предложили на-
лечь на другие предметы. Я согла-
силась, торопиться-то некуда. Ведь
любое образование работает на си-
стему. Поторапливание же его уско-
ряет и процессы разрушения деть-
ми природы.
В ы у ч и в ш и с ь ,
юноши и девушки
получают какую-
л и б о
профессию. Профессии же разру-
шают либо служат разрушению
природы: государство изымает из
недр земли газ, нефть, полезные
ископаемые. Любая профессия пря-
мо или косвенно способствует раз-
рушению. Возрождение земли воз-
можно лишь при умножении при-
родных богатств. необходимо по-
ставить человека и окружающую
среду в центре развития. Какая же
тогда у человека должность, специ-
альность?
наш чувашский писатель нико-
лай Максеев говорит, что Человек
— это должность; папа и мама, ба-
бушка и дедушка — это специаль-
ности. Мужчина, женщина, парень,
девушка, независимо от возраста,
сохраняют их. Человек отличается
от животных более богатым спек-
тром энергий. Тонко и красиво по-
являются чувства и эмоции по мере
осмысления, роста работы над со-
бой.
род — си-
ла, он
может творить иную флору и фауну,
но это уже другая ступень развития.
и я имею возможность выра-
стить человека с таким взглядом.
Специальность девочки—быть ма-
мой, а как приложение — знание
школьных предметов.
но вернёмся к нашему образо-
ванию. Математикой мы практиче-
ски и не занимались: немного реша-
ли задачки. налегали на письмо —
писали, списывали, переписывали.
Много читали.
никакой определённой систе-
мой я не пользуюсь, просто стара-
лась, чтобы дочь ежедневно писала
и читала. С Варей я почти не сижу:
даю задания, она их выполняет или
сама находит и переписывает, чита-
ет. Чаще делаем уроки вечером, я
топлю печь, готовлю кушать и отве-
чаю на вопросы, объясняю, диктую
— всё по «ходу движения». быва-
ет, несколько дней не занимаемся,
в зависимости от домашней работы
или настроя, желания. более осно-
вательно готовимся перед поезд-
кой в школу. Сдавать ездим в кани-
кулы, получаем задания и консуль-
тации. Если быть честной, то можно
достичь больших результатов, если
больше времени уделять школь-
ным предметам.
Варя с удовольствием читает. Я
сама люблю книги, много покупаю
к уже имеющимся. Дочка прочла
«Волшебник изумрудного города»
Волкова за месяц. «Урфин Джус»
долго читала, но я поняла, что он
ей не так интересен. Кроме то-
го, сказки перечитает лю-
бимые, «анастасию»
или что-то новое
найдёт, ходит
в библиотеку.
Д о ч к а
любит ма-
с т е р и т ь ,
делать поделки, вяжет крючком,
пытается вышивать, пробует шить
на электрической швейной машин-
ке. на днях кукле платье сшила. на-
шла в книге объяснение и картин-
ки, сняла с куклы мерки, отложила
их на ткань. Я только объясняла, что
двойную ширину нужно взять, что-
бы складочки получились, что при-
пуски нужно взять, чтобы платье
нужной длины вышло, да как шить
показала. В общем, красивое платье
получилось, с кружевами.
опять же замечаю: то, что я люб-
лю и делаю, что я умею, умеет и де-
лает дочка. Я математику понимаю
— ей легко даётся, я рукодельни-
чаю— она мастерит. ну не зацикли-
ваюсь я на гласных, согласных, твёр-
дых, мягких — и дочке тяжелова-
то, хотя учительница несколько раз
объясняла и я читала в учебнике и
объясняла, и всё же. Так что и чуваш-
ский, и английский приходится вме-
сте с дочкой учить. У меня не отрабо-
танные программы — дочка тут же
зеркалит. Я несколько раз замеча-
ла: как только начну что-либо в «ро-
довую землю» писать, то обязатель-
но с дочкой ссора или хуже того. Вот
и эта статья мне не сразу далась —
вышла моя грязь, отражённая в доч-
ке. Пришлось переосмысливать...
необходимо детей увлекать ра-
ботой, брать всегда с собой. они не
только приучаются к труду, но мо-
гут к тому же реально помочь: при-
брать, пол помыть, тесто для пиро-
га сделать, постирать мелкие вещи.
Мы с Варей отлично пилим двух-
ручкой, или я пилю — она дрова
складывает. Я люблю дрова колоть,
ведь и она туда же!
В посёлке подметили: у детей,
которых родители заставляли рабо-
тать, не отпускали вволю гулять, в
последующем благополучно сложи-
лась и личная, и профессиональная
жизнь. Хотя в то время они, может,
злились на родителей, обижались.
но сейчас только благодарят роди-
телей за строгое воспитание. Те же,
кто в клуб ходил, вечера в компании
у костров коротал, — не устроены в
личной жизни, нет стабильной ра-
боты, по стройкам мыкаются, мно-
гие пьют.
Да ведь и в нашем селе такие
примеры есть: родители учителя —
интеллигенты, как говорится, а у де-
тей судьбы изломаны. Теперь, ду-
маю, всё оттого, что без родитель-
ского внимания, присмотра, без ро-
дительской любви и опеки отправ-
лялись каждое лето к бабушке и де-
ду. Сначала бабушка баловала, мол,
пусть подольше поспят, потом —
пусть погуляют: «В деревне ниче-
го не случится», а потом уже поздно
было— справиться не могли.
Как же теперь этим людям ис-
править положение? Как поправить
свою судьбу? Кто поможет? и услы-
шат ли они? а услышав, смогут ли
измениться?
Так не лучше ли загодя создать
для своих детей пространство Люб-
ви, окружить их не ложной заботой,
а вниманием?
Евгения СЕМАЙКИНА.
Чувашия.
jenyasemaikina@mail.ru
л
Наша
«семейка»
Притча
Однажды в маленьком японском
городке умирала женщина. В какой-
то момент она почувствовала,
что её душа покидает тело, возно-
сится вверх и предстаёт перед ду-
хами предков.
Громкий голос спросил её: «Кто
ты?»
«Я жена мэра»,—ответила она.
«Я не спрашиваю, кто твой муж.
Ответь мне, кто ты?»
«Я мать четверых детей. Я учи-
тельница в школе».
«Разве я спросил, сколько у тебя
детей или где ты работаешь?»
И так продолжалось до тех
пор, пока она не сказала: «Я та, кто
просыпается каждый день для то-
го, чтобы помогать своей семье и
учить детей в школе». После это-
го она вернулась в своё тело, и бо-
лезнь отступила. Она нашла свой
икигай.
Ищите и обрящете
Японское понятие «икигай» до-
вольно сложно однозначно пере-
вести на русский язык, но пример-
но можно расшифровать как «то,
что придаёт жизни смысл, то, что за-
ставляет нас просыпаться каждое
утро с радостью». Другими словами,
икигай— это, по-восточному, изящ-
ное и компактное определение ва-
шего главного интереса, того дела,
которое приносит радость в вашу
жизнь.
Хотя японцы острова окинава
сумели сделать это понятие частью
своей философии, нельзя сказать,
что икигай совершенно не известен
на западе. Мы не раз встречали его
последователей, особенно среди
тех людей, которые сумели добить-
ся в своей жизни многого.
«Мы едва могли ждать утра,
чтобы снова приступить к рабо-
те».
— Уилбур райт, изобретатель
самолёта.
«Делайте только то, что вы
любите больше всего. Это обяза-
тельно приведёт вас к успеху! Ка-
ждое утро я смотрел на себя в зер-
кало и спрашивал: «Если бы сегод-
ня был последний день моей жизни,
хотел бы я заниматься тем, чем я
занимаюсь сегодня? И если ответ
в течение многих дней подряд был
«нет», то мне нужно что-то ме-
нять».
— Стив Джобс, руководи-
тель Apple.
именно интерес к жизни, жела-
ние немедленно приступить к свое-
му делу и выполнить его самым луч-
шим образом даёт людям ощуще-
ние собственной значимости, чувст-
во удовлетворённости и смысл жиз-
ни. Тем людям, которые знают свой
икигай, не знакомы депрессии, они
сохраняют оптимистическое отно-
шение к жизни и не подвержены
деструктивным привычкам. Поэто-
му для каждого человека, который
хочет прожить долгую и осмыслен-
ную жизнь, так важно найти для се-
бя причину вставать по утрам.
открытие своего главного дела
потребует от вас, возможно, значи-
тельного вложения времени и энер-
гии. Вам придётся принять осмыс-
ленное и важное решение, и очень
жаль, что многие люди понимают
его необходимость слишком позд-
но. Чем раньше вы начнёте поиск
своего икигай, тем скорее вы стане-
те ощущать спокойствие и удовлет-
ворение от своей жизни.
Вот некоторые направления и
вопросы, ответы на которые помо-
гут вам в поисках.
Достижения.
Какие достиже-
ния в своей жизни вы считаете са-
мыми ценными? Возьмите лист бу-
маги и запишите 2–3 своих дела, ко-
торыми вы действительно горди-
тесь. Это может послужить хорошей
отправной точкой для поиска свое-
го икигай.
Знания.
В чём состоят ваши
особые знания и навыки? В чём вы
считаете себя специалистом? о чём
вы с удовольствием рассказываете,
на какую тему читаете литературу?
Какие сайты посещаете чаще всего
в свободное время?
Ощущения.
работа в той обла-
сти, в которой вы разбираетесь, яв-
ляется залогом карьерного успеха.
но если вы хотите обрести счастье,
то надо заниматься тем, что лю-
бишь. Ваш икигай не слишком вол-
нуют ваши деловые успехи, если
они не подкреплены радостью в
сердце. именно на это надо обра-
тить внимание в первую очередь.
Самооценка.
Кем вы видите
себя в своих мечтах? Вы учитель,
юрист, мать, учёный, книгоизда-
тель, фермер? Возможно, именно
ваша оценка своего будущего мо-
жет стать той линзой, которая по-
может сфокусировать все ваши
усилия.
Личность.
на свете нет одина-
ковых людей, и разным личностям
подходят совершенно разные виды
работ. зная свой тип личности, вы
поймёте, почему некоторые занятия
приносят вам огромное удовольст-
вие, а другие не трогают ни единой
струны вашей души.
Можно воспользоваться для
поиска икигай и специальной кар-
той, которая показывает, что ваше
главное дело расположено на пе-
ресечении того, что вам больше
всего хочется, и того, что лучше по-
лучается.
Напутствие
«Ты должен найти то, что лю-
бишь. И найти свою любимую ра-
боту так же необходимо, как и
своего любимого человека. Работа
будет занимать очень большую
часть твоей жизни, и единствен-
ный способ получать настоящее
удовлетворение от работы —
это делать её превосходно, осоз-
навая это. А единственный способ
делать свою работу превосход-
но — это любить её. Если ты ещё
не нашёл своё любимое дело, про-
должай искать. Не прекращай пои-
ски, пока не найдёшь. Как и во всём
остальном, к чему лежит сердце,
ты сразу поймёшь, что нашёл то,
что искал. И как в любых прекра-
сных взаимоотношениях, твоя ув-
лечённость работой будет со вре-
менем только увеличиваться. Так
что ищи и не успокаивайся, пока
не найдёшь».
— Стив Джобс.
Майкл РЭЙ.
«Высшая цель».
www.mann-ivanov-ferber.ru
Что такое
«èêèãàé»
и в чём он прячется