Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 2 (127), февраль 2015 г.
уРОКи жиЗНи
С
егодня, как и 15 лет назад,
прогрессивные мамы оза-
бочены тем, что ребёнка на-
до развивать прямо-таки с
рождения. а как же! ведь
«после трёх уже поздно». К услугам
мам методики Глена домана, лены
даниловой (на основе того же до-
мана, дополненная и адаптирован-
ная к российским реалиям), сес-
силь лупан, Масару ибука (по боль-
шому счёту, вариации того же до-
мана), Марии Монтессори, тюле-
нева и сузуки, система Никитиных,
методический материал Кюизене-
ра, денеша, воскобовича, Чаплы-
гина, школа 7 гномов... думаю, хва-
тит для начала. и это только то, что
я вспомнила. уверена, что подвиза-
ются на поприще раннего развития
гораздо больше педагогов, психо-
логов, просто талантливых людей,
которым есть что передать детям.
современная жизнь подливает
масла в огонь, не отставая в своих
требованиях. На моей памяти трёх-
летний малыш должен был прохо-
дить собеседование, чтобы попасть
в элитный детский сад, а собеседо-
вания при приёме на курсы подго-
товки к школе — сплошь и рядом.
При этом ребёнку уже предъявля-
ется ряд требований, что он должен
уметь делать. вот и боятся родители
отстать от этого темпа. и начинает-
ся: не успел человек родиться, как
10 раз в день карточки с кружоч-
ками, 5 раз — занятия по програм-
ме развития интеллекта, столько же
— физические упражнения, сон и
сеансы ползания в треке. По дому
развешены карточки со словами, а
ещё нужно послушать за день не-
сколько музыкальных отрывков и
текстов на иностранных языках, по-
заниматься развитием памяти, зри-
тельного восприятия, тактильных
ощущений...
думаете, я утрирую? Ничего по-
добного! жизнь моих старших де-
тей протекала именно по такому
графику с самого рождения. Как
и жизнь ещё 52 детишек друзей и
знакомых-единомышленников, ув-
лечённых в то время ранним раз-
витием. Математика, чтение, раз-
витие интеллекта, музыка, рисова-
ние, иностранные языки, физкуль-
тура, развивающие игры всех сор-
тов — вот что наполняло их дет-
скую жизнь. времени на «ничегоне-
делание» просто не было. если дети
просто играли, то взрослые следи-
ли, чтобы игра всё равно охватыва-
ла зону ближайшего развития и тем
самым развивала ребёнка.
На прогулке— занятия по окру-
жающему миру. Кубики Зайцева и
штанги Монтессори моя средняя
дочь до сих пор вспоминает с но-
стальгией (как прикольно было
первые грызть и вторыми драться).
дополняли картину ранняя социа-
лизация и общая развивающая сре-
да (привет монтессори-классам и
вальдорфской педагогике, про неё
тоже не забыли).
К началу школьного возраста
мы все были более чем довольны
результатами: общительные, не по
годам физически и интеллектуаль-
но развитые, рассудительные, на-
читанные (а как же, читали все са-
мое позднее с 2 лет), самостоятель-
ные, отлично социализированные,
с огромным кругозором дети — о
чём ещё могут мечтать родители?
такими детьми так удобно и при-
ятно хвастаться. Никаких отрица-
тельных последствий интенсивного
раннего развития мы не видели, на-
оборот, одни плюсы.
а потом у всех начались школы.
и школы были уже разные.
должна заметить, что не знаю,
каков был бы результат экспери-
мента, останься кто-то из этих де-
тей на домашнем обучении, так как
всё то поколение, рождённое в 97–
2000-х годах, пошло в школы. труд-
ности начались с первых классов.
Нашим детям попросту было скуч-
но даже в самых продвинутых гим-
назиях. с одной стороны, они очень
многое знали и по многим вопро-
сам гораздо больше, чем предпола-
гала программа. с другой— знания
эти характеризовались негибко-
стью, частичной систематичностью,
и по отдельным предметам обнару-
живались большие дырки, которые
не позволяли перепрыгнуть через
класс. ликвидировать пробелы те-
ми же скоростными темпами не по-
лучалось, так как желание учиться,
познавать новое, искать и добывать
знания отсутствовало у этих детей
напрочь.
Оборотная сторона
раннего развития
Большинство из развивающих методик
для малышей не развивают креативные
способности, не стимулируют творчест­
во, не учат учиться, не прививают любовь
к познанию, вообще не учат осознавать...
знания нового.
также большинство обучающих
методик учат решать задачу в спе-
циально организованной среде,
никак не обучая переносу навыка в
реальную жизнь. если ваш ребёнок
лихо шнурует рамку монтессори и
на соседней так же быстро застёги-
вает пуговицы, это совсем не зна-
чит, что завтра он так же лихо будет
управляться со своей рубашкой и
шнуровкой ботинок. все методики
домана — обычное натаскивание,
предполагающее переход количе-
ства в качество, который не всегда
происходит.
Кубики Зайцева отлично учат
читать, но за скобками у большин-
ства педагогов, а значит и детей,
остаются смысл прочитанного и
осознание душевных переживаний
героев (а этому тоже надо учить —
сопереживать, сочувствовать, вы-
рабатывать своё отношение к до-
брым и злым, видеть неоднознач-
ность мира...). и так можно продол-
жать безконечно. Нет ни одной ме-
тодики, которая бы развивала при-
вязанность, сердечные отноше-
ния, любознательность, спонтан-
ное творчество, жажду познания,
стойкость при столкновении с труд-
ностями на этом пути... лишь толь-
ко память, внимание, мышление,
скорость мыслительных операций,
силу мышц, зрительное, слуховое,
тактильное восприятие...
а кому что важнее, каждый ро-
дитель сам выбирает для себя... и
своих детей.
P. S. сейчас у нас растёт млад-
ший, ему 6 месяцев. Мы с ним то-
же занимаемся отдельными упраж-
нениями из самых разных методик,
но только когда и у него, и у меня
есть настроение, нам обоим нече-
го делать и нет настроения занять-
ся чем-нибудь более полезным, на-
пример поесть грудного молока
или поспать вместе, т. е. исключи-
тельно ради моего развлечения и
не систематически.
Ольга РОДичевА.
http://alpha-parenting.ru.
страшная часть айсберга ран-
него развития всплыла наружу —
эти дети Не ХОтели и Не люБи-
ли уЧитьсЯ! Они привыкли, что
новые знания преподносятся им
на блюдечке готовыми, загодя, за-
долго до того, как у них в сознании
сформируется запрос на новую ин-
формацию. Они не понимали, а за-
чем нужно ещё и ещё что-то узна-
вать, так как сам процесс их уже за
6–7 лет предыдущей жизни изряд-
но пресытил. Мотивация на обуче-
ние отсутствовала как факт. у кого-
то родители схватились за голову и
успели вернуть радость познания,
к кому-то нашли подход учителя, а
кто-то в этом вялотекущем состоя-
нии так и проковылял почти до кон-
ца школы (самые старшие сейчас в
11-м классе).
в подростковом возрасте у всех
обнаружился и ещё ряд проблем, а
так как все эти проблемы оказались
общими (мы, родители, периодиче-
ски до сих пор общаемся друг с дру-
гом, многие так и работают в одной
организации, так что информацией
обмениваемся), то с определённой
долей уверенности можно сказать,
что корни этих проблем лежат там
же, в раннем детстве, которое це-
ликом было посвящено «развиваш-
кам».
у всех детей очень лабильная
самооценка, при этом она скачет от
резко заниженной до неадекватно
завышенной, но никогда не бывает
адекватной. Почти никто из них не
умеет крепко и по-настоящему дру-
жить, хотя поверхностно общаются
в коллективе все очень легко. Ни у
кого нет «лучшего друга». для всех
характерны сильная ориентация на
сверстников и потеря привязанно-
сти к родителям (так ей, привязан-
ностью этой, никто и не занимался,
как-то не до этого было).
им очень сложно с професси-
ональной ориентацией и поиском
своего пути в жизни — ничто не
привлекает, всё уже заранее кажет-
ся скучным и неинтересным. сре-
ди них очень мало творческих лю-
дей и практически нет исследова-
телей по натуре, кого бы можно бы-
ло назвать искателем, эксперимен-
татором.
Зачем я всё это пишу? Оказа-
лось, что за почти 16 лет, прошед-
ших с рождения моего старшего
сына, ничего не изменилось. Роди-
тели так же гонятся за ранним раз-
витием. Хвастаются успехами своих
3-, 4-, 6-летних детей... Часто я слы-
шу на мамских форумах от родите-
лей дошколят: «Мы ходим в садик
на целый день, и с привязанностью
всё в порядке...».
а меня так и подзуживает спро-
сить, а каким эти мамы хотят ви-
деть своего ребёнка в подростко-
вом возрасте? и готовы ли они в
этот сложный период столкнуться
с оборотной стороной раннего раз-
вития? Большинство из развиваю-
щих методик для малышей не раз-
вивают креативные способности,
не стимулируют творчество, не учат
учиться, не прививают любовь к по-
знанию, вообще не учат осознавать,
что вот он, этот познавательный ин-
терес, у меня появился, и мне надо
удовлетворить эту потребность по-
В
ноябре наш детский твор-
ческий коллектив «Росток»
принял участие в праздно-
вании дня основания х. Гру-
шевка, рядом с которым находится
наше поселение Росток. Официаль-
ной датой основания хутора приня-
то считать 1740 год, когда была по-
строена церковь. Но, как сказал гла-
ва администрации в своей поздра-
вительной речи, казаки селились
здесь гораздо раньше.
Празднование
проходило
в
местном дК, где собрались взрос-
лые и дети, жители и гости хутора.
детские выступления получились
яркими и не похожими друг на дру-
га: здесь были и танец казачат, и та-
нец с павловопосадскими платка-
ми, и вальс, а ещё юмористические
и вокальные номера.
Наш детский коллектив был удо-
стоен чести открыть праздник тан-
цевальным номером «лебёдуш-
ка». Зрители тепло встречали «арти-
стов», и вообще в зале царила дру-
жественно-семейная атмосфера.
Между выступлениями глава ад-
министрации сергей леонидович
сягайло вручал благодарственные
грамоты педагогам, медикам, ра-
ботникам культуры, предпринима-
телям, а также долгожителям, мо-
лодым родителям и супругам-юби-
лярам.
Приятно отметить, что это уже
не первое наше творческое сотруд-
ничество. Благодаря этому взаимо-
отношения с местными жителями и
администрацией укрепляются, ста-
новятся более открытыми. Мы ве-
рим, что такие малые, но конкрет-
ные шаги способствуют популяри-
зации идеи Родовых поместий в об-
ществе.
P. S. От лица поселения выража-
ем благодарность софье ветровой,
которая провела большую органи-
зационную работу по подготовке к
«росточков» к выступлению.
https://vk.com/rostokdubovoy.
Вот такие росточки!