Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (127), февраль 2015 г.
18 •
В
начале учебного года ру-
ководительница 6 класса
стояла перед своими быв-
шими
пятиклассниками.
Она окинула взглядом сво-
их детей и сказала, что всех их оди-
наково любит и рада видеть. Это бы-
ло большой ложью, так как за одной
из передних парт, сжавшись в комо-
чек, сидел мальчик, которого учи-
тельница не любила.
Она познакомилась с ним, так
как и со всеми своими учениками,
в прошлом учебном году. ещё тог-
да она заметила, что он не играет с
одноклассниками, одет в грязную
одежду и пахнет так, будто никогда
не мылся. со временем отношение
учительницы к этому ученику ста-
новилось всё хуже и дошло до того,
что ей хотелось исчеркать все его
письменные работы красной руч-
кой и поставить единицу.
Как-то раз завуч попросил про-
анализировать характеристики на
всех учеников с начала обучения
их в школе, и учительница поста-
вила дело нелюбимого ученика по-
следним. Когда она наконец дошла
до него и нехотя начала изучать, то
была ошеломлена. учительница,
которая вела мальчика в первом
классе, писала: «Это блестящий ре-
бёнок, с лучезарной улыбкой. де-
лает домашние задания чисто и ак-
куратно. Одно удовольствие нахо-
диться рядом с ним». учительни-
ца второго класса писала: «Это пре-
восходный ученик, которого ценят
его товарищи, но у него пробле-
мы в семье: его мать больна неиз-
лечимой болезнью, и его жизнь до-
ма, должно быть, сплошная борьба
со смертью». учительница третье-
го класса отметила: «смерть мате-
ри очень сильно ударила по нему.
Он старается изо всех сил, но его
отец не проявляет к нему интереса,
и его жизнь дома скоро может по-
влиять на его обучение, если ниче-
го не предпринять». учительница
четвёртого класса записала: «Маль-
чик необязательный, не проявля-
ет интереса к учебе, почти не име-
ет друзей и часто засыпает прямо в
классе».
После прочтения этих характе-
ристик учительнице стало очень
стыдно перед самой собой.
Она почувствовала себя ещё ху-
же, когда на Новый год все ученики
принесли ей подарки, обёрнутые в
блестящую подарочную бумагу с
бантами; подарок её нелюбимого
ученика был завёрнут в грубую ко-
ричневую бумагу. Некоторые дети
стали смеяться, когда она вынула из
этого свёртка браслетик, в котором
недоставало нескольких камней, и
флакончик духов, заполненный на
четверть. Но учительница подавила
смех в классе, воскликнув: «О, какой
красивый браслет!» Открыв флакон,
она побрызгала немного духов на
запястье.
в этот день мальчик задержался
после уроков, подошёл к учитель-
нице и сказал: «сегодня вы пахнете,
как пахла моя мама».
Когда он ушёл, она долго плака-
ла. с этого дня она отказалась препо-
давать только литературу, письмо и
математику и начала учить детей до-
бру, принципам, сочувствию. Через
какое-то время нелюбимый ученик
стал возвращаться к жизни, а в конце
учебного года стал одним из лучших
в классе. Несмотря на то, что учи-
тельница повторяла, что любит всех
учеников одинаково, по-настоящему
она ценила и любила только его.
Через год, когда она работала
уже с другими, она нашла под две-
рью учебного класса записку, где
мальчик писал, что она самая луч-
шая из всех учителей, которые у не-
го были за всю жизнь.
Прошло ещё пять лет, прежде
чем она получила ещё одно пись-
мо от своего бывшего ученика; он
рассказывал, что окончил колледж
и занял по оценкам третье место в
классе и что она продолжает быть
лучшей учительницей в его жизни.
Через четыре года учительница
получила ещё одно письмо, где её
ученик писал, что, несмотря на все
трудности, скоро оканчивает уни-
верситет с наилучшими оценками,
и подтвердил, что она до сих пор
является лучшей учительницей, ко-
торая была у него в жизни.
спустя ещё четыре года пришло
ещё одно письмо. в этот раз он пи-
сал, что после окончания универси-
тета решил повысить уровень сво-
их знаний. теперь перед его име-
нем и фамилией стояло слово «док-
тор». и в этом письме он писал, что
она лучшая из всех учителей, кото-
рые были у него в жизни.
время шло. в одном из своих
писем он рассказывал, что его отец
умер два года назад, что познако-
мился с девушкой и женится на ней,
в этом письме он спрашивал, не от-
кажется ли она на его свадьбе за-
нять место, на котором обычно си-
дит мама жениха?
Конечно же, она согласилась. в
день свадьбы она надела тот самый
браслет с недостающими камнями
и купила те же духи, которые напо-
минали мальчику о его маме. Они
встретились, обнялись, и он почув-
ствовал родной запах. «спасибо за
веру в меня, спасибо, что дали мне
почувствовать мою нужность и зна-
чимость и научили верить в свои си-
лы, что научили отличать хорошее
от плохого», — сказал он ей .
учительница со слезами на гла-
зах ответила: «Ошибаешься, это ты
меня научил всему. Я не знала, как
учить, пока не познакомилась с то-
бой...».
http://x-time.info
П
роходит семинар, и душа
мается незавершённостью
процесса до тех пор, пока
не напишешь, не расска-
жешь, не поделишься об-
ретёнными радостями, задумками,
открытиями. Как здорово, что есть
газета, страницы которой открыты
для этого!
Но что это за потребность? При-
вычка отчитываться? Нет! желание
похвалиться, какие мы хорошие?
Нет!
скорее, это похоже на состоя-
ние хозяйки, которая испекла боль-
шой пирог и теперь угощает этим
пирогом тех, кому он вкусно пах-
нет, чтобы посорадоваться. а если
пирог не съестся, засохнет? тоска!..
Надеюсь, что наш пирог кого-то по-
радует. «Опустошись — и Отец тебя
заполнит» — очевидно, что это за-
кон творчества.
Много лет живу с чётким ощу-
щением команды нас, пришедших
сделать общее нужное большое де-
ло. Мы можем никогда не встретить-
ся. Но я приветствую вас, други мои!
и пред вами мне хочется держать
ответ за прожитое, поделиться не-
простым счастьем своим, выверить
свои планы на будущее.
в этот раз темой семинара был
«великий и могучий русский язык».
с 3 по 10 января, шесть дней рус-
ского языка, шесть дней командно-
го сотворчества. На стене — от-
крытый лист учёта знаний (ОлуЗ) с
крестиками в большинстве клеток,
подтверждающими усвоение мате-
риала. «взяли» фонетику, морфоло-
гию, лексику... всего 18 тем. Но кри-
терием свершившегося чуда семи-
нара для меня является всё же дру-
гое — это атмосфера последне-
го дня, когда поставленные зада-
чи решены, когда есть свободное
время, традиционно до 24 часов,
а на деле до часа ночи. Богатство,
многообразие форм общения: иг-
ры подвижные, смешные, интел-
лектуальные, танцы, песни под ги-
тару, прогулка по скрипучему сне-
гу под звёздами, приготовление и
«уничтожение» ужина, просмотр
фильма — и всё это вместе так
здорово! и для меня не очень важ-
но, через математику, химию или
русский мы к этому приходим.
Но в этот раз через суть слов и
букв осознавался алгоритм челове-
ческой жизни, человеческого сча-
стья. «вначале» или «в начале» было
слово? Может быть, это с любовью
О в О? Об этом говорил Шнитке: «Я
жизнь, которая хочет жить, внутри
жизни, которая хочет жить».
если складывается, прожива-
ем этот опыт цельности: каждый —
клеточка чего-то большего (коллек-
тива, семьи, страны, человечества,
Бога). и в этой цельности каждый
получает по готовности своей по-
тенциал возможности всей семьи,
команды, человечества. и вдруг от-
крывается суть слова «каково»: как
поживает твоё О как клеточка жиз-
ни в большом О?
для меня сложить семинар —
это сложить условия, среду, в ко-
торой проживётся счастье общно-
сти, опыт, который захочется при-
менить. Конечно, были опорные
конспекты, объяснения, упражне-
ния, но всё это — лишь подготовка
к главному, к творческим заданиям:
1. Написать рассказ или стихо-
творение на заданную тему с макси-
мальным использованием какой-ли-
бо орфограммы, например рассказ о
веКтОР
Живая Школа Смаглинки:
образовательные семинары
стуле с максимальным использова-
нием удвоенной «н» в суффиксах.
2. Писали командами рассказы,
а потом встраивали в свои тексты
героев из рассказов других команд.
3. Раздавали командам простые
предложения, а потом придумыва-
ли задания: осложните причастным
оборотом, однородными сказуемы-
ми, сделайте из простого сложносо-
чинённое, введите обращение, ввод-
ную конструкцию, замените все лич-
ные местоимения на существитель-
ные и т. д., на что фантазии хватит.
4. Писали максимально длинное
предложение, где все слова (кро-
ме служебных) были на одну букву,
расставляли знаки (не препинания,
а назовём их смысловыми), находи-
ли все орфограммы. у нас получи-
лось весело!
5. до завтрака учились вести
разговор по кругу, не прерывая об-
щую мысль, выражая точно свою
и воспринимая сказанное другим:
«Правильно ли я тебя понял?..» сло-
вом рисовали образ мечты, раздви-
гая её границы до масштабов, дос-
тойных человека.
6. устроили свой «Звёздный час»,
когда с импровизированной трибу-
ны во вселенную каждый говорил о
волнующем: общении, чести, судьбе
России и своей судьбе в ней, о прош-
лом, настоящем и будущем.
вот держит слово 14-летний
подросток, родившийся в столице и
чаще бывающий за границей, неже-
ли в провинции своей Родины: «Ког-
да я узнал о программе уничтоже-
ния сссР а. даллеса, я стал видеть,
осознавать эти процессы в Москве.
а вот тут, в провинции, я понял, на
ком Россия держится». тишина, а по-
том ребята зааплодировали...
Как всегда, мы рады сотрудни-
честву с теми, кто хотел бы поде-
литься своим мастерством. вопрос
об участии в качестве преподава-
теля необходимо обсудить с орга-
низаторами семинаров заблаговре-
менно.
Контактные телефоны: Нина Ни-
колаевна — 8-928-385-7013 (Мега-
фон), 8-963-284-3896 (Билайн).
нина СиЛенОк,
руководитель Живой Школы.
Экопоселение Смаглинка,
Карачаево-Черкессия.
Учительская история
На сборах
Пересвета
З
имние сборы Пересвета прош-
ли на доброй Земле (влади-
мирская область). Мальчишки
вместе со взрослыми выреза-
ли настоящие ложки из липы.
а ещё была длинная-длинная
зимняя ночь в лесу — юные пере-
световцы научились строить зим-
нее укрытие в лесу, некоторые во
время дежурства у костра успели
показать своё умение готовить рис
и кашу. Ночью было минус 8 граду-
сов, но холодно никому не было.
именно такие походы дают
мальчишкам уверенность в себе, в
своих силах. Они вернулись на ба-
зу победителями. Завершилось всё
мероприятие жаркой баней и пес-
нями.
Пересвет — программа лич-
ностного роста. 21–28 марта она
продолжится. время весенних ка-
никул ребята проведут интересно и
с пользой.
Мальчишки будут продолжать
вырезать настоящие ложки из ли-
пы, девчонки—печь настоящие пи-
рожки и хлеб.
также ребята познакомятся с
техникой самообороны, пройдут
курс оказания первой медицинской
помощи пострадавшим, их ждёт
стрельба из спортивных луков и ар-
балетов, пневматических винтовок
и пистолетов. Они получат увлека-
тельные задания по поиску кладов,
самостоятельно подготовят номе-
ра художественной самодеятельно-
сти. Будут также интересные филь-
мы, беседы о семейных ценностях
и много весёлых игр на свежем воз-
духе.
По сообщениям с Доброй Земли.
http://vk.com/dobrayazemlya.