«Родовая Земля»
№ 3 (128), март 2015 г.
18 • вектор
Д
рузья, какой вам видится
идеальная школа для ва-
ших детей? Очевидно, что-
то светлое и радостное,
лишённое несовершенств
существующей системы. У кого-то
хватает духу не только думать об
этом, но и забрать детей на экстер-
нат, на домашнее обучение. И тут
сразу встаёт вопрос, чему учить и
как учить. Кто-то перед строгим рас-
писанием зачётов, контрольных, эк-
заменов полностью посвящает себя
выполнению этих задач (тут уж не
до творчества, не до новых подхо-
дов, дай Бог с этим справиться). Кто-
то находит интересные пособия, де-
лает собственные открытия. Но все-
таки мечтается-то о большем. Мои
бывшие экстернатчики теперь сту-
денты, а где же школа мечты?
Вспоминается разговор в шко-
ле Щетинина, где мне объяснили,
что когда-то люди разделили цель-
ное знание на отдельные науки и
этим умертвили его. Рассказывали
и о мечте щетининцев создать еди-
ный учебник «Мир», в котором нау-
ки снова объединятся и оживут.
Живая школа тоже прошла раз-
ные этапы поиска, наработала нема-
лый опыт. И теперь нам хочется осу-
ществить попытку сложить цельный
курс «Мир, в котором мы живем»
циклом семинаров, в которых будут
решаться комплексные задачи: под-
готовка выпускников к экзаменам,
освоение школьных предметов,
преодоление неуспеваемости, фор-
мирование мотивации к обучению и
более глобальные, когда знания по
математике, химии, физике склады-
ваются в целостное мировоззрение,
порождают неугасимое любопытст-
во, потребность узнавать, осозна-
вать, созидать.
Конечно, нужна команда, нуж-
на профессиональная состоятель-
ность. Нужно родить идею каждого
из семинаров и реализовать ее. По-
тому будем готовиться, именно этой
цели посвящены три предстоящих
летних семинара Живой школы.
В июне будем учиться органи-
зовывать цельный процесс обуче-
ния-воспитания нескольких возрас-
тных групп, чтобы каждый в такой
школе чувствовал себя как в боль-
шой доброй семье.
В июле мы приглашаем вас на
семинар «Учение без мучения», где,
собрав коллективный педагогиче-
ский опыт, будем преобразовывать
негативное отношение к учёбе в ин-
терес к процессу образования, в по-
требность много знать и уметь.
А в августе мы устроим мозго-
вой штурм «Замечтательная шко-
ла», чтобы найти именно то содер-
жание образования, которое вдох-
новит и которое будет все-таки по-
сильным, чтобы «Мир вокруг нас»
открыл нам свои законы, красоту,
загадки.
А теперь о каждом из этих семи-
наров подробнее.
Июнь. «Школа
как многодетная
разновозрастная семья»
В самом названии суть предла-
гаемой творческой встречи. Сегод-
ня учёба предполагает обязатель-
ное отлучение детей от взрослых.
Мы с вами будем творить радость
сотворчества. На этот семинар мы
приглашаем семьи с детьми раз-
ного возраста от пяти лет. Три воз-
растные группы будут заниматься
то отдельно друг от друга, то вместе,
складывая в общую сокровищницу
открытия всех. Опыт такой есть, и
это получается! Темой этого семина-
ра станет «Человек будущего».
Подтемы семинара:
— формирование отношения к
себе как бесценной неповторимо-
сти;
— воспитание правильного от-
ношения к окружающим людям (се-
мья, коллектив, страна, человечест-
во);
— отношение к природе;
— отношение к процессам и
времени.
А решаться все поставленные
задачи будут самыми разными за-
нятиями: физическими, интеллекту-
альными, художественными, твор-
ческими, возьмём всё нужное в этой
теме из русского и математики, био-
логии и истории, обществознания и
химии, литературы и физики. И, как
всегда, вся жизнь будет организо-
вываться цельностью командного
взаимодействия.
Июль. «Учение
без мучения»
Этим семинаром будем рады по-
мочь преодолеть вам и вашим де-
тям трудную ситуацию, когда поте-
рян интерес к учёбе, когда появил-
ся страх перед предметом, утраче-
на вера в себя, когда опустились ру-
ки. Используя инновационные ме-
тодики приглашённых специали-
стов, опыт Живой школы, находки
участников, мы покажем ребятам,
каким увлекательным может быть
процесс освоения математических
премудростей, иностранных язы-
ков, русскоязычной грамотности,
сложностей физики и химии, как это
всё не страшно, достижимо и инте-
ресно. И мы приглашаем всех, кто
хочет попробовать свои силы в ре-
шении этой задачи, мы приглашаем
коллег-корифеев и тех, кто в 10–15
лет мечтает быть учителем. Мы при-
глашаем родителей, которые ищут
способы дать качественное обра-
зование своим детям. Безусловно,
этот творческий обмен будет инте-
ресен тем, кто начинает организо-
вывать школы в экопоселениях, ка-
кие-то центры и клубы для детей в
городах, кто ищет пути развития в
уже организованных системах. Учи-
тывая важность и сложность пред-
стоящих задач, детей для участия в
этом семинаре мы приглашаем не
младше 10 лет. Но, прекрасно пони-
мая, что интерес к учёбе сменяет-
ся страхом перед нею нередко в са-
мом раннем ученическом возрасте,
мы покажем, как этого избежать, на
занятиях с группой местных малы-
шей 5–9 лет, которые после занятий
будут уходить домой.
Думается, что даже самые стой-
кие скептики, утверждающие, что
математика и химия — это неинте-
ресно, что в жизни это не пригодит-
ся, вкусят счастье познания, восторг
открытий. Приезжайте!
Август. Мозговой штурм
«Замечательная школа»
Обычно мы, взрослые, сами ре-
шаем, какая школа нужна детям, и
ребятам навязываем готовые ре-
Летние семинары «Живой Школы»
Образование.
Берём новые рубежи
тельные свойства крови; в непов-
торимости океанов и материков —
жизнь живой планеты Земля. Опыт
показывает, что проснувшийся на
нестандартных занятиях интерес
потом меняет отношение к предме-
ту в школе, помогает улучшить си-
туацию. Это как поднимать палку
с разных концов. А уж если с двух
сторон взяться, то поднимем даже
тяжёлое.
Уже есть учителя, которые мо-
гут предложить свой вариант це-
лостной подачи того или иного
предмета. Это бывает очень важ-
но — увидеть посильность школь-
ного курса, взять его на семинаре
целостно, а потом дома вникать в
подробности.
Не сомневаемся, что детям с 10
лет и взрослым всех возрастов бу-
дет интересно и радостно участво-
вать в творческом процессе: при-
думать урок, подготовить его с ко-
мандой, провести для всех, как по-
дарок подарить, а потом принять
подарки от других команд, а потом
услышать спасибо в свой адрес,
сказать спасибо за всё то, чем обо-
гатили, порадовали тебя. Таким
образом, весь моз-говой штурм
становится для всех участников
школой будущих творцов и созида-
телей. Думается, что в такой
школе захочется поучить-
ся всем. Для нас это школа
мечты! Значит, будем её де-
лать. На этом заключитель-
ном семинаре будем опре-
делять критерии эталонно-
го образовательного заня-
тия, образовательного дня,
образовательного
погру-
жения. Результатом станет
сложение команд препода-
вателей, учителей, воспи-
тателей, учеников, которых
вдохновит идея сложения
цельного образовательно-
го курса «Мир, в котором
мы живём», которые увидят
путь её реализации в твор-
ческом единстве. А реали-
зуем мы этот план тради-
ционно семинарами нашей
школы во время осенних,
весенних и зимних каникул,
на которые вас обязатель-
но пригласим и будем рады
встрече. А летом 2016 года
подведём итоги и возьмём новые
рубежи.
P.S. На каждом летнем семинаре
мы ходим на экскурсию или в поход,
играем, рисуем, поём, организовы-
ваем спектакли, КВНы, концерты и
т. п. Вся жизнь нашей школы стро-
ится на принципах командного вза-
имодействия, самоуправления и са-
мообслуживания.
Информацию об условиях про-
живания, точную сумму оплаты,
прочие подробности вы сможете
найти на сайте smaglinka.ru за 1,5–2
месяца до начала семинара.
Нина Силенок.
ПРП Смаглинка, Карачаево-Черкесия.
Тел.: 8-928-385-7013;
8-963-284-3896.
philipsxenium1955@yandex.ru
шения, которые мало кем прием-
лются. Нам видится очень важ-
ным предложить детям активно
участвовать в формировании все-
го школьного процесса: урока, дня,
погружения, в анализе прожитого
и в планировании предстоящего.
Важно услышать их идеи, совмес-
тно реализовать их, важно орга-
низовать сотрудничество, сотвор-
чество обучаемых и обучающих. И
ещё неизвестно, кто у кого больше-
му научится.
Мощью мозгового штурма мы
будем складывать программу об-
разования, мировоззрения, наше
видение «Мира вокруг нас» через
призму естественных, точных и гу-
манитарных наук. Такой синтез даст
совсем иную глубину, скорость, ка-
чество образования. Вообразите,
ваш подросток не будет зубрить от-
дельно «Свойства серы», «Пищева-
рительная система человека», «Ре-
льеф Евразии», а сможет, к примеру,
увидеть соподчинённость и взаимо-
зависимость части и целого: элек-
тронов, нейтронов, протонов — в
атоме; атомов — в молекуле; моле-
кул — в живой клетке; в целостно-
сти разнообразия клеток — удиви-