Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«
»
3 (128),
2015 .
Это удивительные игры, в
них продолжает играть каждое
новое поколение наших под-
ростков, в них сегодня игра-
ют дети в поселениях Родовых
поместий. «Резиночки», «Каза-
ки-разбойники», «Колдунчики»,
«Море волнуется...» и другие —
это настоящие развивающие
игры, развивающие самые раз-
ные качества: от физической
выностивости до артистично-
сти и воображения. Знакомь-
те с этими играми своих детей,
играйте с ними, и вы увидите,
как мир менятся к лучшему.
Резиночки
Главный атрибут этой игры для
девочек — бельевая резинка. Иде-
альное количество играющих —
3–4 человека. Каждая участница вы-
полняет прыжковые фигуры и ком-
бинации на разной высоте: от уров-
ня щиколоток (прыгают «первые»)
до уровня шеи (прыгают «шестые»).
Прыжки через резиночку, натяну-
тую на уровне бедра, носили таин-
ственное название «пожэпэ». Как
только прыгунья ошибается, на ее
место становится другая участница,
а допустившая ошибку девочка на-
девает на себя резинку. Если игро-
ков четверо, пары меняются места-
ми, когда оба игрока из одной пары
поочередно допускают ошибки.
Развивает:
вестибулярный ап-
парат, координацию, вниматель-
ность. Учит тренироваться, побе-
ждать, достойно проигрывать, пры-
гать выше всех и дружить с девочка-
ми, даже если в данную минуту они
соперницы.
Бояре
Участники этой старинной рус-
ской игры делятся на две равные
команды и становятся друг напро-
тив друга шеренгами, взявшись за
руки, на расстоянии 10–15 м. Коман-
ды двигаются навстречу, произнося
по очереди речёвку: «Бояре, а мы
к вам пришли, дорогие, а мы к вам
пришли...» Диалог заканчивается
словами: «Бояре, отворяйте воро-
та, отдавайте нам невесту навсегда».
Тот, кого выбирают невестой, дол-
жен после этого разбежаться и про-
рвать цепь противника. Если попыт-
ка оказывается удачной, игрок воз-
вращается в свою команду, если нет
— остаётся в другой. Следующий
кон начинает проигравшая коман-
да. цель игры — собрать в команде
как можно больше участников.
Развивает:
умение быть в ко-
манде и выигрывать в ситуации
«один против всех».
Море волнуется...
Ведущий отворачивается от иг-
роков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри?
Пока он говорит, участники ха-
отично двигаются в любом поряд-
ке, изображая руками движения
волн. Как только водящий замолка-
ет, нужно замереть в какой-нибудь
фигуре. Водящий подходит к одно-
му из игроков и дотрагивается до
него. Игрок изображает свою фигу-
ру в движении, а водящий угадыва-
ет, что это такое. Игрок, чью фигуру
не удалось угадать, сам становится
водящим.
Развивает:
воображение, спон-
танность и артистичность.
Казаки-разбойники
Игроки делятся на две коман-
ды — «казаков» и «разбойников».
Договариваются, на какой террито-
рии играют. Это может быть двор,
подъезд, улица, несколько дворов.
«Разбойники» загадывают секрет-
ное слово. «Казаки» отходят в сто-
рону так, чтобы не видеть «разбой-
ников». «Разбойники» убегают, по-
мечая стрелками на асфальте (сте-
нах домов, бордюрах, деревьях) на-
правление своего движения. начи-
нают бежать группой, а потом раз-
бегаются кто куда, стараясь запу-
тать стрелками «казаков». Зада-
ча «казаков» — найти по стрелкам
«разбойников». Каждого «разбой-
ника» «казак» приводит о «тюрьму»
и сторожит его, стараясь выведать
секретное слово.
«Казаки» побеждают, как только
узнают секретное слово или нахо-
дят всех «разбойников».
Развивает:
базовые навыки раз-
ведчиков, умение ориентироваться
на местности и не сдавать «своих».
12 палочек
Игра напоминает классические
прятки. 12 небольших палочек укла-
дываются ка «рычаг» (например, на
дощечку и положенный под неё ка-
мушек) так, чтобы, наступив на ры-
чаг, можно было разбросать палоч-
ки. Задача водящего — собрать па-
лочки, сложить их на рычаг, про-
изнести с закрытыми глазами счи-
талочку и отправиться на поиски
спрятавшихся игроков. Как только
водящий обнаруживает игрока, бе-
жит к «рычагу» и разбивает палоч-
ки, называя имя найденного. Игрок
становится водящим. Если найден-
ный успевает опередить водящего и
добежать до палочек первым, водя-
щий не меняется.
Развивает:
умение грамотно
прятаться и быстро бежать при пер-
вой необходимости.
Вышибалы
Два игрока становятся с двух
сторон площадки. Остальные игро-
ки находятся в центре. Задача «вы-
шибал» — бросая мяч друг другу,
попасть в любого из «центральных»
игроков. Задача игроков — увер-
нуться от летящего мяча. Тот, в ко-
го попали, выходит из игры. Другие
участники могут «спасти» выбыв-
шего игрока, поймав мяч в возду-
хе (главное условие — не от земли,
иначе тоже вылетаешь).
Когда в команде «центральных»
игроков остается один участник, он
должен увернуться от мяча столько
раз, сколько ему лет. Если ему уда-
ется это сделать, все выбывшие воз-
вращаются на прежние места.
Развивает:
умение уворачи-
ваться от быстро летящих предме-
тов, думать о ближнем.
Тише едешь,
дальше будешь — стоп
Задача водящего — стать спи-
ной к участникам на линии фини-
ша (чем больше будет расстояние
между водящим и участниками, тем
лучше) и громко произнести: «Ти-
ше едешь, дальше будешь — стоп».
Пока водящий говорит (а делать он
это может в любом темпе), участ-
ники стараются как можно дальше
убежать по направлению к фини-
шу. Как только водящий замолкает,
нужно застыть на месте. Тот, кто не
успел остановиться или сделал слу-
чайное движение, выбывает из иг-
ры. Побеждает тот, кто доберется до
линии финиша первым и дотронет-
ся до водящего.
Развивает:
координацию, уме-
ние быстро бегать и реагировать на
меняющиеся обстоятельства.
Колдунчики
Участники убегают от водяще-
го (эта игра — разновидность са-
лок). Водящий догоняет игрока и
дотрагивается до него — осалива-
ет. Осаленный расставляет руки, а
любой другой участник может под-
бежать, дотронуться до него и «вы-
ручить». Задача ходящего — не от-
ходить далеко от осаленного и не
подпускать к нему никого ни на шаг.
Летний вариант колдунчиков — бе-
гать с «брызгалками» и поливать
друг друга водой из дырявых буты-
лок. Обычно через пять минут после
начала игры все мокрые, зато очень
веселые.
Развивает:
умение шустро бе-
гать, быстро соображать и вовсю
радоваться жизни.
5 имён
Первый игрок берёт мяч в руки,
произносит: «Я знаю одно имя де-
вочки», ударяет одной рукой мячом
о землю и называет имя. Потом про-
должает: «Знаю одно имя мальчи-
ка», «Я знаю один цвет», «Я знаю од-
но животное», «Я знаю один город».
Когда все комбинации использова-
ны, игрок произносит те же самые
считалки только уже на счёт два: «Я
знаю два имени девочки» — и да-
лее по кругу. Игра продолжается до
десяти. Если, отбивая мяч, игрок не
успел назвать имя или ударить по
мячу, ход переходит к другому. Ког-
да мяч, пройдя через всех участни-
ков, возвращается к первому игро-
ку, он продолжает играть с той фра-
зы, на которой ошибся. Побеждает
тот, кто первым добирается в этой
речёвке до десятки.
Развивает:
многозадачность,
эрудицию, способность исправлять
свои ошибки и двигаться дальше.
нА ДОСУГЕ
Игры нашего детства
С
олнышко утреннее, как ты
мне нравишься, как ты при-
ятно всегда радуешь меня! —
каждое утро Львёнок, стоя на
краю высокой скалы, начинал разго-
вор со своим другом, а Солнце уме-
ло его внимательно слушать. Какая-
то непонятная тихая радость разли-
валась в груди Львёнка при встре-
че с Солнцем. Эта радость заставля-
ла трепетать его сердце, и Львёнок
понимал, что это, пожалуй, самые
счастливые мгновения его жизни.
Радость, которую давало ему об-
щение с Солнцем, была особенной
и с каждой мыслью приятно волна-
ми растекалась по всему телу до са-
мого кончика хвоста. Каждый раз
Львёнок хотел продлить эту радость
и просил Солнышко задержать утро
на целый день. но как только утро
превращалось в день, волшебные
краски восхода растворялись, а
Солнышко становилось обыкновен-
ным, серьёзным и принималось за
свои вечные обязанности.
«Что же такое происходит в мо-
ей груди по утрам, почему так ра-
достно трепещет сердце?» — часто
спрашивал себя Львёнок и не мог
найти ответа.
«Солнышко, подскажи мне, по-
жалуйста, как же удержать в себе
эту приятную внутреннюю радость
от встречи с тобой? Как не расте-
рять мне её за целый день?»—мыс-
ленно обращался Львёнок к своему
любимому другу.
И вот однажды Солнце послало
ему из-за розово-лиловых облаков
свой редкий луч красоты. Этот луч
за одно мгновение достиг Львёнка и
ослепил его. Львёнок крепко зажму-
рил глаза, а когда их приоткрыл, то
аж ахнул от удивления. Перед гла-
зами, около самого его носа, по тра-
винке ползла необыкновенная гу-
сеница, вокруг которой перелива-
лась разными цветами радуга. Ка-
ждое мгновение эта радуга меняла
свои цвета и разбрасывала вокруг
разноцветные искры и острые лучи-
ки. ничего более красивого в своей
жизни Львёнок не видел.
«Где же простая гусеница нашла
себе радугу?» — подумал он.
но тут Львёнок поднял глаза и
даже подскочил от неожиданности:
весь мир вокруг него был наполнен
нежным радужным сиянием. Весь
мир превратился в сплошную раду-
гу. Каждое дерево, каждое облако,
птицы и всё живое светились мно-
гоцветным переливающимся све-
том и наполняли мир удивительны-
ми и неповторимыми красками.
«Какой красивый радужный сон!
наверное, здесь и бабочки намного
красивее?! — подумал Львёнок. —
Вот бы посмотреть хотя бы на одну».
И вдруг на его нос села большая,
непередаваемо красивая бабочка.
Она, как и все вокруг, тоже оделась в
радугу, а некоторые её лучики чуть
ли не касались глаз Львёнка.
Очень скоро Львёнок выяснил,
что в его особом радужном сне все
может меняться с помощью одной
только мысли. Стоило ему что-ни-
будь представить и о чём-нибудь
подумать, как воображаемое, толь-
ко ещё более яркое и красивое, тут
же появлялось перед его глазами.
И тут он начал мечтать. Сперва он
представил облака белыми коня-
ми, а когда поднял голову кверху,
то увидел на небе скачущих коней.
Бабочка на его носу превратилась
в красивый цветок, который вдруг
ожил и, взмахнув лепестками, взле-
тел в небо вместе с тысячами дру-
гих цветов. Там, в небе, среди скачу-
щих радужных коней цветы закру-
жились в огромном вихре, и с не-
ба пошёл снег из разноцветных ле-
пестков. Под ногами быстро выра-
стал нежный, пышный и красочно
переливающийся ковёр из лепест-
ков, в котором Львёнок начал рез-
виться. А лепестки стали собирать-
ся в кучки и превращаться в цветоч-
ных львят. Эти львята прыгали на
Львёнка и, рассыпавшись, превра-
щались в радужные волны цветоч-
ного моря. но вдруг сон остановил-
ся. Волны цветов замерли на месте,
скачущие по небу кони неподвижно
застыли, и Львёнок вдруг услышал
голос, идущий от Солнца:
—Если ты, Львёнок, любишь ме-
ня, то сможешь полюбить и всех мо-
их детей, которых я кормлю своим
светом и укрываю теплом. Всё жи-
вое вокруг тебя рождено мною и
живёт моими каждодневными ста-
раниями и заботами. Всё в природе
— мои дети и твои братья, каждое
красиво по-своему и может дол-
го дарить твоему сердцу радость.
Внимательно и по-доброму смотри
на всё живое вокруг, и тогда ты нау-
чишься чувствовать невидимую ра-
дугу тепла и красоты.
Радужный мир и его сияние ис-
чезли так же внезапно, как и появи-
лись. Львёнок почувствовал, что это
был совсем не простой сон. Теперь
он по-новому, с любовью и нежно-
стью, стал смотреть на каждый цве-
ток, на каждую бабочку, на каждую
птицу. Ведь он знал, что всё вокруг
него — это дети Солнца.
С того самого радужного сна
прошло уже много лет. но и сейчас
помнит этот сон могучий и мудрый
Лев, который каждое утро приходит
к высокой скале встречать Солнце...
М. а. андрианов. Из книги
«Философия для детей
в сказках и рассказах».
...
Дети Солнца
(сказка об умении чувствовать красоту)