Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 3 (128), март 2015 г.
осознанное родительство
Т
ема ношения младенца на се-
бе и влияние этой традиции на
дальнейшее развитие ребёнка
становится всё более популяр-
ной в СМИ и дискуссиях специ-
алистов.
Мария Монтессори в своей кни-
ге «Впитывающий разум ребёнка»
писала: «
Давайте на секунду заду­
маемся о многочисленных народах
мира, чей уровень культуры отли­
чается от нашего. В вопросе воспи­
тания детей почти все они кажут­
ся более просвещёнными, чем мы со
всеми западными ультрамодными
идеями. На самом деле больше ни­
где отношение к ребёнку так не про­
тиворечит его естественным по­
требностям. Почти во всех стра­
нах ребёнок неразлучно сопровожда­
ет свою мать.
Материнская жизнь проходит
на глазах ребёнка, он всё видит и
слышит. В большинстве частей
светаматери носятс собой детей в
различных приспособлениях, а не на
руках. Если вы посмотрите на фо­
тографии, которые сделаны, что­
бы запечатлеть социальную жизнь
страны, то там, где изображены
матери с детьми, вы никогда не уви­
дите плачущего ребёнка...
».
В настоящее время Япония
— страна с массовой традицион-
ной культурой ношения детей с со-
бой, совместного сна и длительно-
го грудного вскармливания — явля-
ется передовой развитой страной, с
полноценным здоровым населени-
ем, образцовым для большинства
стран мира. Фундамент человечно-
сти японцев закладывается во вре-
мя длительного телесного и эмоци-
онального контакта с матерью и от-
цом. В Японии очень мало детских
садов, в которых мамы оставляют
ребёнка на полный рабочий день.
Такое явление, как «работающая
женщина с ребёнком», с трудом впи-
сывается в сознание и мировоспри­
ятие японцев.
Ношение ребёнка на себе спо-
собствует не только его социали-
зации, но и оказывает выражен-
ное лечебное воздействие. По дан-
ным современных физиотерапев-
тов, человеческое тело излуча-
ет особый диапазон инфракрасно-
го излучения, способствующий со-
зреванию нерв­ной системы, ки-
шечника и многих других органов
и тканей. Благодаря этому воздей-
ствию ребёнка не безпокоят коли-
ки, он более спокоен, быстрее рас-
тёт и развивается. А сочетание пра-
вильной позы с теп­лом материн-
ского тела способствует правиль-
ному формированию тазобедрен-
ных суставов, лечению дис­плазии.
Поэтому американский педиатр Ви-
льям Серз считает, что ребёнок для
полноценного развития нуждает-
ся в вынашивании 9 месяцев до ро-
ждения и 9 месяцев после. Носить
на руках длительное время тяже-
ло. И это мешает маме вести обыч-
ную взрослую жизнь. По­этому лю-
ди тысячелетиями использовали
приспособления, чтобы привязать
малыша к себе и освободить руки.
Сегодня любая мама может купить
или сшить для этого слинг. Важно
носить малыша в слинге правиль-
но, обеспечивая правильную осте-
опатическую укладку его тела в со-
ответствии с рекомендациями, раз-
работанными директором Русской
академии остеопатической меди-
цины Л. А. Ласовецкой.
30-летняя практика В. Серза в
центре поддержки грудного вскар-
мливания показывает, что длитель-
ное ношение детей сближает их с
родителями и рождает ответную за-
боту со стороны детей (даже в под-
ростковом возрасте они стремятся
заботиться о своих родителях).
Стиль сближения крайне важен
для правильного формирования
уровней сознания детей. Профес-
сор В. Б. Слезин выделил пять уров-
ней сознания человека в связи с раз-
ными характеристиками электроэн-
цефалограммы (ЭЭГ). Это позволяет
диагностировать соответствие зре-
лости сознания паспортному возра-
сту человека и подобрать эффектив-
ные программы коррекции при за-
Ношение ребёнка на себе
как метод нейрореабилитации
младенца
Электроэнцефалограмма
сознания
Профессор В. Б. Слезин выделил
пять уровней сознания человека в
связи с разными характеристика-
ми электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
Это позволяет диагностировать
соответствие зрелости сознания
паспортному возрасту человека.
держках развития. Все уровни од-
новременно присутствуют у взрос­
лого человека.
Первый уровень
—невербаль-
ный уровень сознания. Он характе-
ризуется низкой частотой колеба-
ний биотоков мозга — 2–3 колеба-
ния в секунду (дельтаритм). Этот тип
ЭЭГ наблюдается у младенцев до 3
месяцев жизни и у взрослых во вре-
мя глубокой молитвы. К этому уров-
ню сознания относится эмпатия,
способность без слов чувствовать и
понимать чувства других людей. На-
учные исследования показали, что
первичный уровень сознания фор-
мируется при тесном контакте с ма-
терью, особенно при тактильном
контакте. От этих контактов с мате-
рью зависит созревание нервной
системы, отвечающее за полноцен-
ное социальное поведение.
Эти данные опровергают рас-
пространенное мнение о том, что
«…приучать к рукам вредно — по-
том не отучишь…». Здоровый ре-
бёнок, когда насытится общением с
мамой, хочет вылезти из слинга на-
ружу. Это правильное здоровое по-
ведение для взрослеющего малыша.
Хуже, когда одинокий, обделённый
человеческим теплом ребёнок про-
сится на ручки. Это возврат к более
ранним стадиям развития.
Автор теории холодного воспи-
тания «без рук» и ласки Джон Ват-
сон в конце своей жизни публич-
но признал свою теорию ошибоч-
ной. Но его горький опыт воспита-
ния собственных детей (самоубийст-
во сына) и научный отрицательный
результат не остановили его после-
дователей. Закреплённая в ментали-
тете поколений разрушительная хо-
лодная модель поведения европей-
ских родителей, боящихся взять ре-
бёнка на руки, привела в настоящее
время к демографическому кризису
во всех развитых странах.
В неврологии развития этот пе-
риод до 3 месяцев называется кри-
тическим периодом развития нерв­
ной системы человека. В это время
формируется пожизненная структу-
ра мозга, то есть потенциал разви-
тия его в будущем. Поэтому так важ-
но выполнять в это время весь ком-
плекс нейрореабилитации. То есть
обеспечить максимальную позитив-
ную стимуляцию мозга через раз-
ные каналы восприятия. Носить ре-
бёнка на себе (правильно), кормить
его грудью, петь ему гармоничные
песни, делать массаж и вестибуляр-
ную гимнастику, использовать дру-
гие элементы развивающего ухода
за новорождённым. Важно освоить
технику ухода во время беременно-
сти на курсах или по фильму «Разви-
вающий уход за младенцем».
Второй уровень
— переход-
ный период (к вербальному уров-
ню сознания) — до 2 лет, частота
ЭЭГ — 3–6 колебаний/сек. Телесный
контакт с родителями продолжает
оставаться жизненно важным. Груд-
ное вскармливание в слинге помо-
гает пережить в спокойной эмоцио-
нальной гамме прорезывание зубов
и детские инфекции. Второй год жиз-
ни — пик посещения развивающих
занятий, походов и совместных дел с
мамой и папой. Крайне важно актив-
ное участие папы в тесном общении
с ребёнком. Шведские исследовате-
ли показали, что только этот тип се-
мей с активным участием папы обес-
печивает ребёнку детство без болез-
ней. Правильный рюкзак (с опорой
на бёдра ребёнка) — незаменимый
помощник для активной спортив-
ной семьи.
Третий уровень
— семейный
уровень сознания — 7 колебаний/
сек., тетаритм. У дошкольников (от 2
до 6–7 лет), которые в незнакомом
месте нуждаются, чтобы взрослый их
водил за руку, полноценное разви-
тие происходит только при активном
участии семьи и общении с постоян-
ной группой или группами детей. Те-
лесный контакт родители обеспечи-
вают по потребностям ребёнка (рюк-
зак, на руках, ласка, «обнималки» и в
специально выделенное время для
телесных игр на ковре или мате). На-
выки телесного взаимодействия в иг-
рах современные родители приобре-
тают на развивающих занятиях или
осваивают самостоятельно.
Сформированный правильно се-
мейный уровень сознания обеспе-
чивает контакт с миром выходяще-
го из комы взрослого при серьёз-
ных черепно-мозговых травмах. Та-
кой больной на первом этапе обща-
ется только с близкими людьми (с
семьёй) и не общается с посторон-
ними. Во время естественных родов
роженица хорошо понимает близко-
го ей человека и может плохо пони-
мать персонал.
Нарушение связи ребёнка с ро-
дителями, невосприятие сигналов
о его потребностях приводят к се-
рьезным нарушениям эмоциональ-
ного здоровья ребёнка. Научные
исследования показали, что успеш-
ность человека в жизни определя-
ется его полноценным эмоциональ-
ным развитием. Количественно это
выражается коэффициентом эмоци-
онального интеллекта (EQ), а не, как
раньше считалось, коэффициентом
логического интеллекта (IQ).
Четвёртый уровень
— стар-
ше 6 лет — переходный к взросло-
му уровень сознания — от 8 до 20
колебаний/сек., начинает форми-
роваться альфа-ритм на базе за-
ложенных и развитых родителя-
ми уровней сознания. Восемь–де-
сять объятий в день обеспечива-
ют минимальный уровень телесно-
го контакта, необходимого ребён-
ку для выживания. Ребёнок перио-
дически старается прижаться к ро-
дителям для чтения книжки, утеше-
ния, ласки.
Пятый уровень
— зрелый уро-
вень сознания—у взрослых к 21 го-
ду во время бодрствования 12 коле-
баний/сек. (альфа-ритм).
При ношении ребёнка на себе у
родителей развивается необыкно-
венное понимание потребностей
своего ребёнка. Они безошибочно
ощущают, когда ребёнок нуждается
в ношении его в слинге, а когда хо-
чет самостоятельно побегать. Они
чувствуют, когда ребёнок созревает
к новой для себя функции (горшок,
новый навык) и насколько полез-
но для ребёнка какое-либо явление
окружающего мира.
Ребёнок от природы лучше взро-
слых чувствует своё несовершенст-
во в разных навыках и стремится са-
мосовершенствоваться. Он чувству-
ет, когда он может что-то освоить, и
занимается этим с упорством, пора-
жающим взрослых.
Одной из первых об этом заго-
ворила Мария Монтессори. Путём
многочисленных исследований и
наблюдений за детьми она выяви-
ла эту детскую особенность. Оказы-
вается, если предоставить ребёнку
богатую разнообразную развиваю-
щую среду и свободу выбора заня-
тий, можно достичь потрясающих
результатов. Не забывайте, что ро-
дители, братья и сёстры и другие
люди являются важнейшей состав-
ляющей развивающей среды!
Выбор степени удовлетворения
своих естественных потребностей в
безопасности, в телесном контакте и
общении (совместный сон, ношение
на себе), в питании и сосании (груд-
ное вскармливание) также должен
быть предоставлен ребёнку. Каж-
дый шаг к самостоятельности дол-
жен быть выбран ребёнком, а роди-
тели создают для этого соответству-
ющие условия. Это позволит ребён-
ку полностью удовлетворить свои
естественные потребности и изба-
вит от многих проблем в будущем.
Для этого так важно, чтобы родите-
ли доверяли ему. А он отплатит им
тем же.
Зачатки воли ребёнка формиру-
ются в три года. В опытах П. В. Си-
монова четырёхлетние дети долж-
ны были не брать сласти до при-
хода экспериментатора. Велось на-
блюдение с помощью скрытой ка-
меры. По результатам выполнения
этого задания дети разделились
на две группы. Одни не могли до-
ждаться и брали со стола сладости,
когда взрослый выходил из комна-
ты. Дети из второй группы дожида-
лись взрослого и чётко выполняли
данное им задание. Далее за деть-
ми велось наблюдение в течение
нескольких лет. В ходе его были вы-
явлены интересные особенности их
дальнейшего развития. Дети, кото-
рые смогли сдержаться и выпол-
нили в своё время задание взро-
слого, росли уверенными в себе и
адекватно развивались. Те, кто не
смог совладать со своими желани-
ями и не дождался прихода взро-
слого, имели множество психоло-
гических проблем в будущем, в том
числе трудности с концентрацией
внимания, неуверенность в себе,
амбивалент­ность
(неразличение
позитивных и негативных эмоций)
и амбитендент­ность (неразличе-
ние направления к вредному и по-
лезному). Таким образом, ряд раз-
умных правил и запретов способст-
вуют гармоничному развитию лич-
ности.
Увы, в мегаполисах психологи-
ческое здоровье детей стремитель-
но ухудшается. В С.-Петербурге толь-
ко 8% детей, посещающих детский
сад, показывают нормальное эмо-
циональное восприятие и реакции
на окружающий мир. Зато дети с ин-
версированным
эмоциональным
восприятием мира (когда доб­рое им
неприятно, а вредное притягивает)
составили 60% (!). Но в маленьких
городах, особенно в сельской мест-
ности, процент таких детей стремит-
ся к нулю.
Единственным методом восста-
новления эмоционального здоро-
вья дошкольников авторы этой про-
граммы считают восстановление до-
верительных отношений родителей
и детей через совместное прожива-
ние радости телесного и психоло-
гического взаимодействия в здоро-
вом детско-родительском сообще-
стве через традиционные народные
праздники и спортивные детско-ро-
дительские занятия.
Так давайте будем растить счаст-
ливых, здоровых и развитых деток в
любви и согласии.
Публикация из журнала
«Семья — территория взросления»,
№ 2, 2011 г.
www.rojdestvo.ru.