«
»
3 (128),
2015 .
28 •
Время моего взросления попало
на перестроечные годы. жили мы
далеко не богато. Я, сестра и мама
часто уходили в глубь националь-
ного парка «Лосиный остров», с ко-
торым граничил мой родной город
Королёв, в поисках грибов. В лесу
я чувствовал себя намного лучше,
чем в городской квартире. Я насла-
ждался звуками, зеленью.
Во время студенческой жизни
летом я бегал по лесу по два и бо-
лее часов или катался на велоси-
педе. Даже как-то раз встретил ло-
ся. Зимой же я любил просто прогу-
ливаться по лесу и обнимать сосны
или ходить на многокилометровые
дистанции на лыжах. невозможно
передать словами всю глубину зи-
мующего леса. Особенно он прекра-
сен своей тишиной и шёпотом дере-
вьев в трескучие морозы.
Потом всё это как-то ушло в
прошлое, но, видимо, зёрна, посеян-
ные в глубину моего существа в дет-
стве и юности, дали свои всходы. не-
преодолимой силы желание жить и
развиваться на земле не оставило бы
шанса жить в городе. За годы жизни
в деревне случалось, что существо-
вание давало нам выбор: остаться на
селе или вернуться в город. Мы всег-
да выбирали первый вариант.
Строки, приведённые выше, мне
бы хотелось рассмотреть в ракурсе
выращивания детей в Родовом по-
местье или просто на земле. Я сам
отец двоих сыновей в возрасте 4 лет
и 8 месяцев. Для меня очевидна раз-
ница между моим старшим сыном и
его друзьями, растущим в контакте
с землёй, и их сверстниками из го-
рода. Дети — наше будущее. Каж-
дый родитель голосует количест-
вом и, простят мне читатели это до-
пущение, качеством оставленного
им потомства. В городе ребёнок —
обуза. В деревне же это помощник и
в то же время учитель. не случайно
же многодетные семьи — редкость
в странах, где основная часть насе-
ления живёт в городах. Однако это
совершенно обыденное явление
в странах с преобладающим сель-
ским населением. Во время путеше-
ствия в индийских Гималаях мне до-
водилось видеть семьи с 6–10 деть-
ми, к примеру.
— Кому как не таким практи
кам, как вы, отвечать на один из
самых злободневных для нашей
аудитории вопрос: как вы считае
те, насколько необходим именно
сегодня закон о Родовых поме
стьях? Как вы относитесь к пла
нам наших российских властей о
безплатной раздаче желающим
по гектару земли?
— С одной стороны, я отно-
шусь к этому очень положительно.
Мне безконечно приятно, что де-
ло сдвинулось с мёртвой точки, что
вопрос о Родовых поместьях обсу-
ждают первые лица страны и в це-
лом есть интерес у публики к это-
му новому явлению в нашей жизни.
По сути, мы выстояли право на ре-
ализацию этой светлой идеи. Я сам
её всячески поддерживал и про-
двигал.
на самом деле 1 га — это очень
много и мало одновременно. Для
людей, больше склонных к реме-
слу или компьютеру, это очень мно-
го, а для крестьянина — безконеч-
но мало. Это я наблюдал, общаясь с
разными людьми из поселений. По-
ка отток людей на землю лишь в на-
чальной стадии, но, как мне кажет-
Окончание. Начало на стр. 1.
—
Кирилл, вы написали уди
вительную книгу — «Деревен
ские трансформации. Путь счаст
ливой жизни», книгудневник,
книгупособие по выживанию
коренного горожанина в дерев
не. Причём выживания не толь
ко физического, экономическо
го, но и психологического, духов
ного. Этим книга удивительна и
уникальна. Вас можно поздра
вить! Вы её адресуете таким же
городским романтикам, плани
рующим переехать из города в
деревню, собирающимся созда
вать Родовое поместье? По край
ней мере, у меня сложилось та
кое впечатление. Но только ли
романтикам посвящена книга?
— Можно и так сказать. Одна-
ко я всё же вижу свою аудиторию
несколько шире. Среди моих чита-
телей много людей практическо-
го склада, которые уже переехали
на землю и начали на ней обустра-
иваться. Зачастую для них эта книга
тоже становится полезной, так как я
привёл массу практических советов
и проверенных рецептов. Мне осо-
бенно приятно бывает слышать от
читателей о результатах использо-
вания рекомендаций, данных в кни-
ге. Самым ярким отзывом была по-
даренная нам баночка квашеной
капусты без соли, рецепт которой я
привёл в своём труде.
Обычно опыт жизни на земле пе-
редавался от родителей к детям. Увы,
сейчас в этой цепочке произошёл
разрыв в два-три, а иногда и четыре
поколения. Все мы—выходцы из го-
рода с минимальными навыками де-
ревенской жизни, и именно поэтому
мне хотелось разделить с читателя-
ми не только философские аспекты,
но также ещё и знания практическо-
го применения, которые прекрасно
себя зарекомендовали у нас.
—
В
аша книга состоит из: что
вижу, о том пишу, что делаюи как
делаю, о том пишу, что чувствую,
о том пишу, что знаю, что пере
жил, о том пишу... С одной сторо
ны, это вызывает добрую улыб
ку, когда читаешь, как вы выра
щиваете овощи, делаете заго
товки, строите грядки, разводите
пчёл, моетесь в бане и т. д. и т. п.,
а с другой — восхищаешься ва
шим необыкновенным потенци
алом. Что давало и продолжает
давать вам силы? И кто, какая се
мья, на ваш взгляд, способна, так
же, как вы, вкусив деревенского
быта, не сбежать назад в город?
— В «Деревенских трансформа-
циях» я действительно делюсь опы-
том и открытиями нашей семьи.
Мне кажется, что это наиболее вер-
ный формат.
С осени прошлого года мы
живём в поселении Миродолье (Мо-
сковская область), в домике на въе-
зде. До этого четыре года прожили в
деревне Степаньково Пушкинского
района. Опыт, который мы тут полу-
чаем, очень ценен для нашей семьи.
жизнь на земле не терпит иллю-
зий, и ввиду этого не хотелось ти-
ражировать непроверенные идеи
и распространённые заблуждения.
Именно поэтому со страниц моей
книги я призываю читателей про-
верять написанное мною. Ведь у ко-
го-то могут получиться и отличные
от нас результаты. «жизнь не терпит
статики», как говорится.
Положа руку на сердце замечу,
что первую зиму мы всё же не вы-
держали и сбежали в Азию. Можно
сказать, что смалодушничали. Одна-
ко полтора года путешествий по Ин-
дии и Таиланду утвердили в нас на-
мерение жить и развиваться на род-
ной земле. Любовь к Родине пришла
к нам в отрыве от неё. Я некоторое
время держал своё внимание на
этом вопросе, и мне попались пре-
красные строки русского эмигранта,
написанные вдали от родной земли:
«Родиться русским, им остаться
И это счастье уберечь,
Когда бы, где бы ни скитаться —
Таким, как деды, в землю лечь...»
«Что даёт нам силы?» — хоро-
ший вопрос. Я чувствую, что это
прежде всего ощущение счастья и
радости жизни на земле, любовь
к тому, чем мы занимаемся, наша
эмоциональная вовлечённость в
процессы живого мира, окружаю-
щего нас. Пребывая в сонастроен-
ном с природой состоянии, мы по-
лучаем сильнейшую поддержку от
неё. Это особенно заметно на ре-
зонансе пребывания в городе не-
сколько дней, так как в нём этого
эффекта нет.
В книге я разделил с читателя-
ми то, что действительно трога-
ет меня на сегодняшний день. По-
рой мне было даже немного не по
себе от той искренности, которая
происходила в тексте. Иногда у ме-
ня физически бегут мурашки по ко-
же во время перечитывания некото-
рых отрывков. Честно говоря, когда
я впервые открыл мою книгу, было
тяжело поверить, что это всё вышло
из-под моей руки.
Я не могу ответить конкретно
на вопрос о том, кто, на мой взгляд,
способен, вкусив деревенского бы-
та, не сбежать обратно в город. Од-
нако поделюсь общим наблюде-
нием, что на земле задерживаются
сильные духом, творческие и тру-
долюбивые люди. Если рассматри-
вать всё городское сообщество как
котёл, в котором кипит вода, то пер-
вопоселенцы, по моему мнению,
— брызги, выплеснувшиеся из не-
По моему убеждению, пчёлы — это существа, превосходящие челове-
чество в разумности. вам приходилось обнимать деревья и чувствовать по-
ток энергии, устремлённый ввысь? если нет, то рекомендую провести серию
подобных экспериментов. если быть в контакте со своими ощущениями и со-
единиться с деревом, обняв его или прислонившись спиной, впечатления от
подобных опытов могут быть ошеломляющими. Но почему-то никто особо не
пишет и не изучает вопрос того, что в естественных условиях пчелиная се-
мья живёт в стволах больших деревьев. Именно в них может появиться ду-
пло, пригодное для заселения роем. Т. е. пчёлы приспособлены жить внутри
сильных энергетических каналов, устремлённых в космос. Их тела созданы
определённым образом. Наукой уже установлен факт, что плотность нервных
тканей в теле пчелы намного выше человеческой.
Отрывок из книги «Деревенские трансформации...».
КнИжнАЯ ЛАВКА
Деревенские трансформации
Путь счастливой жизни
го как следствие своей наибольшей
энергии движения.
— Если бы, скажем, десять
лет назад вам в руки попала по
добная книга, написанная дру
гим человеком и избавляющая
от многих иллюзий, вы бы реши
лись на переезд в сельскую мест
ность?
— Чтобы ответить на этот во-
прос, мне надо обратить свой взор
в моё детство (у любимой пример-
но похожая история). В юном возра-
сте лето я проводил не в первопре-
стольной, а в деревне у дедушки. Я
занимался огородом, стройкой, ухо-
дом за курами, утками. Я ещё не осо-
знавал этого тогда, но уроки труда,
которые я получил в то время, глу-
боко вошли в мою жизнь.
ся, со временем задача максималь-
но эффективного использования зе-
мель потребует дать ответ.
Хочу отметить, что появление
участка — это не конечный пункт
пути создания РП, а только его нача-
ло. Стоит держать во внимании это
обстоятельство и отдавать себе от-
чёт в том, что, возможно, понадо-
бятся ландшафтные преобразова-
ния, строительство сооружений, за-
кладка садов и т. д. Если речь идёт
не о столичном регионе, то цена зе-
мельного участка по сравнению с
затратами на остальные виды работ
крайне мала.
—
Ну и последний вопрос: как
люди могут заказать книгу «Де
ревенские трансформации…»?
— Заказ можно сделать на мой
почтовый ящик: kirill.info@gmail.
com, или по адресу: 141261, Мо-
сковская область, пгт Правдинский,
ул. Лесная, д. 4, Пристайчук Кирилл
Валерьевич.
Благодарю, Кирилл. И пусть
ваша книга станет своеобразным
ликбезом для тех, кто так же, как
вы, осваивает землю и всё, что с
этим связано
.
Подготовила
Светлана СавеЛЬева.
,
...возможно, вы обращаете внимание, насколько люди в городе стали
врагами друг для друга? Не скрою, что то же происходит сейчас и в новых
поселениях, но в несколько иной и более мягкой форме. Тем не менее село
подталкивает к совместному труду и общению. ведь одна семья, сколь креп-
кой и большой она бы ни была, не может самостоятельно сделать объём, ко-
торый может поднять колхоз, к примеру. Именно поэтому, как мне кажется,
раньше жили дворами. Т. е. в одном месте проживало несколько семей, как
правило, одного рода. И они вместе поддерживали в быту друг друга. Отцы
и дети жили рядом, и ситуация с брошенными без ухода стариками в те вре-
мена выглядела бы не только странной, но даже попросту была бы воспри-
нята как сумасшествие».
Отрывок из книги «Деревенские трансформации...».