Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 5 (130), май 2015 г.
18 •
П
олтора года назад в об-
ще обр а з о в а те л ь ной
школе № 34 города Ка-
менска-Уральского по-
явились два необыч-
ных первых класса — только для
мальчиков и только для девочек.
Учителя 2в и 2д рискнули взяться
за новое для большинства педаго-
гов дело.
Вообще-то открывать гендер-
ные классы в школе не планиро-
вали. Так получилось, что весной
на собрании, где родители буду-
щих первоклассников знакоми-
лись с учителями, в класс к Та-
тьяне Семёновой записалось 22
мальчика и только 3 девочки. Пе-
реводить ребят к другим педаго-
гам родители отказались, заявив,
что хотят учить детей именно у Та-
тьяны Семёновой. Тогда руковод-
ство школы и предложило органи-
зовать мальчиковый класс. К тому
же ещё одна учительница, наби-
равшая первоклашек, Евгения На-
умова, только-только защитила
диссертацию по гендерному обра-
зованию и психологическим осо-
бенностям обучения мальчиков и
девочек.
Разумеется, ей хотелось при-
менить знания на практике, а по-
тому она согласилась взять класс
девочек. Сейчас за 2в и 2д наблю-
дают руководство школы, город-
ское управление образования, ро-
дители. Все признают, что боль-
шой разницы между детьми из
раздельных и смешанных классов
пока нет, однако уже сейчас мож-
но говорить о промежуточных
итогах эксперимента.
Психологи считают, что маль-
чики успешнее пишут контроль-
ные в начале урока, а девочки —
в середине. Учителя учли эту осо-
бенность, и вот результат: пока
дети из раздельных классов учат-
ся успешнее. По мнению педаго-
гов, школьники не смущаются и
не отвлекаются на противополож-
ный пол, а значит, больше думают
об учёбе. И таких психологических
моментов немало.
— Мальчик не станет волно-
ваться, как отреагирует симпа-
тичная ему девочка на его ответ
у доски, девочка не засмущается
при мысли о мальчике, поднимет
руку и ответит на вопрос учителя.
Получается, они сконцентрирова-
ны только на предмете урока, —
объясняют учителя, работающие
с 2В и 2Д.
Уже есть весомое доказатель-
ство эффективности раздельно-
го обучения — в кабинете у дево-
чек висят грамоты за первые ме-
ста в конкурсах на знание русско-
го языка.
— Я на практике поняла, на-
сколько девочки отличаются от
мальчиков. Скажем, даже зная
ответ, девочка будет молчать и
ждать, пока кто-то не ответит. В
общих классах мальчики первы-
ми поднимают руки, а тут их нет.
Вначале это очень сильно меша-
ло: каждая знала ответ, но молча-
ла, потому что боялась ошибить-
ся. Мне иногда казалось, что я ве-
ду урок в пустом классе. Но если
учениц хвалить, в следующий раз
они будут отвечать активнее. При
этом девочку нужно похвалить,
даже если она ошиблась, иначе в
следующий раз она снова оробе-
ет. Интересно, что парень такого
подхода не поймёт и станет потом
долго думать, почему его отмети-
ли за неверный ответ, — отмеча-
ет классный руководитель 2д Ев-
гения Наумова.
Некоторым преподавателям
нравится работать именно с дев-
чачьим классом.
— Девочки — это просто меч-
та. Они спокойные, никогда не
кричат. Мальчики из 2в, конечно,
активнее, чем девочки из гендер-
ного класса. Но по сравнению с об-
щим классом дисциплина у маль-
чишек выше, они спокойнее ре-
агируют на замечание учителя. В
обычных классах мальчики в похо-
жей ситуации могут препираться
с учителем, чтобы покрасоваться
перед девочками, — делится учи-
тельница музыки Елена Титова.
— У нас тут все равны. Мои
мальчишки сразу ставят хулига-
нов на место, поэтому все ведут
себя достойно. Например, к нам
перешёл ученик из общего клас-
са, где он больше всех дрался. Так
мои парни его очень быстро пере-
воспитали, — рассказывает Татья-
на Семёнова.
Из общих классов то и дело
слышатся раздражённые крики
учителей, а в гендерных стоит ти-
шина. Мы побывали на уроках и
убедились: дисциплина здесь дей-
ствительно отличная. К тому же
учителям легче разобраться в спе-
цифике обучения детей опреде-
лённого пола. Например, на физ-
культуре мальчики больше сорев-
нуются и тренируют силу, а девоч-
ки развивают грацию и пластику.
На уроках труда девочки плетут из
бисера, вяжут или строят домики
для кукол, а мальчики собирают
конструкторы.
Впрочем, ученики раздельных
классов активно общаются меж-
ду собой. К примеру, поздравляют
друг друга с праздниками. В день
нашего визита, накануне 8 Марта,
барышни с нетерпением ждали в
гости кавалеров. На уроке литера-
туры молодые люди отправились
в соседний класс и, встав шерен-
гой у доски, читали стихи. Торже-
ственная обстановка не мешала
мальчишкам улыбаться девочкам,
а тем — смущённо хихикать, пря-
ча улыбку в ладошки. В заверше-
ние парни подарили каждой даме
по кукле.
— У нас уже есть пары, кото-
рые дружат, общаются на переме-
нах. Дело в том, что мы с первого
дня стали развивать в девочках
женское начало. Уже сейчас они
отличаются от сверстниц и даже
как-то достойнее держат себя, —
говорит Евгения Наумова. —У нас
даже находится место романтике,
когда мальчики и девочки с тре-
петом ждут встреч, передают друг
другу записочки. Это то, чего ли-
шены остальные ученики.
Интересно, что если в первом
классе мальчики были чересчур
непоседливы и их приходилось
успокаивать, а девочки молчали,
то во втором сорванцы стали бо-
лее уравновешенными, а скром-
ницы — уверенными в себе. В об-
щем, эксперимент решено про-
длить до 11 класса, чему родители
только рады. Популярность раз-
дельного обучения растёт. Узнав о
нововведении, в школу № 34 спе-
циально перевелись второклас-
сники из других районов города.
А вот переходить в общий класс
никто не торопится.
— Учиться с мальчиками? Нет,
не хотим. Зачем? Мы с ними и так
общаемся. А ещё с девочками дру-
жить веселее, мы похожи, и поэто-
му у нас одинаковые интересы, —
считают подружки Вика, Дарина и
Настя.
Родители тоже отмечают, что
рады успехам детей, многие го-
товы отдать в гендерный класс
младших детей.
Директор школы№ 34 Наталья
Говорухина говорит:
— Прерогатива определения
состава класса остаётся за учеб-
ным заведением, поэтому перед
началом учебного года нам не
требовалось согласовывать раз-
дельное обучение с управлением
образования или министерством.
Всё, что необходимо, — это жела-
ние родителей. Не все из них го-
товы к переменам. В прошлом го-
ду при наборе первого класса мы
проводили опрос, и взрослые не
захотели учить девочек и маль-
чиков раздельно. В этом году мы
вновь будем анкетировать роди-
телей, и не исключено, что к сентя-
брю в школе снова появятся клас-
сы для девочек и мальчиков.
Наталия Васягина, завкафед­
рой психологии образования,
профессор Института психологии
УрГПУ, подчёркивает:
— Плюс гендерного обуче-
ния в том, что дети не отвлекают-
ся и лучше усваивают учебный ма-
териал. Если раздельное обуче-
ние идёт в обычной общеобразо-
вательной школе, минусы мини-
мальны. А вот выпускники школ,
где учатся только мальчики или
только девочки, не смогут гармо-
нично общаться с противополож-
ным полом.
Мы наблюдали несколько ген-
дерных классов. В одном случае
исследование велось год, в дру-
гом — два. В результате пришли
к выводу, что психологических от-
личий между детьми из раздель-
ных и общих классов нет.
Дарья Воронина.
Свердловская область.
www.rg.ru
В свердловской школе подвели итоги эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек
И
звестный факт, что ты-
сячелетиями мальчики
и девочки, парни и де-
вушки воспитывались и
обучались раздельно. В
традиционных обществах, в том
числе и России, от родоплемен-
ной до современной организации
общества такое воспитание и об-
учение строилось в соответствии
с предназначением мужского и
женского начал. Допускалось пол-
ное воспитание и обучение маль-
чиков женщинами до 7 лет, в неко-
торых обществах до 12 лет.
Обратившись к официальной
науке, мы находим, что некоторые
отечественные и зарубежные учё-
ные, изучавшие высшую нервную
деятельность, утверждали, что
мозг у девочек и мальчиков функ­
ционирует по принципиально раз-
ным законам, и информацию они
воспринимают по-разному. Из
этого следует, что информация не
только воспринимается, но и ис-
пользуется в рамках «заданного
русла», исходя из заложенных в ка-
ждом ценностей и стоящих задач.
Похожая организация напомина-
ет «разные программы (системы)»,
для которых одна и та же информа-
ция находит разное преломление.
Мальчики ищут смысл, что-
бы, познав его, действовать. При-
родой заложено так, что мужчи-
на напоминает «треугольник», на-
правленный основанием вверх, с
развитым верхним отделом тела,
в частности руками, для действо-
вания и символизирует нисхожде-
ние духа в материю. Соответствен-
но женщины символизируют ма-
терию, с её плодородием и мудро-
стью. Её главный центр находится
ниже и напоминает треугольник,
направленный вершиной вверх.
Такое обозначение женского на-
чала мы находим во всех древней-
ших культах планеты, в частности
сохранившихся вышивках. Учёные
говорят, что девочки более эмоци-
ональны, тоньше чувствуют, стре-
мятся к возвышенному, «автомати-
чески» меньше обращают внима-
ние на суть. Для девочек, особенно
при эмоциональном сопровожде-
нии, повторная информация спо-
собствует её лучшему усвоению.
Девочки непринуждённо повторя-
ют, охотнее могут выполнять не-
интересную работу. Мальчики же
реагируют на повторяющуюся ин-
формацию только первый раз, те-
ряя к ней интерес при её последу-
ющем повторении, то есть мальчи-
кам меньше подходит простое по-
вторение для закрепления мате-
риала, их мозг автоматически пе-
реключается. «Повторенье —мать
ученья». Думается, для мальчиков
подобная поговорка может быть
следующей: «Переключенье — от-
ец ученья». Мальчики бывают ак-
тивней, смелей, им труднее «вы-
сидеть» урок, им необходима дви-
гательная разрядка. Девочки бо-
лее грациозны, ласковы, сдержан-
ны, аккуратны, усидчивы. Различия
в организации сознания у парней и
девушек проявляются в архетипах,
особенно в детских снах и творче-
стве. Архетипы — фундаменталь-
ные образы древности, которые у
мальчиков выражаются в симво-
лах свободы, силы, победы, твор-
чества, у девочек они находят вы-
ражение в символах материнства,
женственности, домашнего очага.
Так, может, это и есть истинные, не
искажённые в детских глазах под-
тверждения нашей разной взаимо-
дополняемости!
Информация, не затрагиваю-
щая архетипа, у учащегося автома-
тически проходит «мимо», её не-
обходимо заучивать, и не факт, что
она сохранится в нашей памяти на
необходимо длительный срок…
В настоящее время мужчины
стали всё меньше походить на се-
бя и своих далёких предков, кото-
рых древние зарубежные путеше-
ственники описывали, по меньшей
мере, атлетами. Школьный невроз
в подавляющем большинстве слу-
чаев развивается именно у маль-
чиков, которые в будущем «лечат»
его алкоголем, нар­котиками. Сло-
жившиеся в обществе проблемы
больше напоминают кризис муж-
ского начала. Данную проблему
нужно решать уже сейчас, свои-
ми силами, иначе от наших могу-
чих мужчин в будущем может ни-
чего не остаться, а мировому со-
обществу достанутся одни толь-
ко женщины. Кроме того, в некото-
рых случаях события напоминают
превращение женщин в мужепо-
добных, а мужчин—в женоподоб-
ных существ. «Тискание» и обезли-
чивание мальчиков зачастую начи-
нается с детства. Предшествующая
мудрая, спокойная, многовековая
«суровая необходимость» в воспи-
тании мальчиков в настоящее вре-
мя больше напоминает «истерию».
В итоге требования к мальчикам,
парням и мужчинам постоянно по-
нижаются; думается, что в боль-
шинстве семей только женщины
успешно справляются со своими
«обязанностями».
В современной школе смешан-
ного типа мальчики легко попада-
ют под влияние женского начала,
окружённые зачастую более раз-
витыми одноклассницами и жен-
щинами-педагогами, выбирая, как
следствие, доминирующий, а зна-
чит, женский тип поведения, ста-
новясь нерешительными и бояз-
ливыми. А если в семье таких ре-
бят нет достойного мужского при-
мера, то будущий мужчина грубе-
ет, начиная с дерзостей, или фе-
минизируется, становясь инфан-
тильным, безответственным. Такое
протестующее поведение мальчи-
ков естественно, потому что из-
древле в них заложена необходи-
мость в мужском воспитании, ко-
торое после 1917 года вынужден-
но стало заменяться на преимуще-
ственно женское. В итоге измене-
ние веками настраиваемого укла-
да, путаница в отношениях обо-
стрили взаимоотношения в се-
мьях, «столкнули» мужское и жен-
ское начала, породив в обществе
столько бед и трагических судеб…
В мире всё больше школ воз-
рождают традицию раздельного
обучения мальчиков и девочек, и
в России есть такой опыт. В шко-
лах создаются отдельные клас-
сы для мальчиков и для девочек.
Думается, что одним из атрибутов
правового (социального) государ-
ства станет признание раздельно-
го воспитания будущих пап и мам.
Николай Лунин.
г. Орёл.
Как образовать мужчину
Вот такие результаты!
Суровая необходимость суворовского воспитания
вектор