Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 5 (130), май 2015 г.
уроки жизни
Правило обонато
О
дин антрополог предложил
детям из африканского пле-
мени поиграть в одну игру.
н поставил возле дерева кор-
зину с фруктами и объявил: «Тот
из вас, кто первым добежит до
дерева, удостоится всех сладких
фруктов». Когда он сделал знак
детям начать забег, они накреп-
ко сцепились руками и побежа-
ли все вместе, а потом все вме-
сте сидели и наслаждались вкус­
ными фруктами. Поражённый
антрополог спросил у детей, по-
чему они побежали все вместе,
ведь каждый из них мог насла-
диться фруктами лично для себя.
На что дети ответили: «Обонато».
Разве возможно, чтобы один был
счастлив, если все остальные
грустные? «Обонато» на их язы-
ке означает: «Я существую, пото-
му что мы существуем».
http://li-day.ru/post218676148
О
чень трудно быть взрос­
лой и невозмутимо гнуть
свою линию, когда окру-
жающие тычут в вас с ре-
бёнком пальцами и рас-
сказывают вам, как плохо ведёт
себя твой ребёнок и как плохо ты
его воспитываешь.
Мать впервые слышит, что она
плохая мать, довольно скоро по-
сле рождения ребёнка. Папу бес-
ит, что ребёнок кричит, не спит,
что мать берёт его на руки, не
берёт его на руки, кладёт с собой
спать, уходит спать к нему, что она
нервничает из-за каждого чиха и
в квартире у неё не убрано. Весь
день дома сидела — что делала?
Убрать было трудно?
Затем подключаются бабуш-
ки: кормишь не так, расписания
нет, разговаривает он у тебя пло-
хо, занимаешься с ним мало, мало
порешь, мало любишь, мало дрю-
чишь, всё, всё неправильно!
Потом вступают родительни-
цы в песочнице, бабки у подъез­
да и воспитатели детсадов. Ну и
врачи ещё, особая статья: о чем
вы вообще думаете, вы что — уг-
робить хотите своего ребёнка? Да,
спасибо, с самого рождения этого
и добиваюсь.
К тому моменту, как ребёнок
пойдёт в школу, его мать вздра-
гивает уже от каждого обращён-
ного к ней слова, сжимается, ожи-
дая удара, готова в любой момент
быстро спрятать ребёнка за спину,
повернуться лицом к опасности и
оскалить зубы, как зажатая в угол
волчица, которая из последних
сил защищает своего волчонка.
Потом, правда, когда она про-
гонит нападающего лаем, воем,
клацаньем зубов и угрожающим
топорщением шерсти на загрив-
ке, она устроит своему волчонку
такую трёпку, что мало не пока-
жется: как смел меня позорить?
Сколько я ещё из-за тебя буду
краснеть?
В школе, ясное дело, маме ни-
чего утешительного не скажут,
кроме того, что с ребенком надо
заниматься, что с ним надо делать
домашнюю работу, что надо ему
объяснять, как себя вести, и по-
требуют, чтобы она наладила его
поведение в классе, как если бы
у неё был пульт дистанционного
управления ребёнком.
К концу школы мать уже будет
знать, что её ребенок никчемен,
ЕГЭне сдаст, в дворникине возьмут
— короче, полное педагогичес­
кое фиаско. Дома отец убеждён,
что мать испортила ребёнка своей
мягкостью, а бабушки уверены, что
она его и не кормит даже.
Россия — страна, недруже-
любная к детям. На отдыхе, в тран-
спорте, в дороге, на улице на мать
обращены бдительные взоры со-
граждан, готовых по любому по-
воду испустить дидактическое за-
мечание. Не легче и в храме, где
бесчинствующих детей не особен-
но любят, и мать ребёнка, который
устал, капризничает или отпра-
вился топать по храму во время
чтения Евангелия, чего только не
наслушается.
Хотя я знаю учителя, которая
на собрании два часа рассказы-
вала родителям — вместе, а по-
том порознь, — какой у них пре-
красный класс, какие в нём отлич-
ные талантливые дети и как с ни-
ми здорово работать. Родители
ушли домой настолько озадачен-
ные, что некоторые по дороге да-
же купили торт к чаю.
Я видела женщину, которая в
самолёте просто забрала у замо-
танной мамы ноющую четырёх-
летку и всю дорогу рисовала с ней
в тетрадке, читала с ней Маршака
и Чуковского, занималась пальчи-
ковыми играми и даже позволила
маме немного поспать, а соседям
— лететь в тишине.
Видела другую, которая, ког-
да её кресло сзади пинал ногами
чужой ребёнок, обернулась и вме-
сто сакраментального «Мамаша,
успокойте своего ребёнка» сказа-
ла: «Малыш, ты пинаешь меня в
спину, это очень неприятно, пожа-
луйста, не делай этого».
Однажды я ехала домой в мар-
шрутке с перчаточной куклой-
медведем в сумке. Напротив си-
дела девочка лет пяти, которой
было скучно. Она ёрзала, болта-
ла ногами, донимала маму вопро-
сами, пихала соседей. Когда мед-
ведь помахал ей лапой из сумки,
она чуть не свалилась с сиденья
от изум­ления.
Мы всю дорогу играли с мед-
ведем, а мама смотрела с недо-
верчивым ужасом, готовая в лю-
бой момент отнять ребёнка, ото-
брать медведя, всучить его мне
обратно, рявкнуть, чтобы дочь си-
дела смирно и неподвижно, и за-
грызть любого, кто посмеет что-
то сказать. Это уже условный реф-
лекс, это застарелая привычка не
ждать от окружающих ничего хо-
рошего.
Я помню, как бабушка или де-
душка забирали у меня ночью во-
пящего младенца, сказав просто
«поспи», хотя им завтра на работу;
как муж, не давая алгебре доесть
нас с ребёнком, быстро и весело
заканчивал с ним уроки, как ме-
ня подстраховывали, подхватыва-
ли и помогали домашние, подру-
ги, коллеги.
Я помню попутчицу, которая
терпела ночные крики моей трёх-
летней дочери в поезде, и продав-
щицу, которая подарила ей банан,
когда наш рейс задержали на 18
часов и ошалевший ребёнок пу-
лей носился по аэропорту.
Помню с благодарностью тех,
кто помогал поднять перевер-
нувшуюся коляску, пропускал без
очереди в общественный туалет,
протягивал платочки, когда у сына
на улице шла из носа кровь, дарил
просто так шарики, смешил плачу-
щего ребёнка. И мне всегда кажет-
Дорогие друзья,
Добрая земля
будет рада видеть вас и ва-
ших детей летом 2015 года на наших разнообразных программах. В
мае вас ожидают зарница и выходные для классов, в июне распах-
нет свои двери лагерь навыка Пересвет, в июле вас ожидает фести-
валь и наша новинка — ролевая игра, а августе можно стать участ-
ником лагеря наших друзей из детской выездной школы — Да-
лёкая радуга.
В этом году мы особенно рекомендуем принять участие в новом
для нас проекте —
ролевой игре
, которая даст возможность по-
грузиться в реальный мир Древней Руси. Игру мы проводим с на-
шими друзьями из Ориона (Китежа), за плечами которых много лет
успешной работы в этом направлении.
13–24 июля 2015 г. Ролевая Игра «Легенда Древней Ру-
си» (Совместный проект детской деревни Орион (Китеж) и
Доб­рой Земли). Приглашаются дети от 9 до 16 лет.
Мир Древней Руси откроет свои двери для дерзнувших окунуть-
ся в прошлое. Жизнь славянских племён полна событий и приклю-
чений. Набеги кочевников и лесные обитатели заставляют вести
нелегкую борьбу за выживание… Полное погружение в историче-
скую реальность с городами, племенами , битвами и ремёслами, от-
крытым сюжетом и многими испытаниями...
Ролевая игра позволяет ребёнку оказаться в центре событий,
повлиять на сюжет, совершить подвиг. В безопасной обстановке де-
ти сталкиваются с трудностями, преодолевают страх и слабость, по-
знают горечь поражения и радость победы. Рядом с детьми посто-
янно находятся психологи и педагоги Ориона.
Обо всех летних программах Доброй Земли можно прочитать
на сайте —Добраяземля (http://dobrayazemlya.ru).
Детские программы
на Доброй Земле
ся, что я обязана вернуть это всё
другим людям.
Всякой маме трудно. Она не
всё знает и не всё умеет, она не
всегда ещё сама достигла той
степени психической зрелости,
взрослости,
доброжелательно-
сти, уверенности в себе, которая
позволяет ей в любой кризисной
ситуации сохранять присутствие
духа и принимать правильные
решения.
Мама делает ошибки, занима-
ясь самым главным делом и са-
мым дорогим человеком в жизни.
Она видит это и не знает, как их ис-
править. Ей и так кажется, что она
всё делает не так и неправильно;
она в душе перфекционистка и хо-
чет всё сделать идеально, но иде-
ально не может и ждёт, съёжив-
шись, что ей сейчас опять поста-
вят двойку. Не надо вколачивать
её по шляпку.
Иногда её стоит поддержать
хорошим словом, заметить у ре-
бёнка прогресс, похвалить её
усилия, сказать ей что-то хоро-
шее про её ребёнка, ненавязчиво
предложить помощь. И не торо-
питься осуждать, тыкать пальцем,
воспитывать и делать замечания.
А если жалуется — слушать, а не
поучать. А если плачет — обнять
и пожалеть.
Потому что она — мама, она
делает самую трудную, неблаго-
дарную, полезную работу в мире.
Работу, за которую не платят, не
хвалят, не повышают по службе,
не дают поощрений. Работу, в ко-
торой много провалов и падений
и слишком редко кажется, что че-
го-то достигла.
Можно даже не хвалить, на-
верное. Не помогать, не развле-
кать чужих детей, не играть с ни-
ми, не говорить хороших слов.
Просто не шпынять на каждом
шагу. Уже будет огромное облег-
чение.
Ирина Лукьянова.
А у вас найдётся «пятёрка» для мамы?