• 27
«Родовая Земля»
№ 5 (130), май 2015 г.
ЛетОПись
С
казочное для большинства
наших соотечественников
Беловодье имеет земные
координаты:
республика
алтай, окрестности Белухи,
междуречье Бухтармы и Катуни.
Но пути в чудесную страну «ведо-
мы лишь избранным». так говорил
Николай рерих, считавший эти ме-
ста священными.
Долгое
время
Беловодье
отождествлялось с Шамбалой,
пока в 2004 году дважды доктор
(медицинских наук и философии)
Юрий Захаров не отыскал насто-
ящую столицу государства Шанг-
шунг, древнейший центр научных
знаний и религиозной мысли.
Но «страна избранных» в го-
рах алтая не утратила мистиче-
ского ореола. разгадка тайны —
впереди.
Откуда название?
Кто эти люди?
Пути в чудесную страну «ведо-
мы лишь избранным» — так гово-
рил Николай рерих.
По распространённой «быто-
вой» версии, в заповедных зем-
лях над белыми, молочными река-
ми висит густой туман. По леген-
де, в которую верит большинст-
во искателей страны благоденст-
вия и счастья, на алтае обитали, а
возможно, и сейчас живут в недо-
ступных краях духовно продвину-
тые, просветлённые, чистые в по-
мыслах, а по-простому — «белые»
люди.
то, что сегодня выглядит сказ-
кой, многие столетия представля-
лось очевидным. существуют сви-
детельства, что первую экспеди-
цию для изучения Беловодья сна-
рядил один из самых просвещён-
ных людей своего времени —
иван грозный.
Для старообрядцев, бежавших
в ХVII веке от гнёта государства и
реформированной церкви, алтай
стал царством свободы прежде
всего в прямом смысле. Но знани-
ем о чудесном Беловодье, терри-
ториально отождествляемом с го-
рами на востоке россии, они, без-
спорно, обладали.
Надо сказать, в Уймонской до-
лине, у подножия Белухи, старо-
обрядцы чувствовали себя пре-
красно. Эта гора обладает особым
магнетизмом: здесь щедрые уро-
жаи и высокие приплоды, образно
говоря, вдоль кисельных берегов
текут молочные реки, а живущие
поблизости люди почти не боле-
ют, всегда ощущают прилив сил и
хорошее настроение.
Всё это позже породило у не-
которых исследователей предпо-
ложение, что в беловодцы молва
записала чуравшихся любого об-
щения с чужаками староверов. а
чудесной страны как таковой нет.
Но, по свидетельствам современ-
ников, уже в XVII веке некоторые
жители Уймонской долины «про-
падали». а потом возвращались в
особом состоянии духа, объясняя,
что побывали в Беловодье. При-
знавались, что видели там много
«диковинных штучек», но расска-
зать о них не могут, так как дали
слово молчать...
Двумя столетиями позже от-
кровения странников, воочию ви-
девших Беловодье, слышали и ча-
стично воспроизвели в своих кни-
гах Павел Мельников-Печерский
и Вячеслав Шишков.
«…если счастье от рожде-
ния тебе дадено, — передавал
один из таких рассказов Шишков,
— увидишь Беловодье самолич-
но. Земли в нём тучные, дожди
тёплые, солнышко благодатное,
пшеница сама по себе круглый
год растёт — ни пахать, ни сеять,
— яблоки, арбузы, виноград, а в
Беловодье
цветистом большетравье без кон-
ца, без счёта стада пасутся — бе-
ри, владей». из воспоминаний о
писателе известно, что алтайские
старообрядцы рассказывали ему,
как беловодцы не раз выходи-
ли из пещер, чтобы купить у кре-
стьян товар. светловолосые лю-
ди очень высокого роста рассчи-
тывались настоящими золотыми
монетами и исчезали, прежде чем
народ успевал сообразить, что та-
кие деньги в российской империи
не ходят.
Вероятно, в XVII и даже в XVIII
веках путь в Беловодье был ещё
относительно доступен. Но к на-
чалу XIX столетия эти места стали
весьма посещаемыми. В 1836-м
подступы к Белухе и она сама бы-
ли исследованы. Фридрих геблер
определил высоту горы, собрал
коллекцию растений, описал лед-
ники. В общем, ещё до того, как в
1914-м братья троновы соверши-
ли первое восхождение на Белу-
ху, «светловолосые высокие лю-
ди» могли решить, что им пора
перебираться в более сокровен-
ное место. старообрядцы Уймон-
ской долины хранят воспомина-
ния предков, как Николая рери-
ха с женой проводники вели в за-
ветную страну через горные пе-
щеры.
О сокровенном
В 1949-м в выходившей в Ка-
лифорнии русской газете «Новая
Заря» было впервые обнародова-
но «сокровенное сказание о Бе-
ловодье» — устный апокриф, вос-
ходящий, возможно, к первой по-
ловине XI века. текст, записанный
летом 1893 года в тамбовской гу-
бернии со слов монаха Вышен-
ской Успенской мужской пустыни,
не мог стать общеизвестным, по-
ка его хранитель не узрел пред-
виденный рассказчиком особый
знак, который снимал «обет мол-
чания».
В истории, передававшейся
прежде из уст в уста, описывается
удивительное путешествие киев-
ских послов в страну добродетели
и справедливости. Будто бы за год
до крещения руси к великому кня-
зю Владимиру явился инок сер-
гий, уже обращённый в христи-
анство в малолетнем возрасте на
афоне. Он поведал, что во время
пребывания в византийских мо-
настырях слышал от тамошних от-
шельников о существовании да-
леко на Востоке загадочного го-
сударства — Королевства Белых
Вод. Великий князь, определяясь,
какая вера нужна Киевской руси,
отправлял тогда во многие страны
посольства. Заинтересовавшись
рассказом монаха, Владимир сна-
рядил и его с помощниками в не-
известную страну, рассчитывая,
что через три года все вернутся.
Однако монах сергий один объя-
вился в Киеве лишь спустя 49 лет.
Князя Владимира уже не было в
живых. а сергий семь лет молчал
и только в предчувствии кончины,
на исповеди, поведал тайну свое-
го удивительного путешествия и
пребывания в Беловодье.
из «сокровенного сказания»:
«Высокие горы со снеговыми
вершинами окружали нас... Пе-
респав третью ночь, на рассвете,
проводник заявил, что дальше он
не может меня провожать... По-
сле полудня путь мой протекал
вдоль горного озера... На отко-
се горы направо я увидел жильё,
освещённое последними лучами
заходящего солнца. Возблагода-
рив создателя, дающего мне при-
станище, я безмятежно уснул. На
рассвете был разбужен голоса-
ми. Предо мной стояло два чело-
века, говорящих на незнакомом
мне языке. Но странно, каким-
то внутренним чувством я пони-
мал их и они понимали меня. Они
спросили, имею ли я нужду в пи-
ще. я ответил: имею, но только в
духовной. Они привели меня в
селенье, где я и пробыл некото-
рое время... На меня был возло-
жен ряд занятий и работ, выпол-
нение которых давало мне вели-
чайшее удовлетворение... я поте-
рял счёт времени, ибо не думал о
нём. Каждый день приносил мне
всё новое, удивительно мудрое и
чудесное...».
«Находящиеся
там
живут
сколько хотят и сколько им нужно.
Для них остановлено время. Что
творится в мире, всё там известно,
всё видно, всё слышно. Когда дух
мой окреп, мне давали возмож-
ность бывать на самой высокой
горе, в Царьграде, Киеве, а также
знать, видеть и слышать, что по-
желаю...»
По следам инока Сергия
из «сокровенного сказания»
известно, что киевское посольст-
во прошло «много разных земель
и два моря», надо полагать, име-
ются в виду Чёрное и Каспийское.
«К концу второго года путь прохо-
дил по пустыне». речь, скорее все-
го, о гоби. «Чем дальше ехали, тем
больше попадалось на пути ко-
сяков людей, коней, верблюдов,
ослов и других животных». спут-
ники сергия отказались продол-
жать экспедицию. На общем сове-
те решили, что большинству луч-
ше вернуться. с сергием остались
двое, но сначала один, а затем и
другой занемогли...
Дальше он шёл с проводни-
ками, регулярно их меняя, по-
ка не достиг «границы Запретной
страны». Это, логично предпо-
ложить, было подножие Белухи.
скорее всего, инок поднимался
к западной её вершине, посколь-
ку в первые два дня восхожде-
ния ему встретились «гора, похо-
жая на истукана», известная ныне
как сланцевая, и озеро (Кучерлин-
ское). Первого селения Беловодья
инок достиг на третий день. Оно
находилось, наиболее вероятно,
в районе современной стоянки
«Кедровая поляна» (2300 метров
над уровнем моря). Это плато, по-
крытое таёжной растительностью
и вполне пригодное для жилья.
Дальнейший путь лежит через пе-
ревал Каратюрек и ледник.
Что это было
По впечатлениям сергия о
пребывании в Беловодье напра-
шивается вывод, что тысячу лет
назад инок встретился на алтае с
представителями иной, более раз-
витой, возможно, внеземной ци-
вилизации. Он говорит: «Пока ум
человеческий не может вместить
того, что я там видел и чему нау-
чился. Но и для этого познания
срок подойдёт, и в своё время гос-
подь откроет достойнейшим ещё
несравненно больше, чем мне».
Обретением «неземных» умений
объясняется и обет молчания, на-
рушенный сергием только перед
смертью. и старообрядцы, уже в
XVII веке, после «паломничества»
в Беловодье, говорили, будто ви-
дели такое, про что «нельзя ска-
зывать»...
Можно, конечно, объявить за-
поведную страну устным народ-
ным творчеством, но...
В пользу гипотезы о том, что
«сказочное» Беловодье было ба-
зой пришельцев свидетельствуют
обнаруженные в горном алтае в
конце 1990-х геоглифы — гигант-
ская разметка, воспринимаемая
только с высоты птичьего полёта,
зафиксированные здесь и ни-
где больше необычные наскаль-
ные изображения, не являющи-
еся ни письменами, ни рисунка-
ми, большое количество природ-
ных объектов явно космического
происхождения, которые учёные
осторожно называют осколками
метеоритов.
И что сейчас
Надо сказать, у большинства
моих земляков сведения о Бело-
водье смутные. Однако, когда на
одного местного жителя в респуб-
лике алтай приходится семь ту-
ристов, язык не повернётся ска-
зать, что загадочная страна мало
кого интересует. В прошлом году
горный алтай посетили более 1,5
миллиона туристов. сюда со всего
мира едут дышать пьянящим воз-
духом, любоваться горными кра-
сотами... и, конечно, Белуха, где,
по преданию, всё-таки может на-
ходиться Беловодье, влечёт лю-
дей как магнитом. тот, кто физи-
чески не может на неё подняться,
стремится хотя бы прислониться к
подножию.
В Уймон каждый год соверша-
ют массовые паломничества «ре-
рихисты», йоги и другие эзотери-
ки. и для этих людей Беловодье—
совсем не мистика.
Капитолина БАЛЫШЕвА.
Алтайский край.
«ФАЙЛ-РФ»
Ежедневная электронная газета
http://file-rf.ru/analitics/898