Стр. 17 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 17
«Родовая Земля»
№ 6 (131), июнь 2015 г.
тРАдиции
Предыстория
Во время одной из поездок в
Забайкалье случай свёл меня с че-
ловеком потомком старообряд-
цев, коих в Восточной Сибири на-
зывают «семейские». В тесном об-
щении этот человек (зовут его
Алексеем) поведал о том, что в мо-
лодости, сразу по демобилизации
со срочной службы, отдыхая поло-
женные три месяца, помогал деду
ладить дом в одном из дальних се-
мейских поселений в Бурятии. и
довелось ему подержать в руках
старые религиозные книги, среди
которых были даже рукописные.
их вынесли проветрить под лу-
чи осеннего солнца, точно так, как
принято в деревнях выветривать
подушки и перины. Эти книги бы-
ли привезены из Польши, с бере-
гов Буга и Ветки, переселенцами-
старообрядцами, которых конво-
ировали до Забайкалья в Верхне-
удинский округ иркутской губер-
нии. А в Польшу они попали, «спа-
саясь» от никоновских реформа-
торов церкви, со Среднерусской
равнины, откуда именно, никто не
ведает, триста лет прошло.
Книги были религиозные, в
старой орфографии и, как сказа-
ли моему знакомому, на старо-
славянском языке. Они его ни-
сколько не заинтересовали — в
те годы молодой человек был да-
лёк от веры. Кроме одной книги.
Она была рукописная и отлича-
лась от других наличием каких-то
непонятных рисунков. Сейчас бы
это назвали тетрадью, но у семей-
ских это слово не в ходу, всё, что
переплетено, — книга. Мой то-
варищ попросил хозяев, у кото-
рых они с дедом гостевали, про-
читать, о чём там написано. По-
сле натужных попыток произне-
сти вслух несколько фраз из кни-
ги хозяин махнул рукой и послал
кого-то за соседкой. Вскоре при-
шла бабушка, очень в годах, но с
гладким, почти без морщин ли-
цом и живым взглядом. Первое,
что она сказала, взяв книгу: «так
то ж не для службы-то». «нам и не
надо-то, внучку моему картинки
любы», — отвечал дед моего при-
ятеля. тетрадь эта, то есть кни-
га, как пояснила соседка хозяина,
была чем-то вроде сельской ле-
тописи, хроники, и велась, веро-
ятно, писарем при сельском ста-
росте. деловито перевернув без
всякого трепета перед стариной
несколько листов, наша перевод-
чица со старославянского протя-
нула: «У-у-ж-то-то, до никона-то-
супостата чертано».
да, эта тетрадь относилась к
дониконовским временам, ког-
да рафинированное византий-
ское православие (тогда оно на-
зывалось правоверием — калька
с греческого «ортодоксис») жива-
ло во здравии по преимуществу в
больших городах, напротив же, в
уездах да сёлах вера Христова не
простиралась сильно далее цер-
ковной ограды да красного угла
в хатах. Весь, село и деревня жи-
ли своими традициями, праздни-
ками и обрядностью, где Христос
был зачастую лишь одним из…
такое положение, особенно на се-
вере, в верхнем и среднем тече-
нии Волги, позднее назовут дво-
еверием.
Что было в тетради
Рисунок в старой тетради-
хронике, так заинтересовавший
в те годы моего доброго прияте-
ля, был не чем иным, как схемой-
зарисовкой устройства костри-
ща, которое ладили близ деревни
на празднование Купалы — в са-
мую короткую ночь лета (понятия
ивана-Купалы во времена оные
ещё не существовало, как и сло-
ва «год»). Молодой человек за-
рисовал, как смог, схему и запи-
сал то, что прочитала старушка,
относящееся к сему. Мы немного
обсудили, почему писарь-лето-
писец счёл важным описать это
устройство, ведь праздник был
не первый год и кострище лади-
лось не впервые. Сошлись с при-
ятелем на том, что в это лето ко-
стрище было задумано как-то по-
новому, или, напротив, человечек
какой забрёл в веси сии да попра-
вил в знании старых традиций.
Быть может, и так, помыслили мы,
что предвидел, предчуял писарь
наш наступление времён суро-
вых и порешил разумением сво-
им справедливым: на что уста не
разомкнутся, то бумага сохранит.
За то нам к нему поклон и благо-
дарствие сердечное.
Всё, что ниже описывается, —
не единожды проверено на деле.
Самая важная вещь — все мужи,
принимающие участие в праздне-
стве, должны участвовать в сла-
живании кострища, только так вы-
ходит ладное действо, а дело это
не на пять минут, и трудов, и пота
востребует премного.
Обычно устройство такого ко-
стрища мы проводили с 10 утра до
4–5 вечера не менее восьми му-
жей. После полудня, до трёх ча-
сов, возжигается от Солнца малое
полуночное (северное) кострище,
от него после захода Солнца воз-
жигается главное (об этом ниже).
Сам праздник начинается не рань-
ше 6 часов — мужи после трудов
должны омыться, привести себя в
порядок, обрядиться.
Конструкция домовины
итак, главное кострище, оно
четырёхъярусное, строится из че-
тырёх конусов таким образом, что
меньший находится под большим.
Между ярусами должен быть не-
который воздушный промежуток
шириной не меньше чем в 1–2 ла-
дони, это не всегда получается,
но к тому следует стремить свои
усилия. Каждый ярус имеет своё
название. нижний — лучинный,
его высота — один аршин (око-
ло 70 см), над ним ладится курной
ярус высотой два аршина, третий
ярус — ярь — высотой три арши-
на, четвёртый — домовина, или
домна, её высота и высота всего
главного кострища 4 аршина.
Часто над купальским костри-
щем ладят колесо, но в тетради
ничего о колесе не упоминалось.
Все ярусы ладятся из брёвен и тол-
стых веток сухостоя, которые об-
резаются соответственно высоте
яруса. тонкие ветки и сухая трава
используются только для уплотне-
ния лучинного — он должен дать
жар для высших ярусов. Брёв-
на домовины ставятся так (что-
бы случайно не разрушить ниж-
ние ярусы): два бревна смыкают-
ся вверху и удерживаются каждое
2–3 мужами, затем другие мужи
примыкают к ним ещё два бревна
по правую и по левую руку, к сему
четырёхграннику примыкают дру-
гие брёвна, страхуя, поддерживая
основу. Каких-либо крепящих эле-
ментов вроде проволоки никог-
да не использовали, конструкция
домовины всегда получалась са-
москрепляющаяся и всегда стоит
до прогорания большинства брё-
вен домовины. единственный со-
вет — верхушки опорных домо-
вин можно стесать для большей
устойчивости под 45 градусов на
одну треть диаметра.
Брёвна домовины обязатель-
но нужно ошкурить от коры, счи-
тается, что кора впитывает все не-
чистоты материального мира и не
только, защищает дерево на всех
планах, видимо, это так и есть, к
тому же кора — основной источ-
ник искр во время горения, поэто-
му это надо сделать и во избежа-
ние порчи одежды. Желательно
очистить от коры и брёвна, иду-
щие на ярь.
За аршин при устройстве ко-
стрища мы брали и 72 сантиме-
тра, и 1 метр, и чуть больше, су-
ти это не меняет, коли в остальном
всё по ладу устроено. Разумно же
исходить из длины имеющихся в
количестве брёвен на самый вы-
сокий ярус, домовину; от неё на
четверть меньшей длины дерева
идут на ярь и вполовину меньшие
на курной.
теперь уместно маленькое от-
ступление. доводилось быть не-
мало
изумлённым,
находясь
средь трёх десятков трезвых и в
добором здравии мужей, внимать
речам, что, мол, от столь большо-
го кострища возможны возгора-
ние сухой травы и, как следствие,
полевой пожар. При всём том на
краю поляны стоит под два де-
сятка машин, в каждой — по ог-
нетушителю. Поражает являю-
щаяся подчас неуверенность му-
жей в своих силах и мелкий-мел-
кий, насекомый страх, нет, страх
— слишком сильное слово, — бо-
язнь. Боязнь озаботить себя хоть
каким-то возможным безпокойст-
вом или лишними телесными дви-
жениями. Речь, прошу заметить,
об апрельском сухостое, празд-
нество же наше — в июне. Вбли-
зи хвойного леса кострище устра-
ивать не стоит, дубовый же лес не
горит как факт, даже захламлён-
ный сухостоем. Факты каких-ли-
бо возгораний от купальского ко-
стрища мне не известны. К тому
добавлю: возжигание главного ко-
стрища происходит после захода
солнца, в пору выпадения на зем-
лю первой вечерней росы.
итак, главное кострище сло-
жено. но это ещё не все приго-
товления. на полуночь (к северу)
от главного сложено и возжено
от солнца малое кострище (фокус
от лупы или телескопа со снятым
окуляром направляется на круп-
ный чёрный шрифт на бумаге —
белая бумага тлеет, но не возгора-
ется; получалось возжигать и пух
кипрея, затемнённый в йоде). Ма-
лое кострище ладится в один ар-
шин, но брёвна должны быть тол-
стые, и гореть оно должно, пока
не разгорится главное кострище,
пища для огня в это кострище по
надобности подкладывается, для
этого определяются восемь му-
жей — костровых, которые попе-
ременно поддерживают полуноч-
ное кострище, а позже единовре-
менно будут возжигать главное от
малых кострищ.
Кроме полуночного ладятся
ещё семь малых кострищ — посо-
лонь (по ходу солнца) от полуноч-
ного: полуночно-восходное, вос-
ходное, полуденно-восходное, по-
луденное и так далее. Середины
этих кострищрасполагают на четы-
ре аршина от края домовины глав-
ного кострища (здесь об аршине
верно то же, что сказано в описа-
нии ярусов). Мужи-костровые рас-
пределяются по малым костри-
щам, задача — поддерживать их
горение до возжигания главного.
Зачин возжигания
Пора зачина возжигания ко-
стрища наступает, когда солнышко
пребудет на четыре пальца (от вы-
тянутой руки) от окоёма (горизон-
та). Возжиганию сопричаствует вос-
питие братины. Празднующие му-
жи, жёнки, детки и отроки становят-
ся вокруг собора кострищ, напол-
няют братину сурьей и передают её
посолонь (по ходу солнца), правой
рукой принимая, левой отдавая,
держа двумя руками, делая глоток
или два, сколь возжелается. Пред
тем как пригубиться, человек речёт
для всех слово, всё, что возжелает
высказать, или просто славит кого-
либо из богов, кого возжелает, или
предков. Любо народу, коли дитё
речет слово простое: «Слава бате,
слава маме!»—это тоже славление
предков. Сказано слово, отпивает-
ся сурья, братина передаётся по ле-
вую руку стоящему. По исчерпании
сурьица доливается.
Окончание на стр. 25.
Как наши предки
ладили домовину