«Родовая Земля»
№ 7 (132), июль 2015 г.
22 • путь к себе
А
мериканский педагог, ак-
тивист второй волны фе-
минизма и любимчик Опры
Уинфри Уоррен Фаррелл
получил известность за
счёт своих книг, объясняющих
буквально на пальцах большин-
ство проблем современных муж-
чин и женщин, а также всё то, что
происходит между ними до и по-
сле того, как в спальне выключит-
ся свет. Его книга «Почему мужчи-
ны такие, какие они есть?» с сере-
дины 1980-х считается настоль-
ным пособием для тех, кто хо-
чет разобраться, что, собственно,
происходит с этими странными
людьми. Один из вопросов, кото-
рые наглядно препарирует Фар-
релл: почему мы обманываемся в
партнёрах и в людях вообще? От-
вет заключается в том, что те при-
знаки, из-за которых мы выбира-
ем людей, часто сопровождают-
ся достаточно неприятными для
совместного существования ка-
чествами. Например, те черты ха-
рактера и привычки, которые по-
могают сделать карьеру, могут
оказаться невыносимыми в рам-
ках семейной жизни.
Отдельное место Фаррелл
уделяет внешности. Он вводит
понятие «генетическая звёзд-
ность» (или «торжество генети-
ки» — genetic celebrity) — так
он определяет физическую кра-
соту. Как считает учёный, те, кто
выиграл в генетической лотерее,
привыкли, что люди положитель-
но оценивают их и все их дейст-
вия только на основании того,
как они выглядят. По его мнению,
это лишает красивых людей трез-
вой оценки своей личности. Дан-
ное природой они оценивают как
собственную заслугу. Избалован-
ные вниманием и лестными отзы-
вами, часто они не умеют ценить
по-настоящему глубокие челове-
ческие чувства.
Идея оценки людей по внеш-
ности не нова и имеет свои обос
нования. Это часть нашей приро-
ды. Более того, наши представле-
ния о «хорошем» — красоте, при-
ятном запахе или вкусе — зало-
жены эволюционно. Мы любим
сладкое, потому что это источник
высокой энергии и возможность
быстро насытиться. Нам проти-
вен запах гнили, потому что бак-
терии могут нести угрозу наше-
му здоровью. Мы можем видеть
угрозу в тех, кто не похож на нас
(«чужак»), и стремиться выбирать
в партнёры «симметричных осо-
бей» (красота — заложница сим-
метрии) как носителей удачного
генного набора.
Красоту записывали в добро-
детели, и вполне осмысленно. В
шестом веке до нашей эры фило-
соф Парменид развлекался тем,
что составлял безконечные спи-
ски «хороших» и «плохих» ве-
щей. Жизнь, свет, добро, красота
Телесный
фашизм:
почему мы судим
людей по внешности
— хит-парад положительных по-
нятий. Смерть, тьма, зло, уродст-
во — уверенные лидеры отрица-
тельных. В европейской традиции
также заложен принцип «всё, что
красиво и благообразно, — то и
хорошо». Поэтому в аутентичных
сказках все принцессы и принцы
непременно прекрасны, все зло-
дейки и губители — невыносимо
уродливы.
Институт моды также во все
времена делал свой вклад в уси-
ление роли визуальной оцен-
ки личности. Одежда всегда вы-
ступала в качестве социального
маркера, позволяющего людям
распознавать «своих» и держать-
ся подальше, а то и вовсе «мо-
чить» чужих. Сегодня на основа-
нии выбора гардероба окружаю-
щие готовы делать заключение
о твоём благосостоянии, пред-
ставлении об этичности, круге
интересов и даже готовности к
сексу.
В бытовой дедукции, которую
мы используем, когда рассма-
триваем новых знакомых, чтобы
разобраться в своём к ним отно-
шении, нет ничего плохого. Про-
блемы начинаются тогда, когда
стремление оценивать всех по
внешности становится формой
дискриминации. Лукизм (другое
название — face fascism) — по-
нятие, которое ввели в 1970-х в
рамках борьбы за права полных
людей. Индивиды, чей облик не
вписывается в актуальные пред-
ставления о приятной внешно-
сти, нередко подвергаются та-
ким же ограничениям и издева-
тельствам, как жертвы расизма.
Все знают, как полных детей тра-
вят в школе. Часто это продол-
жается и во взрослой жизни. Не-
красивым людям сложнее заве-
сти друзей. Сотруднику с ярким
физическим «изъяном» слож-
нее продвинуться по карьерной
лестнице.
В силу этого одна из актуаль-
ных проблем управления персо-
налом и бизнеса в целом — при-
нимать эффективные решения, не
беря в расчет когнитивные иска-
жения. Например, гало-эффект
(или эффект ореола), в силу кото-
рого одно качество личности —
яркая или запоминающаяся де-
таль — заставляет нас в том же
ключе оценивать и другие её ас-
пекты. Под воздействием гало-
эффекта людям с отталкивающей
внешностью часто дают низкую
оценку интеллектуальных способ-
ностей.
Управлять стереотипом физи-
ческой привлекательности (кра-
сивый = хороший) в рамках сво-
их суждений не так просто. Ког-
да в 1994 году Вики Хьюстон и Рэй
Булл стали исследовать феномен
красоты и уродства, они провели
ряд экспериментов. В ходе их вы-
яснилось, что к женщине со шра-
мами на лице будут неохотно под-
саживаться в общественном тран-
спорте. Стало понятно, что препо-
даватели часто оценивают мотивы
поведения детей (сделал ребенок
что-то плохое нарочно или по слу-
чайности) исходя из того, насколь-
ко мила их внешность. Стереотип
сидит настолько глубоко, что да-
же новорожденные дети отдают
предпочтение более симпатич-
ным лицам. Все эти решения по
большей части принимаются без-
отчетно.
В силу этого тот, кто скажет,
что не оценивает людей по внеш-
ности, окажется в большой степе-
ни лицемером. По своей воле или
против неё мы каждый раз проде-
лываем эту грязную работу. Всем
нравится красивое и красивые.
Другой вопрос, что это не должно
быть основным критерием оцен-
ки личности или становиться по-
водом для критики. И тут сно-
ва особенно не повезло «толстя-
кам». Глумиться над врождённой
или приобретенной в силу траги-
ческих обстоятельств неэстетич-
ностью постыдно — и это офи-
циально. В то же время изливать
потоки критики в адрес людей с
лишним весом фактически обще-
ственная норма. Под рукой в каче-
стве оправдания всегда найдется
священная корова — Вопрос Здо-
ровья, а также обвинения в том,
что «люди сами сотворили это с
собой».
Вся несправедливость этих об-
винений заключается в том, что
людей изводят на том основании,
что возможные последствия их
слабости — на виду.
О том, что ты годами изменя-
ешь своему бойфренду, воруешь
папины антидепрессанты и по-
купаешь краденое, окружающие
могут и не догадываться. Но при-
вычки или особенности физиоло-
гии, которые отражаются на внеш-
ности, дают повод любому невы-
спавшемуся прохожему давать
вам оценку. Ваш коллега может
лениться ездить в гости к своей
одинокой бабушке. Даже если это
выяснится, вы, скорее всего, при-
дёте к мысли, что это «его дело».
Почему же обсуждение «лени»,
которая мешает пойти в спорт-
зал, внезапно стало общим ме-
стом и таким популярным объек-
том критики?
Наше поколение больше, чем
его предшественники, сфокуси-
ровано на визуальном восприя-
тии действительности. Мы мень-
ше читаем, меньше слушаем,
меньше говорим, больше — как
никто до нас! — рассматриваем
фото и видео. Это ещё сильнее
обостряет проблемы лукизма.
Порой кажется, что все букваль-
но свихнулись на внешности. Ког-
да ты живёшь под лупой тех, кто
рассматривает твой целлюлит
или возрастные изменения ко-
жи, в определённой мере слож-
но абстрагироваться и заняться
чем-то действительно важным.
Пристальное внимание к тому,
как выглядит человек, становит-
ся источником множества психо-
соматических расстройств, иска-
жения собственной телесности,
изменения характера, жизнен-
ных целей и судьбы. Создаётся
ощущение, что если ты управля-
ешь своим телом, своей внешно-
стью, то это может каким-то обра-
зом упорядочить хаос окружаю-
щего мира. И, наоборот, кажется,
что те, кто не может бросить есть
ночами булки, настолько никчём-
ны, что не способны ничего сде-
лать со своей жизнью.
Первый шаг к освобожде-
нию — понять, что мы никому не
обязаны быть красивыми и соот-
ветствовать их представлениям
о прекрасном. Социально одо-
бренная и тем более привлека-
тельная для большинства внеш-
ность, конечно, может стать ин-
струментом для облегчения ком-
муникации с людьми. Красотой
удобно пользоваться для дости-
жения своих целей: личных, про-
фессиональных и любых других,
в которых задействованы люди.
Многие делают это безотчётно,
кто-то манипулирует сознатель-
но. Однако каждый волен отка-
заться от этого способа в пользу
других своих интересов.
Важно и не забывать, что
стремление быть и казаться кра-
сивой вполне естественно. Когда
пятилетние девочки крутятся пе-
ред зеркалом в мамином кружеве
и воображают себя принцессами,
они чувствуют всю красоту и со-
вершенство мира вокруг себя. Им
кажется, что вместе с ними пре
образится всё вокруг. Взрослые
девочки мечтают о дорогих сум-
ках или пластических операциях,
питая те же надежды.
Ольга Страховская.
www.wonderzine.com.
«Ноосферный кудесник». Эпилог
В «Родовой Земле» № 5 за 2013 г. была опубли-
кована статья «Ноосферный кудесник» о Владими-
ре Попове— талантливом инженере, разработчи-
ке инновационной технологии производства ке-
рамических материалов. Эта статья вызвала боль-
шой интерес среди читателей и целую волну об-
ращений в редакцию с просьбой предоставить им
контактные данные героя нашего материала: те-
лефон, электронный или почтовый адрес, какую-
то другую информацию. Но так как Попов не был
нашим автором, пришлось приложить определён-
ные усилия для его поисков. И когда на него уда-
лось выйти, выяснилось, что он был уже сильно
«перегружен» вниманием к нему общественности,
возможно, не всегда чистоплотным. На это нало-
жились определённые экономические трудности.
Конструктор отказывался общаться.
Эта тема продол-
жает волновать наших
читателей и сегодня,
они пишут и звонят в
редакцию с вопроса-
ми о «Ноосферном
кудеснике». Но, к со-
жалению, сейчас мы
вынуждены
сооб-
щить: этой весной
стало известно, что
Владимир
Попов
умер.
Дальнейшая судьба
его разработок, мастерской и лаборатории
нам неизвестна.
Редакция «РЗ».
Родовая Земля
10
№ 5 (106), май 2013 г.
АЛьтернАтивные техноЛогии
П
опов — человек удивитель-
ный и одержимый. великий
новатор. Прирождённый ге-
неральный конструктор. если
удастся построить цивилиза-
цию будущего в россии, то владимир
Попов станет одним из самых выда-
ющихся её творцов. из разработан-
ных им «со товарищи» керамиче-
ских материалов можно совершить
полный переворот в строительстве
жилых домов. их можно собирать
из лёгких и прочных деталей, внутри
которых проложены каналы — по-
лости для теплоизоляции. Собирать
на каркасе — как из конструктора.
и экосферные дома-усадьбы на од-
ну семью, при желании — многок-
вартирные дома. Причём долговеч-
ность их будет фантастической, а це-
на —до смешного низкой.
глина для керамического строи-
тельства есть в любой точке плане-
ты. в любом местечке россии, Афри-
ки, Америки, Азии... технологии По-
пова позволяют достаточно дёшево
произвести прочные керамические
конструкции
практически
везде.
Превратить в игрушки ныне умира-
ющие города коренной великорос-
сии — владимир, Суздаль, Углич,
Мышкин, новгород и Псков. А что на
Дальнем востоке, на Курилах с Саха-
лином можно настроить!
Представьте себе волшебный
город из домов. Домов-усадеб на
одну семью, украшенных налични-
ками, радующих глаз черепичными
крышами. они стоят среди садов и
зелёных рощ. воздух чист и прозра-
чен. Струит свои неторопливые во-
ды русская речушка. Среди групп
домов вздымаются высокие тол-
стые башни шести метров в диаме-
тре, похожие на фабричные трубы.
но из них не валит ни струйки ды-
ма. Это — ветровые электростан-
ции. внутри них вечно движется
воздух, создаётся тяга, и она враща-
ет размещённые в башнях горизон-
тальные турбины. Дома получают
электричество и тепло, не потреб-
ляя ни грамма угля, ни капли мазу-
та, ни крохи урана, ни кубометра га-
за. К домам проложены вечные ком-
муникации — трубы из базальтово-
го волокна. они способны служить
многими веками без смены и ре-
монта. Даровое электричество пи-
тает углеродистые нагревательные
элементы в светлых и просторных
жилищах — и в них тепло зимой. А
летом там царит приятная прохла-
да. Сточные воды и отходы жизне-
деятельности очищаются, перера-
батываются в особых сооружениях с
помощью бактерий...
— Это наши, русские техноло-
гии, — говорит Попов. — они в ра-
зы, на порядки лучше западных. Это
касается и строительных, и отделоч-
ных материалов. и технологий жиз-
необеспечения. впрочем, энергети-
ки, очистки и обеззараживания во-
ды тоже...
нужно использовать «поднож-
ные» материалы — землю, песок и
глину. или глинозём. из всего это-
го можно делать материалы, макси-
мально выгодные при строительст-
ве, а самое главное — при эксплу-
атации. ведь наши предки никогда
не возили строительные материа-
лы дальше чем за десять вёрст... Ка-
ждая семья в россии должна полу-
чить возможность построить себе
удобный дом всего за один сезон.
Попов и его соратники смогли
изобрести технологию измельче-
ния глины (да и иных материалов)
до частиц размером в один–три ми-
крона, а не в 1–3 миллиметра, как на
кирпичном заводе. Пригодился уни-
кальный электродвигатель на по-
стоянных магнитах, что обеспечи-
вает скорость вращения в 28–30 ты-
сяч оборотов в минуту при мизер-
ном расходе электричества. С помо-
щью таких моторов делаются уни-
кальные мельницы. Можно измель-
чить вещество и до фракции в пять-
десят ангстрем, в тысячу раз мень-
ше миллиметра. Уникальный двига-
тель на постоянных магнитах с дву-
мя роторами, что вращаются в про-
тивоположные стороны, сделали в
НоосферНый
кудесник
1993-м. он стал основой для чудо-
мельниц. из него сделали и заме-
чательную безредукторную цирку-
лярную пилу, что режет материалы
двумя дисками, вращающимися на-
встречу друг другу. Пила режет всё,
словно нож масло. вот она в срав-
нении с обычной «болгаркой». го-
споди, как последняя медленна по
сравнению с агрегатом поповцев!
Причём срез получается словно по-
лированным. нет редукторов—нет
и потери мощности, как в привыч-
ных технологиях, когда мотор в пять
киловатт теряет в редукторе — ра-
ди повышения скорости вращения
— половину мощности. А то и боль-
ше. нет в таком русском электромо-
торе щёток и обмоток. работает он
с гарантией безремонтного срока
службы в десять лет.
— Комбинируя подобные техно-
логии, мы сводим эксплуатационные
расходы почти к нулю. Представьте
себе: вам не надо раз в десять лет ре-
монтировать дом. не надо раз в три
года перекладывать трубы. не надо
через каждые три-четыре месяца ме-
нять электромоторы. в промышлен-
ности такие двигатели дали бы сни-
жение энергопотребления в четы-
ре-пять раз. Каждая из наших техно-
логий ведёт к решению стратегиче-
ских задач государства. Энергосбере-
жение? Конечно. на одном механиче-
ском заводе—несколько тысяч элек-
тродвигателей. если брать большой
город, то там двигателей в несколько
раз больше. Миллионы рублей еже-
месячно приходится платить за кило-
ватт-часы, что они пожирают.
внедряя эти двигатели, мы полу-
чаем совсем другой режущий и об-
рабатывающий инструмент. Совсем
иные насосы! Двигатель в три кило-
ватта мощностью — увесистая шту-
ка в 15–17 кило весом и диаметром
сантиметров в тридцать. наш дви-
гатель той же мощности, смонтиро-
ванный в корпусе «циркулярки», —
110 миллиметров в диаметре и 220
— в длину. работает он от 24-воль-
тового аккумулятора по три часа без
подзарядки. Перейди россия на них
— и она получит гигантское сокра-
щение расхода не только энергии,
топлива, но и материалов. При ро-
сте производительности. При том,
что людям работать с такой, напри-
мер, пилой гораздо легче — здоро-
вье не портится.
Благодаря таким двигателям лю-
ди не только сохраняют здоровье:
они могут построить для себя «фар-
форовый дом» из местных материа-
лов. ничего не нужно везти издале-
ка или импортировать. нужна обли-
цовка? вот она, керамическая. Ана-
логов ей нет нигде в мире. ей мож-
но придать марку прочности в 2 ты-
сячи. А можно и 150–200. При этом
она не горит, прекрасно изолиру-
ет тепло и не пропускает звуки. не
осыпается, как всякие пенопласты-
поролоны. Энергозатраты на кера-
мические конструкции вдвое мень-
ше, чем на выпуск кирпича.
Сверхскоростные мельницы —
два соосных диска, крутящиеся с
невероятной скоростью навстречу
друг другу. Между ними засыпает-
ся любой материал: глина, опилки,
зерно. Сам материал разгоняется до
немыслимой быстроты, и его части-
цы начинают мельчить друг друга.
А скорость — порядка 50–60 тысяч
оборотов в минуту у каждого диска.
Диски сделаны из скелетона, а пото-
му не истираются сами. (Скелетон
— углеродный сверхпрочный ма-
териал, секретом изготовления ко-
торого тоже обладает Попов). одна-
жды кое-кто попробовал украсть у
команды Попова технологию супер-
мельницы. Попробовал сам нала-
дить их производство на заводе. но
у него не было скелетона — и пото-
му получившаяся мельница работа-
ла от силы десять минут: её «жерно-
ва» не выдерживали нагрузки. По-
повские же машины работают дол-
го и надёжно.
Сверхскоростные мельницы по-
зволяют из любой русской глины де-
лать первоклассный фаянс. никакая
европа нам больше не нужна — де-
лай хоть строительные конструк-
ции, хоть сантехнику. Можно делать
здоровые, без всякой химии глиня-
ные фактурные полы. Подогревае-
мые, ибо по капиллярам внутри них
можно пустить тёплый воздух. в до-
ме с такими полами ходи весь день
босиком — не простудишься. При-
нимай ванны в настоящем бассейне.
нагревательные углеродные лен-
ты с тонким напылением обеспечат
вам тепло с мизерными затратами
электричества.
Попов показывает посетителям
свои керамоблоки. Колотит по ним
железным прутом.
— глина — мой любимый стро-
ительный материал. его исполь-
зовали и тысячелетия назад, и бу-
дут использовать ещё в далёком
будущем. никакого производства
сплошного кирпича для тупой клад-
ки! Благодаря нашим технологиям,
благодаря достигнутой прочности
керамики мы делаем фигурные кон-
струкции с пустотностью до 90 про-
центов. то есть при строительстве
мы можем заменить десять кирпи-
чей одним нашим керамоблоком,
что по массе равняется всего полу-
тора кирпичам. видите, какая эко-
номия! Мы прессуем наш материал,
остекловываем его. он сух. Мы со-
бираем дом из 10- и 20-кирпичных
блоков. нам не нужны ни растворы,
ни бетоны. Керамоблоки обладают
идеальной формой, плотно приле-
гая один к другому...
Керамика,
утверждает
По-
пов, позволяет возводить краси-
вые дома с фигурными украшени-
ями. Уничтожается убогость, упро-
щённость нынешнего строительст-
ва, что ведёт к оскудению мышле-
ния, отмиранию чувства прекрасно-
го. Керамический дом — это пре-
красные арки, наличники, окна и
подоконники. «Затраты на красоту
не могут быть лишними. Предки на-
ши жили в красоте — и мы должны
жить так же! наш мир должен стоять
на знании, любви и прекрасном», —
любит повторять «глиняный маг».
и показывает мозаичные блоки ра-
достных цветов для облицовки до-
мов. они обладают маркой прочно-
сти в 700 и 900 единиц. технология
их изготовления была готова ещё
в конце 1980-х годов. но и поныне
остаётся неизвестной в стране.
При этом все элементы «фарфо-
рового дома» исключительно высо-
копрочны: и фундаментные блоки,
и облицовка, и собственно «кирпи-
чи». Дома из такого материала обла-
дают нулевой водонепроницаемо-
стью и не промерзают.
Продумана экологическая си-
стема очистки. Попов демонстриру-
ет пористый материал. его заселя-
ют определённой культурой бакте-
рий, помещают в ёмкость объёмом
в два-три кубометра. Сточные воды
дома-усадьбы попадают туда, и за
сутки микроорганизмы её очищают.
Дальше воду можно использовать и
для своего бассейна, и для местного
орошения, и даже — при дальней-
шей очистке — как питьевую. если
применить такую технологию в ны-
нешних больших городах, то раз-
меры очистных сооружений можно
уменьшить на порядок.
— Мы научились утилизиро-
вать всё. Для нас нет понятия «отхо-
ды». один из наших умников разра-
ботал технологию дорожного строи-
тельства из отходов. Супеси, суглин-
ки, пески, шлаки и золы, что лежат
у нас миллиардами тонн, кислотные
и щелочные сливы — всё идёт в де-
ло. А на выходе получается матери-
ал, что с годами не теряет, а наращи-
вает свою прочность. Дорожное по-
лотно кладётся на особую подлож-
ку — армированные, гибкие сетки
из базальтового и стеклянного во-
локна. они не гниют, не ржавеют,
не подвержены наведённым токам.
Потому таким дорогам нипочём
русский тяжёлый климат. техноло-
гий у нас накоплено столько, что на
внедрение их не хватит и трёх жиз-
ней, — с лёгкой грустью улыбается
Попов. — всё, что вы видели, вме-
сте взятое, создаёт главную тех-
нологию — технологию здоровой
жизни в вашем доме!
Фактически он с товарищами со-
здаёт технологии ноосферной урба-
низации. всё для строительства здо-
ровых, гармоничных поселений за-
втрашнего дня. тех, что призваны
спасти русскую цивилизацию от ги-
бели в мегаполисном тупике. тех,
что вдохнут новую жизнь в россию.
в его доме вы не найдёте труб
горячего водоснабжения и радиато-
ров. всё основано на тепловых лен-
тах и трубах, на углеродных элемен-
тах, спрятанных за картинами на
стенах.
— У нас есть агрегат, который я
мечтаю внедрить. Мы назвали его
«тепловым трансформатором». Этот
турбодетандер стратегически изме-
нит технологию жизни в любом до-
ме. наши предки многие века назад
ставили маленькую печурку в под-
вале терема или в подклете церкви
и за её счет обогревали весь терем
или храм. горячий воздух от печ-
ки по системе капилляров отапли-
вал всё пространство. Мы же на ос-
нове наших высокоскоростных дви-
гателей сделали аппарат с весьма
необычными турбинкой и тепло-
обменником. Забираем воздух с
улицы, прогоняем через этот агре-
гат — и с киловатта мощности на-
шей машинки получаем два кило-
ватта холода с температурой до ми-
нус сорока градусов и три киловат-
та тепла с температурой до ста пя-
тидесяти. вот вам сразу и холодиль-
ник, и отопление. А размеры агрега-
та — двести миллиметров в диаме-
тре и полметра в длину. Давайте по-
пробуем сравнить его с иностран-
ным бытовым кондиционером... ни-
какого конденсата наша система не
даёт. Летом его можно выставить
на улицу одним концом — и охла-
ждать дом. Зимой — наоборот, что-
бы отапливать. и холодильник в до-
ме больше не нужен...
Попов рассказывает о том, что
есть у его команды и генератор
«вихрь». По сути дела, основа даро-
вой электростанции. Представьте
себе трубу диаметром в 6 метров и
высотой в 10. внутри за счёт естест-
венной тяги вращаются высокоско-
ростные турбины. «труба» даёт ток
мощностью в 15–20 киловатт — это
достаточно для любой усадьбы или
фермы, не тратя ни грамма горюче-
го и ничего не загрязняя.
Керамика — не единственный
чудо-материал. Поповцы занима-
ются и деревом. По их мнению, се-
годня просто преступно вывозить
из страны сырой, необработанный
лес. из дерева они тоже творят та-
кое, что рот от удивления разева-
ешь.
Что такое привычные сушиль-
ные установки? они обезвожива-
ют древесину долго, с огромными
энергозатратами. наши ноосфер-
ные кудесники умудрились постро-
ить свою сушилку: дерево сушит-
ся не снаружи, а изнутри: влага от-
сасывается из капилляров древеси-
ны. она уменьшается в объёме мак-
симум на 15 процентов, но выходит
из сушильного агрегата сухим, плот-
ным, качественным материалом. в
нём нет микротрещин: ведь в отли-
чие от привычного сушения выхо-
дящая влага не разрывает древеси-
«...Плюньте в глаза то-
му, кто говорит, будто
страна не может пол-
ностью решить жи-
лищную
проблему
всего за десять лет.
Все технологии для
этого уже созданы и
успешно
применя-
ются. Но только Дик-
татуре развития по
плечу совершить то,
что спасёт Россию,—
градостроительную
революцию...»