Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (132), июль 2015 г.
28 • летопись
n
Алла Новикова-Строганова
доктор филологических наук,
профессор
г. Орёл
С
овсем недавно, в мае 2015
года, исполнилось 890 лет
со дня смерти великого
князя Владимира Монома-
ха (1053–1125) — выдаю-
щегося государственного деятеля
Древней Руси, с именем которого
связаны объединение и укрепле-
ние русских земель.
Феномен седой русской стари-
ны в том, что с течением веков она
не устаревает и не ветшает. Из её
сокровищницы соотечественники
до сих пор могли бы черпать пре-
восходные образцы устроения
Отечества, государства, дома, се-
мьи, доброго жития.
«Да ведают потомки право-
славных Земли родной минувшую
судьбу» — эти пушкинские стро-
ки призывают современного че-
ловека воспринимать древность,
прошлое страны как своё, родное,
значимое в настоящем, сохраняю-
щее непреходящую ценность для
будущего. Вот только смогут ли,
захотят ли прислушаться нынеш-
ние «потомки православных», из
которых сегодня злонамеренно
вытравливается истинное чувст-
во русскости, родины, духовного
родства?..
Незадолго до кончины Влади-
мир Мономах написал «Поучение»
своим детям, которому суждено
было стать одним из величайших
памятников древнерусской лите-
ратуры. Князь адресуется и к соб-
ственным детям, и ко всем рус-
ским людям — своим «чадам»:
«Дети мои или иной кто, слушая
эту грамотку, не посмейтесь, но ко-
му из детей моих она будет люба,
пусть примет её в сердце своё».
Вдохновенные строки про-
никнуты заботой не только о бла-
ге семьи, но и каждого русско-
го человека в отдельности, в це-
лом — всей Русской земли. Так,
«мысль семейная» под пером Мо-
номаха преодолевает узкие бы-
товые границы, раздвигает до-
машние рамки и поднимается на
новый высокий уровень: дом —
это вся Русь, семья — все рус-
ские люди, среди которых бла-
говерный князь снискал любовь
и уважение. После кончины Вла-
димира Мономаха, передаёт ле-
тописец, «весь народ и все лю-
ди» скорбели о святом и добром
князе, как о самом родном чело-
веке: «Преставися благоверный
князь, христолюбивый и великий
князь всея Руси, Володимеръ Мо-
номах <…> Святителе же жаля­
щеси плакахуся по святом и до-
бром князи, весь народ и вси лю-
дие по немь плакухуся, якоже де-
ти по отцю или по матери».
«Поучение» великого князя
Владимира, составленное в право-
славном духе,—не скучное дидак-
тическое назидание, а настоящий
русский
духовно-нравственный
кодекс. Напомнить о нём особен-
но важно в нынешней российской
ситуации, где эгоистический инте-
рес под лозунгом «глотай других,
пока тебя не проглотили» возведён
в принцип, и каждый себялюбиво
помышляет лишь о личном благо-
получии, а потому рушатся все че-
ловеческие — в том числе родст-
венные, семейные— связи.
Образ семьи даётся в «Поу-
чении» Мономаха как важней-
шая духовно-нравственная мо-
дель жизнеустройства. Почти ты-
сячелетие тому назад великий
князь киевский осознавал, что се-
мья обладает абсолютной ценно-
стью. Это основа любого государ-
ства, главное условие сохранения
«Сотвори добро,
найди мир и отгони зло,
и живи во веки веков»
Памяти Владимира Мономаха
духовной истории народа. К сожа-
лению, эти простые и ясные исти-
ны сегодня размываются, нивели-
руются. Девальвация наших на-
циональных нематериальных со-
кровищ, в том числе крепких се-
мейных основ, — в составе «ору-
жия массового демографическо-
го поражения», ведущего к выми-
ранию страны. Кризис семьи од-
ним скудным «материнским капи-
талом» уже не поправишь. Необ-
ходима целая стратегия семейной
политики, государственная систе-
ма укрепления и поддержки рос-
сийской семьи — её материаль-
ного благополучия и морально-
психологического климата, бла-
гоприятной «погоды в доме». Но
и того было бы недостаточно при
отсутствии праведных отношений
в обществе и государстве, в кото-
ром справедливость и законность
зачастую предстают как несовме-
стимые полярности.
Показательны
результаты
анонимного анкетирования, про-
ведённого мной среди 18-лет-
них студентов-первокурсников.
На вопрос «Хотели бы вы, чтобы
ваша будущая семья была похо-
жа на семью ваших родителей?»
большинство ответило безапел-
ляционно: «Нет!» Болезненная не-
удовлетворённость состоянием
родительского домашнего оча-
га позволяет предугадать безра-
достные перспективы «семейно-
го положения» молодёжи в буду-
щем. В этой связи современным
«чадам» немаловажно напомнить
о «Поучении» Владимира Моно-
маха — великого русского «домо-
строителя».
В нашем историческом прош-
лом сохранялись начала нравст-
венного порядка — надёжные ни-
ти, соединяющие членов единой
семьи. Необходимо внимательно
прислушаться и присмотреться к
тому, что говорит и открывает нам
мудрость отечественных тради-
ций, культуры, языка.
Русское слово «семья» восхо-
дит к праславянскому «с
ѣ
мия» —
семя, род, племя и даже — земля.
В евангельском контексте «семя»
наполняется христианским сверх-
смыслом, служит образом слова
Божия. Господь проясняет сокро-
венный смысл Своей притчи о се-
ятеле: «Посеянное же на доброй
земле означает слышащего слово
и разумеющего, который и быва-
ет плодоносен» (Мф. 13: 23). «Зем-
ля» («поле», «почва») — сердца
людей, весь мир, всё человечест-
во, а Сеятель — Сам Христос. Так
изъяс­няет Он ученикам притчу о
пшенице и плевелах: «Сеющий до-
брое семя есть Сын Человеческий;
Поле есть мир; доброе семя— это
сыны Царствия, а плевелы — сы-
ны лукавого» (Мф. 13: 37 — 38).
Сравнение с «семенем» опре-
деляет и иные сакральные обра-
зы Нового Завета: «Другую притчу
предложил Он им, говоря: Царст-
во Небесное подобно человеку,
посеявшему доброе семя на поле
своём» (Мф. 13: 24); «Иную притчу
предложил Он им, говоря: Царст-
во Небесное подобно зерну гор-
чичному, которое человек взял
и посеял на поле своём, которое,
хотя меньше всех семян, но, ког-
да вырастет, бывает больше всех
злаков и становится деревом, так
что прилетают птицы небесные и
укрываются в ветвях его» (Мф. 13:
31 — 32).
Точно так же — из малого «се-
мени» — необходимо растить и
беречь свою семью, строить свой
домашний очаг. Православная
русская семья, в которой прежде
всего закладывались основы хри-
стианского мировидения, име-
ла утраченный ныне статус «ма-
лой церкви», где дом—храм; очаг
— алтарь; идеал — любовь к Бо-
гу и ближнему; семейный уклад—
благочестие, дружелюбие и взаи-
мопонимание между чадами и до-
мочадцами. И притом осознание,
что родство духовное паче плот-
ского.
То, как сегодня трактуют про-
исхождение слова «семья», связы-
вая с омонимичным «семь я», зага-
дывают в ребусах — «7-я» (то есть
«папа, мама и дети»), некорректно
этимологически, но объяснимо со-
циально-психологически.
Время создаёт новые «углы
зрения» и, по мысли академика
Д. С. Лихачёва, позволяет по-ново-
му взглянуть на старое, постоянно
открывать в нём «нечто ранее не
замечавшееся».
Оставляя в наследие детям
«Поучение», Владимир Мономах
ведёт рассказ от собственных кор-
ней. Стоит поучиться у князя ува-
жению к предкам, благородной
фамильной гордости, не тожде-
ственной гордыне современных
спесивых и пронырливых выско-
чек с их покупными родослови-
ями, жаждущих пролезть в слав-
ную русскую историю, неправед-
но присвоить за деньги чужую
честь.
За доскональным знанием Мо-
номахом своего родового древа,
семейных традиций: «Так посту-
пал отец мой блаженный и все до-
брые мужи совершенные», — сто-
ит глубокое понимание ответст-
венности перед народом, исто-
рией, русской землёй. На исходе
жизни он продолжает осознавать
себя звеном в цепи поколений:
внуком «благословенного, слав-
ного» князя Ярослава Мудрого —
составителя «Русской Правды» (по
линии «отца возлюбленного» —
князя Всеволода, которого Влади-
мир, как указывают летописи, ни-
когда и ни в чём не ослушался) и
византийского императора Кон-
стантина Мономаха (со стороны
матери — княгини Анны).
В Ипатьевской летописи князь
характеризуется как «братолюбец
и нищелюбец, и добрый страдалец
за Русскую землю», просветивший
её, как лучи солнца: «иже просве-
ти Русскую землю, акы солн­ца лу-
ча пущая». В летописях, повест-
вующих о Мономахе, и в его соб-
ственном «Поучении» «земля Рус-
ская (именно так — с заглавной
буквы. А. Н.-С.)» — это средоточие
жизни, основа основ.
Великий князь киевский — со-
биратель русских земель — вы-
ступал против раздробленности,
стремился не допустить распада
государства на удельные княже-
ства, призывал христианскую Русь
к единству, князей — к объедине-
нию.
Так, в 1097 году Мономах вы-
ступил как князь-миротворец,
инициируя в Любече под Киевом
Любеческий съезд. Съехались
«Святополк, и Владимир, и Давыд
Игоревич, и Василько Ростисла-
вич, и Давыд Святославич, и брат
его Олег, и собрались на совет в
Любече для установления мира,
и говорили друг другу: “Зачем гу-
бим Русскую землю, сами между
Почти тысячелетие тому назад великий русский князь
осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью.
Это основа любого государства, главное условие сохра-
нения духовной истории народа.
...Владимир Мономах стремился не допустить распа-
да государства на удельные княжества, призывал Русь к
единству, князей — к объединению.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России».
Владимир Мономах —второй слева.