Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 7 (132), июль 2015 г.
бибЛиоТЕКа
собой устраивая распри? а полов-
цы землю нашу несут розно и ра-
ды, что между нами идут войны.
Да отныне объединимся единым
сердцем и будем блюсти русскую
землю”».
В «Поучении» князь Владимир
свой настойчивый призыв к еди-
нению, угодному богу, подкрепля-
ет словами Псалтыри (ср.: Пс. 132:
1): «Что лучше и прекраснее, чем
жить братьям вместе».
Созванные Мономахом рус-
ские князья «на том целовали
крест: “Если отныне кто на кого
пойдёт, против того будем мы все
и крест честной”. Сказали все: “Да
будет против того крест честной и
вся земля русская”».
…Летописец повествует о том,
как Мономаха поддерживает рус-
ский народ. К Владимиру киевля-
не отправили наиболее автори-
тетных людей с мольбой постоять
за землю русскую, за веру право-
славную против «поганых»: «Мо-
лим, княже, тебя и братьев твоих,
не погубите русской земли. ибо,
если начнёте войну между собою,
поганые станут радоваться и возь-
мут землю нашу, которую оборо-
нили отцы ваши и деды ваши тру-
дом великим и храбростью, бо-
рясь за русскую землю и другие
земли приискивая».
Мономах повествует о своих
трудах, разъездах, военных похо-
дах начиная с тринадцати лет. По-
следовательно, как древний сви-
ток, разворачиваются картины
выступлений Владимира на за-
щиту русской земли: «а всего по-
ходов было восемьдесят и три ве-
ликих, а остальных и не упомню
меньших».
Приходилось сражаться не
только с половцами, но и с теми
русскими, кто вступил в преда-
тельский союз с внешним врагом:
«к Стародубу ходили на олега, по-
тому что он сдружился с полов-
цами». здесь Мономах выступает
не просто как опытный, увенчан-
ный боевой славой полководец,
но и как умудрённый военачаль-
ник, который всегда взвешивает
цену победы. а на весах — жизни
русских воинов и мирного народа
православного, судьба благосло-
венной русской земли. ради неё
Владимир готов забыть о личных
интересах своего княжения.
на примерах из собственной
жизни, исполненной трудов и
опасностей, строит Владимир Мо-
номах свою стратегию христиан-
ского воспитания. он являет обра-
зец мужества, доблести, благо-
родства, стремится сформировать
полноценные мужские качества у
сыновей, внушая им мысль о «бо-
жием сбережении»: «Смерти ведь,
дети, не боясь, ни войны, ни зверя,
дело исполняйте мужское, как вам
бог пошлёт. ибо, если я от войны,
и от зверя, и от воды, и от падения
с коня уберёгся, то никто из вас не
может повредить себя или быть
убитым, пока не будет от бога по-
велено. а если случится от бо-
га смерть, то ни отец, ни мать, ни
братья не могут вас отнять от неё,
но если и хорошее дело—остере-
гаться самому, то божие сбереже-
ние лучше человеческого».
идеалы добра, красоты, цело-
мудрия, верности видит Влади-
мир в женщинах. заботясь о со-
бирании семьи, он просит князя
олега Святославича, в битве с ко-
торым погиб младший сын Мо-
номаха изяслав, отпустить вдову
изяслава: «ради бога, пусти её ко
мне поскорее с первым послом,
чтобы, поплакав с нею, поселил
у себя, и села бы она как горлица
на сухом дереве, горюя, а сам бы я
утешился в боге», «чтобы я, обняв
её, оплакал мужа её».
В орбите внимания князя —
семейственность и государствен-
ность. В государственный прин-
цип он возводит библейские за-
веты, священные слова псалмов:
«не соревнуйся с лукавыми, не за-
видуй творящим беззаконие, ибо
лукавые будут истреблены»; «и не
будет грешника; посмотришь на
место его и не найдёшь его. Крот-
кие же унаследуют землю и мно-
гим насладятся миром» (ср.: Пс.
36: 1, 9 — 11).
безпрерывно помышляя о
благе людей, Владимир Мономах
призывает своих преемников за-
щищать всех обездоленных: «Все-
го же более убогих не забывай-
те, но, насколько можете, по си-
лам кормите и подавайте сиро-
те, и вдовицу оправдывайте са-
ми, и не давайте сильным губить
человека»; «не давайте <…> при-
чинять вред ни своим, ни чужим,
ни сёлам, ни посевам, чтоб не ста-
ли проклинать вас». автор «По-
учения» также возводит в прин-
цип абсолютное право на жизнь:
«ни правого, ни виновного не уби-
вайте и не повелевайте убить его;
<…> не губите никакой христиан-
ской души».
отдавая должное подвижни-
кам Православия, затворившим-
ся от мира сего, князь и мирян зо-
вёт к деятельной праведной жиз-
ни: «ни затворничеством, ни мо-
нашеством, ни голоданием, кото-
рое иные добродетельные пре-
терпевают, но малым делом мож-
но получить милость божию».
из этих «малых дел» слагает-
ся морально-нравственный свод
правил поведения человека в бы-
ту, в семье, в обществе, в государ-
стве, в мире: «Старых чтите, как от-
ца, а молодых, как братьев. В до-
му своём не ленитесь, но за всем
сами наблюдайте». Так же посту-
пал и сам великий князь в своей
многотрудной жизни: «Что надле-
жало делать отроку моему, то сам
делал — на войне и на охотах, но-
чью и днём, в жару и стужу, не да-
вая себе покоя. на посадников не
полагаясь, ни на биричей, сам де-
лал, что было надо; весь распо-
рядок и в доме у себя также сам
устанавливал. и у ловчих охотни-
чий распорядок сам устанавли-
вал, и у конюхов, и о соколах и о
ястребах заботился. Также и бед-
ного смерда, и убогую вдовицу не
давал в обиду сильным и за цер-
ковным порядком, и за службой
сам наблюдал».
Владимир Мономах настав-
ляет юношей «не свирепствовать
словом, не хулить в беседе, не сме-
яться много, стыдиться старших, с
нелепыми женщинами не беседо-
вать, глаза держать книзу, а душу
ввысь»; остерегает от лукавства,
лжи, лени, праздности, пьянства,
блуда и других пороков—«от того
ведь душа погибает и тело».
Мономах внушает детям идеа-
лы благочестия, милосердия, гос-
теприимства, добротолюбия, не-
престанного самосовершенство-
вания: «напоите и накормите ни-
щего, более же всего чтите го-
стя, откуда бы к вам ни пришёл»;
«больного навестите, покойника
проводите»; «не пропустите че-
ловека, не поприветствовав его, и
доброе слово ему молвите»; «Что
умеете хорошего, то не забывай-
те, а чего не знаете, тому учитесь»;
«Добро же творя, не ленитесь ни
на что хорошее».
В простых, мудрых и сердеч-
ных строках «Поучения» светится
незаурядная личность его авто-
ра. из глубины столетий древне-
русский великий князь киевский
Владимир Мономах по-прежне-
му взывает ко всем нам, русским
людям.
(Публикуется в сокращении).
n
То, о чём я сейчас пишу,
само по себе или, точнее го-
воря по современной идеоло-
гии, уже — КощунСТво...
но... умалчивать об этом
уже нет сил, так сильно иска-
зили русский язык, вывернув
понятия наизнанку, а с ними и
всю нашу жизнь.
Н
ачну с того, что же на са-
мом деле такое «кощун-
ство». бывает, что на ка-
кие-то проснувшиеся в нас
языческие понятия мы вдруг слы-
шим от учащих нас праведной
жизни людей странное выраже-
ние: «не кощунствуй, сын мой». а
так ли праведно то, чему нас учит
современная жизнь?
начнём с самого главного —
что такое Кощуна. Как говорится,
наука даёт следующее определе-
ние... Простите, уже заболтался,
науки такой у нас, к сожалению, не
существует. а вот старые мудрые
книжечки, слава богу (нашему
русскому богу ра — слава), оста-
лись ещё у староверов. Читаем и
удивляемся.
КоЩУна — былинный миф,
определяющий
неповторимый
духовный облик народа. При хри-
стианизации руси её древние ми-
фы (Кощуны), стали уничтожать-
ся прибывшими из Византии гре-
ческими священниками, кото-
рые пытались всячески очернить
смысл этих сказаний, чтобы вы-
черкнуть из памяти русского на-
рода истинную многовековую
историческую составляющую всех
тех древних знаний, которые были
заложены в этих мифах.
Теперь мы удивляемся, поче-
му не осталось сведений о нашем
древнейшем прошлом. Да пото-
му, что Византии это прошлое бы-
ло опасно. Даже в библии пугают
всех Гогом и Магогом народа рос.
Вот так и стало слово «кощун-
ство» святотатством, которое и се-
годня является нарицательным по
отношению к языческим воспо-
минаниям нашей памяти, которая
нет-нет, да и проявляется в опре-
делённые моменты жизни. но, как
только наша родовая память на-
чинает что-то подсказывать, и мы
пытаемся это высказать, или осоз-
нать, как тут же слышим от учите-
лей нравственности: «не кощунст-
вуй, сын мой»…
а теперь кто же такие Кощуны,
которые донесли всё же (хоть и
частично) до нас знания и память
наших пращуров?
Кощуны — сказители бы-
линных мифов о нашем великом
прошлом. В христианской сказоч-
ной мифологии они превратились
в злых Кощеев, но безсмертных,
так как сила русских мифов была,
есть и будет безсмертной.
Юрий ульЯнов,
председатель РРОО «Культурное
Наследие Руси», поэт, писатель,
историк, философ-космист,
член Союза профессиональных
литераторов.
Кощунство...
Правильно ли мы понимаем это слово