«Родовая Земля»
№ 11 (136), ноябрь 2015 г.
22 •
сновной вопрос роди-
телей последних лет:
как оторвать ребёнка от
компьютера?
вам не понравится
мой ответ, потому что единствен-
ное, что можно сделать, — не са-
жать ребенка к экрану. Совсем.
давайте вспомним, как проте-
кало наше собственное детство.
от нуля до полутора лет: ре-
бёнок на руках, в манеже, на по-
лу, в коляске. его развлекают си-
лами всей семьи, иногда остав-
ляют поплакать в одиночестве. в
случае тяжких жизненных обсто-
ятельств младенца отправляют в
ясли. Стукается головой обо всё,
обрушивает на себя гору выгла-
женного белья, сладострастно ти-
скает кошку…
С полутора до трёх лет: ребё-
нок ходит за ручку, гуляет во дво-
ре или в парке, копается самозаб-
венно в грязи, кидается песком,
падает и встаёт…
от трёх до пяти: стоит полдня
как замороженный перед откры-
тыми воротами гаража, в кото-
ром чинят машину. помогает ма-
ме в субботу мыть пол, потом папе
— выбивать ковёр на снегу. ездит
с родителями на дачу на четырёх
видах транспорта, это практиче-
ски кругосветное путешествие…
идёт в школу в семь лет, там
друзья, футбол после уроков, при-
ходит, когда уже темнеет, гряз-
ный до невозможности и голод-
ный, как волк, засыпает над уро-
ками. Гоняет на велосипеде, ис-
следует чердаки и подвалы, теря-
ет сменку, портфель, куртку… Хо-
дит в авиамодельный кружок и на
хоккей, берёт книжки из «Библио-
теки приключений», читает их по
ночам и в туалете…
его жизнь насыщена событи-
ями и свершениями, она требует
напряжения всех сил души и тела.
он фантазирует, шепчет себе под
нос, когда медленно плетётся до-
мой после уроков вдоль трамвай-
ных путей. У него есть свои «места
силы», ларёк с мороженым или
окошко булочной. он знает дво-
ры, в которые не надо заходить, и
подъезды, в которых можно пере-
ждать грозу.
Это волшебный, совершенно
реальный мир, в отличие от циф-
рового нынешнего.
теперь смотрим, как живёт ны-
нешнее поколение.
от нуля до полутора разни-
ца невелика, разве что у мамы
больше свободного времени (да
здравствуют памперсы и стираль-
ные машинки!). поэтому ребёнок
в основном пристёгнут: к коляске,
к маме, к стульчику… о том, что-
бы спокойно поползать по двору,
и речи быть не может. кругом опа-
сность и грязь. чтобы выжить в
современной квартире, придума-
ны разнообразные приспособле-
ния, игрушки, развивалки, отвле-
калки. всё для того, чтобы не дать
ребёнку самостоятельно исследо-
вать окружающий мир.
а ему скучно, отчаянно скучно.
ему хочется карабкаться, рыть, на-
ливать и выливать, разбивать, ню-
хать, просыпать. Маме же хочется
спокойно побродить в соцсетях.
поэтому, как только ребёнок
вырастает до самостоятельного
сидения, ему вручается старый те-
лефон или планшет или включает-
ся телевизор.
о, отлично, теперь он занят, и у
мамы есть полчаса для себя.
ещё мы практически пого-
ловно пересели на машины. если
раньше детей спокойно возили в
общественном транспорте (дру-
гого-то не было), то теперь одна
мысль, что деточка будет нахо-
диться в одном объёме с толпой
ужасных и (скорее всего) зараз-
ных людей, вызывает панику. по-
этому ребёнка возим только в ма-
шине. очень скоро становится по-
нятно, что ребёнку в машине тоже
скучно. и он скандалит и буйству-
ет. а отвлекаться от дороги очень
и очень опасно. только из сообра-
жений безопасности ребёнку от-
дается на растерзание айфончик.
Электронный друг выручит
вас везде! Это отличный способ:
— добиваться послушания
(если ляжешь без капризов—дам
поиграть);
— наказывать и угрожать (бу-
дешь себя так вести — отберу ай-
пад);
— получать передышку;
— делать подарки;
— стимулировать хорошую
учёбу (четверть без троек — и по-
лучишь айфон на новый год).
вопли «почему он ничем не
интересуется, ничего не хочет, ни-
куда не ходит и с нами не общает-
ся?!» начнутся немного позже, го-
дам к 12.
научить детей жить. Согласи-
тесь, это и есть наша основная за-
дача, конечная цель воспитатель-
ных усилий — за годы детства и
отрочества подготовить детей к
самостоятельному
выживанию
в современном мире. по боль-
шей части мы это делаем непло-
хо. даём образование, заботимся
о здоровье, стараемся окружить
хорошими людьми и вещами.
но обучение идёт главным
образом на собственном приме-
ре. так что же видят наши дети?
наши спины, закрывающие экра-
ны компьютеров? они не ходят на
работу к родителям, мало прово-
дят времени на улице в свобод-
ном поиске, хотя это абсолютно
необходимо для их роста. Сегод-
няшние городские дети живут в
стерильном мире компьютерных
технологий.
то, что в специальной литера-
туре называется «ролевые игры»
— в дочки-матери, казаки-раз-
бойники, просто воссоздание лю-
бого вымышленного сюжета, на-
чинающегося со слов «давай, как
будто ты…», сегодня перенесено
во всемирную сеть и заключается
в основном в уничтожении пред-
ставителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от
мониторов. альтернатива миру,
где ты всемогущий герой, долж-
на быть настолько привлекатель-
ной, чтобы ребёнок захотел по-
вернуться к ней лицом. что вы
можете предложить? Это же вам
самим придётся закрыть комп,
выйти из Сети, отключить все гад-
жеты…
вспомнить своё детство, вы-
строгать из брусочка «чижа» и
найти подходящую биту. порыть-
ся (ну ладно, разрешаю порыть-
ся для благого дела) в интерне-
те и найти все фигуры в «резиноч-
ку». но играть-то всё равно при-
дётся вам самим, людей пока с до-
ставкой на дом не привозят. вы го-
товы?
вы готовы терпеть его нарко-
манские ломки на отмену компа,
выдерживать волны агрессии в
свой адрес, попытки шантажа? вы
сможете каждый вечер общаться
с подростком, который и общать-
ся-то не очень хочет?
вам придётся учить его зано-
во, показывать все возможности
нашего мира, налаживать отно-
шения. научить его гулять, играть,
готовить еду, покупать продукты,
смотреть на закат, читать вслух,
тихо болтать в машине, подпевать
старым группам. Сейчас он ниче-
го этого не умеет, в ушах у него на-
ушники, руки заняты кнопками на
экране.
ведь это и есть нормальная
жизнь, такая, какой она должна
быть. если выключить компьютер.
катерина ДёМИнА,
психолог-консультант,
специалист по детской психологии.
www.katryndemina.ru/article/131
Д
орога до садика у нас за-
нимает 30 минут. доро-
га от садика до дома —
час-полтора. Маршрут
тот же самый, но вот ско-
рость… вперёд мы летим со ско-
ростью мамы. занятой, спешащей,
планирующей, оптимизирующей.
Бегом. нет времени на отвлече-
ния, развлечения, разговоры. да-
же на разговоры.
потому что для того, чтобы не
просто услышать голос ребёнка
в утренней суете шумного горо-
да, а разобрать, что именно ска-
зал ребёнок, нужно присесть, на-
клониться до его уровня, прислу-
шаться. а это снижение скорости,
потеря рабочего времени. Я креп-
ко держу его за руку, потому что
один он пойдёт гораздо медлен-
нее. и мы летим. Сашка привык к
маминой скорости, привык молч-
ком, без капризов добегать до са-
дика. но он знает, что у нас всё по-
честному, и обратно мы пойдём
уже со скоростью Саши.
Со скоростью Саши — это зна-
чит разглядывая бабочек над оду-
ванчиками, муравьёв, атакующих
гусеницу на тротуаре. замечая по-
ганки, неожиданно выросшие на
городском газоне. пиная опавшие
и уже подгнившие яблочки. Ска-
тывая в худого грязного снегови-
ка первый снег. разглядывая ред-
кие марки машин на парковках и
многое другое, что способен заме-
тить ребёнок, которого никуда не
тащит за руку мама.
однажды, придя за Сашкой в
садик, я застала его в песочнице.
он восторженно продемонстри-
ровал мне большой камень, дер-
жа его двумя руками.
— Мама, представляешь, мы
копали, копали и нашли клад! Смо-
три, какое сокровище мы вырыли!
Я оценивающе взвешиваю на-
ходку в руках. кажется, больше ки-
лограмма…
— какой здоровенный! долго
выкапывали?
—да! ваще так долго!
Саша с бесценным трофеем
в руках бодро зашагал в сторону
воспитательницы отпрашиваться.
— вы что этот булыжник до-
мой потащите? — недоуменно по-
интересовалась она.
— да, конечно. как же иначе?
не каждый день клады находятся.
а потом Сашка находит пал-
ку. Мимо такой палки нормаль-
ный мальчик не пройдёт. длин-
ная, толстая, удобно ложится в
руку. вот ведь дилемма: камень
слишком большой, чтобы нести
его одной рукой, а если нести ка-
мень двумя руками, то нечем дер-
жать палку. Сашка пристраивает
камень у обочины и измеряет пал-
кой глубину лужи. потом стучит
палкой по металлической изгоро-
ди. потом несколько минут прыга-
ет, опираясь на палку.
кладёт палку, берёт камень.
лицо задумчивое. как будто при-
слушивается к внутренним ощу-
щениям. наигрался ли он с пал-
кой? Готов ли расстаться с ней? не
готов. вертит камень, пристраива-
ет его куда-то подмышку, придер-
живая предплечьем. когда Саш-
ка наклоняется за палкой, камень
падает. через несколько попыток
Саше всё-таки удаётся взять в
руки и камень, и палку. правда,
палка лежит на неуклюже расто-
пыренных локтях, готовая в любой
момент соскользнуть в сторону.
Я удерживаю себя от соблазна
помочь ребёнку и понести камень.
Это его решение, его выбор, его но-
ша. пусть учится не взваливать на
себя больше, чем может унести. Я
лишь поддерживаю палку, когда
мы переходим через дорогу, чтобы
упавшая палка не создала сложную
дорожную ситуацию. Упавшую пал-
ку Саша всенепременно захочет
поднять, а с камнем в руках это не
так просто осуществить…
а после перекрёстка начина-
ется правильный поребрик. У пра-
вильного поребрика ширина в ши-
рину стопы. правильный поре-
брик отделяет тротуар не от проез-
жей части, а от газона, а значит, по
нему безопасно ходить. правиль-
ный поребрик соблазнительно
возвышается над уровнем тротуа-
ра. Следующие 200 метров наше-
го маршрута до дома Сашка всегда
проходит по поребрику. и не толь-
ко Саша. Я тоже с детства люблю
ходить по правильным поребри-
кам. когда ты идёшь по поребрику
за своим ребёнком, гораздо легче
двигаться с его скоростью.
а потом Сашка замечает голу-
бей. они купаются в фонтане у ре-
сторана. Сашка опускает на зем-
лю камень с палкой, и иронично
замечает: «Строители думали, что
строят фонтан, а получилась ван-
на для голубей!» и тут же востор-
женно: «Смотри, эти голуби такие
смешные!» пытаюсь понять, что
смешного Саша увидел в тех голу-
бях. «Смешные голуби» — это под-
росшие птенцы. чуть меньше взро-
слых птиц, более суетливые, с то-
щими шеями. объясняю Саше, что
это уже не птенцы, но ещё не взро-
слые птицы. «а! Я понял! они как
арсений!» — гениально подметил
Сашка. ну да, птицы-подростки. и я
с удовольствием отмечаю наличие
аналогии в Сашином мышлении.
Мы приносим домой трофеи
— булыжник и палку. дорога до
дома в этот раз заняла один час
сорок минут. но это ценное вре-
мя, которое я прожила со скоро-
стью ребёнка.
жить со скоростью ребёнка —
значит успевать замечать цвет не-
ба, запахи улиц и собственные эмо-
ции. Успевать удивляться и радо-
ваться простым вещам. Успевать
осознавать, что жизнь прекрасна.
Анна БЫкоВА,
психолог, педагог и мама/
Рисунок Татьяны Муравлёвой.
http://fit4brain.com/8144/
Уроки жизни
Жить
ребёнка