Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 11 (136), ноябрь 2015 г.
лица
К
аждый приезд в челя-
бинск открывает Михаила
казиника в новом качест-
ве. в философской школе
«новый акрополь» высту-
пал казиник-искусствовед, куль-
туролог, философ. в органном за-
ле вместе с владимиром Хомяко-
вым играл казиник-скрипач.
Школе «Семь ключей» маэ-
стро был интересен как создатель
методики комплексно-волново-
го урока. три дня Михаил Семёно-
вич работал с педагогами — учил,
смешил, провоцировал, вскры-
вал стереотипы. Удовольствие по-
лучили не только взрослые: моя
трёхлетняя дочь с ходу научилась
отличать музыку Баха от музыки
Моцарта. а ребята постарше доба-
вили в эту систему координат про-
кофьева и дебюсси.
— Любой создатель новой
образовательной
методики
считает, что с обычной школой
что-то не так. Какие у вас к ней
претензии?
— российская школа по-преж-
нему делает вид, что мы живем в
50-х годах прошлого века, — от-
вечает Михаил казиник. — такая
школа была уместна в то время,
когда по одному каналу выступал
Брежнев, а по-другому — косы-
гин. Сегодня любой нормальный
ребёнок включает интернет и по-
лучает 150 миллионов единиц ин-
формации о горе джомолунгма. а
учитель географии даёт ему учеб-
ник, в котором нужно прочитать
116-ю и 117-ю страницы. вот этот
кусок, оторванный от всего мира,
нам надо изучить, ответить и по-
лучить оценку. Это ли не абсурд,
что учитель географии из класса в
класс читает разные кусочки свое-
го предмета? а одинокий учитель
истории читает кусочки истории в
разных кусочках планеты земля в
разных отрезках времени? ребё-
нок после этого побежит на физ-
культуру, где из него вытрясут и
географию, и историю. Шестую
часть жизни наш человечек по 6
часов в день проведёт в школе.
Можно ли создавать школу, един-
ственная цель которой — сдать
еГЭ и поступить в высшее учебное
заведение?
— Давайте сначала раз-
берёмся с Интернетом. Да, там
есть любая информация. А в
чём же тогда функция учителя?
— обычный учитель будет
рассказывать о норвежском дра-
матурге ибсене ровно то, что мы
можем узнать, набрав в Яндексе
его имя. а учитель моей школы
расскажет, откуда взялся гениаль-
ный драматург в одной из самых
убогих стран мира, потому что там
не было контакта между жителя-
ми, обитающими на разных фьор-
дах. на уроке, посвящённом ан-
дерсену, можно рассказать массу
вещей. почему погибают его ге-
рои? девочка со спичкой замёрз-
ла, стойкий оловянный солдатик
расплавился, балерина сгорела.
Это же ужасно!
Я эту боль с детства с собой но-
шу. выясняется, что у андерсена
была любовь. есть два типа муж-
чин. к первому относится Гёте: но-
вая любовь — новая жизнь. а ко
второму — андерсен: такой муж-
чина любит внутри себя только
одну женщину. андерсен полюбил
одну из величайших певиц всех
времён и народов дженни линд.
она ему отказала, хотя и понима-
ла, что перед ней гений.
— В этих двух примерах вы
успели смешать четыре дисци-
плины: литературу, географию,
историю, психологию.
— в этом и заключается идея
моей школы. Гуманитарные дис-
циплины должны преподавать-
ся комплексно. есть предмет гео-
графия, которая на самом деле не
предмет, а место. есть история,
это тоже не сам по себе предмет,
а время. если соединить время и
место, получится, что в это вре-
мя в этом месте появилось изуча-
емое явление. Я не вижу в школе
будущего отдельных географии,
истории и культурологии.
— Каша будет в детских го-
ловах…
— Мы все мыслим связями.
если этого нет, мышление счита-
ется разорванным. на моих уро-
ках дети в скрытой форме, смеясь,
усваивают огромное количество
информации. прежде чем присту-
пить к собственно уроку, я прово-
жу с ними «разогрев на гениаль-
ность». вызываю ощущение радо-
сти сцены и артистизма. простей-
ший способ — рассчитаться по
порядку, но так, чтобы в каждой
цифре с помощью интонации рас-
крыть характер. на мастер-клас-
се в липецке я предложил зада-
ние: «вы все опоздали на урок, по-
чему?» одна из девочек оказалась
социальным мыслителем.
в одной фразе она обобщила
всё, что слышала на телевидении,
читала в газетах и поняла о сво-
ей родине: «У меня, к сожалению,
будильник очень коррумпиро-
ван. он постоянно требует деньги
за то, чтобы меня будить. но вче-
ра у меня не было денег, я их по-
тратила на мороженое». Мы нахо-
хотались так, что дальше некуда.
один из важнейших принципов
для меня — знание должно быть
весёлым. если у учителя в течение
пяти минут никто не засмеялся,
урок пропал.
СПРАВКА
Михаил Казиник
— искусствовед, музыкант, писатель, поэт, фило-
соф, режиссёр, страстный просветитель и один из самых эрудированных
людей нашего времени. Человек-энциклопедия, автор и ведущий попу-
лярных программ о классической музыке, создатель цикла из 64 фильмов,
посвящённых мировой музыкальной культуре, профессор Драматическо-
го института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, исследо-
ватель в области музыкотерапии, режиссёр и актёр стокгольмского театра
«Teatrstudio Lederman».
Родился в 1951 г. в Ленинграде. В 1953 году семья переехала в Ви-
тебск. В 1958 году поступил в Витебскую музыкальную школу по классу
скрипки, продолжив в 1968 году обучение в музыкальном училище, и затем
в 1970 поступил в Белорусскую государственную консерваторию в Минске,
которую окончил в 1975 году.
Свою лекторскую деятельность начал в возрасте 15 лет. C 1975 по 1990
год его выступления стали проводиться в форме регулярных лекций и або-
нементных серий лекций-концертов в 17 городах Советского Союза, вклю-
чая Минск, Кострому, Сумы, Витебск, Гродно, Краснодар, Сочи, Кирово-
град, Киев, Каунас, Москву.
Разработал метод вовлечения аудитории в процесс лекции. Музыка
(как и искусство вообще) в понимании Казиника — это мощный «источник
вибрирующей энергии». Человек — «приёмник этой энергии». Свою зада-
чу Михаил Казиник видит не столько в информативном аспекте, сколько в
умении, прочувствовав самому, «настроить аудиторию на волну исполняе-
мого произведения; соотнести волны приёмника и передатчика».
— На своих уроках вы то и
дело берёте в руки скрипку или
садитесь за рояль. А как быть
учителю—не музыканту?
— Я считаю, что школа долж-
на быть насыщена живой музы-
кой. пусть она звучит и у матема-
тика, и у химика, и у географа. по-
тому что классическая музыка —
это высшее знание. как сыграть?
первый способ — принять на ра-
боту в школу музыканта. второй
— приглашать на урок музыкан-
тов, актёров, искусствоведов, что
и делают учителя моей авторской
школы в выксе. как правило, твор-
ческие люди соглашаются: не на-
столько наша жизнь капитали-
зировалась, чтобы все работали
только за деньги.
— Можно ли вашу методи-
ку вписать в жёсткие стандар-
ты государственных школ?
— Я боюсь ломать всю систе-
му. не говорю: «долой ту школу,
да здравствует моя школа!» внача-
ле комплексно-волновой, ассоци-
ативный урок может иметь место
как факультативный. но постепен-
но чем больше учителей с понима-
нием отнесутся к этим урокам, тем
меньше им захочется возвращать-
ся в нажитую колею. что самое уди-
вительное: переучивать учителей
не надо. Школа, которую я предла-
гаю, естественна для всякого нор-
мального человека. Мы на самом
деле именно так мыслим. включа-
ем компьютер и линками, линками
пробираемся туда, куда мы стре-
мимся. Учительница из выксы, где
есть моя авторская школа, 30 лет
проработала в традиционной си-
стеме образования и теперь гово-
рит: «вы знаете, что со мной случи-
лось? не могу читать свой предмет!
Я теперь сама выполняю комплек-
сно-волновую роль. и за географа,
и за историка, и за математика. не
вылезаю из интернета». представ-
ляете, какого класса этот учитель?
— Вы живёте в Стокголь-
ме и не понаслышке знакомы
с тамошними школами. Они в
большей степени соответству-
ют вашему идеалу, чем россий-
ские?
— Мне становится смешно,
когда говорят: «наша школа со-
ответствует европейским требо-
ваниям». У них к пятому-шесто-
му классу далеко не все умеют чи-
тать и писать. однажды я вышел
к лифту катарины в Стокгольме,
туда же пришла группа гимнази-
стов. они смотрели на закат с луч-
шей смотровой площадки в горо-
де. Я очень люблю описание зака-
та в «красной комнате» Стринбер-
га и начал им по-шведски цити-
ровать. они окружили меня и го-
ворят на молодёжном сленге: «ты
болтаешь очень красиво!» «ребя-
та, это же ваш классик!» — гово-
рю им. что, будем ориентировать-
ся на европейские школы? тогда
нужно закрыть всё, что у нас бы-
ло ценного. только что Франция
показала нам всю прелесть сво-
ей школы. там двести лет живут
алжирцы и марокканцы. и они
стали бить стёкла и жечь маши-
ны. что это значит? живя в пари-
же, они так и не поняли, где живут.
для них не существуют ни великая
французская поэзия, ни пикассо,
ни кармен, ни импрессионизм, ни
паскаль. никто из великих фран-
цузов не сыграл в их жизни пусть
даже эпизодическую роль. они не
гордятся ими и не знают их.
в европе строят школу, где
ни один ученик не лучше друго-
го. а мы с вами построим школу,
где каждый становится всё лучше
и лучше, старается выделиться,
проявиться.
олеся ГоРЮк,
фото Борис кАуЛИн/
http: //k lpeople. ru/ar t icles_
site/internet_journal_klyuchevye_
lyudi/83.php
«Иногда один день, проведённый в других ме-
стах, даёт больше, чем десять лет жизни дома».
Анатоль Франс.
Это лагерь для семей, желающих провести зим-
ние каникулы и отпуск максимально полезно, ин-
тересно, творчески и при этом качественно отдох-
нуть от городской суеты, усталости и стресса. по-
святить всё время общению с детьми, супругом,
самим собой. Благодаря совместным занятиям, по-
ездкам и времени, проведённому вместе, семья
по-настоящему сплачивается и растёт во всех на-
правлениях!
У нас есть традиционные занятия: йога, чайная
церемония, весёлая зарядка, активные и спортив-
ные игры на свежем воздухе, психологические за-
нятия для родителей, рукодельные мастерские,
сказка перед сном и вечерний круг.
в зимнюю смену 2016 года будут и дополни-
тельные занятия: гулянья – колядки, индейская ма-
стерская, лоскутная мастерская, мастерская эко-
игрушек — поморские козули, мастерская вре-
мени, оркестровое рисование, посещение сауны,
мужская мастерская.
полную программу и все детали вы найдёте на
сайте www.семейныйлагерь7.рф
в контакте: http://vk.com/lager7
тел. 8-928-770-1526, юлия и Мартинас.
Отдых во время январских праздников
Семейный лагерь «Семь Путей»
Зима в Подмосковье с 3 по 9 января 2016 г.
Загородный комплекс «Изумрудный город», Щёлковское шоссе, 30 км от МКАД