• 29
«Родовая Земля»
№ 11 (136), ноябрь 2015 г.
слово
Г
ений Александра Сергееви-
ча Пушкина уже почти два
столетия питает русские ду-
ши во всём мире. Не зара-
стает к нему народная тро-
па. Всё новые и новые поколения
исследователей творчества вели-
кого поэта с пристрастием вчиты-
ваются в его заветные строки, но
не часто им удаётся подметить не-
что, прежде ускользавшее от вни-
мания читателей.
В основу приведённого далее
материала положены исследова-
ния современного ревнителя пуш-
кинского творчества В. М. Лобова,
посвящённые вопросу приобще-
ния А. С. Пушкина к тайным обра-
зам русской культуры. Принято
считать, что это сделала няня Ари-
на Родионовна, рассказывая юно-
му Саше замечательные русские
народные сказки. Однако их в дет-
стве слушали многие. Каким же
образом ключи от тайных образов
русского языка оказались именно
в надёжных руках А. С. Пушкина?
А. С. Пушкин уже учился в ли-
цее, когда 7 мая 1812 года про-
изошла его «давно предвиден-
ная встреча» с волхвом
1
Финном
(«Руслан и Людмила»).
Гуляя по дорожкам Царско-
сельского парка, 13-летний отрок
встретил старца-волхва, который
рассказал ему много интересно-
го об истории России, о тайных за-
конах природы и общества, о чём
Пушкин написал в «Руслане и Люд-
миле»:
Но слушай, в родине моей
Среди пустынных рыбарей
2
Наука дивная таится…
В другом стихе он ещё более
уточнил:
Ещё в ребячестве
бессмысленно лукавом
Бродил в Лицейском парке
величавом,
Следя лишь за природою одной,
Я встретил старика
с плешивой головой,
С очами быстрыми,
зерцалом мысли зыбкой,
С устами, сжатыми
наморщенной улыбкой.
О каком старике идёт речь? О
Вольтере, чей известный скульп-
турный портрет легко узнается в
описании старика? Но подобные
черты лица вполне могли принад-
лежать и тому, кто передал юному
Пушкину заветную «сафьянную те-
традь». Предположительно прои-
1
Волхв Финн—герой поэмы А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Пожалуй, здесь впер-
вые после Библии, волхвы вновь становят-
ся героями всемирно известного литера-
турного повествования. Жреческая каста
волхвов специализируется на хранении
времени, то есть ведении летосчисления.
Особенно это касается больших промежут-
ков времени, таких как космическая эпоха,
галактические сутки (Сварожий Круг), га-
лактический год. Волхвы также хранят тай-
ные знания «воли небес», касающиеся осо-
бенностей, присущих каждой эпохе, вре-
мени галактических суток, сезону галакти-
ческого года. Волхвам ведомы и сокровен-
ные тайны происхождения нашей Вселен-
ной, недоступные научному методу.
2
Среди пустынных рыбарей… пустынные
рыбари — это не рыбаки на пустынных бе-
регах, это обитатели отшельнических пу-
стынь, современники эпохи Рыб (148 г. до
н. э. — 2012 г. н. э.) по библейскому летос-
числению. Традиция называть современ-
ников какой-либо эпохи названием самой
эпохи существует давно. Например, в Еван-
гелии от Матфея читаем: «Я послан только
к погибшим овцам дома Израилева». Поче-
му именно к овцам, а не к козам или коро-
вам, явился божий посланник Христос? По-
тому что Овен — название эпохи, предше-
ствующей эпохе Рыб. Эпоха Рыб по косми-
ческому календарю наступила, но люди
всё ещё продолжали жить понятиями уже
ушедшей, «погибшей», эпохи Овна. В этом
смысле они погибшие овцы, то есть по ду-
ху, понятиям и образу мыслей соответству-
ющие ушедшей эпохе Овна, или временам
овным. Впоследствии понимание этого об-
стоятельства было утрачено и «времена
овные» превратились во «времена оные».
Пушкин
Волхвы
И
зойти это могло только в царско-
сельских парках или в домах Цар-
ского Села, куда был вхож юный
Пушкин, так как Царскосельский
лицей был строго закрытым учеб-
ным заведением, и лицеистов не
отпускали по домам даже на лет-
ние каникулы до самого оконча-
ния Лицея.
Именно о таких редчайших
встречах-посвящениях написано
в Библии:
«СамОн даровал мне не-
ложное познание существующего,
чтобы познать устойчивость
мира и действие стихий, начало
конец и середину времён, смены
поворотов и перемены времён,
круги годов и положение звёзд. По-
знал я всё, и сокровенное, и явное,
ибо научила меня премудрость,
художница всего. Она есть от-
блеск вечного света и чистое зер-
кало действия Божия, и образ бла-
гости Его. Она — одна, но может
всё, и, пребывая в самой себе, всё
обновляет, и, переходя из рода в
род в святые души, приготовля-
ет друзей Божьих и пророков;… Я
полюбил её и взыскал от юности
моей, и пожелал взять её в неве-
сту себе, и стал любителем кра-
соты её.
Если кто любитправедность,
плоды её суть добродетели: она
научает целомудрию и рассуди-
тельности, справедливости и
мужеству, полезнее которых ни-
чего нет для людей в жизни. Если
кто желает большой опытно-
сти, мудрость знает давно про-
шедшее и угадывает будущее,
знает тонкости слов и разреше-
ние загадок, предузнаёт знаме-
ния и чудеса и последствия лет
и времён. Посему я рассудил при-
нять её в сожитие с собою
3
, зная,
3
Не в образе ли загадочной Натальи пря-
чется эта премудрость в стихотворении
юного Пушкина «К Наталье» — «В первый
раз ещё, стыжуся, В женски прелести влю-
блён. Целый день, как не верчуся, Лишь
тобою занят я; Ночь придёт — и лишь те-
бя вижу я в пустом мечтаньи… Я один в
беседке с нею, Вижу… девственну лилею,
что она будет мне советницею
на доброе и утешеньем в заботе
и в печали.
Через неё (премудрость) я буду
иметь славу в народе и честь пе-
ред старейшинами, будучи юно-
шею; Чрез неё я достигну бессмер-
тия и оставлю вечную память бу-
дущим после меня. Я буду управ-
лять народами, и племена поко-
рятся мне».
(«Книга премудрости Соломо-
на», гл. 7, 8).
Точно так описал поэт позже
Трепещу, томлюсь, немею… И проснул-
ся…»? Поэтическая традиция давно сопо-
ставляет состояние непосвященного ума
со сном, а посвящение — с пробуждени-
ем. Это относится как к отдельным людям,
так и к целым народам. Вспомните «Спя-
щую красавицу», «Руслана и Людмилу»,
«Сказку о мертвой царевне и семи бога-
тырях»…
значение тайных знаний, собран-
ных по крупицам, в «Скупом ры-
царе»:
«Так я, по горсти бедной
принося
Привычну дань мою
сюда в подвал,
Вознёс мой холм—
и с высоты его
Могу взирать на всё,
что мне подвластно.
Что не подвластно мне?
Как некий Демон
Отселе править миром я могу…»
Этот-то старик-волхв, про
образ Финна, возможно, и пере-
дал отроку необходимые книги и
«Сафьянную тетрадь», которые в
короткий срок вознесли образное
мировоззрение юноши Пушкина
на небывалые высоты, и сказал из-
вестные слова: «Я сделаю вас лов-
цами человеков», о чём Пушкин
вспомнит в 1836 г.:
«Невод рыбак расстилал
по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал.
Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают,
иные заботы:
Будешь умы уловлять,
будешь помощник царям!»
(«Отрок»).
Тайные книги он спрятал и до-
ставал их по ночам, когда все уже
спали. С этих пор он стал узнавать
настоящую цену книгам, на кото-
рые потратил за всю жизнь мно-
го времени и денег. Об этом он и
писал:
Кладбище обрели
На самой нижней полке
Все школьнически толки,
Лежащие в пыли,
Визгова сочиненья,
Глупона псалмопенья,
Известные творенья,
Увы! Одним мышам.
Мир вечный и забвенье
И прозе, и стихам!
Но ими ограждённу
(Ты должен это знать)
Я спрятал потаённо
Сафьяннуютетрадь.
Сей свиток драгоценный,
Веками сбереженный,
От члена русских сил…
Я даром получил.
Ты, кажется, в сомненье…
Нетрудно отгадать:
Так, это сочиненья,
Презревшие печать.
(«Городок (К ***)»).
Кто же этот член русских сил?
Это волхв-учёный, посвящённый
в глубокие знания ритмов Приро-
ды и Общества, получивший их, в
свою очередь, от такого же учёно-
го-волхва как эстафету. По мере
наступления «европейской циви-
лизации» русские учёные-волхвы
оттеснялись на Север, к своим со-
братьям-волхвам. В Европе сви-
репствовала инквизиция, учёных
объявляли еретиками, их самих
и их книги сжигали и изгоняли.
Нужно ли добавлять, что ни о ка-
ком печатании и публикации хра-
нимых ими «сафьянных тетрадей»
не могло быть и речи? Каста хра-
нителей времени волхвов никог-
да и не нуждалась в этом, так как
владела и владеет более совер-
шенными механизмами сохране-
ния и передачи информации, не-
жели печать.
Далее след представителя рус-
ских сил в судьбе Пушкина вроде
бы теряется, но в 1836 году Алек-
сандр Сергеевич напишет о ком-
то несколько таинственных строк:
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
На севере диком, в болотах
Финляндии, и жили такие ни-
кому не ведомые учёные. Всю
жизнь проводили они в наблю-
дениях, размышлениях и рас-
чётах. Когда пришло время ро-
ждения пророка на Руси, они пе-
реместились поближе к Москве
и узнали его в кудрявом подвиж-
ном светлом дворянчике Пуш-
кине. Дождавшись 1813 года —
начальной поры созревания в
нём образного и научного мыш-
ления, — они и встретились с
ним и продолжили неформаль-
ное образование, начатое няней
Ариной Родионовной.
С этого момента Пушкин на-
чал постигать «дивную науку» о
циклических процессах в приро-
де и обществе, советуясь с вол-
хвами, споря с ними, сравнивая
историю Европы и России. Воз-
можно, в юношеской наивности
он предлагал им поговорить с
Александром I о назначении их
тайными советниками при дво-
ре, и именно они отвечали ему
словами, которые он вложит поз-
же в уста вещего старика-куде-
сника:
Волхвы не боятся
могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен
их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(«Песнь о вещем Олеге»).
Александр Сергеевич напи-
шет о своей радости открытия за-
конов развития природы и обще-
ства в стихотворении «К Наталье»
(1813). В нём он выразит восторг
и любовь к новой для него нау-
ке и своё решение стать служи-
телем этого священного тайного
знания в словах: «Знай, Наталья, я
монах!». Пушкин в свои 14 лет (зо-
лотое сечение всей его жизни в
38 лет) так и записал в дневнике
о своих открытиях: «1813. Лицей.
Открытие».
Светлана Кондакова,
политолог,
заместитель главы
землячества донбассовцев
в Санкт-Петербурге.
http://via-midgard.info.