«Родовая Земля»
№ 11 (136), ноябрь 2015 г.
28 •
С
овременные школьники
живут в непростую эпо-
ху перемен. на них ре-
гулярно обрушиваются
то новые образователь-
ные стандарты, то специфические
учебные предметы. видимо, в этой
суматохе попадают в школу учеб-
ники и пособия по математике,
физике и другим предметам, со-
держащие весьма странные зада-
чи. некоторые из них оказались во
всемирной паутине, и теперь ре-
шить их пытаются уже взрослые.
так, например, задача по мате-
матике № 77 для учеников млад-
ших классов. давайте, родители,
помогайте! итак: «купили книгу,
альбом и тетрадь. за всю покупку
без тетради заплатили 75 р. книга
стоит 40 р. Сколько стоит альбом?
Сколько стоит тетрадь?» ну что,
какова цена такой тетрадочки?
а вот задачка по физике для
учеников постарше: «Белку с пол-
ными лапками орехов посадили
на гладкий горизонтальный стол и
толкнули по направлению к краю.
приближаясь к краю стола, белка
почувствовала опасность. она по-
нимает законы ньютона и предот-
вращает падение на пол. каким
образом?»
Бедная-бедная белка… Бед-
ные-бедные школьники, которые
не понимают, зачем нужно белку
толкать, чтобы она непременно
свалилась со стола. и ведь только
отличное знание законов ньюто-
на её спасает. наверное…
но есть в этой ситуации и сов-
сем не бедные люди. Это авто-
ры учебников, обладающие такой
странной фантазией, и представи-
тели Министерства образования,
допустившие, что такие учебники
попадают в школы. Хочется посо-
ветовать таким специалистам от
псевдонауки почаще обращаться
к своим корням. и изучать учебни-
ки, по которым учились наши ро-
дители и даже бабушки с дедуш-
ками.
да-да, не смейтесь. конечно,
может быть, не стоит составлять
задачи про мокрошлёпы и уездно-
го старосту (хотя в плане изучения
истории это очень даже не поме-
шало бы). но было бы совсем не-
плохо понять принцип составле-
ния таких задач.
недавно один из читателей
прислал в редакцию «родовой
земли» очень интересную книжи-
цу — пособие для трудовой шко-
лы «живой счёт» авторов е. звя-
гинцева, а. Бернашевского и Г. ва-
сильева. Год выпуска этого посо-
бия… 1925-й. да-да, это учебник-
пенсионер, но, поверьте, он даст
фору многим «народившимся» в
последнее время так называемым
«скопищам знаний».
предваряют учебный матери-
ал слова замечательного педаго-
га константина Ушинского: «У хо-
роших преподавателей дело вы-
ходит так, что арифметическая за-
дача есть вместе занимательный
рассказ, урок сельского хозяйст-
ва или домашней экономии или
историческая или статистическая
тема и упражнение в языке». на-
писал он это ещё в 1867 году.
а вот и примеры задач. возь-
мём хоть № 41: «вася принёс один
дубовый лист в школу и пока-
зал Марье васильевне. «а, чер-
нильные орешки!» — сказала
она. «откуда они берутся на ду-
бе?» — спросил вася. Учительни-
ца рассказала, что есть насеко-
мые — орехотворки. как мухи бы-
вают разные, так бывают разные
и орехотворки: одни из них кла-
дут яички на листе дуба, другие
— на коре или на почках. вокруг
яичка вырастает орешек, в кото-
ром живёт личинка насекомого. а
из этих орешков можно пригото-
вить чернила. а вот сколько раз-
ных орехотворок существует в ду-
бовых лесах: на коре дерева — 8,
на корнях — 2, на почках — 39,
на листьях — 34 и на плодах —
13. Сколько здесь всего насчитано
разных орехотворок?»
или такой пример. задача
№ 269: «в жаркой африке водит-
ся птичка — волоклюй. Где толь-
ко пасётся стадо скота, там всегда
есть небольшая стайка волоклю-
ев. птички сидят на спинах живот-
ных, ловя слепней и оводов, ловко
вытаскивают из кожи клещей и ли-
чинки насекомых. животные пони-
мают, что птичка — их друг, и тер-
пеливо выносят боль от клевания.
в одном стаде было 96 штук скота,
а волоклюев при стаде — всего 6.
по сколько штук скота
приходилось на одно-
го волоклюя?»
вот такие зада-
чи. а теперь давай-
те посчитаем, зна-
ния скольких пред-
метов использова-
лись при их состав-
лении. Это и геог-
рафия, и зоология,
и ботаника, и, ко-
нечно же, арифме-
тика. зато теперь
и ты, читатель,
никогда не забу-
дешь о черниль-
ных
орешках,
орехотворках и
добрых птичках-
невеличках волоклюях. а почему?
ответим словами из предисловия
к задачнику: «арифметика в шко-
ле не должна быть чем-то чуждым
окружающей ученика жизни, быть
чем-то посторонним его внеклас-
сным впечатлениям и детским ин-
тересам; вместе с тем уроки ариф-
метики не должны быть оторван-
ными и от прочих классных заня-
тий в школе». и ещё: «необходи-
мо, чтобы содержание задач бы-
ло по возможности более жизнен-
но, близко детям и связано с про-
чими уроками. в этом заключает-
ся одно из непременных условий
успешности обучения арифмети-
ке, её развивающегося прак-
тического зна-
чения».
вот
так.
Это вам не без-
защитную бе-
лочку со сто-
ла
спихивать,
хоть она и из-
учала в лесу за-
коны ньютона.
и не эфемерные
величины высчи-
тывать, которых
попросту нет. Это
проявление ува-
жения и любви к
школьнику,
учи-
телю, родителям и
науке. ответствен-
ность и желание
сделать лучше, а не
просто выдумать что-то, особенно
не напрягая мозги.
Эх, многих в этой ситуации
жалко, но белочку — больше
всех…
Ратислав ЛеБеДеВ.
г. Перемышль, Калужская обл.
БиБлиотека
Е
сть у слова «русь» и ещё
одно значение, которое
я не вычитал в книгах, а
услышал из первых уст от
живого человека. на севере, за ле-
сами, за болотами, встречаются
деревни, где старые люди говорят
по-старинному. почти так же, как
тысячу лет назад. тихо-смирно я
жил в такой деревне и ловил ста-
ринные слова.
Моя хозяйка анна ивановна
как-то внесла в избу горшок с кра-
сным цветком. Говорит, а у самой
голос подрагивает от радости:
— цветочек-то погибал. Я его
вынесла на русь — он и зацвёл!
—на русь? — ахнул я.
—на русь, — подтвердила хо-
зяйка.
—на русь?!
—на русь.
Я молчу, боюсь, что слово забу-
дется, упорхнёт — и нет его, отка-
жется от него хозяйка. или мне по-
слышалось? записать надо слово.
достал карандаш и бумагу. в тре-
тий раз спрашиваю:
—на русь?..
Хозяйка не ответила, губы под-
жала, обиделась. Сколько, мол,
можно спрашивать? для глухих
две обедни не служат. но увиде-
ла огорчение на моём лице, поня-
ла, что я не насмехаюсь, а для де-
ла мне нужно это слово. и ответи-
ла, как пропела, хозяйка:
— на русь, соколик, на русь.
на самую, что ни на есть русь.
осторожней
осторожного
спрашиваю:
— анна ивановна, не обиди-
тесь на меня за назойливость?
Спросить хочу.
—не буду, — обещает она.
— что такое — русь?
не успела она и рта открыть,
как хозяин николай васильевич,
что молчком грелся на печи, возь-
ми да и рявкни:
— Светлое место!
Хозяйка от его рявканья за
сердце взялась.
—ой, как ты меня напугал, ни-
колай васильевич! ты ведь боле-
ешь, и у тебя голоса нет... оказыва-
ется, у тебя и голосок прорезался.
а мне объяснила честь по че-
сти:
— русью светлое место зовём.
Где солнышко. да всё светлое, по-
читай, так зовём. русый парень.
русая девушка. русая рожь — спе-
лая. Убирать пора. не слыхал, что
ли, никогда?
n
СПРАВКА
Станислав Тимофеевич
Романовский
(1931–
1996 гг.) — российский писатель, с 1963 года — член Со-
юза журналистов СССР, с 1972 года — член Союза писа-
телей СССР.
Основной темой творчества С. Т. Романовского явля-
ется тема добра, справедливости, любви к жизни, к лю-
дям, к природе, темы патриотизма, «большой» и «малой»
Родины…
Сборник рассказов С. Т. Романовского «Родина» — своеобразный итог раз-
мышлений писателя о жизни, природе, истории, литературе. По форме рас-
сказы писателя представляют своеобразные эссе — миниатюры, соединяющие
философское осмысление жизненных факторов с лирическим проникновением
в духовную жизнь человека.
Русь (крохотка рассказик)
Зачем обижают
белочку?
Современные школьные учебники
как пример пособия безграмотности,
или Сборник увеселительных текстов
Я, Полунина Татьяна, об-
ращалась летом этого года
в газету с просьбой напеча-
тать приглашение на посад-
ку деревьев. Часть людей вы-
ходят на меня через газету.
Для них сообщаю новости.
По погодным условиям
Краснодарского края мои по-
садки перенесены, но они всё
равно состоятся. Коррек-
тировка только в сроках по-
садки и количестве слов.
Будем писать слова «ЛЮ-
БОВЬ», «УРА», «РУСЬ», «СЕМЬЯ»,
«СЧАСТЛИВЫЙ МИР».
И ещё одна новость. Уже
несколько месяцев думаю о
том, чтобы у нас на реке Жа-
не были люди, работающие
на дольменах по версии «Зве-
нящих кедров России». Сейчас
из таковых только одна я.
Приглашаю к размышле-
нию и сотворению Центра
«Пробуждение». Опыта нет,
буду благодарна любой под-
сказке.
Татьяна ПолунинА
,
участник движения
«Будущее Земли зависит
оттебя».
Тел. 8-938-410-4087,
8-918-148-5192.
353497, краснодарский
край, Геленджикский р-н,
с. Возрождение,
ул. Совхозная, д. 4, до во-
стребования, Татьяна.
Давайте сотворим
Центр «Пробуждение»