Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 12 (137), декабрь 2015 г.
летопись
n
Михаил Сахаров
г. Орёл
m.saharof@yandex.ru
ловека — живота — оживит этот
образ, если над пряжкой прове-
ли обряды оживления Рун (напри-
мер, окрашивание их кровью). Это
настоящий оберег-заговор.
Поясные ремни и пряжки на
них считались имеющими особую
магическую силу. Косвенным под-
тверждением служит брянский
перстень 19 века. Кстати, этот пер-
стень напоминает об английском
ордене Подвязки (созданном в
честь Св. Георгия), где вместо жен-
ской подвязки мужчины на бедре
носили орден и надпись на ремне.
В пряжках на рис. 1 обошлись
рисунками без рун (стилизован-
ными рунами). Это 16 век. Офици-
ально крещение Орловщины да-
тируется 1415 годом, а автору из-
вестны три орловские пряжки с
одинаковым сюжетом рун, дати-
руемые сопутствующими им ве-
щами 16 веком.
Это подтверждают и истории
обережных пуговиц 16–17 веков,
попадающихся любителям при-
борного поиска монет. Когда, при-
обретая их, я понял, что они на-
ходились на костюме поодиноч-
ке, но схожи по сюжету, то заин-
тересовался, где они крепились
на одежде. Ответ пришёл сам. На
вышивках рубах 19 века обереж-
ные «дорожки» на воротнике и по-
доле различны (обережное дере-
во у каждого Рода, даже у отдель-
ных людей могло быть различ-
ным). Но вот на солнечном спле-
тении у этих рубах вышитый знак
очень похож на знак с орловских
пуговиц. Это не безызвестное сти-
лизованное соцветие рун называ-
емое «Щит непобедимости». Изо-
бражается как «оплодотворённый
крест» (иногда даже в ромбе —
«знак засеянного поля», при этом
концы креста напоминают стрелы,
даже если они разрисованы расти-
тельным орнаментом) и знаки Жи-
вы, семени, Рожаниц вокруг него.
Всё изображение идёт из центра
«креста», из одной точки. Это сим-
вол схожести духа человека с про-
образом бога Рода — дышащей
Живой точкой и Рожаницами, рас-
пределяющими исходящую от Ро-
да-Человека Живу и семя. Допол-
нительный смысл изображения
— «со мной боги, и Жизнь не по-
бедишь». Когда мне попалась не
просто пуговица, а миниатюрный
«щит» с подобным знаком, сомне-
ний не осталось (рис. 2).
До 16–17 веков на кольчуги
часто крепилось на ремнях «зер-
цало» — круглый щиток на сол-
нечном сплетении. Предположи-
тельно с распространением огне-
стрельного оружия вместо щит-
ков на верхнюю одежду стали на-
шивать пуговицы со «щитом не-
победимости», а в 19 веке их на-
чали замещать вышивкой. В жен-
ском орловском костюме 19 века
известна замена подобного обе-
рега в виде «Лакомника». В Ряза-
ни подобное украшение называют
«Гайданом».
В 16–17 веках продолжалась
языческая традиция свастично-
солнечных оберегов. Бусы с та-
кими знаками служили оберегом
женщине в 10–12 вв., а в 16–17 вв.
— перстни, пуговицы (рис. 3).
В этнографии татар и кирги-
зов зафиксирован подобный обе-
рег. Так, в конце XIX в. краевед
Ф. Ф. Лашков писал, что амулеты-
ладанки, называвшиеся «сач-ха-
сиде» («сач» тур. — волосы, «хаси-
де»—хвалебная ода), делались из
плоских серебряных полых футля-
ров прямоугольной формы, укра-
шенных с лицевой стороны филиг-
ранью. Эти амулеты подвешива-
лись с помощью цепочки и крепи-
лись металлическими плетёными
нитями к волосам, причём обычно
в центральной части средних ко-
сичек в него вкладывали бумажку
или кожу с молитвой.
В отличие от рязанского «Гай-
дана», с 19 века в орловский «Ла-
комник», по этнографическим дан-
ным, вкладывали что-нибудь вку-
сное, а также могли использовать
его вместо «ладанки» (вкладывая
волосы любимого человека, род-
ную землю). А ведь всё пошло от
образца (рис. 4). Есть свидетель-
ство, что на Орловщине был най-
ден точно такой, но со штифтом, на
котором был намотан волос. Тогда
подумали, что это случайно.
В наше время церковь не
признаёт крест в кругу: борьба
со злом не вечна, будет судный
День. Но в дохристианский пери-
од и в раннем Христианстве ши-
роко использовался данный знак.
Достаточно
вспомнить
кельт-
ский крест, или кресты на потолках
орловской пещеры «Восьмёрка»,
или лепнину нач. 18 в. на церкви
Михаила Архангела в Орле, или
перевод с латинского слова «цер-
ковь» — «циркус» (круг). Обереж-
ным здесь является и цвет стекла
камней. Фиолетовый цвет на ико-
нах означает благодать Божью, со-
провождающую Великий Дух.
Вот один из лучших орловских
образцов — подражание подве-
скам «Змеевикам» времён Киев-
ской Руси (рис. 5).
Этот змеевик со стилизован-
ными дубовыми листьями вместо
голов змей 17 века — пуговица.
Подобные знаки явно намекали
на языческую традицию, но при-
менялись реже и вместо «Щита
непобедимости». Прослеживается
традиция ношения «процветше-
го» креста на груди — солнечном
сплетении — от Киевской Руси до
19 в. В православии такой тип кре-
ста называют «животворящим».
Конечно, обращались за под-
держкой не только к общеприня-
тым в данной местности богам, но
и к пращурам.
Пояс играл особую роль в оде-
жде того времени (рис. 6). Перед
нами бляха с наборного орлов-
ского пояса, крепившаяся перед
пряжкой, с девизом конкретного
человека или его Рода в 16 веке.
Грустный горбатый заяц, из спи-
ны которого растёт тонкое дерев-
це-цветок. По бокам от зайца два
уже известных завитка — Рожани-
цы. Под ногами — ромб с пророс-
шими концами — знак бога Рода.
Значит, этот Заяц— тотем рода то-
го человека, который носил его на
ремне. Жаль, не сохранился девиз
рода. Сам заяц почитался священ-
ным зверем у кочевников вплоть
до скифов. Но у славян не почитал-
ся. Поэтому это ещё одно косвен-
ное доказательство, что это тотем.
Отдельный разговор мож-
но было бы вести о сословно-ре-
месленных покровителях. Хотя
здесь информацию приходится
излагать очень условно и ссылать-
ся не на кого. Принадлежность к
воинскому сословию могла быть
наглядно продемонстрирована,
например, перстнем-печаткой с
изображением католического свя-
того — покровителя воинов Свя-
того Олафа («Сага об Олафе Свя-
том»), который прославился за
перенесённые тяготы, связанные
с защитой христианской религии.
Его принято изображать с рогом в
руке и зерцалом на груди.
При этом рог — символ сбора
воинов и идущей подмоги. А зер-
цало? Зерцало на доспехах всегда
имело сакральное значение.
Отдельный рассказ можно бы-
ло бы вести о текстах на оберегах.
И это не только общеизвестные за-
говоры на «змеевиках» 12–13 вв. о
сохранении здоровья, но и деви-
зы-молитвы на поясных пряжках
наборных поясов 16 века, напри-
мер: «Если я буду приближен к ца-
рю—да не возгоржусь я».
Квадрат «SATOR» (рис. 7), зна-
менитый палиндром из слов, со-
ставленных в квадрат: SATOR
AREPO TENET OPERA ROTAS. Если
выражение прочесть в прямом и
обратном порядке, то TENET по-
вторится. Буква N в обоих палин-
дромах может писаться как в пря-
мом, так и в перевёрнутом виде.
Квадрат записан таким же спо-
собом, как и германские руны —
способом письма бустрофедон
(«как пашет бык»), то есть стро-
ки письма поочередно читают-
ся слева направо и справа нале-
во. Переводов существует много:
«Сеятель Арепо управляет плу-
гом», «Великий сеятель помога-
ет работе». До 19 века квадрат
использовался при создании ма-
гических амулетов, основным
предназначением которых яв-
лялся оберег хозяина от неприят-
ностей. Часть краеведов считает,
что на Орловщине распростра-
нены были обереги с латински-
ми буквами потому, что эта тер-
ритория долгое время принадле-
жала Литве (на груди захоронен-
ного малыша в Орловской крепо-
сти при раскопках 2015 г. нашли
две литовские монеты на шнур-
ке). К этому можно добавить спи-
ски полона из Литвы 17 века, ко-
торые составлялись для обмена
пленными после войны с Поль-
шей. Всё это подтверждает на-
личие в первой половине 17 в.
значительной прослойки поль-
ско-литовского населения, при-
бывшего сюда католиками, а за-
тем, под давлением своих поме-
щиков, ставшего православными.
Но обереги они носили, видимо,
свои, причём тоже с языческо-ма-
гическим уклоном.
Из всего вышеизложенного
можно сделать вывод о присутст-
вии в Орловской области двоеве-
рия в течение всего времени су-
ществования здесь Христианства.
n
Обережная сила
пуговиц и пряжек
З
наки принадлежности к бо-
гам–покровителям
того
или иного Рода, чьей-либо
дружине у германцев, скан-
динавов и славян носили
на одежде, кольцах, бляхах
на праздничных ремнях и упря-
жи, резьбе на наличниках, раскра-
ске парадной посуды. В этой ста-
тье на основе находок последних
лет (Орловская область) — метал-
лических украшений-оберегов —
разберём самые распространён-
ные знаки, пожелания к богам.
Как известно, по народной
вышивке обережные «дорожки»
шли по подолу, вороту и рукавам.
Предметы-обереги «защищают»
голову, сердце-сплетение, пояс.
Это соответствует представлени-
ям ведунов о трёх «кругах силы»
у человека. Проводя аналогию со
скандинавскими рунами, можно
предположить, что над оберегами
проводился обряд «оживления»
знаков, связывающий их с духа-
ми-охранителями, после чего ду-
хи должны были «подпитываться»
Живой человека от одного из трёх
его энергетических центров.
Самым сильным «кругом» счи-
тался поясной. Центральную часть
сюжета у всех данных застёжек за-
нимает знак Рода. Концы этого
знака — ромба — часто смыка-
ются вокруг пряжки, образуя Дом.
По сторонам Рода располагаются
растительные, свитые знаки иду-
щей от Рода Живы. Здесь же и два
завитка-«скобеля» богинь Рожа-
ниц (в славянской мифологии это
Доля и Недоля), соскабливающие
Живу с Древа Рода и распределя-
ющие её. Сюжет может означать:
«Да пребудут с вами Род и Рожа-
ницы, да будет с вами Жива!»
А вот более сложное обраще-
ние: (рис. 1) по бокам от знака Ро-
да расположены мужская и жен-
ская стороны Дома. Знаки не сим-
метричны. Это редчайшая славян-
ская «рунница». Справа — муж-
ская половина: наконечник стре-
лы (скорее каменный — по объ-
ёму и форме) наклонён остриём к
знаку Рода-Дома. «Мужчина дол-
жен стремиться в Дом». За стре-
лой значок, хуже сохраняющий-
ся на пряжках. Он напоминает по-
ходный узелок. «Мужчина должен
стремиться в Дом и принести до-
бычу»—так можно расшифровать
данное сочетание знаков. Слева от
Рода — женская половина Дома.
Здесь находится уже известный
«завиток-скобель». Он наклонён
в сторону знака Рода. «Женщи-
на должна стремиться в Дом и не-
сти туда Живу» — такова возмож-
ная интерпретация сочетания зна-
ков. Складывается образ, запе-
чатлённый в знаках. При замы-
кании пряжки Жива самого силь-
ного энергетического центра че-
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.