Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

28 •
«Родовая Земля»
№ 12 (137), декабрь 2015 г.
бибЛиоТЕКа
Если спросить о творчест-
ве Сергея Есенина, то обыч-
но вспоминают его стихи, раз-
гульную жизнь, такой себе мо-
сковский озорной повеса…
Между тем его проза заставля-
ет нас совсем по-другому от-
носиться к его творчеству. На-
пример, произведение «Ключи
Марии
1
» — это целостное фи-
лософское мировоззрение. В
нём присутствует всё: быто-
вые пристрастия нашего наро-
да как отражение его миропо-
нимания, образы буквиц, фи-
лософские рассуждения о смы-
сле жизни и многое другое…
Ч
итая некоторые
строки,
можно
подумать, что Есе-
нин писал о на-
шем времени или
с тех пор ничего не изменилось.
например:
«Мы полюбили бы мир
этой хижины со всеми петухами
на ставнях, коньками на крышах и
голубками на князьках крыльца не
простой любовью глаза и чувст-
венным восприятием красивого, а
полюбили бы и познали бы самою
правдивою тропинкой мудрости,
на которой каждый шаг словесно-
го образа делается так же, как уз-
ловая завязь самой природы.
Искусство нашего времени не
знает этой завязи, ибо то, что
она жила в Данте, Гебеле, Шекс-
пире и других художниках слова,
для представителей его от сегод-
няшнего дня прошло мёртвой те-
нью. Звериные крикуны, абсолют-
но безграмотная критика и тре-
тичный период идиотического со-
стояния городской массы подме-
нили эту завязь безмозглым ляз-
гом железа Америки и рисовой пуд-
рой на выпитых щеках столичных
проституток».
или:
«Наше современное поко-
ление не имеет представления о
тайне этих образов. В русской ли-
тературе за последнее время про-
изошло невероятнейшее отупе-
ние. То, что было выжато и изъеде-
но вплоть до корок рядом преды-
дущих столетий, теперь собира-
ется по кусочкам, как открытие».
а вот это уже явное пророче-
ство сегодняшнего дня:
«Челове-
ческая душа слишком сложна для
того, чтоб заковать её в опреде-
лённый круг звуков какой-нибудь
одной жизненной мелодии или со-
наты. Во всяком круге она шу-
мит, как мельничная вода, проса-
сывая плотину, и горе тем, кото-
рые её запружают, ибо, вырвав-
шись бешеным потоком, она пер-
выми сметает их в прах на пути
своём. Так на этом пути она смела
монархизм, так рассосала круги
1
Мария на языке хлыстов шелапут-
ского толка означает душу.
Записки мирного
человека
Неизвестный
философ
Сергей Есенин
классицизма, декаданса, импресси-
онизма и футуризма, так сметёт
она и рассосёт сонм кругов, кото-
рые ей уготованы впереди».
или вот:
«Да, мы едем, едем по-
тому, что земля уже выдышала
воздух, она зарисовала это небо,
и рисункам её уже нет места. Она
к новому тянется небу, ища но-
вого незаписанного места, что-
бы через новые рисунки, через но-
вые средства протянуться ещё
дальше. Гонители Святого Ду-
ха-мистизма забыли, что в наро-
де уже есть тайна о семи небесах,
они осмеяли трёх китов, на кото-
рых держится, по народному пред-
ставлению, земля, а того не по-
няли, что этим сказано то, что
земля плывёт, что ночь — это
время, когда киты спускаются
за пищей в глубину морскую, что
день есть время продолжения пу-
ти по морю».
Всем любителям древнерус-
ской письменности, быта и языка
наверно интересно было прочув-
ствовать язык, каким он был 100
лет назад, вспомнить некоторые
исчезнувшие слова. ниже приво-
дится ряд выдержек из произве-
дения.
«исследователи
древнерус-
ской письменности и строитель-
ного орнамента забыли главным
образом то, что народ наш живёт
больше устами, чем рукою и
глазом, устами он сопровожда-
ет почти весь фигуральный мир в
его явлениях, и если берётся вы-
ражать себя через средство, то
образ этого средства всегда кон-
кретен. То, что музыка и эпос ро-
дились у нас вместе через знак
древа, — заставляет нас думать
об этом не как о случайном факте
мифического утверждения, а как о
строгом вымеренном представле-
нии наших далёких предков. Сви-
детельство этому — наш не пояс-
нённый и не разгаданный никем
бытовой орнамент.
Все наши коньки на кры-
шах, петухи на ставнях, голуби на
князьке крыльца, цветы на по-
стельном и тельном белье вместе
с полотенцами носят не простой
характер узорочья, это великая
значная эпопея исходу мира и на-
значения человека. Конь как в гре-
ческой, египетской, римской, так
и в русской мифологии есть знак
устремления, но только один рус-
ский мужик догадался посадить
его к себе на крышу, уподобляя
свою хату под ним колеснице. ни
запад, ни Восток, взятый вместе с
Египтом, выдумать этого не мог-
ли, хоть бы тысячу раз повторили
себя своей культурой обратно. Это
чистая черта скифии с мистерией
вечного кочевья. «я еду к тебе, в
твои лона и пастбища», — гово-
рит наш мужик, запрокидывая го-
лову конька в небо.
Если б хоть кто-нибудь у нас по-
нял в россии это таинство, которое
совершает наш безсловес-ный му-
жик, тот с глубокой болью почув-
ствовал бы мерзкую клевету на эту
мужичью правду всех наших куста-
рей и их приспешников. он бы выг-
нал их, как торгующих из храма,
как хулителей на Святого Духа…»
«Красный угол, например, в
избе есть уподобление заре, по-
толок — небесному своду, а ма-
тица — Млечному Пути. Филосо-
фический план помогает нам че-
рез такой порядок разобрать ма-
шину речи почти до мельчайших
винтиков.
В нашем языке есть много
слов, которые как «семь коров
тощих пожрали семь коров туч-
ных», они запирают в себе целый
ряд других слов, выражая собой
иногда весьма длинное и сложное
определение мысли. например,
слово умение (умеет) заперло в
себе ум, имеет и несколько слов,
опущенных в воздух, выражаю-
щих своё отношение к понятию в
очаге этого слова. Этим особен-
но блещут в нашей грамматике
глагольные положения, которым
посвящено целое правило спря-
жения, вытекшее из понятия «за-
прягать», то есть надевать сбрую
слов какой-нибудь мысли на од-
но слово, которое может служить
так же, как лошадь в упряжи, духу,
отправляющемуся в путешествие
по стране представления. на этом
же пожирании тощими словами
тучных и на понятии «запря-
гать» построена почти и вся наша
образность».
«обоготворение сил приро-
ды, выписанное лицо ветра име-
нем Стрибога или борея в мифо-
логиях земного шара, есть не что
иное, как творческая ориентация
наших предков в царстве косми-
ческих тайн. Это тот же образ, ко-
торый родит алфавит непрочи-
танной грамоты. Мысль ставит че-
му-нибудь непонятному ей ры-
бачью сеть, уловляет его и обле-
кает в краску имени. начальная
буква в алфавите «а» есть не что
иное, как образ человека, ощупы-
вающего на коленях землю. опер-
шись на руки и устремив на зем-
лю глаза, он как бы читает знаки
существа её.
буква «б» представляет из себя
ощупывание этим человеком воз-
духа. Движение его уже идёт от
«а» обратно. (ибо воздух и земля
по отношению друг к другу опро-
кинутость.) знак сидения на коле-
нях означает то, что между землёй
и небом он почувствовал мир про-
странства. Поднятые руки рисуют
как бы небесный свод, а согнутые
колени, на которые он присел, —
землю.
Прочитав сущность земли и
почувствовав над нею прикры-
тое синим сводом пространство,
человек протянул руки и к своей
сущности. Пуп есть узел человече-
ского существа, и поэтому, опре-
деляя себя или ощупывая, чело-
век как-то невольно опустил свои
руки на эту завязь, и получилась
буква «в».
Дальнейшее следование букв
идёт со светом мысли от осозна-
ния в мире сущности. Почувство-
вав себя, человек подымается с
колен и, выпрямившись, протя-
гивает руки снова в воздух. здесь
его движения через символы зна-
ков, тех знаков, которыми он ищет
своего примирения с воздухом
и землёю, рождают весь даль-
нейший порядок алфавита, кото-
рый так мудро оканчивается фи-
гурою буквы «я». Эта буква рису-
ет человека, опустившего руки на
пуп (знак самопознания), шагаю-
щим по земле. Линии, идущие от
средины туловища буквы, есть не
что иное, как занесённая для шага
правая нога и подпирающая кор-
пус левая».
«Мы верим, что чудесное ис-
целение родит теперь в деревне
ещё более просветлённое чувст-
вование новой жизни. Мы верим,
что пахарь пробьёт теперь окно
не только глазком к богу, а целым
огромным, как шар земной, гла-
зом. звёздная книга для творче-
ских записей теперь открыта сно-
ва. Ключ, обронённый старцем в
море, от церкви духа, выплеснут
золотыми волнами. народ не за-
будет тех, кто взбурлил эти волны,
он сумеет отблагодарить их свои-
ми песнями…»
«Вот потому-то нам так и про-
тивны занесённые руки марк-
систской опеки в идеологии сущ-
ности искусств. она строит рука-
ми рабочих памятник Марксу, а
крестьяне хотят поставить его ко-
рове. Ей непонятна грамота сол-
нечного пространства, а душа ал-
чущих света не хочет примирить-
ся с давно знакомым ей и изжи-
тым начертанием жизни чрева.
Перед нами встаёт новая симво-
лическая чёрная ряса, очень по-
хожая на приёмы православия,
которое заслонило своей черно-
той свет солнца истины. но мы
победим её, мы так же раздерём
её, как разодрали мантию засло-
няющих солнце нашего братст-
ва. жизнь наша бежит вихревым
ураганом, мы не боимся их прег-
рад, ибо вихрь, затаённый в са-
мой природе, тоже задвигался
нашим глазам.
и прав поэт, истинно прекра-
сный народный поэт Сергей Клыч-
ков, говорящий нам, что:
Уж несётся предзорняя
конница,
Утонувши в тумане по грудь,
И берёзки прощаются,
клонятся,
Словно в дальний
собралися путь.
он первый увидел, что земля
поехала, он видит, что эта пред-
зорняя конница увозит её к но-
вым берегам, он видит, что берёз-
ки, сидящие в телеге земли, про-
щаются с нашей старой орбитой,
старым воздухом и старыми туча-
ми».
Сентябрь-ноябрь 1918.
Перечитывал
андрей Правдатворов.
http://derzhava.today/zapiski-
mirnogo-cheloveka-sergej-esenin-
neizvestnyj-filosof/
Источник: Есенин С. А. Ключи Ма-
рии // Есенин С. А. Полное собрание
сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Го-
лос, 1995—2002. Т. 5. Проза. —
1997. — С. 186—213.
http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/
e75/e75-186-.htm
СПРАВКА
«Ключи Марии»
— основное теоретическое произведение Есенина, ра-
бота о творчестве в целом и словесном искусстве в частности.
Излагая в своём произведении самобытную концепцию образного сло-
ва, поэт продемонстрировал обширные познания в мифологии, искусствове-
дении и эстетике. Однако определить конкретные источники того или иного
места из «Ключей Марии», как правило, непросто — ведь Есенин почти всегда
цитировал чужие произведения по памяти и без отсылок.
Творчество Есенина в целом питалось из самых разнообразных исто-
ков, главными из которых были русская природа, крестьянский быт, трудо-
вая и духовная жизнь народа, его мудрость, воплощённая в устном поэти-
ческом творчестве, собранная исследователями и зафиксированная в книгах
(Библия, Веды, Калевала, «Слово о полку Игореве», легенды, мифы и сказ-
ки народов мира, книги Гомера, Шекспира, Лонгфелло, Афанасьева, Буслае-
ва и др.). Впитывая народную и книжную мудрость, Есенин всегда оставался
самим собой. Его оригинальная эстетическая система, изложенная в теоре-
тических статьях, опиралась прежде всего на собственный творческий опыт,
на созданный им художественно-философский поэтический мир. Вот почему
«Ключи Марии» так важны для понимания его произведений.
В «Ключах Марии» выражены важнейшие представления поэта о путях и
целях искусства, о сближении искусства с жизнью и бытом народа, с окружа-
ющей его природой, народным творчеством.