Стр. 4 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

4 •
«Родовая Земля»
№ 12 (137), декабрь 2015 г.
ВзГЛяД
Продолжение.
Начало на стр. 1.
О
казалось, во-первых, что
образ «родовое поместье»
настолько обширен и мно-
гогранен, что абсолютно
каждый человек видит в нём
что-то своё, и порой — диамет-
рально противоположное. Вспо-
минаю горькие строки Виктора
Смирнова из ПрП благодать яро-
славской области про то, что но-
сятся по дорогам поселения дети
на квадроциклах и негде пасти ко-
ня. Сердце моё отозвалось сочув-
ствием и пониманием. Этот чело-
век в своих мечтах жил в тишине,
уединении, природной благода-
ти, в мире со своей душой и в ла-
ду со своей землёй. но другой-то в
то же самое время радовался, что
будет жить в весёлом коллекти-
ве, со всеми привычными благами
цивилизации, но при этом кушать
свою морковку и яблоки. Хорошо
же! и коллектив весёлый и «про-
двинутый», и детям есть где раз-
гуляться, и картошечка своя опять
же!.. а третий вообще увидел в
этом возможность создать мини-
ферму с курами и коровками, а то
и питомник для породистых со-
бак — почему нет?.. а у одинокой
женщины свои, где явные, а где и
тайные интересы...
Полагаете, выдумываю, пре-
увеличиваю?.. нет. нисколько.
Всё это — наблюдения из лично-
го опыта, подтверждённые много-
кратно и друзьями из других посе-
лений.
Всё это не проговаривалось и
не решалось тогда, ещё в городе,
там, где на самом деле только и
должны решаться такие вопросы
и происходить тщательная про-
работка образа и подбор подхо-
дящих кандидатур. обо всём этом
как-то и не думалось тогда, мно-
гие мелкие вопросы казались не-
существенными, решаемыми «по
ходу дела».
и если поначалу энтузиазм и
эйфория перекрывают всё: «мы
наш, мы новый мир построим!»,
и действительно, очень многое
удаётся людям на этом этапе сде-
лать, зацепиться за землю, даже
построиться, то потом серые буд-
ни всё равно вступают в свои пра-
ва, и начинается своеобразный
«откат». Люди (за очень редким
исключением) становятся такими,
какими они и являлись, реальная
жизнь на земле сдирает благоо-
бразные маски и розовые очки, и
начинается то, что в просторечии
называется просто и сочно: «кол-
басня». «Колбасит» всех — и ста-
рых, и малых, и мужчин, и жен-
щин. ну, опять же за очень редким
исключением. и если в таком сы-
ром, бродящем, как дурная заква-
ска, коллективе не найдётся по-
настоящему сильного, мощного
лидера, который этот сумбур смо-
жет направить в нужное русло,
задаст образ, прорисует чёткую
структуру и усмирит самых буй-
ных и недовольных (а такие поче-
му-то всегда в любом коллективе
есть), — пиши пропало… новый
мир не построился, а если и по-
строился, то почему-то не такой,
как хотели, и, может, отчасти поэ-
тому появляются в газете печаль-
ные объявления типа: «Продаётся
участок в поселении рП со всеми
постройками».
а если всё же повезло, и ли-
дер нашёлся и вытужил-таки про-
ект, собрал несобираемое, орга-
низовал реальную эффективную
модель поселения, приняв на се-
бя всю мыслимую и немыслимую
тяжесть и ответственность, то,
как правило, хорошего о нём ма-
ло что скажут. Всем ведь мозоли
пооттаптывал, пока выдёргивал
из упряжи лебедей, раков и щук и
впрягался за всех сам. но, как пра-
вило, у такого лидера из-за чудо-
вищного напряжения всё равно
быстро кончаются силы… и вера
в людей. Получается вроде эффек-
тивно, но какой ценой…
Ещё один аспект, для нашей се-
мьи он вообще решающий: каков
уровень отношений между людь-
ми в селении?
Мы живём «в практике» 10 лет.
Первые пять прожили в соседнем
селе, потихоньку осваиваясь, по-
тихоньку строясь на поместье. за
это время накопился приличный
опыт общения со многими людь-
ми, которые так или иначе дела-
ли попытки войти в эту формиру-
ющуюся реальность. и пришли к
неутешительному выводу: из де-
сятков людей можно назвать лишь
четыре-пять человек, с которыми
действительно было хорошо и
надёжно, похожими были устрем-
ления и видение родового поме-
стья. но не все из них, даже силь-
ные и по-настоящему решитель-
ные люди, смогли в этой реально-
сти удержаться. Что роптать и жа-
леть, пути и судьбы у всех разные,
и всё же до сих пор бывает грустно
от того, что мы не вместе...
зато теперь я с уверенностью
могу сказать — не хочу я жить в
большом поселении на 200 семей.
и даже на 50. нет в таких коллек-
тивах того, что нужно нашей се-
мье — уюта, теплоты, глубины и
надёжности отношений. Это не-
возможно просто физически —
собрать столько похожих духом
людей в одном месте и построить
райское общежитие. невозможно
даже не потому, что люди слиш-
ком разные, а больше потому, что
в нашем государстве нет пока чёт-
кой идеологии, ориентированной
на родовую культуру жизни. нет
в людях единства устремлений,
единства понимания образа жиз-
ни в родовом поместье. Да и от-
куда всему этому взяться? Вспом-
ните, как мы росли и воспитыва-
лись. Мы и представления не име-
ли, что есть такие понятия: род,
Пространство Любви, родовое по-
местье. Все это тщательно и акку-
ратно подменялось другими сло-
вами: ячейка, общество, социум,
государство, отечество… Поэто-
му в умах и душах даже лучших из
людей, которые сумели воспри-
нять то, что доносит анастасия,
часто царят разброд и шатание, а
ведь старый образ мира тоже изо
всех сил стремится вернуть себе
жизнь, пытается растоптать рост-
ки нового. Как он может это сде-
лать? Только через самих людей,
через пробуждение тёмных энер-
гий в человеке. В большом кол-
лективе поводов к этому всегда
хоть отбавляй...
Дальше эту тему развивать
не хочется, думаю, моя основная
мысль здесь понятна.
но есть ещё не затронутый в
этом пункте аспект: развитая ин-
фраструктура и самодостаточ-
ность крупных поселений. В боль-
шом поселении и сила большая,
можно говорить даже о неких со-
циальных гарантиях, относитель-
ной стабильности жизни. аргу-
мент, казалось бы, неоспоримый.
но я вам вот какой историче-
ский пример приведу, и не просто
исторический, а опять же лично
подтверждаемый. одними из са-
мых успешных и самодостаточ-
ных коллективов в российской
империи и даже сейчас являют-
ся общины старообрядцев. не-
даром Пётр Первый затеял с ни-
ми такую войну, и недаром запад
так старался протащить церков-
ную реформу, которую народ по-
том окрестил просто и ёмко: рас-
кол. Многие современные староо-
брядцы ещё продолжают помнить
и жить понятием «родовая общи-
на». здесь, на Дальнем Востоке,
ещё остались поселения, зало-
женные старообрядцами, в кото-
рых частично сохранились следы
их культуры и сами люди частич-
но тоже сохранились. Мы живём
рядом с таким селом Тополёвое
(поэтому и нас самих часто тоже
называют просто Тополёвое или
«тополёвцы»). Посёлочек неболь-
шой, домов на 15, но когда-то он
был не только полностью самодо-
статочным, но и процветал. и это
было абсолютным правилом для
этих людей: их гнали, преследо-
вали, а они селились в самых глу-
хих местах небольшими коллекти-
вами-кланами и практически сра-
зу богатели, крепли и процветали.
Прямо зараза какая-то для успеш-
но формирующегося государства
рабов… Умеют они и жить в ла-
ду с Природой, и трудиться сози-
дательно, создавать уют и красоту,
и родовой уклад для них не слова
диковинные, а сама жизнь.
и зная их в жизни, и читая про
них, я уверена теперь: секрет их
успеха — единая культура Духа,
которая достигается поколения-
ми жизни единым укладом. и да-
же дух захватывает, когда пытаюсь
представить, как слаженно и кра-
сиво жили ведруссы…
а тут вот мы, понимаешь, «ци-
вилизованные»… немного даже
смешно. но зато у нас есть опыт
антиразумной жизни, и мы от не-
го постепенно и сознательно ухо-
дим. и я с годами стала приходить
к пониманию: для успешности и
самодостаточности большой кол-
лектив вовсе не обязателен. ин-
фраструктура? — Да у нас в стра-
не полно инфраструктуры: разва-
ливающихся деревень с дорога-
ми, водой, даже электричеством,
есть и школы сельские, и магази-
ны, и почты. зачем всё это стро-
ить? Предприятия-артели? Да и
тут толпы народа только помеха
— объединились два-три челове-
ка с какими-то общими навыками
и интересами — и вперёд. Денег
заработать, особенно здесь, в тай-
ге, не проблема, они, можно ска-
зать, под ногами, только нужно
уметь увидеть и взять. ну и попо-
теть, конечно, но без этого как во-
обще поместья-то строить?..
Теперь я знаю, что конкретно
нам, нашей семье, нужно для «пол-
ного счастья», так сказать. Да все-
го три-четыре полноценные семьи
с детками на нескольких соседних
участках, которые не боятся труд-
ностей и труда, имеют здоровое
чувство юмора, образованны, раз-
виты, гибки мыслью и, конечно,
настроенные творчески. и будет у
нас богатый крепенький хуторок
из родовых поместий, а в прилич-
ном отдалении — другие хутора
со своим укладом. и никто ни к ко-
му не лезет, а все внутренние во-
просы мы уж как-нибудь малым
составом вечевой формой решим.
а потом, в перспективе, на
пустующих рядом участках мо-
гут поселиться не пришлые лю-
ди, а наши собственные дети. Ведь
если детям будет действитель-
но хорошо здесь, то зачем они ку-
да-то поедут искать лучшей жиз-
ни? Чем манит город, всё думаю,
почему туда уезжают подрастаю-
щие дети? Частностей много, ко-
нечно, но самое главное и неоспо-
римое — деньги. Деньги, на кото-
рые можно купить ту самую «кра-
сивую жизнь», которая так слад-
ко подаётся в фильмах и глянце-
вых журналах. но вот в моих руках
седьмой номер «рз» за этот год и
маленькая заметка о белорусской
«огуречной» деревне ольшаны,
из которой никто никуда не рвёт-
ся получать пресловутое «выс-
шее» и покупать столичные квар-
тиры. яркий пример и, к счастью,
не единственный. Хорошо и кра-
сиво жить можно везде, а на при-
роде можно жить вообще роскош-
но, но при этом надо уметь рабо-
тать и руками, и головой. и любить
работать, конечно. и научиться
хорошо зарабатывать, раз уж хо-
чется красивой жизни. и конеч-
но, сызмальства учить этому де-
тей — ведь этому драгоценному
знанию не научит ни одна, пусть
самая престижная и дорогая, шко-
ла в мире.
Тут, конечно, на нас огромная
ответственность, на родителях, —
суметь предоставить детям такую
среду обитания, из которой ни-
куда не захочется убегать. но это
действительно возможно и зави-
сит только от нас самих. и тут тоже
легче малым коллективом спра-
виться, который живёт частично
как одна большая семья и все де-
ти под приглядом и одинаковой
заботой. а дети потом могут и пе-
режениться или привести сюда
женихов-невест «оттуда»…
и что у нас получится в ито-
ге, лет этак через 50–70 (дай бог,
живы ещё будем)? Поселение ро-
довых поместий? а я думаю, что
всё-таки родовое поселение. Ведь
в нём будут жить по-настоящему
родные люди рода, кровно и ду-
ховно связанные между собой.
Да, во многом я сейчас домыс-
ливаю и теоретизирую. но, как ни
странно, по-моему, всё у нас так
и складывается. Да, очень мед-
ленно, но все естественные тон-
кие природные процессы всег-
да происходят медленно в нашем
человеческом понимании. наша
жизнь на самом деле так скоро-
течна… но знаете, хорошего сто-
ит подождать, а жизни стоит до-
верять. Вселенная ведь понима-
ет, чего мы хотим. и бессмертные
строки омара Хайямы тоже вспо-
минаются:
…Ты лучше голодай,
чем что попало есть,
и лучше будь один,
чем вместе с кем попало.
ну что ж, пора двигаться даль-
ше.
Пермакультурный
вопрос
Как хотя бы приблизительно
может выглядеть поселение, мак-
симально отвечающее не толь-
ко людским нуждам и потребно-
стям, но ещё и являющееся само-
достаточным природным объек-
том?
Как вписать его в существу-
ющий ландшафт или, если ланд-
шафт не устраивает, создать свой,
улучшенный, со своим рельефом,
микроклиматом, разнообразием
растительного и животного царст-
ва, продуманным во всём и со всех
сторон безусловно красивым?
Ставить точку рано,
или За ответом следует вопрос