Стр. 5 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 5
«Родовая Земля»
№ 12 (137), декабрь 2015 г.
ВзГЛяД
александр Сапронов когда-
то написал замечательную кни-
гу «Сотворим с любовью, или Как
обустроить своё поместье». Ко-
нечно, в ней тоже много чисто те-
оретических рассуждений, но всё
же мысли его, как мне показалось,
двигались в верном направлении.
особенно мне понравился проект
поселения в виде большого шес-
тиугольника, в свою очередь со-
стоящего из участков-шестиуголь-
ников, часть из которых грамот-
но оставлена под сплошные ле-
сонасаждения, смыкающиеся в
единый массив, изогнутые вокруг
участков дорожки препятствуют
разгулу ветров и многое другое.
Понятно, что в нынешних реалиях
реализовать такой проект, стро-
го придерживаясь определён-
ных, геометрически выверенных
форм, не просто сложно, а пра-
ктически невозможно. но ведь и
не нужно! Правильной была сама
идея: поселение как единый пер-
макультурный организм. об этом
постоянно говорит и зепп Холь-
цер. нужно учитывать уровень
грунтовых вод в поселении, что-
бы правильно ими пользоваться
никому не в ущерб, аккуратно са-
жать высокие деревья, чтобы не
затенять соседям участок, и мно-
гое, очень многое другое, вы и са-
ми всё это понимаете, а со многим
уже и столкнулись лично, если вы
уже живёте в поместье.
и не знаю, как вам, уважаемые
читатели, а мне хотелось бы жить
не в расширенном варианте об-
ычного дачного посёлка, а в не-
коем подобии маленького биос-
ферного заповедника, где я ви-
жу в окно не дом или сарай сосе-
да, или самого соседа, мирно ко-
пающегося в огороде во всем из-
вестной позе, а в лучшем случае
только красивую крышу его дома,
утопающую в зелени и цвете сада
и леса. и то—на приличном отда-
лении. а с другой стороны, напри-
мер, моё поместье граничит не с
участком другого соседа, а с озе-
ром, которое мы продумали и со-
здали вместе с этим соседом меж-
ду нашими угодьями. а с третьей
стороны — дикая тайга. опять же
вместе, своим малым дружным
коллективом можно продумать
систему каналов, проток и запруд,
чтобы вода циркулировала между
нами, как нам и природе это будет
удобно. определить небольшой
участок для каких-то общих сво-
их дел, площадки для общей тех-
ники, совместного содержания ка-
ких-то животных или небольшого
тепличного хозяйства, питомни-
ков, детской площадки, мастер-
ских, заготовочного цеха, да все-
го, что душа пожелает и к чему ру-
ки приспособлены. Вместе бла-
гоустраивать и украшать не толь-
ко свои поместья, но и постепен-
но превратить все территории во-
круг хутора в прекрасный, разно-
образный, плодоносящий живой
биотоп, чтобы им могли наслаж-
даться и жители близлежащих
сёл, и приезжие гости, возможно,
предусмотреть и небольшую уют-
ную гостиничку…
ну, тут я всегда немного «уле-
таю», но, думаю, среди жителей
родовых поместий наверняка
найдётся не один подобный мне
мечтатель.
но я ведь не только мечтатель,
я и практик, и всё тут написанное
отнюдь не представляется мне
утопией. Такова наша действи-
тельность, всё это вполне возмож-
но здесь осуществить. Дело за ма-
лым — всего лишь подходящими
людьми… Мечтателями и в то же
время тружениками и практиками
до мозга костей. редкое, к сожале-
нию, по нынешним временам со-
четание…
и леса. и то—на приличном отда-
«Болит» у меня большая тема (и куча тем помень-
ше), но эта — самая глобальная, хоть и не люблю
я это слово. Как хочется услышать, что думают об
этом люди, которые, как и мы, продолжают про-
растать корнями в землю и обретать свой личный
драгоценный опыт. И больше всего мне интере-
сен опыт Отношений. Когда-то у Н. Д. Уолша про-
читала, что самое ценное в жизни — это Отноше-
ния, и в какой-то степени эти слова стали деви-
зом нашей семьи. Отношения в семье, в коллек-
тиве, в поселении, с близкими людьми и далёки-
ми, в труде и быту, в отдыхе и творчестве…
Словом, качество жизни для нас определяется ка-
чеством Отношений. И ещё качеством поставлен-
ных целей, но пока не об этом речь.
Фото с сайта http://rodnoe.info
а вот в большом поселении
всё это сделать очень трудно, и
начинать в таком случае надо не
с разделения общей площади на
одинаковые прямоугольники без
учёта высот, рельефа, розы вет-
ров, уровня грунтовых вод и про-
чего, а с общего пермакультурно-
го проекта!
над таким проектом надо бу-
дет покорпеть не один месяц, а
то и год-два, причём доскональ-
но излазить каждый квадратный
метр общего надела, потратить
кучу общих средств и при этом
не перессориться со всеми сра-
зу и насмерть. а иначе получится
то, что в основном и получается,
— расширенный вариант обыч-
ного дачного посёлка. я не спорю,
большинству современных людей
всё это даже по душе и воспри-
нимается совершенно нормаль-
но. но вот на меня такие ланд-
шафты нагоняют смутную тоску.
Кругом крыши со спутниковыми
тарелками, дети на квадроциклах,
и негде пасти коня… за что боро-
лись, на то и напоролись, получа-
ется…
Пунктик в этом же направле-
нии: содержание животных. Если
птицу и коз ещё как-то можно со-
держать в пределах своего поме-
стья и покос не выйдет за его пре-
делы, то вот с крупными живот-
ными это уже не сработает. на ко-
рову или лошадь надо косить уже
гектарами. и самих этих живот-
ных тоже надо пасти на прилич-
ных территориях. а ведь очень
желательно, чтобы они всё же бы-
ли под присмотром, иначе при-
дётся кому-то заниматься нуд-
ным и тяжёлым делом — пасть-
бой. здесь очень может выручить
левадное содержание, то есть по-
стройка нескольких больших ого-
роженных загонов по соседству с
поместьями, чтобы периодически
переводить животных из одной
левады в другую для обновления
травостоя. или придётся в худшем
случае их привязывать, но это для
животных мучительно, особенно,
когда жара и слепни. Мне думает-
ся, что таких животных тоже луч-
ше заводить по одному-два на ху-
тор. Всем хватит и молока, и раз-
влечься-покататься, нагрузка на
одну семью тоже заметно снижа-
ется, и уехать в отпуск на море то-
же легко договориться с друзья-
ми-соседями-совладельцами. но
в таком случае ещё в начале со-
вместного пути все хуторяне ре-
шают, какие участки (это могут
быть и неудобицы с сельскохозяй-
ственной точки зрения) пойдут
под левады и покосы. Впрочем, се-
но, чтобы не заморачиваться, про-
ще вскладчину купить—опять же
не слишком накладно будет, а дел
в поместьях и без покосов предо-
статочно, это всё-таки большой
и тяжёлый труд, хотя и красивый
по-своему.
Многое ещё можно сказать по
этому вопросу, но, полагаю, лучше
будет, если те из читателей, кото-
рым мои мысли пришлись по ду-
ше, сами продолжат размышлять в
этом направлении. Так всегда луч-
ше — пусть работает мысль че-
ловеческая на благо всем! а пока
третья остановка на нашем пути.
Совместное воспитание
и образование детей
Ух-х… немножко этот вопрос
я уже затронула, но, признаться,
здесь мне даже страшновато пу-
скаться в рассуждения. Уж боль-
но непроста и болезненна эта те-
ма. Много непонятного впереди.
Если за себя решать-раздумывать
ещё как-то попроще, ведь всё уже
в принципе ясно и определено в
своём жизненном пути, то вот де-
ти… Дети нам не принадлежат, и
решать за них мы не вправе. По-
ка очевидно только одно: дет-
ки в нашу не слишком плотно за-
селённую долину приходят. а со-
гласно нашим нынешним пред-
ставлениям о них, их души вполне
осознанно выбирают и родителей,
и место рождения, и, может да-
же, ещё ТаМ знают, с какими труд-
ностями им придётся столкнуть-
ся зДЕСь. заранее согласна с те-
ми читателями, которые фыркнут:
ну-ну, мол, знаем мы эти речи —
очень удобно для тех, кто не жела-
ет брать ответственность за своих
детей. Правильно! Вот только от-
ветственность все почему-то то-
же понимают по-разному. и опять
же истина многополярна. Поэтому
плясать буду снова — уж прости-
те! — от себя.
насколько нужна традицион-
ная школа? Меня родители раз-
вивали с раннего детства. В шесть
лет я запоем читала жюля Верна
и учебники по зоологии и исто-
рии древнего мира брата-стар-
шеклассника. а в начальной шко-
ле пришлось рисовать кружочки
и писать диктанты про козу Милку.
Полный бред…
В старших классах меня уби-
вала математика. С моим выра-
женно гуманитарным складом
ума пришлось мне в обычной тех-
нарски-ориентированной школе
очень туго. Уроки алгебры до сих
пор снятся в тяжёлых, мучитель-
ных снах. но все городские олим-
пиады по русскому, литерату-
ре, биологии я с восьмого класса
выигрывала стабильно. В области
были четвёртые места. Думаете,
родная школа меня за это ценила?
нет, моя классная считала, что мне
бы математикой заниматься. Так
что, кроме бумажных грамот и ка-
ких-то книжек никому не извест-
ных авторов, не осталось у меня
никаких приятных воспоминаний
о моих успехах и победах. Меня
и за особо умную-то не держали,
так что, когда в университете ме-
ня вдруг стали замечать и хвалить
преподаватели, я всё не могла по-
верить: это что, про меня? и когда
мне по окончании вручили крас-
ный диплом, я всё ещё не слиш-
ком радовалась: с чего бы вдруг,
ведь он достался мне без всякого
труда!..
С какой радостью я бы выкину-
ла из своего измученного школой
детства эту самую школу, оставив
лишь тех педагогов и те дисципли-
ны, которые мне были интересны!
я бы тогда точно поступила в уни-
верситет безплатно! и насколько
больше я бы любила себя и вери-
ла в собственные силы…
но вот теперь я на поместье,
у меня растёт маленькая дочка,
успела я поработать и в местной
школе, и накопить хороший прак-
тический опыт в репетиторстве
как взрослых, так и детей от 8 лет.
Что я могу сказать с уверенностью
и как педагог, и как мама, и как
обычный человек со своим персо-
нальным опытом?
наверное, только одну вещь,
но зато для меня бесспорную: на-
стоящее образование даёт толь-
ко семья. Все остальные заведе-
ния-учреждения, пусть даже са-
мые дорогие и престижные, —
это просто опции-приложения к
тому изначальному импульсу, ко-
торый задаётся именно семьёй.
Если выразиться точнее, искры-
импульсы в каждом маленьком
человеке ещё до физического ро-
ждения уже заложены, и главная
задача семьи — угадать, уловить,
распознать вовремя и помочь их
развить. Причём не обязательно
самому становиться художником,
если в ребёнке проявилось худо-
жественное начало: можно и пре-
подавателя найти, и курсы в ин-
тернете, не это важно. Важно раз-
дуть из маленькой искры костёр, и
у каждого для этого найдутся свои
ресурсы и возможности.
Самое печальное и невыноси-
мое в моём педагогическом опы-
те — видеть эти искры и не иметь
возможности помочь. Видеть по-
тенциал ребёнка в другом, а учить
его английскому, от которого его
тошнит, как когда-то меня от ма-
тематики. В нашей современной
школе работать невозможно: про-
исходит неизбежная деградация
души. Это больно, очень больно. я
так не могу, и потому я ушла. Мне
очень хотелось бы всё изменить, я
даже знаю, с чего начинать, но си-
лы у меня одной не те, а посвятить
этому жизнь было бы неправиль-
но. Есть более важная задача: со-
творение своего Пространства
Любви — колыбели детей новой
цивилизации, которые будут рас-
полагать гораздо большими воз-
можностями, чем мы, которым
под силу будет остановить вой-
ны, страдания и несчастья на на-
шей земле. Всё нужно вложить в
это Пространство, всего себя, без
остатка, как бы трудно и зачастую
нудно и тяжело это ни было. Это я
считаю самым главным, а резуль-
тат обязательно будет, великолеп-
ный, ошеломляющий результат, и
вот тогда ты поймёшь, что прожил
жизнь не зря и божья искра в тебе
не погасла, а может, даже разгоре-
лась чуть ярче!
но пора вернуться к основной
мысли, чтобы не потерять нить
рассуждений.
Вот он, представьте, буду-
щий хутор из поместий родовых.
Сколько приблизительно там мо-
жет жить детей разных возрастов?
Думаю, что даже в случае много-
детности семей всё равно вряд
ли наберётся больше 15 человек
всех возрастных групп: младшей,
средней и подростковой. их мож-
но и смешивать, и вести отдельно,
следуя естественным их потреб-
ностям и наклонностям. Это не так
уж сложно. на первых порах мож-
но обучать и в домах поселян, но
ведь не слишком много усилий
нужно, чтобы построить на ней-
тральной территории отапливае-
мое помещение и сделать его не-
большим учебным центром. атте-
стацию проходить в обычной шко-
ле, не делая акцент на школьных
оценках, лишь бы были положи-
тельные. не в оценках суть, глав-
ное — сохранить тягу к познанию
мира. нет таких детей (психически
здоровых, конечно), в которых бы
этой тяги не было. Это совершен-
но естественная потребность че-
ловека, как в пище, воде, сне, об-
щении, любви.
и здесь небольшое количест-
во детей в группе как раз являет-
ся очень важным фактором. Че-
ловек, Личность не растворится
в массе, каждому ребёнку мож-
но уделить достойное внимание и
всех вместе учить кооперации, со-
творчеству. Положительный опыт
у меня имеется, до сих пор вспо-
минается щемящее чувство радо-
сти, когда из разношёрстной, не
слишком дружелюбно настроен-
ной компании получается друж-
ный, хохочущий, любознательный
коллектив!
Окончание на стр. 6.