Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

28 •
«Родовая Земля»
№ 1 (138), январь 2016 г.
СлоВо
Он важно лгал, —и слушали его.
Бог наградил в нём слог
и ум покорный,
Стал Моисей
известный господин,
Но я, поверь, —
историк не придворный,
Не нужен мне Пророка
важный чин!»
он поясняет, что пророками не
становятся, их назначают с уровня
системы глобального надгосудар-
ственного управления человече-
ством.
— «Гавриилиада» — самое
скандальное творение Алек-
сандра Сергеевича, считается,
что впоследствии он раскаял-
ся…
Виктор Ефимов:
Пушкин всег-
да очень тонок и никогда не по-
зволил бы себе писать безсмы-
сленные пошлые шутки в отсутст-
вие глубочайшего мировоззрен-
ческого смысла. Суть «Гавриилиа-
ды» в том, что к зачатию мифоло-
гического Христа имели отноше-
ние три персонажа этого произ-
сформировали свою корпорацию,
безбедно функционируют уже две
тысячи лет при любых режимах.
особняком в этом ряду стоит
Православие как стремление сла-
вить правду, праведность, спра-
ведливость. и, наконец, третья си-
ла, Змей-искуситель, — это сата-
нисты, которые с именем Христа
и с крестами на знаменах пролили
море человеческой крови, сжи-
гали людей на кострах, и всё это
тоже делалось под прикрытием
имени Христа.
—На Западе любят Достоев-
ского, Толстого, Чехова, а Пуш-
кин малоизвестен, несмотря на
то, что в русской литературе это
фигура номер один. С чем это
связано, на Ваш взгляд?
Виктор Ефимов:
Пушкина
много раз пытались перевести на
английский язык, среди них был и
В. Набоков, но безуспешно. Набо-
ков подвёл итог своей работе сло-
вами: «Золотая клетка осталась,
а птичка улетела». Фраза, кото-
рая совершенно точно отражает
суть на уровне того самого второ-
го смыслового ряда. В пушкинских
стихах помимо красоты рифмы —
«золотой клетки» — есть второй
смысловой ряд, который пропа-
дает при переводе.
Дело в том, что лексика русско-
го языка особая, и то, что у нас от-
кладывается на безсознательном
уровне, невозможно трансформи-
ровать на английский или какой-
то другой язык. Например, «люд-
мила», под образом которой Пуш-
кин всегда понимал «люд милый»,
многонациональный русский на-
род. Даже если вы этого не знаете,
для вас это всё равно созвучные
однокоренные слова и бессозна-
тельно эта связь будет существо-
вать, а в английском языке слово
людмила подобных безсознатель-
ных ассоциаций не вызовет.
— У других народов сущест-
вуют «свои Пушкины»?
Виктор Ефимов:
Нет. Пуш-
кин — это глобальное явление не
только русской цивилизации, но и
всего человечества. Были посвя-
щённые, например Гёте, который
принадлежал к закрытым систе-
мам посвящения, хотя в «Фаусте»
многие вещи сказал совершенно
открыто. когда александр Сергее-
вич направил ему свои самые зна-
чимые мировоззренческие про-
изведения, в том числе «Сцену из
Фауста», то Гёте, который был го-
раздо старше Пушкина, послал
ему своё перо со словами: «я мо-
гу спокойно умереть, на земле по-
явился человек, который глубже
меня проник в тайны мирозда-
ния».
Творчество Гёте перекликает-
ся с творчеством Пушкина. Напри-
мер, из их произведений можно
понять, почему сейчас россия так
бедно живет. Напомним хотя бы
сцену из «Фауста».
Казначей:
Чтоб счастье поскорей
распространить на свете,
Мы отпечатали сейчас
Значимость
творчества
А. С. Пушкина заключена не
только в музыке его стиха и
удивительно красивой и лёг-
кой рифме, а в информации,
скрытой определённой систе-
мой символов. За каждым его
персонажем стоит то или иное
глобальное социальное явле-
ние либо большие группы лю-
дей и управленческие иерар-
хии, — считает ректор Аграрно-
го университета, доктор эконо-
мических наук Виктор Ефимов.
— Про А. С. Пушкина напи-
саны тысячи книг, кажется, что
ничего нового уже сказать не-
возможно, но, на Ваш взгляд,
его личность и творчество не
осмыслены и не поняты?
Виктор Ефимов:
Пушкинисты
в большей степени изучают и оце-
нивают музыку пушкинского сти-
ха, его удивительно лёгкую и кра-
сивую рифму, изумительный слог.
В моём же понимании всё творче-
ство Пушкина — это глобальная
информация об устройстве ми-
роздания и судьбах человечест-
ва. любая проблема, будь то эко-
номика, военные конфликты, фи-
лософия, литература, идеология,
— всё это отображено в его про-
изведениях. он выходит на вопро-
сы глобального уровня значимо-
сти для человечества в целом, для
отдельных стран и народов. Пуш-
кин — пророк русской цивилиза-
ции, но он редко даёт информа-
цию прямым открытым текстом,
в основном — на уровне второго
смыслового ряда.
— Поясните, пожалуйста,
что такое «второй смысловой
ряд»?
Виктор Ефимов:
Наиболее яр-
ко он виден в баснях, где за любым
персонажем животного в действи-
тельности стоит тот или иной че-
ловеческий характер, его порок
или достоинство. Это второй смы-
словой ряд, который примитивен
и понятен для каждого. Пушкин
применяет гораздо более слож-
ную схему кодирования инфор-
мации. В любом его произведении
за каждым персонажем стоят ли-
бо глобальные социальные явле-
ния, либо большие массы людей и
управленческие иерархии. отсюда
загадочность, притягательность и
даже некоторая мистичность мно-
гих его творений. Творчество Пуш-
кина значимо для русской циви-
лизации, для всего человечества
прежде всего с точки зрения вто-
рого смыслового ряда.
— «Русская цивилизация»
—термин, который не принят в
исторической науке?
Виктор Ефимов:
«русский»
— это понятие наднациональ-
ное, оно отвечает на вопрос «ка-
кой?», а не «кто?» и означает при-
надлежность к цивилизационной
общности, а не национальность,
и Пушкин это понимал. Не приня-
то говорить: «немецкий человек»,
«американский человек», а вот
«русский человек» звучит вполне
определённо, так же как «запад-
ный» или «восточный» человек.
Понятие «русский немец», «рус-
ский еврей» и т. п. звучит так же
вполне определённо, но не может
быть «немецкого русского».
россия, по крайней мере со
времени взятия казани, являет-
жьего промысла и которым откры-
валась тайна свыше. к числу таких
людей принадлежали, к примеру,
Серафим Саровский, Сергий радо-
нежский, но они, как говорится,
«не пришлись ко двору». Публич-
ное признание и объявление про-
роками и их реальное наличие в
жизни — это разные вещи. Пони-
мание этих процессов а. С. Пушкин
демонстрирует в «Гавриилиаде».
«С рассказом Моисея
Не соглашу рассказа моего:
Он вымыслом хотел
пленить еврея,
ведения, частично зашифрован-
ные на уровне второго смыслово-
го ряда.
Первый из них — Бог. Благо-
даря этому Христос нёс информа-
цию от Бога, давал её людям на-
прямую и учил тому, как постро-
ить царство Божие на Земле. кро-
ме того, к Христу, не к реальной
личности, а как к явлению, в том
виде каким он дошёл до нас с ва-
ми, приложили руку церковные
уровни, которые символизирует
архангел Гавриил. Все разноликие
церкви, опираясь на имя Христа,
ся региональной цивилизацией
в границах одного многонацио-
нального государства. цивилиза-
ционные и государственные гра-
ницы в пределах бывшего СССр
совпадали, в отличие от западной
или восточной цивилизации, поэ-
тому русь при поверхностном рас-
смотрении воспринимается как
одно из государств, хотя по сути
своей является цивилизацией гло-
бальной значимости.
Высшая
цивилизационная
власть в древнерусском обществе
принадлежала тем, кого в были-
нах именуют «каликами перехо-
жими», «Волхвами». Помните Пуш-
кина: «Волхвы не боятся могучих
владык». именно они выполня-
ли функцию надгосударственного
управления. Этими людьми в своё
время были с успехом решены та-
кие задачи цивилизационного
единения, как единый язык, еди-
ные деньги, единая система мер
на огромной территории множе-
ства разрозненных удельных кня-
жеств. они никогда не занимались
саморекламой, и отсутствие ин-
формации о них и по сей день не
следует рассматривать как их от-
сутствие в обществе.
Часто одним из контраргу-
ментов против особой значимо-
сти русской цивилизации приво-
дят отсутствие в её истории соб-
ственных пророков. На руси бы-
ли люди, которые жили в русле бо-
Рис. Валентина Дубинина.
СПРАВКА
Виктор Алексеевич Ефимов
— советский и рос-
сийский партийный и государственный деятель, учё-
ный, хозяйственник, публицист. В настоящее время
ректор Санкт-Петербургского государственного аграр-
ного университета, профессор, доктор экономических
наук, кандидат технических наук, член Совета ректо-
ров вузов Санкт-Петербурга, председатель Ассоциа-
ции «Агрообразование» СЗФО.
Имеет три высших образования: техническое, политическое и финан-
сово-экономическое. Читает лекции по проблемам надгосударственного
управления.
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степе-
ни, орденом «Знак Почета», Золотым знаком трудового отличия, нагруд-
ным знаком «За заслуги в стандартизации», медалью «За заслуги в прове-
дении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», Золо-
той медалью МСХ РФ «За вклад в развитие агропромышленного комплекса
России» и другими наградами.