Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 1 (138), январь 2016 г.
СлоВо
Школьная литература
по законам
военного времени
Общественная палата приравняла перо к штыку
Сила народа основывается
на сохранении и бережном
отношении к своим
традициям и культуре...
оследний вариант про-
екта концепции препо-
давания русского языка
и литературы в школе не
подлежит переработке, а
должен быть написан заново, ибо
не отвечает потребностям стра-
ны, живущей по законам военного
времени. к такому выводу после
обсуждения документа в общест-
венной палате пришли специалис-
ты-филологи.
По большому счёту экспер-
ты не одобрили новых подходов
к преподаванию ни русского язы-
ка, ни литературы. однако особен-
но досталось последней.
— Год литературы завершает-
ся, и завершается невесело, — за-
дал тон обсуждению профессор
кафедры методики преподавания
литературы московского педаго-
гического госуниверситета Сер-
гей Зинин. — мы всё время дер-
жим оборону и вынуждены дока-
зывать очевидные вещи.
В их числе профессор прежде
всего назвал неприемлемость со-
кращения
перечня
шедевров
классиков, обязательных для из-
учения в школе, до 10 из-за яко-
бы «недоступности классики для
понимания современных детей» и
замены многих произведений ав-
торов XIX–XX веков современны-
ми. Но главной опасностью явля-
ется существенное расширение
вариативной части программы за
счёт базовой, заявил он.
— Это не только разрушит
единое образовательное про-
странство страны, но и превратит
школьный предмет литературу в
кружки занимательного чтения. и
это в условиях военного времени,
в которых мы фактически сейчас
находимся! Это удар в спину в во-
енное время, нанесённый методи-
ческими эрдоганами!
Тема «военного времени» в
среде филологов оказалась не-
ожиданно популярной.
— концепция плоха тем, что
принимает деградацию подготов-
ки школьников как данность и пы-
тается приспособить к ней курс
школьной литературы. Так в во-
енное время мы получили пора-
женческий документ, —дополнил
ведущий научный сотрудник ин-
ститута мировой литературы им.
Горького александр Гулин.
— кстати, во время Великой
отечественной войны количест-
во часов, отведённых на изучение
литературы в школе, было увели-
чено, потому что литература наша
— нравственная и патриотичная!
— поставила точку в дискуссии
профессор кафедры филологиче-
ского образования московского
института открытого образования
Наталья кутейникова.
В отличие от литературы раз-
дел, посвящённый изучению рус-
ского языка, обсуждали в мирных
терминах, хотя и тут можно было
вспомнить, что во время войны
для солдат действующей армии
огромным тиражом выпустили
специальное пособие по русско-
му. То же, к слову сказать, впору
сделать и сейчас: «великий и мо-
гучий», по словам специалистов,
знают сейчас так плохо, что это ме-
шает освоению других предметов
даже теми россиянами, у кого рус-
ский — родной. между тем в кон-
цепции, по словам русистов, «вне
поля зрения осталось содержание
предмета на всех этапах изучения
русского языка — от младшей до
старшей школы».
Хуже того. В старших классах,
подчеркнула глава центра фило-
логического образования инсти-
тута стратегии развития образо-
вания ольга Зайцева, «обучение
русскому языку полностью заме-
нила подготовка к еГЭ. В итоге ву-
зы вынуждены вводить для пер-
вокурсников специальные курсы
по культуре речи. а что говорить
о грамматике: выпускники шко-
лы сегодня пишут со страшными
ошибками!»
Главным камнем преткнове-
ния в концепции оказалась идея
развести преподавание русского
языка в школе на базовый (разго-
ворный) и продвинутый уровень.
Это неизбежно, так как грамма-
тика уходит в прошлое, дают по-
нять авторы концепции. между
тем есть серьёзные опасения, что
продвинутый уровень будет вос-
требован лишь 0,05% выпускни-
ков, поступающих на филфаки, а
на базовый перейдут все осталь-
ные. При этом по полному про-
фильному уровню в россии рабо-
тает лишь 4% школ, в то время как
остальные, также называющие се-
бя профильными, на самом деле
работают по профилю редуциро-
ванному, или сокращенному, уточ-
нила председатель Федеральной
предметной комиссии по русско-
му языку Федерального института
педагогических измерений ири-
на цыбулько. Так что и преслову-
тые 0,05% не получат всего, что им
полагается.
Что же выйдет в результате? и
до каких пределов можно упро-
щать обучение граждан страны
её официальному национальному
языку, кивая на изначально низ-
кий уровень обучаемых?
— Упрощать программу, ссы-
лаясь на плохую подготовку
школьников, странно, — не сом-
невается учитель московской гим-
назии №1516 алексей Фёдоров.
— Это как если бы главная про-
блема футбольной команды со-
стояла в том, что она медленно
бегает. а тренер на этом основа-
нии решил сократить тренировки
по бегу.
Марина леМУТкиНа.
«Московский комсомолец»
Фото Сергея Иванова.
билеты эти:
По десять, тридцать есть,
затем по пятьдесят…
Император:
И эти лоскутки,
как деньги, захотят
Взять воинство моё и мой
придворный штат?
Дивлюсь! Пусть будеттак, коль
это всё не ложно.
Мефистофель:
Да, вместо золота билетик—
сущий клад…
если кто-то начинает печатать
бумажные деньги и за них заби-
рать у другой страны реальные то-
вары, то, сколько бы этих товаров
ни производилось, бумагу напеча-
тать всегда проще. одна из давно
прочитанных мною американских
книг по экономике заканчивалась
жизнеутверждающе: «к счастью,
мы умеем печатать доллары бы-
стрее, чем арабы и русские качать
нефть». Поэтому, печатающие «би-
летики» всегда будут на глобаль-
ном уровне управлять теми, кто
их по непониманию принимает
как товар обмена. До того, как ста-
ли выпускаться бумажные деньги,
деньги были всегда реальным то-
варом — зерно, золото, серебро,
а если и выпускалась банкнота, то
это было не более чем нота банка,
подтверждающая, что у тебя дей-
ствительно в этом банке хранится
золото. а. С. Пушкин по этому по-
воду пишет так:
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет».
В нынешних условиях вме-
сто слова «золото» правильнее
использовать — «доллар», по-
тому что он сейчас выполня-
ет у нас функцию денег. Пушкин
утверждает, что когда есть про-
дукт: нефть, лес, газ, то доллары
не нужны. Просто эти продукты
следует продавать за свои деньги.
и тогда спрос на ваши деньги сде-
лает страну богатой, а товар будет
меняться на товар. Пушкин жесто-
ко осуждает ростовщичество, а
вот слова «простой продукт» вы-
делены им лично.
— Какое будущее Пушкин
пророчил России?
Виктор Ефимов:
ответ на этот
вопрос можно найти, например, в
поэме «руслан и людмила». руслан
—корень «рус»—символизирует
знания систем надгосударствен-
ного управления, формирующую
стратегию и тактику самобытно-
го развития народов россии. люд-
мила, как мы уже говорили, — это
«люд милый», многонациональ-
ный русский народ. её уносит в
страну «полнощных гор» карлик
Черномор, вся сила которого на-
ходится в его длинной бороде. По-
нятно, что речь идёт о Швейца-
рии, а борода во всех системах по-
священия символизирует ростов-
щическую кредитно-финансовую
систему. На своём пути к людмиле
руслан встречает Голову, сокрыв-
шую меч. меч — это символ зна-
ний и различения. Понять, что та-
кое Голова, легко. Это так называ-
емая «элита», стоящая отдельно
от народа, которая ради соблюде-
ния своих интересов скрывает си-
стему истинных знаний от народа,
в том числе и в сфере экономики.
Но руслан побеждает Голову, а за-
тем обрубает бороду Черномору,
и тот становится безсильным. о
голове, оторвавшейся от народа,
говорит и В. и. Даль в «Напутном
слове», так что Пушкин не одинок
в этих аллегориях.
россия находится в парадок-
сальной ситуации. На фоне япо-
нии, китая, стран евро-американ-
ского конгломерата мы имеем не-
сопоставимо более богатый при-
родно-ресурсный потенциал (газ,
лес, нефть, золото и т. д.), самый
высокий в мире образовательный
уровень населения, мощный ин-
теллектуальный потенциал, а по-
давляющее большинство нашего
народа влачит нищенское суще-
ствование. Это свидетельствует не
об отдельных частных ошибках, а
о системном кризисе, об изъянах
в нашем миропонимании, неадек-
ватном объективной реальности.
рано или поздно истинные знания
соединятся с нашим народом, всё
будет расставлено на свои места,
и такое будущее Пушкин програм-
мирует своими произведениями.
Правда, это не значит, что Пушкин
именно так осознавал всё прош-
лое, настоящее и будущее, а потом
это целенаправленно кодировал.
— Вы считаете, что Пушкин
не сознательно кодировал ин-
формацию, а выступал только
как передаточное звено?
Виктор Ефимов:
Через его
безсознательные уровни психики,
через образы и рисунки, лежащие
в основе текста, ему давалась гло-
бальная информация Свыше, ко-
торую он отражал в своих произ-
ведениях. Пушкин кодировал ин-
формацию, потому что в ту пору
давать её открыто было безполез-
но. Человечество было запуще-
но в такую колею толпоэлитариз-
ма, когда всё управление шло по
принципу — непонимающая тол-
па и элита наверху. Технологиче-
ский мир был неизменен столети-
ями, и элита спокойно управляла
на основе однажды полученных
знаний.
Пушкин понимал, что та ин-
формация, которую он несёт, мо-
жет повлиять на общество толь-
ко в так называемый период «зве-
зды», когда период обновления
поколений людей сравняется с пе-
риодом обновления господству-
ющих в обществе технологий. а
произошло это только спустя 200
лет после его рождения. отсюда
этот его пронзительный стих:
«Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя—
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич».
Сорок седьмой номер «аргу-
ментов и фактов» за 1991 год вы-
шел с сенсационным заявлением
на первой странице о тайных ко-
дах Пушкина. Статья именовалась
«Пушкин — российский пророк».
С претензией на мировую сенса-
цию газета писала о тайных ар-
хивах, «философских таблицах» и
математических моделях разви-
тия человечества, якобы остав-
ленных Пушкиным атаману Д. ку-
тейникову. Сенсация угасла, как
угаснет её цель — сокрыть от на-
рода истинные представления о
способах восприятия творчества
Пушкина.
Нам ещё предстоит осмыс-
лить его гениальное наследие. В
перспективе целые телеканалы
и журналы будут посвящены вы-
явлению той информации, кото-
рая содержится в его безсмерт-
ных творениях, и для её раскры-
тия не потребуется тайных мате-
матических таблиц и засекречен-
ных кодов.
Беседовала
Наталья МаТЮкОВа.
Газета «Деловой Петербург».
www.dp.ru.