• 19
«Родовая Земля»
№ 2 (139), февраль 2016 г.
ОСОЗНаННОе рОДитеЛьСтВО
С
овременные гаджеты су-
щественно облегчают нашу
жизнь, позволяя быть всег-
да на связи с родными и
близкими людьми или ре-
шая важные рабочие вопросы. Но,
как и у любой медали, у этой тоже
есть и обратная сторона: смарт-
фоны занимают всё наше время и
внимание, порабощая и разъеди-
няя людей, отдаляя их друг от дру-
га и даже порабощая их.
Особенно эта проблема долж-
на волновать родителей, чьи ма-
лолетние дети с самого ранне-
го возраста уже практически не
могут обходиться без гаджетов и
планшетов. Дети буквально зом-
бированы техникой. команда ис-
следователей из университета ай-
овы пришла к выводам, что в на-
стоящее время до 90% 2-летних
детей в америке уже пользуются
планшетами!
С одной стороны, это неплохо:
разные развивающие игры и голо-
воломки для малышей могут по-
ложительно влиять на детей, но
учёные всё-таки настоятельно ре-
комендуют ограничивать время
пользования гаджетами для ма-
лышей. и на это у них есть серьёз-
ные причины.
1. Это негативно влияет на
способность ребёнка к социа-
лизации.
В возрасте до 2 лет мозг ребён-
ка увеличивается в три раза. Голос
родителей, их прикосновения, со-
вместные игры могут помочь ре-
бёнку сформироваться именно та-
ким образом, чтобы затем устанав-
ливать нормальные эмоциональ-
ные связи с другими людьми. Но у
малышей, которые уже в таком ма-
лом возрасте имеют доступ к гад-
жетам, постоянно смотрят мульт-
фильмы, всё немного иначе. их не-
рвная система начинает хуже раз-
виваться, это плохо влияет на кон-
центрацию внимания и восприя-
тие окружающих людей.
когда они взрослеют, им ста-
новится труднее построить нор-
мальные гармоничные отноше-
ния с окружающими людьми.
2. Дети больше подвержены
зависимости от гаджетов, чем
взрослые.
«технологии привлекают лю-
дей тем, что в виртуальном ми-
ре можно безконечно пробовать
что-то новое. Очень сложно отка-
заться от их использования имен-
но потому, что нет никаких огра-
ничений в удовлетворении своих
желаний», — говорит доктор Гэри
Смолл, профессор психиатрии и
директор центра долголетия при
калифорнийском институте нев-
рологии.
Одним нажатием на кнопку ре-
бёнок может получить желаемое.
Но технологии не могут научить
ребёнка умеренности. именно по-
этому он привыкает к смартфо-
ну моментально, но, в отличие от
взрослого человека, не всегда мо-
жет контролировать и ограничи-
вать себя.
3. Пристрастие к планшетам
и гаджетам провоцирует исте-
рики.
«если эти устройства стано-
вятся главным инструментом,
чтобы успокоить и отвлечь ма-
леньких детей, то каким образом
будут развиваться их собствен-
ные внутренние механизмы само-
регуляции?» — задаётся вопро-
сом доктор Дженни рэдески.
если у ребёнка появляется
привязанность к чему-либо, он
начинает плакать и злиться, ког-
да у него это пытаются отнять. Но
если ваш малыш закатывает исте-
рику по поводу гаджета, не спеши-
те снова давать ему планшет толь-
ко ради того, чтобы успокоить. Это
Почему надо забрать
у ребёнка планшет и смартфон
не решит проблему, а лишь усугу-
бит её.
Лучше постарайтесь успоко-
ить ребёнка добрым словом и от-
влечь его обещанием сходить по-
гулять или какой-нибудь интерес-
ной историей.
4. Постоянные игры способ-
ствуют нарушениям сна.
Доказано, что использование
электронных устройств в вечер-
нее время неблагоприятно влия-
ет на качество сна и плохо сказы-
вается на эмоциональном и физи-
ческом состоянии на следующий
день.
Нервная система человека от-
дыхает в период 21:00 — 1:00. Од-
нако многие подростки пренебре-
гают этим отдыхом, заменяя его на
более увлекательное времяпре-
провождение. и, к сожалению, ме-
нее полезное.
5. Чрезмерное увлечение
гаджетами сказывается на учё-
бе и успеваемости.
по мнению многих исследо-
вателей, смартфоны, планшеты
и прочие гаджеты отрицательно
сказываются на способности де-
тей к обучению, потому что посто-
янно отвлекают их внимание и де-
лают их рассеянными.
«Эти устройства порой заме-
няют практическую деятельность,
необходимую для развития сенсо-
моторных и визуально-двигатель-
ных навыков, которые важны для
обучения», — говорит доктор ме-
дицинских наук Бостонского уни-
верситета Дженни рэдески.
помимо прочего видео- и он-
лайн-игры способны затормозить
творческое воображение ребён-
ка. и не стоит пугаться того, что
ребёнку, возможно, сейчас скуч-
но. если ему скучно—значит, есть
повод что-то придумать. именно
так у детей развивается способ-
ность творчески мыслить.
6. Планшеты влияют на спо-
собность детей задумываться о
последствиях своих действий.
Общаясь вживую, человек об-
ретает навык следить за реакцией
собеседника на его слова, и в этом
ему помогают интонации, выра-
жение лица, тембр голоса, общее
поведение. Но если ребёнок об-
щается только онлайн, он не слы-
шит интонацию, не видит язык те-
ла, выражение лица. Он не может
почувствовать изменений в на-
строении. Между тем все эти на-
выки являются основой для уста-
новления человеческих взаимо-
отношений.
«технологии способны сделать
процесс общения проще, — гово-
рит школьный психолог из Босто-
на, доктор кейт робертс. —Но, ког-
да мы имеем неограниченный до-
ступ к такому виду общения, мы
начинаем забывать о живых встре-
чах. Некоторые дети вообще стара-
ются избегать естественных прояв-
лений человеческой природы, по-
тому что им так намного легче».
ребёнку необходимо постоян-
но вживую общаться со своей се-
мьёй, со сверстниками, ведь толь-
ко так он сможет научиться про-
— Многие думают: интелли-
гентный человек — это тот, кото-
рый много читал, получил хоро-
шее образование (и даже по пре-
имуществу гуманитарное), мно-
го путешествовал, знает несколь-
ко языков.
а между тем можно иметь всё
это и быть неинтеллигентным, и
можно ничем этим не обладать в
большой степени, а быть всё-таки
внутренне интеллигентным чело-
веком.
интеллигентность не только
в знаниях, а в способностях к по-
ниманию другого. Она проявля-
ется в тысяче и тысяче мелочей: в
умении уважительно спорить, ве-
сти себя скромно за столом, в уме-
нии незаметно (именно незамет-
но) помочь другому, беречь при-
роду, не мусорить вокруг себя —
не мусорить окурками или руга-
нью, дурными идеями (это тоже
мусор, и ещё какой!).
я знал на русском Севере кре-
стьян, которые были по-настоя-
щему интеллигентны. Они соблю-
дали удивительную чистоту в сво-
их домах, умели ценить хорошие
песни, умели рассказывать «бы-
вальщину» (то есть то, что прои-
зошло с ними или другими), жили
упорядоченным бытом, были гос-
теприимны и приветливы, с пони-
манием относились и к чужому го-
рю, и к чужой радости.
интеллигентность — это спо-
собность к пониманию, к воспри-
ятию, это терпимое отношение к
миру и к людям.
д. с. ЛиХаЧЁВ.
«Письма о добром
и прекрасном».
Что такое интеллигентность
являть сочувствие, понимать дру-
гих людей. только живое общение
научит его чувствовать себя не-
принужденно в компании других
людей, что очень пригодится во
взрослой жизни.
7. Чрезмерное увлечение
гаджетами может способство-
вать психическим расстройст-
вам.
по утверждению экспертов,
чем больше дети проводят вре-
мени за планшетами и гаджетами,
тем выше риск развития у них дет-
ской депрессии, тревожности, от-
сутствия привязанности к родите-
лям и родным братьям и сёстрам.
также у них могут развиться син-
дром дефицита внимания, психо-
зы и могут появиться проблемы с
поведением и послушанием.
8. Увлечение гаджетами
влияет на физическую актив-
ность.
привычка сидеть в интерне-
те или играть на планшете напря-
мую связана с угрозой появления
лишнего веса и даже возникно-
вения ожирения, считают экспер-
ты. Ведь чаще всего, играя, обща-
ясь или просто проводя время он-
лайн, мы не только не двигаемся,
но при этом ещё и что-то жуём.
риску набрать лишний вес в та-
ком случае подвергаются не толь-
ко взрослые, но и дети.
Некоторые эксперты даже ут-
верждают, что дети XXI века ста-
нут первым поколением, которое
не сможет пережить своих роди-
телей из-за проблем, связанных с
ожирением.
9. Увлечение гаджетами по-
вышает уровень детской агрес-
сии.
Многие современные дети
практически не умеют проявлять
сочувствие. Особенно это каса-
ется тех, чьи родители никак не
ограничивают время их пребыва-
ния онлайн. таким детям намно-
го спокойнее и комфортнее в ил-
люзорном мире интернет-игр, где
жестокость и убийства — вполне
нормальное явление.
Чрезмерное увлечение таки-
ми играми приводит к тому, что
детям начинает казаться, что быть
злыми и жестокими — это нор-
мально, а бить и убивать — адек-
ватный способ решить проблемы.
10. Гаджеты могут спрово-
цировать социальную тревож-
ность и неприспособленность.
Огромный поток информа-
ции, порой лишней и вредной, да-
же взрослого человека может сде-
лать нервным и безпокойным. Что
же тогда говорить о детях, кото-
рые ещё менее стойки к различ-
ным волнениям? кто-то что-то не
то написал в соцсети, возможно,
как-то сказал что-то обидное или
унизил, и всё — их детский покой
нарушен. В результате они могут
замкнуться и вовсе перестать об-
щаться в реальной жизни с реаль-
ными людьми.
развитие социальных навы-
ков — вот что особенно важно для
каждого ребёнка. если дети слиш-
ком нервничают из-за неумения
или нежелания общаться и взаимо-
действовать с другими людьми, это
в конечном итоге может помешать
их личностному развитию и росту.
www.littlethings.com.