• 27
«Родовая Земля»
№ 2 (139), февраль 2016 г.
каЛейДОСкОп
Это удивительный человек, признанный мастер
деревянного зодчества, известный ныне не только
по всей россии, но и по всему миру. Он создал насто-
ящий русский уголок, воспроизведя уклад и строе-
ния русской деревни XII–XIV века более 30 лет назад.
Все строения (а их больше двадцати, и все только из
дерева), резные дома он придумал сам, каждый стол,
стул, скамьи, двери, колокольню — всё построил
своими руками, сделал так, чтобы людям было ком-
фортно, удобно и спокойно.
«Былина» располагается на берегу истринского
водохранилища, близ деревни Лопотово Солнечно-
горского района, в 50 км от Москвы по пятницкому
шоссе.
http://vk.com/feed?w=wall-61009220_180961
«Я поведу тебя в музей…»
«БЫЛИНА» — музей русского зодчества,
расположенный недалеко от Москвы.
Его создатель — Анатолий Васильевич Рядинский.
Представление о том, что
русские крестьяне были самы-
ми бедными в Европе, очень
распространено в нашем об-
ществе. Однако сами европей-
цы, долго прожившие в России
и имевшие возможность срав-
нить уровень жизни русских с
народами Европы, дают совер-
шенно другие сведения о жиз-
ни русского народа.
И рубахи с золотом?
Хорват и католик Юрий кри-
жанич (1618–1683), проживший в
россии более 15 лет и хорошо изу-
чивший русскую жизнь того вре-
мени, отмечал большее богатство
и более высокий уровень жизни
населения Московской руси XVII
века по сравнению с её ближайши-
ми соседями: «русская земля бога-
че и лучше Литовской, польской и
Шведской».
Государства Западной и Юж-
ной европы — испания, италия,
Франция, англия — превосхо-
дили в то время русь по богатст-
ву и уровню жизни высших клас-
сов. Но при этом низшие классы
— крестьяне и горожане, по сло-
вам крижанича, «живут на руси
намного лучше и удобнее, нежели
в тех пребогатых странах».
интересно, что даже крестья-
не и холопы на руси тогда носи-
ли рубахи, украшенные золотом и
жемчугом. крижанич, критически
относясь ко многим русским тра-
дициям, в то же время пишет, что
как бедные, так и богатые люди на
руси, в отличие от Западной евро-
пы, мало отличаются в своём сто-
ле: «едят ржаной хлеб, и рыбу, и
мясо». В результате крижанич де-
лает вывод: «ни в одном королев-
стве простые люди не живут так
хорошо и нигде не имеют таких
прав, как здесь».
Мерило — корова
реформы петра I разорвали
культурную связь между высши-
ми и низшими классами, положе-
ние простого народа ухудшилось.
Однако и в XVIII в., по данным со-
временников, уровень жизни кре-
стьян россии был выше, чем во
многих странах Западной евро-
пы. по наблюдениям французско-
го путешественника Жильбера ро-
ма, проехавшегопоСибири в 1780 г.,
сибирский крестьянин жил лучше
своего французского собрата.
англичанин Джон паркин-
сон отмечал, что русские крестья-
не одеваются намного лучше, чем
простой народ в италии. а во вре-
мя заграничных походов русской
армии 1813–1814 гг. офицеры бы-
ли удивлены нищетой польского
и французского крестьянства по
сравнению с русским.
а. С. пушкин, обладавший глу-
боким умом и хорошо знавший
русскую деревню, отмечал: «Фон-
визин в конце XVIII в., путешество-
вавший по Франции, говорит, что,
по чистой совести, судьба русско-
го крестьянина показалась ему
счастливее судьбы французского
земледельца. Верю…повинности
вообще не тягостны. подушная
платится миром; барщина опреде-
лена законом; оброк не разорите-
лен (кроме как в близости Москвы
и петербурга, где разнообразие
оборотов промышленности уси-
ливает и раздражает корыстолю-
бие владельцев)… иметь корову
везде в европе есть знак роскоши;
у нас не иметь коровы есть знак
бедности».
Свидетельство пушкина под-
тверждается иностранцами. ка-
питан английского флота ко-
крейн, путешествовавший по рос-
сии 4 года, писал в 1824 г.: «поло-
жение здешнего крестьянства ку-
да лучше состояния этого класса в
ирландии». Он отмечал в россии
«изобилие продуктов, они хоро-
ши и дёшевы», а также «огромные
стада» в обычных деревнях. Дру-
гой английский путешественник
в 1839 г. писал, что русские мужи-
ки живут намного лучше, чем низ-
шие классы не только в ирландии,
но также в англии и в Шотландии.
n
Бедность русских крестьян в старину – миф