«Родовая Земля»
№ 2 (139), февраль 2016 г.
28 • актуальный репортаж
«Жувачки не было,
а счастье — было»
— …Коммунаров-то наших?
А чиво их искать, тут все их зна-
ют, айда!
С этим небольшим мужичком
мы вышли из автобуса у поворо-
та на тверскую деревню Кушали-
но. Несмотря на раннее утро, мой
спутник, судя по запаху, уже успел
где-то поднять себе настроение и
напоминал дядю Митю из филь-
ма «Любовь и голуби». Только одет
посовременней — в китайский
спортивный костюм да такого же
происхождения курточку.
— Жувачки нету? А то моя
ведь дома учует...
Я протягиваю ему пластинку.
— Вот ведь — тогда жувачки
не было, а колхоз был, — пуска-
ется он в размышления, вдумчиво
зажевывая запах. —А всё почему?
—Почему? — удивляюсь.
— Прислали после войны лю-
дей умных с города, и началась та-
кая жатва, всю область уделыва-
ли! Сигаретка есть?
Я делюсь.
— Задолжали городские де-
ревне русской, — продолжает он
философствовать. — У нас же это
второй раз было, когда городские
жизнь нам устраивали. А первый...
И «дядя Митя» снова удивля-
ет, рассказывая о свалившихся на
головы жителей окрестных дере-
вень радостях, когда после смер-
ти Ивана Грозного в эту глушь был
сослан великий князь всея Руси
Симеон Бекбулатович. Тот самый,
что почти год царский трон сторо-
жил, в то время как Иван Василье-
вич внутренние государственные
дела поправлял.
— В книжках читал — подъём
тогда здесь был... Вот те нате, —
удивляется и кивает на вереницу
новеньких столбов. — Уже и элек-
тричество ведут? К ним провода, к
городским, боле там не к кому.
Мы прощаемся.
— Ха! Эти третьи городские,
что ли, будут в истории?—на про-
щание смеётся он.
Заходите к нам
на иван-чай
Песчаная дорога упирается в
высокий забор, за которым сто-
ит основательный рубленый дом.
Окрест —прочая деревенская па-
стораль: вместе в одном загоне
копошатся козы и свиньи, на за
дворках —огромная гора брёвен,
полуразобранный трактор «Бела-
русь». И ни души.
— Здравствуйте! — ору. —
Можно к вам?
Из дома выбегает молодой,
слегка обросший человек. Зна-
комимся. Бывший москвич Сер-
гей Шепелев, разочаровавшийся
в мегаполисе и обосновавшийся
здесь. Ему всего 28.
— Заходи, скоро все приедут,
—ведёт он меня в дом. —ИМиша,
Как коммунары XXI века
бегут из офисов в колхозы
Несколько семей из Москвы и Твери три года назад решили опровергнуть миф
о невыносимости крестьянского труда и переехали в деревню.
который всё это придумал, тоже.
В доме всё деревянное, нату-
ральное. За исключением газовой
плиты и стеклопакетов. Из ноутбу-
ка на подоконнике льются ритмы
зарубежной эстрады. Однако,Wi-Fi.
— Так что не пишите, что мы
— отшельники, — улыбается Сер-
гей, хозяйничая у плиты. — Все
блага цивилизации у нас есть.
Ведёт меня в подсобку, где сто-
ят и стиралка, и суперсовремен-
ная система отопления... А прямо
за домом — ветряной электроге-
нератор и солнечные панели. Ка-
кая-то выставка нанотехнологий!
Вот где корпоратив конторе Чу-
байса проводить! На плите тем
временем пыхтит чайник.
— Это иван-чай, — наливает
мне кружку Серёга и с гордостью
сообщает, что ещё недавно они,
городские, и не знали, как эта тра-
ва выглядит. А в этом году насоби-
рали, ферментировали и продали
больше тонны этого товара. При
минимуме вложений!
— О, вот и Миша с ребятами
подъехал! С ярмарки они москов-
ской, мёд продавали.
«Надоело решать
чужие проблемы»
У 28-летнего Михаила Бажана,
который в 2012 году и затеял этот
проект, — упрямый взгляд насто-
ящего деревенского мужика. В
нём ну никак не опознать недав-
него тверского офисного юриста.
— Моя мама очень хотела,
чтобы я был юристом, — берёт он
свою кружку иван-чая. — Вот я и
отучился, принёс ей диплом, что-
бы она порадовалась, и даже по-
работал по специальности. Пока
не понял, что всю жизнь буду ре-
шать чужие проблемы. Была двух-
комнатная квартира в городе, се-
рый район, в подъезде наркома-
ны вечно торчат, в подвале вода
стоит. Аж тоска взяла.
И тогда Михаил снял офисный
пиджак, продал квартиру и, скинув-
шись вместе с такими же «город-
скими невольниками», приобрёл
первые 15 гектаров в 40 киломе-
трах от Твери. Так и появился про-
ект «Переселение в поселение». Се-
годня уже около 20 семей приобре-
ли землю по соседству, и весной
здесь ожидается массовая стройка.
«Оказывается,
я могу доить козу»
— Это что же, колхоз, получа-
ется? — спрашиваю.
— Выходит, что так, — согла-
шается Миша. — Но без идеоло-
гии. Коллективное хозяйствование
очень эффективно на самом деле.
— А график работы какой?
Мой вопрос тонет в общем
смехе колхозников:
— Нет у нас такого, — гово-
рит «председатель». — Поработа-
ли — отдохнули, каждый делает
только то, что ему нравится: кто-
то козами хочет заниматься, кто-
то открыл в себе таланты плотни-
ка. Другие вон сад разбили, пче-
ловодство пробуют. Людям вбили
в головы, что сельское хозяйство
— это сложно и грязно. А ведь но-
вые технологии позволяют всё ор-
ганизовать правильно и практи-
чески в любом месте—живи и ра-
дуйся. Как мы. Излишки продаём.
Кстати, вот.
Мне пододвигают плошку с
местным медком. Едва поставив
пасеки, коммунары уже успели за-
ткнуть за пояс бывалых пчелово-
дов — их мёд три года подряд на
областных ярмарках признаётся
лучшим.
— Кто бы мог подумать, что я
столько всего умею! — восторга-
ется Сергей Шепелев. — Коз до-
ить теперь могу, заборы ставить
могу! А вот тут мой дом по весне
ставить будем! А скоро нам нако-
нец-то электричество проведут!
Столбы видел?
— Видел. А в Москве ты кем
был?
— Программистом. Работа
прибыльная. Но однажды понял,
что только здоровье оставляю,
а прибыль трачу на обновление
гаджетов и гашение кредитов.
Соседи потихоньку
трезвеют
На коммунарском вездеходи-
ке-«буханке» едем осматривать
владенья. Тут и там новенькие бе-
тонные сваи, на которых скоро по-
явятся дома. При этом Миша, не
скрывая горечи, говорит о колхо-
зе, на чьих бывших полях они сей-
час обитают. Не соврал «дядя Ми-
тя», богатый был колхоз: всюду
брошенные скелеты ферм, скла-
дов, ангаров. А своим молодым
задором коммунары заразили и
обитателей соседних деревень.
— Здесь много людей, кото-
рые от безысходности свои зна-
ния и опыт пропивали, — говорит
Михаил. — А теперь видят, что мы
пытаемся что-то сделать, прихо-
дить стали. Один дядька вызвался
трактор починить. Ему в радость
было! Оказалось, хорошим меха-
низатором был. И денег не взял—
столько лет его золотые руки про-
стаивали. Другой срубы научил
нас делать, сейчас тоже с алкого-
лем завязал.
В деревне не важно,
какой курс доллара
Мы возвращаемся на фер-
му. Козы и поросята, почуяв хо-
зяев, бегут к Мише навстречу, ви-
ляя хвостами. В доме (он же ещё и
условная колхозная контора) су-
пруга Михаила, Валерия, вместе с
подругой Полиной подбивают го-
довые показатели. Помимо тонны
иван-чая (150 рублей за 100-грам-
мовый пакет, между прочим) на
счету — 3 тонны проданного
мёда, а также мыло, шампуни, ва-
ренья — всё это они делают сами.
Проблему сбыта коммунары
решают в духе времени. Потреби-
тель давно переехал в Интернет, а
потому ищут его там же. Дело спо-
рится — только при мне девушки
оформили 6 интернет-заказов.
Я делюсь с ними столичными
новостями, от которых у каждо-
го горожанина лица становятся
печальными, — про кризис, курс
доллара. А коммунары улыбаются:
да какая разница, какой курс? Вот
воткнул по весне картофелину в
землю и точно знаешь, что по осе-
ни снимешь дивиденды. Поухажи-
вал за пчёлами — вот тебе и мёд.
Этого не понять биржевым и ва-
лютным спекулянтам, валокордин
им в помощь…
Постскриптум
Темнеет. На дворе пятница. Я
смотрю соцсети, а там всё то же
—офисный люд поздравляет друг
друга с «тяпницей» («дожили!»).
Намечают питейные заведения, в
угаре которых намерены похоро-
нить ненавистную рабочую неде-
лю. А в коммуне — тихий дом без
телевизора, снаружи — натураль-
ная белая зима. Тоска?..
— Тоска — это жить от пят-
ницы до пятницы, — словно слы-
шат мои мысли ребята и огороши-
вают: — Тут же, в деревне, между
прочим, Дом культуры ещё жив,
ходим туда — песни с бабушка-
ми поём. Зал тренажёрный там же
нашли. Кто-то сохранил это всё,
несмотря на всё! На «уазиках» по
бездорожью гоняем, захотим —
шашлыки пожарим, а вот там ле-
том проекционный экран ставим
и фильмы крутим. А грибов-ягод
здесь сколько! Кстати…
Коммунары тут же лезут в Ин-
тернет и уже с горящими глазами
обсуждают проекты грибосуши-
лок. И впрямь счастливые люди.
Личный взгляд
Много лет назад меня учили
ездить на лошади по оригиналь-
ной методике. Начальник конюш-
ни, казак Ким Дмитриевич, корот-
ко обрисовал суть: умение ездить
на лошади есть у каждого в генах,
нужно просто вспомнить. Он умел
говорить убедительно и с людьми,
и с лошадьми. Я внял старому во-
яке, сел на лошадь и поехал. Заму-
чил лошадку, всё не мог пережить
радость от своего открытия.
Мы живём в придуманном ми-
ре, который жёстко регламентиро-
ван законами бизнеса: сбыт дол-
жен расти каждый год по экспо-
ненте. Из этой маркетинговой пет-
ли можно вырваться при жела-
нии. Все задатки и умения предков
прописаны или в генокоде, или на
подкорке. Это хорошо видно по са-
доводам-шестисоточникам, коих
миллионы в мегаполисах. Приро-
ду и предков обмануть невозмож-
но. Правда, государство не очень
любит таких «ушельцев», поэтому
картошка, привезённая домой на
электричке или машине, становит-
ся золотой. А в Штатах вообще мо-
гут посадить за несанкциониро-
ванный огородик... Так что пробле-
ма эта не только Руси-матушки.
Но жизнь наша устроена так,
что беглецы из цивилизации уже
превратились в тренд, а значит,
рано или поздно общественный
договор неминуемо изменится.
По срокам — где-то перед нача-
лом глобальной экологической
катастрофы. Дети наши застанут. И
тогда, как было написано в одной
древней книге, «последние будут
первыми».
www.kp.ru