Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 2 (139), февраль 2016 г.
n
Михаил Сахаров
г. Орёл
m.saharof@yandex.ru
ица домов
Л
К
традиции
акое место в жизни на-
ших предков занима-
ли украшения избы? На
мой взгляд, это целый
ментальный мир.
Основным украше-
нием дома являлась де-
ревянная резьба сна-
ружи, особенно на на-
личниках окон. В сбор-
никах по деревянному
зодчеству начала XX ве-
ка (которые составле-
ны в основном профес-
сиональными плотниками) гово-
рится о том, что домовая резьба
XVI–XVII веков берёт мотивы XII–
XIV веков, дошедшие в изделиях
из металла.
На «лице дома» — в налични-
ках — мы видим художественно-
знаковое обращение к духовным
покровителям данного рода. При
этом часто используется метод по-
добия.
Наличник здесь изображён в
виде кокошника с цепями (височ-
ными кольцами, звенящими под-
весками), обрамлявшего в стари-
ну лицо женщины на праздниках.
К слову сказать, то, что украшали
именно окна, — не случайно. Зве-
нящие подвески все народы мира
вешали на трёх основных уровнях
— центрах истекания Живы: ли-
ния глаз, сердца, пояса. Окна счи-
таются не только «зеркалом», но и
«воротами» для «души дома».
Деревянное кружево
славянской души
Мотивы рисунков
На славянских рубахах, празд-
ничных полотенцах, посуде, час­
тях костюма, древних украшени-
ях, в фольклоре и т. д. есть пол-
ная аналогия с символами резьбы.
Схожесть рубахи и избы заключе-
на в стремлении покрыть украше-
нием отверстия, ведущие внутрь, к
хозяину. Даже «дымари» на трубах
и торцы брёвен на углах дома —
«полотенца»— имели украшения.
Над окнами и дверью часты
знаки Рода, Рожаниц, Лады, Солн­
ца, Коловрата, Сердца и т. д. А
на «полотенцах», выполняющих
больше защитную функцию, раз-
мещались знаки Перуна, камня
«замка» Алатыря, соцветия защит-
ных рун «Тейваз» или «Альгиз». Эти
«шлемы ужаса» — соцветия стре-
лок — широко использовались
как украшения-обереги не только
в резьбе, но и в украшениях.
В большинстве случаев рисун-
ки на окнах и воротах имели при-
зывно-утвердительный
смысл,
как и на рубахах. Например, мо-
тив «дорожки» из знаков, расте-
ний на рубахах и полотенцах счи-
тается обережным от злых духов.
С точки зрения вышивальщиц, та-
кая дорожка привлекала в пустоту
отверстий рубахи «живу».
А вот аналогия дорожки из ду-
бовых листьев в резьбе.
По закону подобия красный
цвет привлекал все светлые силы.
Поэтому на праздниках и вывеши-
вали полотенца в хате, расшитые
чаще красными нитями. Но так
считают современные вышиваль-
щицы. Я же предполагаю и другое
прочтение «дорожек».
Этнография Сибири даёт нам
представление об устройстве ша-
манского чума у эвенков. Сам чум
со всем его содержимым пред-
ставлялся как «Средний мир»
(Явь); на восход солнца от входа в
чум находилась «дорожка» из жи-
вых, молодых лиственниц, стояв-
ших «вперемежку» с идолами ду-
хов, вооружёнными копьями, и
эта дорожка олицетворяла «Верх­
ний мир» (Правь); на закат солн­
ца была дорожка из вкопанных в
землю верхушками вниз, корнями
вверх мёртвых лиственниц (тоже
вперемежку с идолами) — «Ни-
жний мир» (Навь). На «ранних»
вышивках полотенец так и мож-
но наблюдать: нижняя «дорожка»
вышивалась верхушками вниз. И
сами деревца, из которых состо-
ят «дорожки», назывались выши-
вальщицами «Дерево трёх миров»
(в Сибири называется «шаман-
ским деревом»). В таком случае
средняя часть данного сюжета по-
лотенца предназначена для Яви.
Подобная вышивка может яв-
ляться своеобразной «иконой»
язычника со своими «канонами»,
как рисунки на стенах церквей.
Остаётся напомнить, что подоб-
ные полотенца использовались в
обрядовых действиях и как укра-
шение «красного угла» с иконами.
Такой же «трёхуровневый» верти-
кальный принцип в композиции
рисунка работает и на наличниках
окон. Но, чтобы понять этот прин-
цип, придётся обратиться к мифу
о «Древе».
Сюжеты резьбы
По моему мнению, наиболее
распространёнными в домовой
резьбе являются сюжеты «Древо»,
«Род и Рожаницы», «Макошь».
Сюжет Древа Жизни — са-
мый многовариантный и распро-
странённый у большинства наро-
дов мира. Чтобы расшифровать
его символику, обратимся к хо-
рошо сохранившимся скандинав-
ским одам, близким славянам.
В Старшей Эде так описывается
устройство мира («Речи Гримни-
ра»):
«Три корня растут
на три стороны
У ясеня Иггдрасиль:
Хель под одним, под другим
великаны и люди
под третьим…
Корни ест Еидхегг (дракон, ох-
раняющий доступ к «корням»)…
Четыре оленя,
рога запрокинув,
Гложут побеги».
Олени пасутся на крыше Ас-
гарда — города богов и едят ли-
стья (вот откуда на наших поло-
тенцах иногда мелькают изобра-
жения этих животных). Поэтому
если древо изображается не цели-
ком, то его представляют или по-
беги с листьями — для завлече-
ния посланцев богов-оленей, или
завитки в форме руны «Соло»-«S».
Этот знак силы называли у сканди-
навов «коготь Норны». Он олицет-
воряет силу Живы, отщеплённую
данными богинями от Древа. Его
часто сравнивают с плотницким
«скобелем» или крючком для пле-
тения лыка.
По легендам, находясь у кор-
ней, Норны (Рожаницы) «плели»
из Живы судьбу-жизнь для всех
живых существ на Земле и богов
на небе. Поэтому знак сплетён-
ного узла и вообще «плетёнка»,
«коготь Норны», два треугольни-
ка могут применяться и как само-
стоятельный элемент, и переме-
жаться изображениями живых су-
ществ, духов, богов. Жива Асгар-
да — это «Живая и мёртвая вода»,
описываемая в сказках. Дракон
(Ящер — Змей, одна из трёх ипо-
стасей Велеса) заведует «мёртвой
водой» — силами, идущими от
корней Древа. На наличниках дра-
кон, как правило, парный. Он оли-
цетворяет Рожаниц как посланцев
Велеса или Рода, так как при этом
две змеи чаще всего складывают-
ся в знак Рода.
Универсальными существами,
к которым можно обращаться с
любыми проблемами — посред-
никами между людьми и богами,
— являются светлые Души пред-
ков. Их олицетворяют птицы. Это
самая распространённая фигура
на перстнях, полотенцах, налич-
никах.
А вот сюжет «Рожаницы» само-
стоятельно встречается редко.
Наиболее необычным прин-
ципом создания художествен-
ных образов наших предков мож-
но считать принцип сопричастно-
сти к делу богов. Резчик по дереву
уподоблялся певцу — сказителю
Баяну или Гримниру, рассказывав-
шим об устройстве Мироздания и
этим помогавшим крутить Коло.
Когда наши предки строили
дом, то на мысленном уровне со-
здавали маленький мир, где че-
ловек живёт в единстве не толь-
ко с людьми, но и с душами ве-
щей, богами и «чурами». В этом
мире «внуки Сварога» живут вме-
сте со старшими «сородичами»-
богами.
(Публикуется в сокращении)
Автор благодарит консуль-
тантов Фурманскую Дарью Юрь-
евну, Иванова Алеслава Александ-
ровича за помощь при работе над
материалом.
n