Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
ЛЕТоПиСь
Е
щё Михайло Ломоносов на­
зывал дату, далеко выходя­
щую за границы самой дерз­
кой фантазии. Четыреста ты­
сяч лет — таков результат,
полученный русским гением. а
опирался он на вычисления вави­
лонских астрономов и свидетель­
ства египтян, зафиксированные
античными историками.
именно тогда произошла одна
из тяжелейших по своим послед­
ствиям планетарных катастроф:
по мысли Ломоносова, смести­
лась земная ось, изменилось ме­
стонахождение полюсов и в ито­
ге, как описано у Платона в диало­
ге «Политик», Солнце, ранее всхо­
дившее на западе (!), стало всхо­
дить на востоке. По геродоту, та­
кое случалось дважды.
В реконструированной совре­
менными учёными «Повести вре­
менных лет», предположительно
принадлежащей монаху Киево­
Печерского монастыря чернориз­
цу нестору, воистину знаковой да­
той значится 862 год, связанный с
призванием на княжение рюрика
с братьями. именно с той поры и
принято было долгое время вести
отсчёт русской истории: в 1862 го­
ду даже было отмечено так назы­
ваемое 1000­летие россии.
но есть в русских летописях
ещё одна дата, не признанная
официальной наукой. речь идёт
о древнерусском сочинении, из­
вестном под названием «Сказание
о Словене и русе и городе Словен­
ске», включённом во многие хро­
нографы русской редакции: начи­
ная с XVII века известно около ста
списков литературного памятни­
ка. здесь рассказывается о вождях
русского (и всего славянского) на­
рода, которые после долгих ски­
таний по миру появились на бе­
регах Волхова и озера ильмень в
середине 3­го тысячелетия до но­
вой эры (!), основав города Сло­
венск и Старую руссу, откуда и на­
чали военные походы «на египет­
ские и другие варварские стра­
ны» (так сказано в первоисточни­
ке), где наводили «великий страх».
В Сказании названа и точная
дата основания Словенска Ве­
ликого — 2409 год до новой эры
(или 3099 год от Сотворения ми­
ра). Спустя три тысячи лет, после
двукратного запустения, на месте
первой столицы Словено­русско­
го государства был построен гра­
допреемник, новый город — нов­
город, которому досталась от его
предшественника также и при­
ставка — Великий.
историки­снобы не видят в
легендарных сказаниях о русе и
Словене никакого рационально­
го зерна, считая их выдумкой чи­
стейшей воды, причём сравни­
тельно недавнего времени. Ещё
иногда говорят: записи легенд о
Словене и русе позднего проис­
хождения, вот если бы они были
записаны где­нибудь до татаро­
монгольского нашествия, тогда
совсем другое дело. Что тут воз­
разить? Во­первых, никто не зна­
ет, были или нет записаны древ­
ние сказания на заре древнерус­
ской литературы: тысячи и тыся­
чи безценных памятников поги­
бли в огне пожарищ после наше­
ствия кочевников, собственных
междоусобиц и борьбы с языче­
ством. Во­вторых, если говорить
по большому счёту о поздней­
ших записях, то «Слово о полку
игореве» реально дошло до нас
только в екатерининском спи­
ске XVIII века да в первоиздании
1800 года; оригинальная же ру­
копись (тоже, кстати, достаточно
позднего происхождения) сгоре­
ла во время московского пожа­
ра 1812 года, и её «живьём» ма­
ло кто видел.
Сколько лет
русской
земле?
а безсмертная «Калевала»? Ка­
рело­финские руны, впитавшие
сведения об архаичных време­
нах, были записаны и стали досто­
янием читателей Старого и ново­
го Света только полтора века на­
зад. Ещё позже на Севере был за­
писан основной корпус русских
былин. Кое­кто скажет: это фольк­
лор. а какая разница? родовые и
племенные исторические преда­
ния передавались от поколения к
поколению по тем же мнемониче­
ским законам, что и устное народ­
ное творчество.
Вот почему «довод» касатель­
но поздней записи «Сказания о
Словене и русе» не выдерживает
никакой критики. К тому же почти
за двести лет до того содержащие­
ся в нём факты со слов устных ин­
форматоров были записаны пос­
лом «великого кесаря» Сигизмун­
дом герберштейном в его знаме­
нитых «записках о Московии».
а ещё на полтысячи лет раньше
о них сообщали византийские и
арабские авторы.
Документальное подтвержде­
ние тому, что «Сказание о Слове­
не и русе» первоначально имело
длительное устное хождение, со­
держится в письме в Петербург­
скую академию наук одного из
ранних российских историогра­
фов Петра Крекшина, происхо­
дившего из новгородских дворян.
обращая внимание учёных му­
жей на необходимость учёта и ис­
пользования в исторических ис­
следованиях летописного «Ска­
зания о Словене и русе», он от­
мечал, что новгородцы «исстари
друг другу об оном сказывают»,
то есть изустно передают исто­
рическое предание от поколения
к поколению. Так что с легендар­
ной историей руси дело обстояло
вовсе не так, как это представля­
лось Карамзину и последующим
историкам.
Б
ольшинство из дошедших
до наших дней древнейших
летописей (и уж, во всяком
случае, все те, которые были
возведены в ранг официоза)
имеют киевскую ориентацию, то
есть писались, редактировались
и исправлялись в угоду правящим
киевским князьям — рюрикови­
чам, а в дальнейшем — в угоду их
правопреемникам — московским
великим князьям и царям.
новгородские же летописи,
имеющие совсем иную полити­
ческую направленность и рас­
крывающие подлинные истори­
ческие корни как самого русско­
го народа, так и правивших на ру­
си задолго до рюрика князей не­
редко замалчивались или попро­
сту уничтожались. о том, что там
было раньше, можно судить по
летописи первого новгородско­
го епископа иоакима, которая до­
шла лишь в пересказе, включён­
ном в «историю российскую» В. н.
Татищева.
начальное новгородское лето­
писание в корне противоречило
интересам и установкам киевских
князей, к идеологам которых от­
носились и монахи Киево­Печер­
ской лавры, включая и нестора.
Признать, что новгородские кня­
зья древнее киевских, что русская
княжеская династия существова­
ла задолго до рюрика, считалось
во времена нестора недопусти­
мой политической крамолой. она
подрывала право киевских кня­
зей на первородную власть, а по­
тому безпощадно искоренялась.
отсюда совершенно ясно, почему
в «Повести временных лет» нет ни
слова о Словене и русе, которые
положили начало русской госу­
дарственности не на киевском бе­
регу Днепра, а на берегах Волхова.
Точно так же игнорирует нес­
тор и последнего князя дорюрико­
вой династии— гостомысла, лицо
абсолютно историческое и упо­
минаемое в других первоисточ­
никах, не говоря уж об устных на­
родных преданиях. Вслед за нес­
тором этой «дурной болезнью» за­
разились и последующие истори­
ки, которые быстро научились ви­
деть в летописях только то, что со­
ответствовало их субъективному
мнению.
Впрочем, косвенные упомина­
ния по крайней мере о Словене в
несторовой летописи всё же со­
хранились, несмотря на жёсткую
политическую установку и позд­
нейшие подчистки киевских цен­
зоров. Скажем, есть в «Повести
временных лет» одна на первый
взгляд странная фраза: жители Ве­
ликого новгорода, дескать, «пре­
жде бо беша словени». Перево­
дится и трактуется данный пассаж
в таком смысле, что новгородцы
прежде были славяне. абсурднее,
конечно, не придумаешь: как это
так — «были славяне»? а теперь
кто же они?
объясняется
всё,
однако,
очень просто: новгород был по­
строен на месте старой столи­
цы Словенска, названного так по
имени князя Словена — основа­
теля стольного града. Потому­то
новгород и назван «новым горо­
дом», что воздвигли его на месте
«старого», и прежнее прозвание
новгородцев—«словени», то есть
«жители Словенска». Ломоносов
объяснял это так: «Прежде избра­
ния и приходу рурикова обитали в
пределах российских славенские
народы. Во­первых, новгородцы
славянами по отменности имено­
вались, и город исстари слыл Сло­
венском».
безусловно, тот факт, что «сло­
вене» были жителями и поддан­
ными древнего Словенска, ос­
нованного князем Словеном, хо­
рошо был известен и нестору, и
его современникам. но говорить
об этом автор «Повести времен­
ных лет» не стал — побоялся или
не посмел. Вот и пришлось под­
гонять историю под интересы за­
казчика. Так было во все времена
вплоть до наших дней.
Вся начальная летопись име­
ет ясно выраженную тенденци­
озную направленность. Её автору
необходимо было в первую оче­
редь доказать первородство ки­
евских князей и легитимность ди­
настии рюриковичей. Взглянем в
данной связи ещё раз на знаме­
нитое вступление (зачин) к «Пове­
сти временных лет»: «Се повести
времяньных лет, откуда есть пош­
ла руская земля, кто в Киеве нача
первее княжити, и откуда руская
земля стала есть».
Следовательно, казалось бы,
нейтральный вопрос «Кто в Кие­
ве нача первее княжити?» имеет
важнейший (хотя и скрытый) иде­
ологический смысл и подразуме­
вает окончание: «Кто в Киеве на­
чал раньше княжить, чем в каком­
то там новгороде, то есть бывшем
Словенске Великом». Потому­то и
повторено ещё раз почти дослов­
но начальное утверждение, кото­
рое так и хочется прочитать: сей­
час я вам разъясню, «откуда рус­
ская земля стала есть» — «отсю­
да, из Киева она стала есть, и ни­
откуда более»!
Кстати, Киев поминается толь­
ко в Лаврентьевском списке нес­
торовой «Повести». В ипатьев­
ской летописи зачин начертан бе­
зо всякого упоминания Киева.
Во всех современных перево­
дах «Повести временных лет», в
хрестоматиях, научных компиля­
циях и учебниках говорится, что
после прибытия на русь рюрик
стал княжить в новгороде, Сине­
ус — на белоозере, а Трувор — в
изборске.
В действительности же в наи­
более древних и авторитетных ле­
тописях про рюрика сказано не­
что совсем другое. В ипатьевской
и радзивиловской летописях гово­
рится, что, придя в новгородскую
землю, братья­варяги первым де­
лом «срубили» город Ладогу — в
ней­то «сел» и стал править рю­
рик. Следовательно, Ладога явля­
ется первой столицей новой пра­
вящей династии рюриковичей.
Про то, что новгород Великий был
избран рюриком в качестве столь­
ного града, в данном фрагменте
летописей вообще ничего не го­
ворится. В Лаврентьевском спи­
ске на данном месте вообще зия­
ет пробел.
Вот эту­то лакуну Карамзин и
заполнил новгородом. Его же со­
здатель «истории государства рос­
сийского» позаимствовал из нико­
му не доступной теперь и заведо­
мо поздней Троицкой летописи,
которая сгорела вместе с другими
безценными реликвиями русской
культуры во время знаменитого
Московского пожара 1812 года.
В самом тексте Троицкой лето­
писи так же, как и в Лаврентьев­
ском списке, на месте упоминания
первой столицы рюрика значился
пробел. зато на полях рукой како­
го­то позднего читателя была сде­
лана приписка — «новгород». Вот
эту­то чужую приписку XVIII ве­
ка Карамзин и выбрал в качестве
шаблона для своей версии эпизо­
да с «призванием князей», что ста­
ло каноном и для большинства
последующих трактовок.
не может не удивлять также
и странная разборчивость в вы­
боре кумиров: выписки Карам­
зина из утраченной Троицкой ле­
тописи признаются более досто­
верными, чем текст самого несто­
ра­летописца, а вот аналогичный
конспективный пересказ Татище­
вым утраченной иоакимовской
летописи, не совпадающей с офи­
циальной и официозной точками
зрения, считается сомнительным
и чуть ли не поддельным.
Воистину «Сказание о Слове­
не и русе» должно стать одним из
самых знаменитых произведений
отечественной литературы. Пока
же оно знаменито только тем, что
известно узкому кругу скептиче­
ски настроенных специалистов и
не известно широкому кругу чи­
тателей.
«Литературная Россия»,
№47, 1999 год.
http://gifakt.ru
Публикуется в сокращении.
Памятный знак легендарному
князю Русу в Старой Руссе.