«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
6 • образ жизни
Наши герои — Катя и Дима
— первые жители экопоселения
Рышкова, которое находится в
40 км от Кишинёва (Молдо-
ва). Они переехали сюда пять
лет назад, и с тех пор их жизнь
кардинально изменилась.
— До переезда в Рышкова
вы жили в Кишинёве. Расска-
жите о своей прошлой жизни в
городе.
Катя:
Я представить не могла,
что попаду сюда однажды. Мыс
ли о собственном доме и жизни
на природе возникали у нас ещё
до свадьбы, но это было более ха
рактерно для Димы. У меня были
своя работа, свои планы. После
свадьбы мы задумались о приоб
ретении недвижимости, квартиру
в Кишинёве купить не могли, по
этому и подумали о даче за горо
дом. В течение двух месяцев мы
выезжали смотреть разные дома
по нескольку раз в неделю. У нас
изначально было много требова
ний к селу: и чтобы возле леса, и
не далеко от города, в радиусе 30
километров где-то.
— И всё-таки почему экопо-
селение?
Катя:
Был ряд моментов, кото
рые нас не устраивали в городе.
Диме не нравилось, что там есть
соседи, что они шумят, стучат,
сверлят, курят... Для своих детей
он хотел другого будущего, что
бы они росли на природе и ды
шали свежим воздухом. Выйти на
прогулку с маленьким ребёнком
в городе невозможно — окурки и
грязь везде, даже на детской пло
щадке.
— Почему выбрали именно
Рышкова?
Катя:
Во-первых, важно, что
бы за небольшую сумму мы мо
гли получить достаточно земли.
Мы, конечно, не собирались и не
собираемся становиться аграри
ями, но всегда хотели иметь зем
лю для экспериментов — выса
дить культуры, построить тепли
цу, баню. Ещё очень важны бы
ли люди. Сёла очень разные. Ча
сто люди как-то очень запуга
ны и закомплексованы, вплоть
до того, что не хотят с тобой раз
говаривать без причины, боятся
обычного контакта, каких-то во
просов о селе и жизни в нём, а
здесь люди очень дружелюбные.
Когда мы только приехали и ре
шили узнать, есть ли в селе дома
на продажу, одна женщина бро
сила все свои дела, взяла грудно
го ребёнка и целый день ходила с
нами и показывала, что тут прода
валось. А ещё пробовали воду —
это очень важно, чтобы она была
вкусной. Честно говоря, тогда мы
были близки к тому, чтобы отча
яться. Перед приездом сюда ре
шили, что это село будет послед
ним местом, где мы будем смо
треть дома на продажу.
— Как вам удалось обустро-
ить свое хозяйство без опыта
жизни в селе?
Катя:
Новый дом мы построи
ли сами, а до этого жили в старом,
который уже был на участке в мо
мент покупки. Вообще очень мно
гое изменилось с тех пор, как мы
сюда переехали. В старом доме
мы сделали ремонт и жили там на
протяжении четырёх лет. Тогда же
построили и баню.
Животных у нас нет, мы веге
тарианцы и употребляем в еду
только молочные продукты. Со
держать свою корову из-за пары
литров молока, килограмма сме
таны и творога невыгодно и слож
но. Зато у нас есть фруктовые де
ревья, всевозможные плодовые,
орехи, овощи. Мы выращивали и
картофель, и свёклу, и морковь.
— Расскажите о своей рабо-
те и проектах вне экопоселе-
ния.
Катя:
Дима — графический
дизайнер. У него достаточно на
пряжённый график, работать при
ходится каждый день. А я кроме
того, что мама, ещё и журналист.
Более полутора лет веду свой ав
торский блог об осознанном ро
дительстве Mamamoldova.com и
блог о нашем экопоселении. Кро
ме этого, недавно мы вместе со
своей подругой основали в Ки
шинёве школу осознанного роди
тельства для будущих родителей.
—В Рышкова есть вся необ-
ходимая для вас инфраструк-
тура?
Катя:
Есть школа — 9 клас
сов, почта, библиотека, здание
сельского Совета, медицинский
пункт. Больницы здесь нет и не
было, а в медпункте даже нет се
мейного врача, он приезжает к
нам два раза в неделю. Но мы да
леки от медицины в том смысле,
что ведём такой образ жизни, ко
торый позволяет нам не болеть и
обращаться к медицинской помо
щи только в самых крайних случа
ях. В экстренном случае у нас есть
машина.
— Вы были первыми?
Катя:
Мы переехали сюда из
начально, чтобы убежать от го
родской суеты, но, пожив здесь
год или даже два, поняли, что ис
пытываем одиночество и чувству
ем острую потребность в обще
нии. Так мы подумали: почему бы
не начать рассказывать о себе?
Познакомились с Серёжей, кото
рый жил здесь уже несколько лет,
и решили начать звать всех, кто
готов присоединиться к нам.
Сейчас в нашем сообщест
ве четыре семьи, ещё три купили
здесь участки для заселения сов
сем недавно.
Мы с радостью готовы делить
ся опытом, строить вместе это со
общество. На тот момент в Мол
дове было только одно экопосе
ление — Счастливое, в котором
живут анастасиевцы, а они не то
что не зовут новых людей, они да
же не пускают никого посмотреть,
как живут сами. У них всё очень
строго: если земля, то только
1 гектар, никакого мяса и в целом
очень много строгих правил.
— Вы как-то особенно отби-
раете новых людей?
Катя:
Мы просто общаемся с
теми, кто приезжает к нам, пока
зываем село и дома на продажу.
Если им близки наше мировоз
зрение и наши ценности, то они
выбирают вариант жить здесь.
Получается естественный отсев
какой-то.
— Мы живём в достаточно
консервативном и нетолерант
ном обществе. Как к вашей
идее относятся друзья и одно-
сельчане?
Катя:
Напрямую мы никог
да не сталкивались с проявлени
ями агрессии или каким-то ярым
неприятием. Возможно, кто-то
осуждает нас и даже вертит паль
цем у виска, но так или иначе ка
ких-то запоминающихся случаев
пока не случалось. Мы стараемся
быть хорошими людьми, делать
многое во благо села и дружить со
всеми, кто здесь живёт. Да, они не
считают нас своими, потому что
мы живём здесь всего пять лет, а
они — из поколения в поколение.
Но мы придерживаемся концеп
ции, что главное — быть хоро
шими, открытыми и отзывчивы
ми людьми, помогать, даже когда
это не в твоих интересах. Поэтому,
когда ты открыт людям, то и они
хорошо относятся к тебе.
— Насколько я знаю, на
стиль экопоселений, если мож-
но так выразиться, зачастую
влияют стиль питания, религи-
озные предпочтения и другие
факторы. Как с этим у вас?
Катя:
На самом деле сущест
вует большое количество различ
ных экопоселений. У нас, напри
мер, нет устава. Мы решили не
предъявлять людям никаких тре
бований. Например, ты ешь мясо,
но ты сторонник экологичной пе
реработки мусора, — это уже од
на точка соприкосновения. Если
ты вегетарианец, но не сторонник
экологичного домостроения, как
мы, и, например, пытаешься утеп
лить свой дом пенопластом, то у
нас другие точки соприкоснове
ния. Поэтому для нас важно най
ти хотя бы что-то общее.
— Вспоминая вашу преж-
нюю жизнь в Кишинёве, от че-
го вам пришлось отказаться на
практике?
Катя:
Во-первых, мы решили
качественно по-новому относить
ся к воде — беречь её. На протя
жении четырёх лет мы пользова
лись исключительно туалетом на
улице. Туалет в доме у нас толь
ко для крайних случаев — в ноч
ное время суток либо зимой. Во-
вторых, это пересмотр питания и
использования бытовой химии.
Например, все средства для мы
тья посуды и личной гигиены у
нас экологичные. Мы очень вни
мательно относимся к отходам
в воде, которые потом уходят в
землю. Пластиком стараемся не
пользоваться, поэтому выбираем
либо органические средства гиги
ены, либо хэндмейд-мыло, напри
мер. На рынок и в магазин ходим
только со своими пакетами. Весь
мусор мы сортируем и вывозим в
город, чтобы там его перерабаты
вали, а всю органику — в огород.
— У вас есть какие-то спе-
циальные обряды или празд-
ники, которых не встретишь
обычно в городе?
Катя:
Мы православные хри
стиане, но не уделяем много вре
мени религии и церкви. Да, нам
близки разные забытые славян
ские традиции, но реализовывать
их пока не с кем. Когда наша об
щина станет больше, то, конечно,
тогда можно будет устраивать ка
кие-то мероприятия. Кстати, ког
да мы путешествовали, то видели
много интересных обрядов на фе
стивалях в России.
— Вы планируете будущее
своих детей в селе?
Катя:
Пока мы не можем зага
дывать вперёд, но ничего против
местной школы уж точно не име
ем. Мы даже, наоборот, считаем,
что местная сельская школа луч
ше городской. Раньше мы дума
ли иначе, но здесь пересмотрели
свои взгляды. Во-первых, в сель
ской школе намного меньше на
грузки и у ребёнка есть больше
времени на то, что ему действи
тельно интересно. Конечно же,
если родители готовы заниматься
с ним и всячески помогать в раз
личных начинаниях.
Домашнее образование — это
отличный вариант, но у нас в стра
не это нелегально. В России это
разрешено, и многие похожие на
нас семьи, особенно те, кто уезжа
ет в село, сами обучают своих де
тей дома. Ведь есть все необходи
мые стандарты, программы, учеб
ники, большое количество посо
бий в Интернете. Кстати, зачастую
дома этот процесс развивается
намного быстрее и эффективнее.
Из-за того, что у нас это незакон
но, рассматривать этот вариант
мы не можем.
— В вашем поселении сов-
падают все взгляды?
Катя:
Наши друзья — Лили
ана и Дэвид — сторонники ко
хаузинга. Они даже были в эко
поселениях США и Великобрита
нии, для того чтобы изучить, как
это устроено. Мы же продвигаем
идею частных сообществ, когда
люди покупают дома в одном се
ле, живут где-то поблизости, об
щаются и взаимодействуют. Ко
хаузинг предусматривает в це
лом какой-то более жёсткий от
бор, потому что люди планируют
жить в одном доме и пользовать
ся общими вещами. Нам же близ
ка немного другая форма.
— Экопоселения в разных
странах для себя часто выби-
рают анархисты и сторонники
радикально левых идей. В на-
шей стране можно встретить
подобную практику?
Катя:
У нас очень много анас
тасиевцев, у которых есть устав
«Благодаря селу
мы стали другими...»