Стр. 6 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
6 • образ жизни
Наши герои — Катя и Дима
— первые жители экопоселения
Рышкова, которое находится в
40 км от Кишинёва (Молдо-
ва). Они переехали сюда пять
лет назад, и с тех пор их жизнь
кардинально изменилась.
— До переезда в Рышкова
вы жили в Кишинёве. Расска-
жите о своей прошлой жизни в
городе.
Катя:
Я представить не могла,
что попаду сюда однажды. Мыс­
ли о собственном доме и жизни
на природе возникали у нас ещё
до свадьбы, но это было более ха­
рактерно для Димы. У меня были
своя работа, свои планы. После
свадьбы мы задумались о приоб­
ретении недвижимости, квартиру
в Кишинёве купить не могли, по­
этому и подумали о даче за горо­
дом. В течение двух месяцев мы
выезжали смотреть разные дома
по нескольку раз в неделю. У нас
изначально было много требова­
ний к селу: и чтобы возле леса, и
не далеко от города, в радиусе 30
километров где-то.
— И всё-таки почему экопо-
селение?
Катя:
Был ряд моментов, кото­
рые нас не устраивали в городе.
Диме не нравилось, что там есть
соседи, что они шумят, стучат,
сверлят, курят... Для своих детей
он хотел другого будущего, что­
бы они росли на природе и ды­
шали свежим воздухом. Выйти на
прогулку с маленьким ребёнком
в городе невозможно — окурки и
грязь везде, даже на детской пло­
щадке.
— Почему выбрали именно
Рышкова?
Катя:
Во-первых, важно, что­
бы за небольшую сумму мы мо­
гли получить достаточно земли.
Мы, конечно, не собирались и не
собираемся становиться аграри­
ями, но всегда хотели иметь зем­
лю для экспериментов — выса­
дить культуры, построить тепли­
цу, баню. Ещё очень важны бы­
ли люди. Сёла очень разные. Ча­
сто люди как-то очень запуга­
ны и закомплексованы, вплоть
до того, что не хотят с тобой раз­
говаривать без причины, боятся
­обычного контакта, каких-то во­
просов о селе и жизни в нём, а
здесь люди очень дружелюбные.
Когда мы только приехали и ре­
шили узнать, есть ли в селе дома
на продажу, одна женщина бро­
сила все свои дела, взяла грудно­
го ребёнка и целый день ходила с
нами и показывала, что тут прода­
валось. А ещё пробовали воду —
это очень важно, чтобы она была
вкусной. Честно говоря, тогда мы
были близки к тому, чтобы отча­
яться. Перед приездом сюда ре­
шили, что это село будет послед­
ним местом, где мы будем смо­
треть дома на продажу.
— Как вам удалось обустро-
ить свое хозяйство без опыта
жизни в селе?
Катя:
Новый дом мы построи­
ли сами, а до этого жили в старом,
который уже был на участке в мо­
мент покупки. Вообще очень мно­
гое изменилось с тех пор, как мы
сюда переехали. В старом доме
мы сделали ремонт и жили там на
протяжении четырёх лет. Тогда же
построили и баню.
Животных у нас нет, мы веге­
тарианцы и употребляем в еду
только молочные продукты. Со­
держать свою корову из-за пары
лит­ров молока, килограмма сме­
таны и творога невыгодно и слож­
но. Зато у нас есть фруктовые де­
ревья, всевозможные плодовые,
орехи, овощи. Мы выращивали и
картофель, и свёклу, и морковь.
— Расскажите о своей рабо-
те и проектах вне экопоселе-
ния.
Катя:
Дима — графический
дизайнер. У него достаточно на­
пряжённый график, работать при­
ходится каждый день. А я кроме
того, что мама, ещё и журналист.
Более полутора лет веду свой ав­
торский блог об осознанном ро­
дительстве Mamamoldova.com и
блог о нашем экопоселении. Кро­
ме этого, недавно мы вместе со
своей подругой основали в Ки­
шинёве школу осознанного роди­
тельства для будущих родителей.
—В Рышкова есть вся необ-
ходимая для вас инфраструк-
тура?
Катя:
Есть школа — 9 клас­
сов, почта, библиотека, здание
сельского Совета, медицинский
пункт. Больницы здесь нет и не
было, а в медпункте даже нет се­
мейного врача, он приезжает к
нам два раза в неделю. Но мы да­
леки от медицины в том смысле,
что ведём такой образ жизни, ко­
торый позволяет нам не болеть и
обращаться к медицинской помо­
щи только в самых крайних случа­
ях. В экстренном случае у нас есть
машина.
— Вы были первыми?
Катя:
Мы переехали сюда из­
начально, чтобы убежать от го­
родской суеты, но, пожив здесь
год или даже два, поняли, что ис­
пытываем одиночество и чувству­
ем острую потребность в обще­
нии. Так мы подумали: почему бы
не начать рассказывать о себе?
Познакомились с Серёжей, кото­
рый жил здесь уже несколько лет,
и решили начать звать всех, кто
готов присоединиться к нам.
Сейчас в нашем сообщест­
ве четыре семьи, ещё три купили
здесь участки для заселения сов­
сем недавно.
Мы с радостью готовы делить­
ся опытом, строить вместе это со­
общество. На тот момент в Мол­
дове было только одно экопосе­
ление — Счастливое, в котором
живут анастасиевцы, а они не то
что не зовут новых людей, они да­
же не пускают никого посмотреть,
как живут сами. У них всё очень
строго: если земля, то только­­
1 гектар, никакого мяса и в целом
очень много строгих правил.
— Вы как-то особенно отби-
раете новых людей?
Катя:
Мы просто общаемся с
теми, кто приезжает к нам, пока­
зываем село и дома на продажу.
Если им близки наше мировоз­
зрение и наши ценности, то они
выбирают вариант жить здесь.
Получается естественный отсев
какой-то.
— Мы живём в достаточно
консервативном и нетолерант­
ном обществе. Как к вашей
идее относятся друзья и одно-
сельчане?
Катя:
Напрямую мы никог­
да не сталкивались с проявлени­
ями агрессии или каким-то ярым
неприятием. Возможно, кто-то
осуж­дает нас и даже вертит паль­
цем у виска, но так или иначе ка­
ких-то запоминающихся случаев
пока не случалось. Мы стараемся
быть хорошими людьми, делать
многое во благо села и дружить со
всеми, кто здесь живёт. Да, они не
считают нас своими, потому что
мы живём здесь всего пять лет, а
они — из поколения в поколение.
Но мы придерживаемся концеп­
ции, что главное — быть хоро­
шими, открытыми и отзывчивы­
ми людьми, помогать, даже когда
это не в твоих интересах. Поэтому,
когда ты открыт людям, то и они
хорошо относятся к тебе.
— Насколько я знаю, на
стиль экопоселений, если мож-
но так выразиться, зачастую
влияют стиль питания, религи-
озные предпочтения и другие
факторы. Как с этим у вас?
Катя:
На самом деле сущест­
вует большое количество различ­
ных экопоселений. У нас, напри­
мер, нет устава. Мы решили не
предъявлять людям никаких тре­
бований. Например, ты ешь мясо,
но ты сторонник экологичной пе­
реработки мусора, — это уже од­
на точка соприкосновения. Если
ты вегетарианец, но не сторонник
экологичного домостроения, как
мы, и, например, пытаешься утеп­
лить свой дом пенопластом, то у
нас другие точки соприкоснове­
ния. Поэтому для нас важно най­
ти хотя бы что-то общее.
— Вспоминая вашу преж-
нюю жизнь в Кишинёве, от че-
го вам пришлось отказаться на
практике?
Катя:
Во-первых, мы решили
качественно по-новому относить­
ся к воде — беречь её. На протя­
жении четырёх лет мы пользова­
лись исключительно туалетом на
улице. Туалет в доме у нас толь­
ко для крайних случаев — в ноч­
ное время суток либо зимой. Во-
вторых, это пересмотр питания и
использования бытовой химии.
Например, все средства для мы­
тья посуды и личной гигиены у
нас экологичные. Мы очень вни­
мательно относимся к отходам
в воде, которые потом уходят в
землю. Пластиком стараемся не
пользоваться, поэтому выбираем
либо органические средства гиги­
ены, либо хэндмейд-мыло, напри­
мер. На рынок и в магазин ходим
только со своими пакетами. Весь
мусор мы сортируем и вывозим в
город, чтобы там его перерабаты­
вали, а всю органику — в огород.
— У вас есть какие-то спе-
циальные обряды или празд-
ники, которых не встретишь
обычно в городе?
Катя:
Мы православные хри­
стиане, но не уделяем много вре­
мени религии и церкви. Да, нам
близки разные забытые славян­
ские традиции, но реализовывать
их пока не с кем. Когда наша об­
щина станет больше, то, конечно,
тогда можно будет устраивать ка­
кие-то мероприятия. Кстати, ког­
да мы путешествовали, то видели
много интересных обрядов на фе­
стивалях в России.
— Вы планируете будущее
своих детей в селе?
Катя:
Пока мы не можем зага­
дывать вперёд, но ничего против
местной школы уж точно не име­
ем. Мы даже, наоборот, считаем,
что местная сельская школа луч­
ше городской. Раньше мы дума­
ли иначе, но здесь пересмот­рели
свои взгляды. Во-первых, в сель­
ской школе намного меньше на­
грузки и у ребёнка есть больше
времени на то, что ему действи­
тельно интересно. Конечно же,
если родители готовы заниматься
с ним и всячески помогать в раз­
личных начинаниях.
Домашнее образование — это
отличный вариант, но у нас в стра­
не это нелегально. В России это
разрешено, и многие похожие на
нас семьи, особенно те, кто уезжа­
ет в село, сами обучают своих де­
тей дома. Ведь есть все необходи­
мые стандарты, программы, учеб­
ники, большое количество посо­
бий в Интернете. Кстати, зачастую
дома этот процесс развивается
намного быстрее и эффективнее.
Из-за того, что у нас это незакон­
но, рассматривать этот вариант
мы не можем.
— В вашем поселении сов-
падают все взгляды?
Катя:
Наши друзья — Лили­
ана и Дэвид — сторонники ко­
хаузинга. Они даже были в эко­
поселениях США и Великобрита­
нии, для того чтобы изучить, как
это устроено. Мы же продвигаем
идею частных сообществ, когда
люди покупают дома в одном се­
ле, живут где-то поблизости, об­
щаются и взаимодействуют. Ко­
хаузинг предусматривает в це­
лом какой-то более жёсткий от­
бор, потому что люди планируют
жить в одном доме и пользовать­
ся общими вещами. Нам же близ­
ка немного другая форма.
— Экопоселения в разных
странах для себя часто выби-
рают анархисты и сторонники
радикально левых идей. В на-
шей стране можно встретить
подобную практику?
Катя:
У нас очень много анас­
тасиевцев, у которых есть устав
«Благодаря селу
мы стали другими...»