• 7
«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
образ жизни
и какието чёткие правила жиз
ни и взаимодействия внутри об
щины. Мы, кстати, поэтому и ста
раемся с определенного време
ни называть себя не экопоселени
ем, а экосообщетвом на базе села,
потому что не можем быть клас
сическим экопоселением хотя бы
только потому, что не живем «за
бор в забор». Мы разбросаны по
селу, у нас нет больших собраний,
голосований. Серёжа живёт в пя
ти минутах ходьбы от нас, Лилиа
на — в пятнадцати. Совсем близ
ко, но всётаки это уже не класси
ческая концепция. Воплотить та
кую идею здесь достаточно слож
но. Тогда нам пришлось бы ску
пить сразу несколько участков
рядом и надеяться, что в перспек
тиве их ктото выкупит. но глав
ное—мы не одни, мы можем вза
имодействовать, приходить друг
к другу в гости, помогать и разви
ваться вместе.
— Кстати, вам, как город-
ским жителям, было трудно об-
устроить здесь жизнь в первое
время?
Дима:
расскажу историю. В
кругу местных однажды нужно
было распилить бревно на дос
ки. Все были чемто заняты, но я
не очень понимал, что нужно де
лать. и один парень сказал свое
му другу: «Да он же городской…»
Эта фраза меня шокировала. Я по
нял, что «он же городской» сино
нимично тому, что я не могу ни
чего сделать своими руками. и
это было чётко про меня. несмот
ря на моё незаконченное архи
тектурное образование, тогда я
не мог сделать ничего, кроме то
го, как вбить гвоздь. Элементар
ный пример — я даже не знал,
как сделать цементный раствор.
Любой местный, дай ему все нуж
ные материалы, сам сможет по
строить себе дом.
— Село наверняка должно
было как-то повлиять на вас …
Катя:
В селе появляется очень
много свободного времени. здесь
нет городской суеты, ты начина
ешь переосмысливать многие ве
щи, потому что у тебя просто по
является на это время. Мы очень,
кстати, благодарны этому селу за
то, что здесь стали другими людь
ми, даже в плане характера. на
учились взаимопомощи, госте
приимству, щедрости. Помню, как
бабушка, наша соседка, просто
пришла к нам однажды и прине
сла тарелку супа. Для нас это бы
ло дико. В городе ты толком даже
не знаешь, кто живёт у тебя за сте
ной, не говоря об остальных сосе
дях в твоём подъезде или людях
из других подъездов. а тут такая
открытость и душевность. Мы ста
раемся учиться у них и делать так
же. и нам так больше нравится,
честно говоря.
У нас есть желание делать что
то для села. например, сейчас с
Лилианой мы задумали проект
сельского парка. инфраструктура
здесь скудная и очень запущен
ная. Вот как раз парка у нас и нет.
Хотим сделать своими сила
ми, но и планируем активно за
няться поисками спонсоров. Я да
же в блоге об этом писала. Мы хо
тим сделать парк, другие ребята
собираются построить экоцентр,
в будущем, возможно, будем про
водить какието фестивали. У нас
много идей, хотим стимулировать
постоянный поток людей и какую
то активную жизнь.
Александр АНТОНИУ.
hiboux.md.
Публикуется в сокращении.
Репортаж из трезвой деревни:
что делают люди, если не пьют
Жители деревни Кулишовка Воронежской области вот уже
несколько лет следуют правилу Трезвости. Она стала для
них нормой жизни и в будни, и в выходные, и в праздники.
Деревенские зарисовки
Деревня эта по нынешним вре
менам не маленькая — 68 дворов
и без малого 400 жителей. В совет
ские годы хутор, как тут называют
Кулишовку, процветал. женская
часть населения работала на фер
ме, мужская — в поле. а ещё тут
был шикарный сад — 300 га, где
выращивали яблоки разнообраз
ных сортов, груши, вишни, сморо
дину, малину, клубнику и даже ви
ноград и орехи. С развалом СССр
всё это кануло в Лету. Сотни людей
остались без работы. Молодёжь
уехала в город, а те, кто остался,
начали безпробудно отравлять
себя — самогон варили в каждом
дворе. Деревня стала умирать...
— В Кулишовке «отнимание»
Трезвости раньше, скажу чест
но, процветало, — рассказывает
глава новохарьковского сельско
го поселения (куда входит и Кули
шовка) галина Кулишенко. — Лю
ди отравляли себя, лезли в дра
ку, избивали жён, детей, доходило
и до убийств. Так, конечно, долго
продолжаться не могло. женщи
ны буквально взбунтовались: на
до прекратить «отнимание» Трез
вости! от слов они перешли к де
лу. женсовет добился полного за
прета алкогольного яда в селе. Лю
ди живут подсобными хозяйства
ми: кто молоко и мясо продаёт, кто
овощи выращивает. а содержать
нормально хозяйство, если тра
вишься, невозможно. Вот и взя
лись они за ум. за шесть лет дерев
ня сильно преобразилась. У боль
шинства — отличные дома, маши
ны, достаток. осталась там только
одна неблагополучная семья. гла
ва семейства на вахте работает, а
как домой возвращается, обяза
тельно алкогольную смесь с собой
привозит.
Решил поднять село
Местное сельпо поражает
скромностью ассортимента: хлеб,
крупа, макароны, мука, рыбные
консервы. В другой половине ма
газина — хозтовары: восковые
свечи, валенки, телогрейки и т.п.
В магазине, кстати, я познакомил
ся с 35летним романом иванчен
ко, который заехал купить кон
фет к праздничному столу. Слово
за слово, разговорились. оказа
лось, он много лет жил в Москве,
работал то водителем, то кранов
щиком. однажды ему показалось,
что живёт както неправильно: ни
жены, ни детей, ни своего жилья, а
главное — вдали от родины.
— на следующее утро я со
брал свои вещи и вернулся в Ку
лишовку, о чём совершенно не
жалею, — вспоминает роман. —
женился, построил дом, взял кре
дит в банке и решил открыть своё
крестьянское хозяйство.
Сегодня у романа 20 коров, в
день он получает до 150 литров
молока, которое возит в ольхо
ватку, где продаёт по 35 рублей за
литр. По заказу горожан они с же
ной Валентиной делают и творог,
и сметану, и даже сливочное мас
ло. очень вкусно!
— Мне сильно повезло с му
жем, — признаётся Валентина. —
не травится ни алкоголем, ни та
баком, много работает, любит ме
ня и сына. Что ещё нужно в этой
жизни?
новый год семья иванченко
отметила скромно: на столе от
варная картошка, пироги, соле
нья, варенья, а вместо алкоголь
ной смеси — обычный яблочный
сок. ближе к часу ночи семья от
правилась спать — в шесть утра
кормёжка скота и дойка. Хочешь
не хочешь, с таким напряжённым
графиком особо не загуляешь!
Кулишовка для молодых
глава сельской администра
ции похозяйски водит меня по го
стям. идём к соседям романа. По
дороге галина рассказывает:
— Хутор сильно нуждается в
таких людях, как роман. Местная
администрация делает всё воз
можное, чтобы поддержать тру
долюбивых односельчан: помога
ем развивать подсобные хозяйст
ва, выделяем на льготных услови
ях технику, оборудование, субси
дируем приобретение скота... Так
что у людей есть стимул вести здо
ровый образ жизни. жизнь сра
зу закипела. Видите те поля? Ле
том там у нас, как раньше, растут
пшеница, ячмень, горох, сахарная
свёкла, кормовые культуры…
По примеру соседей
Всю новогоднюю ночь я тоже
ходил по гостям. был и у пенсио
неров Татьяны и александра Ку
лишенко, которые всю жизнь про
работали на ферме. за щедро на
крытым новогодним столом сно
ва разговорились о жизни села —
тут это самая важная тема. В это
время к Кулишенко зашла их со
седка алла.
— Кулишовку надо спасать, —
тут же присоединилась она к раз
говору. —Деревня хоть и малень
кая, но с богатой историей. Как
рассказывали старожилы, осно
вал наш хутор украинский хлебо
пашец Кирилл Кулиш с сыновья
ми, поставил неказистую хатку и
стал жить вольным крестьянином.
рядом с ним потом поселились и
другие. было это в середине XVIII
века. Умирая, старик дал наказ
беречь край, который нас прию
тил, как зеницу ока. Вот мы и хо
тим сберечь свою деревню. а что
касается больших городов, то они
нам приносят только беду — не
каждый там может жить, тем бо
лее деревенские.
По примеру кулишовцев со
седние деревни (новохарьков
ка, раковка и новокулишовка) то
же начали переходить на здоро
вый образ жизни. В сельской адми
нистрации надеются, что им посте
пенно удастся утвердить Трезвость.
— Конечно, заставить, угово
рить или убедить людей из других
деревень последовать примеру
кулишовцев невозможно. Кто по
нимает, тот понимает, а кто не по
нимает, того уж не уговоришь, —
сетует галина Кулишенко.
Территории трезвости
Каждый год трезвых деревень
в стране становится всё больше.
Так, в башкирии их уже более де
сяти. Трезвая деревня есть и в бу
рятии — алагШулун. Там ещё в
90х трое аксакалов заняли жёст
кую позицию: «Кто хочет травить
ся алкогольным ядом, пусть уез
жает». и вопреки прогнозам пес
симистов алагШулун не опустел.
наоборот — опустел алкоголь
ный отдел местного магазина.
рекордсмен по трезвости в
россии — Якутия. Если верить
местным властям, более 60 на
слегов (сёл) республики объявили
себя «территориями Трезвости»
(в т. ч. 27 наслегов ввели полный
запрет на продажу алкоголя на
своей территории).
Положительный опыт трезвых
деревень хотят перенять и неко
торые населённые пункты Мага
данской области, которая сегодня
в россии — лидер по употребле
нию спиртных изделий.
Сергей ВИНОКУРОВ.
Фото автора.
http://sobesednik.ru
Новый год в семье Иванченко:
вместо шампанского— сок
Роман Иванченко бросил Москву
и вернулся в родную деревню