«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
8 • ТоЧКа зрЕниЯ
ни. однажды я просто растворил
ся в потоке вселенской любви, ис
ходившей от моих учителей. ни
какая литература не заменит этот
опыт. и потом, друзья, мы же пол
ностью не отказались от всех благ
цивилизации. Если судить по на
шей газете, почти у всех электрон
ные адреса. неужели в будущем
компьютеры (а значит, и металл,
полимеры и т. д.) будут изготов
ляться в родовых поместьях? Ду
маю, города необходимы, в них
живёт много продвинутых людей,
творящих добро на нашей плане
те. разве девушка, подбирающая
мусор, выброшенный из крутой
машины, и бросающая его обрат
но такому же крутому, — не наш
человек? а мы, любители жить на
природе, тоже должны понять, что
главное — создание новых пози
тивных отношений между людь
ми, и это прекрасно описано в
книгах В. Мегре.
Вариантов создания новых об
щностей людей должно быть мно
го. Е. Крестьева права: больше 3–4
семей настоящих, близких едино
мышленников организовать труд
но. но в крупных поселениях есть
и свои плюсы. например, там мож
но создать прогрессивную школу,
ведь далеко не все родители —
прирождённые педагоги. или, на
пример, в Ведруссии (Синегорье)
я ел прекрасный цельнозерно
вой хлеб из их пекарни, была там и
большая ферма. Согласитесь, дер
жать корову на своём гектаре не
просто, а детям молоко не поме
шает.
Когда мы собирались переез
жать из мегаполиса, в интернете я
читал такие уставы некоторых по
селений, в которых, например, за
прещалось смотреть иностранные
мультфильмы. Тогда я подумал: это
хуже, чем в тюрьме, никакой сво
боды. а теперь согласен: устав дол
жен быть всеобъемлющим. Каж
дый должен выбирать место жи
тельства по себе, по своему отно
шению к жизни, чтобы быть само
му счастливым и не мешать ощу
щать радость окружающим.
Мы имеем гектар земли и
очень довольны этим. В больших
поселениях это может и не сра
ботать. Я однажды проехался по
большому ПрП около 10 км в од
ну сторону. закрепиться на такой
большой территории действи
тельно трудно: дорог нужно много
прокладывать, бурить скважины,
подвозить строительные матери
алы. а как ходить в школу, даже
если она есть? Мы бы не потянули,
но комуто это нипочём. Есть су
щественный плюс в больших, сло
жившихся ПрП. Если человек ещё
в поиске себя и не выработал чёт
кую жизненную позицию, а есть
только симпатии (а таких немало),
поселение его «поглотит», помо
жет стать на верный путь.
Для сравнения: интересный
случай произошёл этим летом на
наших грядках. Высадил весной
я рассаду брюссельской капусты
(вырастают стебли с маленькими
кочанчиками). Слепыши выкопали
один росток, на его место посадил
пекинскую капусту. осенью не пе
реставали удивляться: пекинская
капуста тоже выросла с многочис
ленными кочанчиками, только
курчавыми, никакого переопыле
ния не было. Вот она, сила внуше
ния, в растительном царстве те же
законы, но отмечу: сажал я разно
го вида капусту, а не разные ово
щи. Так и люди — в основном они
должны быть похожи.
ПрП в стране начнут преобла
дать, думаю, ещё не скоро. а вот
изменить действующие структу
ры производства вполне реально.
н. Курдюмов в последние годы
стал больше писать не об органи
ческом земледелии на своих сот
ках, а о крупных хозяйствах, кото
рые переходят на пермакультуру
и дают хорошую прибыль, не исто
щая почвы. Следующий год в рос
n
Сергей Приходько
ст. Спокойная Синюха,
Краснодарский край
Путь продолжает
Мечтатель
сии объявлен годом экологии. на
до использовать эту возможность
для большей пропаганды перма
культуры и гармоничной жизни на
нашей живой планете.
Ещё одна прогрессивная фор
ма — «семьимаяки» в неболь
ших населённых пунктах. Этот тер
мин я нашёл в книге Ю. андреева.
Своим примером, а главное, свои
ми мощными мыслеформами они
меняют и мировоззрение одно
сельчан. В материальности мыс
ли и нам пришлось убедиться, об
устраивая своё поместье. Станич
ники нам быстро «дали понять»,
что без тесных отношений с ними
мы развиваться не будем. и вот от
одного семечка уже разрослась
целая полянка дружбы. немало
примеров, когда такие «семьи
маяки» перерастали в более круп
ные сообщества, соответственно
и влияние их на окружающих мно
гократно возрастало.
К чему я всё это перечисляю?
Казалось бы, пусть каждый живёт,
где и как ему нравится: в горо
де, поселении, деревне. Мне ещё
с институтских времён помнят
ся законы философии. Уйти от со
временного мира в первобытно
общинный или какойто другой
строй уже нельзя. закон разви
тия по спирали предполагает не
возврат в прошлое, а периодиче
ский выбор из него всего хороше
го и привнесение этого в совре
менный мир. Для нас понятно, что
значит «быть добру». Мы и помыс
лить не можем, как это — уничто
жать лишних детей, если верить
историку Карамзину. Коммунизм
в отдельно взятой стране мы не
построили, да и социализм тоже.
Поселения только в нынешнем ви
де, если они приобретут слишком
большой масштаб, невыгодны го
сударству, ему в первую очередь
нужны налоги. Казалось бы, мы и
без государства самодостаточны,
но ведь есть ещё люди за рубе
жом, которые уж очень нам будут
завидовать. а потому комуто всё
же надо охранять наши Милые,
Славные, Добрые, Счастливые.
бог есть любовь. Кто чувству
ет в себе любовь, несёт в себе бога
— созидающего, творящего. объ
единяя усилия осознанных людей
с различными формами общежи
тия, мы постепенно преобразуем
нашу «прекрасную зелёную». а де
лясь своим положительным опы
том, как Е. Крестьева, мы расши
рим границы нашего мира.
n
Каждый раз, когда пишу о
прожитом, подвожу итоги и за-
думываюсь над тем, что по-
слала нам судьба на этот раз,
что было познавательным или
огорчительным в нашей жизни,
в жизни нашего поселения...
В
эти моменты действи
тельно ощущаешь себя
маленьким звеном одно
го целого и понимаешь,
как собственные радости,
достижения окрыляют и вселя
ют уверенность при обустройст
ве поместий в друзей и как отзы
ваются в сердце горечью неприят
ности у соседейпоселенцев.
наше поселение небольшое,
около 30 участков, в этом году ему
исполнится 10 лет. Постоянно зи
муют всего три семьи, а в летний
период их пять. остальные кто ра
стения сажает, кто начал строить
ся, кто зарабатывает деньги или
ещё раздумывает, можно ли тут
«осесть» навсегда. Может быть,
глядя на непростой опыт живущих
в поместьях, на пройденные эта
пы по оформлению земли в соб
ственность, некоторые испытыва
ют разочарование. Думаю, что это
и есть жизненные экзамены, про
верка на прочность. а может, это
крушение иллюзий по поводу без
облачной, то есть лёгкой, без труд
ностей, терпения и физических
усилий, жизни в поместье: разоча
рование в получении быстрых ре
зультатов по выращиванию пло
дов на истощённых почвах; в ак
тивной, безотказной и желатель
но безплатной или за символиче
скую плату помощи от соседей
мужчин, особенно для одиноких
женщин. независимо от того, по
строил ты поместье или нет, один
живёшь или с любимым, с детьми
или без них, а радости и печали
посещают всех.
жаль, что в книгах Владимира
Мегре не были учтены современ
ные проблемы по оформлению
земли, при образовании поселе
ний, разные пристрастия (любите
ли кошек, собак и другой живно
сти), полезные и вредные привыч
ки (мясоеды, сыроеды, вегетари
анцы и веганы); не рассмотрены
вопросы о том, чтобы люди раз
ных верований умели понимать,
уважать и не нарушать размерен
ную жизнь других. Поселение из
нескольких поместий — это всё
равно, что планета из нескольких
государств. одному государству
хочется над кемто довлеть, а дру
гому —жить на равных и т. д.
Думаю, это и есть вопросы
для изучения личностного роста
и совершенствования отноше
ний, чтобы обрести твёрдую осно
ву для последователей, наших по
томков. Сами подумайте: какое го
сударство захочет, чтобы наруша
лись его границы, порядки и за
коны? Какое государство захо
чет, чтобы, к примеру, чужие овцы
паслись на его территории, вытап
тывали и поедали траву? Любое
уважающее себя государство счи
тает своим долгом мирно решать
такие вопросы и просит соседа
не нарушать границ. но для нача
ла надо укрепить границы своего
«государствапоместья» хотя бы
хорошей, «непроходимой» расти
тельностью и создать условия для
своих домашних любимцев, а по
том их заводить, не стравливать
и не разводить войну с соседями,
расширяя военные действия.
Мир, любовь и гармония гораз
до лучше войн. Может, это очеред
ная иллюзия, но я верю в Добро.
Вера ДОБРОНРАВОВА.
г. Белгород.
Перечитываю
статью
Е. Крестьевой «Ставить точку
рано…» («РЗ» № 12, 2015 г.).
Чувствуется большой опыт
строительства новой жизни,
тонкое ощущение себя в слож-
ном мире взаимодействия лю-
дей, которых, конечно, объеди-
нить трудно.
Я
часто знакомлюсь с людь
ми, которые называют се
бя «анастасиевцами», и не
понимаю, как они могут
реально создать тёплый
коллектив. Каждый выбирает из
«зелёных» книжек чтото своё, что
ему нравится, многое не принима
ет совсем. В итоге и «единомыш
ленники» — понятие условное.
Люди вообще склонны созда
вать эгрегоры и объединять под
их знамёнами как можно боль
ше людей. В этих эгрегорах и си
ла, и защита, да и самому думать
не надо, всё решено кемто Выс
шим. начиналось, наверное, с ре
лигий. К несчастью, их несколько,
что и порождает до сих пор мно
гочисленные войны. и ладно бы
все люди в них действительно бы
ли бы так покорны своему кумиру.
Сейчас видим, что истинная вера
подменяется ритуалами, причём
выбираются такие ритуалы, кото
рые приятны и не требуют напря
жения духовных сил. Почти все от
мечают религиозные праздники, а
вот искупаться в проруби на Кре
щение или соблюдать посты спо
собны немногие. а из этих остав
шихся сколько действительно по
нимающих бога?
на основе опыта развития ре
лигий можно провести паралле
ли с современным созданием но
вой общности, чтобы не допустить
тех же ошибок. Противопоставле
ние ПрП городу, помоему, не сов
сем правильно. К примеру, сель
ские жители в настоящее время
совсем не стремятся в эти поселе
ния. а значит, становление новой
духовной общности происходит в
городах, где существует достаточ
но много организаций, которые
подготавливают людей к приня
тию осознанных поступков, в том
числе и к изменению образа жиз
Уроки жизни