Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 4 (141), апрель 2016 г.
осоЗнАнноЕ РодиТЕлЬсТВо
П
ринято считать, что лю-
бой нормальный роди-
тель должен организо-
вать жизнь своего ре-
бёнка так, чтобы каж-
дый день был расписан по ми-
нутам и на глупости не остава-
лось времени. Череда кружков,
секций и занятий с репетитора-
ми согревает родительскую ду-
шу и вроде бы гарантирует счаст-
ливое будущее. Впрочем, одна-
жды мамы и папы понимают, что
это будущее призрачно, пото-
му что их ребёнок совершенно
не представляет, чего он сам хо-
чет от жизни. Почему это проис-
ходит, рассказывает психодрама-
терапевт Вита Малыгина.
В деле выращивания детей всё
примерно так же, как в садоводст-
ве или огородничестве. с перво-
го взгляда, чего проще? Вскопал,
разрыхлил, посеял. Потом поли-
ваешь тщательно и вовремя, удоб-
ряешь, если нужно. Хороший са-
довод-огородник знает: ничто не
случится в природе раньше срока.
и не спешит, но и времени не те-
ряет. А ещё он знает, что даже все-
го самого-самого хорошего: света,
воды, удобрений — должно быть
в меру. и каждому овощу, каждо-
му фрукту — своя норма.
Я огородник не опытный. Я ме-
чусь: то пытаюсь посадить раньше
срока, полить побольше или, нао-
борот, совсем не поливаю. То на-
кидаю удобрений побольше, а то
забуду прополоть вовремя мор-
ковку, и её вырастает много, но
очень и очень мелкой: есть нель-
зя, даже в суп нельзя.
Так же и с детьми. нет уверен-
ности ни в чём, и так и хочется как-
нибудь улучшить процесс: полить,
удобрить, натолкать побольше
еды или знаний.
и, кстати, огороднику легче.
ну, выросла не морковка, а слёзы,
ну, заросла сорняками клубника
—не такая уж, в конце концов, бе-
да. По крайней мере, это никак не
угрожает твоему будущему. Мор-
ковка не будет потом бегать за то-
бой всю жизнь и напоминать об
обидном провале.
А дети — они на всю жизнь.
Прополол не так, удобрил непра-
вильно — покатилось дитё по на-
клонной, успехов не достигает,
университетов, кроме улицы, ни-
каких, работает дворником. и ты
страдаешь весь остаток дней из-
за своей родительской несостоя-
тельности.
ужас перед возможным пора-
жением в деле воспитания застав-
ляет даже вполне благоразумных
людей — и даже, как ни странно,
имеющих опыт в огородном деле
— творить какие-то немыслимые
несуразности, которые им же бо-
ком и выходят.
одна из таких несуразностей
— устроить жизнь ребёнка таким
образом, чтобы в ней не осталось
ни малюсенького просвета на глу-
пости. Вот ни секундочки на чепуху.
Родители обычно этим даже
гордятся. спросишь, например,
мол, как ваш? на улицу с друзьями
ходит? В кино? или там потрещать
с приятелями куда-нибудь? В го-
сти к однокласснице? «нет!»—ра-
портуют родители радостным дуэ-
том. «у него/неё вся жизнь распи-
сана по минутам. Времени на глу-
пости, слава богу, нет!»
ситуация с каждым годом, с
каждым родительским набором
только усугубляется. лет двад-
цать назад ещё как-то худо-бед-
но, но давали подышать, полетать,
побездельничать дошкольникам
лет четырёх-пяти. Пара кружков
и спортивная секция — не более
того. совсем хорошо ещё жили
трёхлетки… современным под-
росткам, тем, кому сейчас лет по
11–16, скорее всего, учиться при-
шлось лет с двух: читать раньше,
чем ходить; получать безчислен-
ные энциклопедические знания,
учиться музыке и иностранным
языкам, потому что «после трёх
уже поздно».
Эти дети проводили с педаго-
гами больше времени, чем с роди-
телями и друзьями.
с миром вокруг знакомились в
учебных классах, а не в мире, кото-
рый едва виднелся из окна класса
или проплывал почти беззвучной
картинкой за окном автомобиля.
Мамы срочно обзаводились авто-
мобилями, чтобы возить наслед-
ника с одного занятия на другое и
не тратить время на хождение но-
гами и общественный транспорт.
иногда тень реальности всё-
таки как-то просачивалась в
жизнь будущего подростка. на-
пример, семья ехала в Турцию, и
там, на охраняемой территории
большого отеля, соскучившиеся
по своей жизни дети наконец мо-
гли немного предаваться ниче-
го-неделанию, болтать о чепухе и
заниматься глупостями. Если, ко-
нечно, им удавалось отвертеться
от детского клуба с аниматорами,
готовыми без устали «занимать»
детишек, лишь бы только они не
заскучали и не занялись глупо-
стями.
и у родителей получается до-
стичь цели: дети всё время или за-
няты, или спят. ни на что другое у
них не хватает ни времени, ни сил.
А потом случается странное:
подрастает такой ребёнок лет до
тринадцати–пятнадцати. Знани-
ями, умениями и навыками на-
бит под завязку. ни в чём дурном
не замечен. но и в хорошем тоже.
Живёт как заведённый: где оста-
вишь, там и возьмёшь. случай-
ные прорехи в расписании запол-
няет общением с планшетом или
с телефоном. никакого интере-
са ни к чему не проявляет. друга
закадычного или подруги — нет.
компании — тоже. начнёшь с та-
ким мальчиком или такой девоч-
кой разговаривать подробнее и
вдруг с удивлением обнаружива-
ешь, что в теле подростка все ещё
Такие нужные
«глупости»
Д
обрых мыслей и радост-
ных дел нам всем, друзья!
Я уже писала пару раз в
газету, приглашала на по-
садку деревьев. Хочу поделиться
радостью. не всё, конечно, глад-
ко было, но осенние посадки про-
шли, я считаю, успешно. В доли-
не реки Жане, где я живу, на горе
нексис, на горе шахан высажено
около 1500 фруктовых деревьев
и около 100 хвойников. Землюшка
и люди-участники светились сча-
стьем и радостью, от дольменов
шла мощная волна, это почувство-
вали и другие люди. Также посади-
ли саженцами в грунт и в горшоч-
ки сибирские кедры — несколь-
ко сотен (пятилетки), перезимова-
ли хорошо, посмотрим, как будут
расти летом.
осенью (октябрь–ноябрь), как
позволит погода, будем сажать
ещё деревья. Планирую поболь-
ше заказать саженцев.
Хочу поделиться мечтой. да-
вайте вырастим кедры в красно-
дарском крае. Помогайте мыслью,
люди добрые! Я верю и знаю —
вырастим! любовь творит невоз-
можное.
Приглашаю всех желающих
осенью высаживать кедрики из
горшочков в землю. думаю, есть
люди, которые, как и я, испыты-
вают радость от посадок, радость,
которую нельзя облечь в слова.
Хочется обнять весь мир и чтобы
все люди почувствовали что-либо
похожее! давайте поможем Земле
и себе стать здоровыми и счастли-
выми.
Ещё один момент. Я живу ря-
дом с дольменами. В прошлом го-
ду через газету озвучивала идею о
создании Центра «Пробуждение».
Чувствую, включилась мысль лю-
дей, это здорово. думаю, всё сла-
дится.
Приглашаю на встречи-беседы
у дольменов (без оплаты). Прово-
жу встречи круглый год, в тёплое
время ежедневно, в прохладное
— по погоде. Работаю с версией, о
которой рассказала наша настень-
ка в книгах В. Мегре. Многие люди
путаются в изобилии информации,
научных и околонаучных версий
множество, но душа чувствует, где
истина, и человек сам решает, как
ему быть. ответ обязательно при-
дёт, может быть, не сразу.
Я считаю наше место особен-
ным, предполагаю, что сюда при-
езжает большое количество чи-
тателей «зелёных» книжек, и не
только на фестивали. Весь тёплый
период возле дольменов живёт
много людей, так или иначе зна-
комых с книгами В. Мегре. Многие
приезжают сюда для того, чтобы
встретить друзей, единомышлен-
ников, половинку. и это так здоро-
во! Здесь всегда не скучно. Приез-
жайте к нам в гости, мы ждём вас.
счастья и любви всем!
353497, краснодарский край,
с. Возрождение, остановка авто-
буса — 16-й км, долина реки Жа-
не. Тел. 8-938-410-4087 (Мегафон),
8-918-148-5192 (МТс).
Татьяна ПоЛУНиНа,
участник движения
«Будущее Земли зависит от тебя».
Посадим деревья вместе
живёт младший школьник лет се-
ми или восьми. Эмоции, реакции,
уровень ответственности, пони-
мание себя происходят на уровне
этого возраста.
Родители даже рады — ни те-
бе кризиса подросткового, ни ни-
гилизма, ни даже как будто гормо-
нального взрыва… красота!
Только проходит ещё пара лет,
а всё то же самое. никаких пере-
мен. Родители уже безпокоить-
ся начинают: а где амбиции? Где
пытливость? Где, в конце концов,
энергия, свойственная возрасту?
Где даже негативизм, подростко-
вый бунт? они уже согласны на ма-
ленький. но ничего этого нет. Есть
неплохо обученный, мало чем ин-
тересующийся молодой человек,
который привычно ждёт, когда его
переставят в очередное место по
задуманному плану. В универси-
тет или в институт. или куда там
хотели родители?
Тут все начинают недоумевать:
как же так? Мы же ему столько да-
ли! В Третьяковку на экскурсии во-
дили. шахматам обучали. Педагог
по рисованию с трёх лет. Тренер
по каратэ с двух. Три языка. По му-
зеям Европы гоняли. Математику
с Перельманом учили… куда всё
это делось?
ответ на этот вопрос простой,
как дыхание. Такой простой, что
почти никто не готов поверить,
что всё так и есть на самом деле.
Вот он:
Проблема в том, что этот под-
росток, обучаясь и набираясь зна-
ний, не имел свободного времени
для того, чтобы его душа и психи-
ка развивались. Заботясь о том,
чтобы оградить ребёнка от дур-
ного влияния, родители переста-
рались и оградили его от самого
себя.
дело даже не столько в психо-
логии, сколько в психофизиоло-
гии, в особенностях работы голов-
ного мозга.
Проблема эта более-менее
давно наблюдается и изучена на
детях, родители которых слиш-
ком увлечены идеей раннего раз-
вития и слишком рано начинают
обучать детей чтению, письму, ма-
тематике, другим знаниям, пре-
небрегая готовностью мозга ре-
бёнка обрабатывать эту информа-
цию. Родители радуются, потому
что ребёнок, изо всех сил стара-
ясь ради маминой любви достичь
максимальных успехов, обучается
всем этим навыкам довольно бы-
стро. но чаще всего за счёт разви-
тия своей эмоциональной сферы.
Человеческий мозг — структу-
ра пластичная. Если получает ко-
манду что-то усвоить, усвоит обя-
зательно. но для этого придётся
немного «откусить» необходимой
для лишней работы энергии, пе-
рераспределить её, пожертвовать
другими процессами.
Юный человек забит знания-
ми под завязку, у него нет ни сво-
бодной секунды, ни свободного
места внутри, чтобы эти знания
как-то переварить, усвоить (не за-
помнить!), найти им место в своём
опыте.
ни синтеза, ни интеграции не
происходит. Всё лежит мёртвым
грузом. Забивает пространство
внутреннего мира, не даёт юному
человеку пробиться к самому се-
бе. для этого нужны досуг, свобод-
ные часы, иногда дни, ничем не за-
полненные. Вспомните русскую да
и зарубежную классическую лите-
ратуру, где главный герой на на-
ших глазах превращается из ре-
бёнка во взрослого. детские, от-
роческие годы полны раздумий,
одиночества, внутренних собы-
тий. для всего этого нужно время,
не заполненное обучением, спор-
том, развитием навыков.
ужасная получается история:
добросовестные родители, изо
всех сил стараясь оградить ребён-
ка от улицы и дурного влияния,
лишая свободного времени и воз-
можности остаться наедине с со-
бой и своими мыслями, получают
«на выходе» довольно инфантиль-
ное существо, не способное не то
чтобы осознать свои желания, по-
требности, устремления, а даже и
представить, что они могут быть.
как у плохого огородника: от усер-
дия и тревоги перебрали с удоб-
рениями, а кислород перекрыли.
вита МаЛЫГиНа.
http://mel.fm