Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 4 (141), апрель 2016 г.
библиоТЕкА
Зачем нужно читать книги?
Какая польза от чтения? Все мы с
детских лет знаем, что книги чи-
тать полезно. Тем не менее сей-
час такое время, что этот вопрос
нужно поднимать снова и снова.
Развитие творческой
составляющей личности
Главное преимущество чтения
книг в том, что в процесс чтения
вовлекаются ум и воображение.
Вы невольно становитесь участ-
никами творческого процесса со-
здания художественного произве-
дения. именно создания, а не по-
требления. Автор произведения
зафиксировал на бумаге своё ви-
дение мира своими словами и по-
нятиями. Читатель же интерпре-
тирует эти понятия по-своему и
создаёт свой внутренний мир из
своих художественных образов.
Художественное
произведение
преломляется через личность чи-
тателя и становится новым, лич-
ным произведением.
Во время чтения активно ра-
ботает воображение. А зачем нуж-
но это воображение? Может, оно
нужно только креативщикам из
рекламного отдела, чтобы создать
забористый рекламный плакат,
который бы своей художествен-
ной ценностью цеплял водителей
такси и пассажиров маршруток,
проезжающих мимо бигборда, на
котором будет размещаться это
творение?
Вовсе нет. Воображение нужно
нам намного чаще.
Воображение
вносит
эле-
мент творчества в нашу повсе-
дневную жизнь. богатое вообра-
жение необходимо для того, что-
бы быть интересным собеседни-
ком, чьё творчество не ограничи-
вается перечислением последних
новостей, последних шуток из со-
циальных сетей и острот из кВн
и «Comedy Club». дело в том, что
большинство ваших знакомых и
без того в курсе этих растиражи-
рованных «приколов», поэтому
никакой ценности для обсужде-
ния они не представляют. Всё, что
становится продуктом массового
потребления, перестаёт быть цен-
ным. Ценны именно ваши мысли,
которые возникли у вас в процес-
се общения с человеком. но если
у вас нет воображения, вы не смо-
жете ничего особенного, личного
привнести в отношения.
конечно, ваша уникальная
история жизни всегда будет иметь
ценность, её весёлые и грустные
эпизоды, потому что это вы сами.
Вы стали тем, кем вы есть благо-
даря этим историям. но что вы бу-
дете рассказывать, когда все исто-
рии закончатся?
Чтение и семья
как ни странно, но творческие
качества напрямую влияют на те-
чение семейной жизни супругов.
статистика гласит: наивысший про-
цент разводов у семей, которые
прожили 5–7 лет в браке. 5–7 лет
— это как раз тот возраст семьи,
когда супруги хорошо узнали друг
друга, услышали все истории и не
ждут ничего нового друг от друга.
А читающий человек, человек
с хорошим воображением, всегда
сможет внести творчество и но-
визну в любые взаимоотношения.
Верно и обратное: собеседник,
чей духовный мир подпитывает-
ся из водосточной трубы телеви-
зора, будет ограничен в своих воз-
можностях к общению и развитию
взаимоотношений.
Чтобы интеллект
был в форме
Если вы привыкнете читать
книги, ваш мозг всегда будет «в
тонусе» и вам не сложно будет ре-
шать возникающие задачи. При-
вычка мыслить — хорошая при-
вычка. ни один созидательный
процесс не обходится без исполь-
зования интеллектуальных спо-
собностей.
но не стоит путать читающего
человека с увлечённым телезри-
телем. и тот и другой вовлечены
в процесс получения и обработ-
ки информации, но от последнего
в наименьшей мере требуется мы-
слительная активность. Визуаль-
ный ряд новостей сопровождает-
ся готовыми видеообразами, так
что вам в сознание затолкают го-
товый продукт и от вас не потре-
буется никакого участия, разве
что шире открыть глаза и уши. По-
этому человека, который потреб-
ляет поток информации через ви-
зуальные сМи, можно назвать по-
требителем, а читающего челове-
ка —мыслящим и созидающим.
Переменчивая ценность
информации
существует такое понятие:
если нам что-то достаётся с тру-
дом, такая и цена этой вещи.
Раньше книги чего-то стоили.
сейчас же они в буквальном смы-
сле не стоят ничего. В течение
нескольких минут в интернете
можно найти любую популярную
книгу и скачать её на компьютер
или смартфон. именно такая то-
тальная доступность и обесце-
нивает книги. Получается пара-
доксальная вещь: имея полный
доступ к информации, человек
пользуется только самыми не-
достойными её образцами. нахо-
дясь в пяти минутах от мирового
культурного и интеллектуально-
го наследия, драгоценных трудов
и книг, мы ленимся протянуть ру-
ку, чтобы взять их. ничего не де-
лаем, чтобы приобщиться к ми-
ровым культурным ценностям и
к культурным ценностям нашей
страны.
А ведь нечитающие люди —
это люди без корня, которые ни-
чем не связаны со своей страной,
не знают её культуру и историю.
Чистая пища для ума
кроме того, книги, как прави-
ло, аполитичны, по крайней ме-
ре, по сравнению с государствен-
ными сМи. особенно аполитич-
на классика. Так что, читая про-
изведения классиков, вы може-
те быть спокойны за чистоту моз-
га — признанные классики впра-
вят вам его. Ведь не секрет, что
традиционные сМи используют-
ся для пропагандистских целей,
они вводят нас в искусственный,
ими созданный мир, чтобы про-
извести подмену понятий и при-
менить методы программирова-
ния. Традиционные сМи не забо-
тятся о вашем интеллектуальном
здоровье и о том, чтобы вы зада-
вали себе вопросы и стимулиро-
вали мыслительную активность.
Возможно, вас хотят завести в ту-
пик и что-то вам навязать.
классический пример подоб-
ного манипулирования: прода-
вец-консультант спрашивает че-
ловека, рассматривающего по-
нравившийся товар: «Вы будете
оплачивать наличными или кар-
точкой?» Человек ещё не решил,
будет ли он вообще что-либо по-
купать, а его уже тянут за уши к по-
купке. Его загоняют в такие рамки,
в которых ни один ответ не будет
правильным.
Если же читать произведения
льва Толстого, то там вы найдёте
нехитрые вопросы, которые бу-
дут задевать вас за живое и по-
буждать серьёзно задуматься над
вашим отношением к жизни и к
людям. Его произведения будут
затрагивать интеллектуальные и
духовные струны вашей личности.
современные средства массо-
вой информации и связи отбили
у людей желание читать. именно
этих врагов вам нужно победить,
если вы хотите быть творческой,
самостоятельно мыслящей лич-
ностью.
Никита БоНДарЧиК.
http://real-books.ru
С
уществуют серьёзные ис-
следования,
доказываю-
щие
непосредственное
влияние чтения на мозг,
не сравнимое ни с какими
«развивающими» компьютерны-
ми играми...
биология мозга читающего че-
ловека меняется, что позволяет
испытывать физические ощуще-
ния во время чтения. как устано-
вил университет Эмори, измене-
ния сохраняют свою силу минимум
пять дней после прочтения произ-
ведения. был проведен экспери-
мент, в ходе которого группе до-
бровольцев предлагали прочитать
триллер. В течение пяти последую-
щих дней проводилось МРТ-скани-
рование мозга.
оказалось, на протяжении все-
го этого периода отмечались повы-
шенные уровни активности связей
в левой височной коре, отвечаю-
щей за язык. То же происходило в
центральной борозде, разделяю-
щей сенсорную часть коры от дви-
гательной. Тут включается явление
«переноса»: человеку достаточ-
но подумать о беге, чтобы нейро-
ны, отвечающие за него, активизи-
ровались. Чтение — сложнейшее
упражнение для мозга. В этом его
польза и это же причина трудно-
стей в обучении чтению и письму...
новейшее МРТ-исследование
подтвердило, что при чтении за-
действовано большинство выс-
ших зон мозга. А значит, чтение
можно рассматривать как лучшее
упражнение для поддержания
мозга «в форме»... обучение чте-
нию и письму рассматривалось
всеми цивилизациями как ключе-
вая ступень в интеллектуальном
развитии человека. За подобным
представлением стоит не толь-
ко «внешняя» полезность чтения/
письма, но и сам способ функцио-
нирования нашего мозга. Мозг че-
ловека, умеющего читать, работа-
ет заметно более сложным обра-
зом, чем мозг неграмотного.
Причём мозг человека, упраж-
нявшегося в чтении в детстве,
умеет лучше активировать все
свои ресурсы, чем мозг челове-
ка, обучившегося грамоте, уже бу-
дучи взрослым. В ходе экспери-
мента добровольцам предъявля-
ли различные тестовые задания,
включавшие в себя распознава-
ние предметов, лиц, устных сооб-
щений, письменных предложений
и математических задач.
Выяснилось, что у грамотного
человека при распознавании тек-
ста значительно более интенсив-
но начинает работать зрительная
зона коры головного мозга, акти-
вируются области, ответственные
за обработку звуковой информа-
ции, и одновременно включается
несколько других мозговых цен-
тров. но не только это характери-
зует работу «грамотного мозга».
даже при восприятии только уст-
ной информации у грамотного че-
ловека начинает более интенсив-
но, чем у неграмотного, работать
фонологическая область и вклю-
чаются несколько других зон. осо-
бо интенсивно при чтении рабо-
тают зоны в височной и затылоч-
ной долях коры левого полушария
мозга (характерно, что многие из
этих зон связаны с распознавани-
ем лиц). наиболее же важной для
чтения оказалась область схожде-
ния затылочной и височной долей.
Причём настолько, что эта об-
ласть претерпела заметные из-
менения в т. ч. у тех, кто научил-
ся читать, будучи взрослым. дан-
ных о том, что конкуренция меж-
ду чтением и другими видами де-
ятельности снижает качество по-
следних, пока нет. исследователи
надеются выяснить этот вопрос в
следующих экспериментах…
итак, можно смело утвер-
ждать, что чтение — одно из са-
мых лучших упражнений, которое
позволяет поддерживать в фор-
ме весь мозг. Тем более это важ-
но, учитывая, что такие конкурен-
ты чтению, как «развивающие»
компьютерные игры , показали се-
бя как весьма сомнительные «тре-
нажеры для ума». особенно же
упражнение мозга чтением долж-
но быть актуально для людей, ко-
торым необходимо восстановить
работу мозга после тяжёлых травм
или инсульта. известно, что мозг
— очень гибкий орган, и если, на-
пример, у него повреждается один
из «модулей», то его функцию пы-
таются выполнять другие.
и если человек продолжает
интенсивно тренировать эту функ-
цию, то она может восстановить-
ся практически полностью. Полу-
чается, что обычное чтение здесь
должно очень помочь… Ещё одно
важное следствие из результатов
исследования: трудности при об-
учению чтению и письму — есте-
ственны. Если ребёнок (а тем бо-
лее взрослый) не может с лёгко-
стью освоить этот с виду обычный
вид деятельности, то теперь сле-
дует помнить: то, что кажется эле-
ментарным внешне, на самом де-
ле одна из самых сложных задач,
которую только решает мозг чело-
века… общий вывод: постоянное
упражнение в чтении не только
улучшает это самое чтение и, на-
пример, расширяет кругозор, но и
повышает эффективность работы
мозга практически во всех сферах
деятельности человека… В рабо-
те «сущность и Разум» можно под-
робней ознакомиться с принципа-
ми работы мозга, природой крат-
ковременной и долговременной
памяти и многими другими «пара-
доксами» природы...
илья ПаНиН.
Книги развивают мозг
Гимнастика
для ума