«Родовая Земля»
№ 6 (143), июнь 2016 г.
20 • осознанное родительство
Жить настоящим
Дети учат нас способности
жить настоящим (здесь и сей-
час). У взрослых людей очень
много времени проходит в мы-
слях о будущем и в воспомина-
ниях. Многие люди живут одни-
ми воспоминаниями. Многие —
одними мечтами. И что интере-
сно, ни среди «мечтателей», ни
среди «вспоминателей» счаст-
ливых людей вы не обнаружи-
те. Счастливы лишь те, что жи-
вут настоящим. Дети же живут по
принципу «есть только миг меж-
ду прошлым и будущим — имен-
но он называется жизнь», и во
многом это объясняет то, поче-
му практически все дети, каки-
ми бы тяжёлыми ни были усло-
вия их жизни, счастливы.
12 уроков любви,
или Чему учат нас дети
Воспитание детей — задача не из простых и вместе с этим процесс инте-
ресный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На
Востоке говорят: «Настоящий учитель — это тот, кто готов учиться у каждого
встречного. А настоящий ученик — тот, кто видит в каждом своего учителя».
Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю
на семинарах по воспитанию детей: «Чему вы учитесь у ваших детей?» Аудито-
рия недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необхо-
димому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать
кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания
Жизни. Давайте задумаемся, чему же всё-таки могут научить нас наши дети!
Любить безкорыстно
Они наши учителя в развитии
способности к необусловленной
любви. Дети любят родителей не
за что-то, а потому, что любят (по
крайней мере, в младшем возра-
сте). Я рекомендую родителям са-
мим посмотреть мультик «Просто
так!» и учиться принципу безко-
рыстия у своих детей.
Быть психологически
гибким
Также мы можем, наблюдая за
своими детьми, учиться физиче-
ской и психологической гибкости.
Именно психологической гибко-
сти не хватает многим людям, ког-
да перед ними возникают слож-
ные проблемы.
Быть открытым
Маленький человек открыт
миру, а потому и мир открыт ему.
Большинство взрослых «запира-
ют дверь» в своё сердце. В какой-
то степени это необходимо, ибо,
учитывая несовершенство лю-
дей, можно предположить, что в
«открытое сердце» могут, изви-
ните, нагадить. Но постоянная за-
крытость приводит к негативно-
му восприятию мира и себя в нём.
И отношение мира к человеку, ко-
торый всё время закрыт для него,
соответствующее.
Уметь удивляться
Дорогие взрослые, а вы дав-
но удивлялись? Наши дети при-
шли, чтобы научить нас способно-
сти удивляться. К сожалению, ча-
сто приходится слышать, как мно-
гие взрослые с гордостью заявля-
ют о том, что их уже ничем нельзя
удивить. Чем тут гордиться — не-
понятно. Отсутствие способности
удивляться у взрослого человека
вовсе не говорит о том, что он стал
очень мудрым. Напротив, мудрец
удивляется каждый миг самым
простым (в нашем понимании) ве-
щам: травинке, листу, упавшему с
дерева, солнечному лучу и т. п.
Вести себя естественно
Вы наверняка обращали вни-
мание на то, насколько естест-
венны и просты дети. Поведе-
ние взрослого человека во мно-
гом неестественно. Оно обуслов-
лено различными правилами,
установками, привычками, зако-
нами, которые определяют нашу
социальную жизнь и в большин-
стве своём не являются природ-
ными.
Радоваться без причины
Ещё один урок нам, взрослым,
— это способность детей к нео-
бусловленной радости. Радость
взрослого человека в подавляю-
щем большинстве случаев связа-
на с чем-либо: радость от встречи
с другом, радость от вовремя вы-
данной зарплаты, радость от хо-
рошего урожая на огороде и т. п.
Есть и другие радости. Морис Ме-
терлинк в «Синей Птице» указы-
вает на следующие Великие Ра-
дости: «Великая Радость — Быть
Справедливым», «Радость Быть
Добрым», «Радость Завершённого
Труда». «Радость Мыслить», «Ра-
дость Понимать», «Радость Созер-
цать Прекрасное», «Великая Ра-
дость Любить» и др. Но все эти ра-
дости, и великие, и мелкие, лишь
частички единой, настоящей ра-
дости—радости, обитающей вну-
три нас, для которой, собственно-
го говоря, и причины особенно не
нужны. Все наши мелкие или да-
же «великие» радости являются
лишь поводом для проявления
той настоящей радости, которая
есть в каждом из нас. Чем больше
таких поводов для её проявления
будет, чем чаще она будет про-
являться, тем скорее мы сможем
приблизиться к такому состоянию
души, когда радость, безпричин-
ная радость будет наполнять сво-
им светом каждый прожитый на-
ми день.
Разрушать стену
условностей и шаблонов
А замечали, что у детей отсут-
ствуют условности и ограничения,
стереотипы и шаблоны? Чем стар-
ше человек становится, тем боль-
ше его ум «опутывают» разно
образные условности и ограниче-
ния, а стереотипы «создают» свое
образную стену, из-за которой не
видно новых путей. Общение с
детьми, сознательное желание у
них научиться чему-либо может
помочь если не разрушить эту сте-
ну и порвать путы, то хотя бы осла-
бить их воздействие.
Легко принимать
новое в жизни
Лёгкость в восприятии нового
— ещё один ценный урок, приго-
товленный нам нашими детьми.
Объяснение того, почему чело-
веку так трудно приспособиться к
изменениям, лежит в его природ-
ном консерватизме, который яв-
лялся и, наверное, и сейчас явля-
ется необходимым условием вы-
живания. Любое действие чело-
века, раз оно не привело в прош-
лом к гибели, уже имеет опреде-
лённое преимущество перед дру-
гими, неопробированными дей-
ствиями, уже даёт некоторую га-
рантию выживания, и организм
стремится повторить его и прев-
ратить в привычку. Поэтому кон-
серватизм — вполне природ-
ное явление, свойственное всем
живым существам. Но у челове-
ка консерватизма должно быть
в меру, иначе никакого развития
не будет.
Оставаться творческой
личностью
Очень верно заметил Г. К. Че-
стертон: «Все мы гении, пока нам
не исполнится десять лет». И дей-
ствительно, всем детям (пока ро-
дители, детский сад и школа не
«заблокировали» им каналы твор-
чества) свойственно постоянное
творчество. Родители, которые
понимают это и стараются, что-
бы творчество было частью и их
жизни, позволяют ребёнку остать-
ся творческой личностью и тогда,
когда он вырастет.
Фантазировать
Многие взрослые люди живут
мечтами. Мечтательность, воз-
можно, в какой-то степени и хо-
рошее качество, но только в том
случае, если мечтаем мы в ме-
ру (иначе мечты заслоняют ре-
альность и возникает множест-
во проблем). А ещё лучше, если
человек с возрастом не утратил
способность жить в стране Фан-
тазии. В детстве мы все были жи-
телями этой страны, но по мере
взросления покидали её. И толь-
ко немногие взрослые могут хотя
бы изредка в неё возвращаться.
Не стоит думать, что время, про-
ведённое в стране Фантазии, про-
падает зря, напротив, это не толь-
ко великолепный отдых, но и ко-
лоссальный толчок к развитию
(да и для здоровья весьма полез-
но). Так что учитесь фантазиро-
вать вместе с детьми!
Быть счастливыми
Ну и, конечно, нам стоит по
учиться у детей способности
быть счастливыми. Русский фило-
соф Григорий Померанец писал:
«Можно быть счастливым безпри-
чинно. Можно быть счастливым,
несмотря на неудачи, даже несча-
стья. Ребёнок всегда способен к
счастью и счастлив, когда играет,
когда чувствует любовь матери и
любит её. А многие большие люди
слишком озабочены для счастья.
Они думают о завтрашнем дне
(или о вчерашнем), о том, какие
несчастья были с ними или могут
быть, каких внешних условий сча-
стья им не хватает, с утра до вече-
ра делают работу, которая сама по
себе не радует их, лишь бы не уме-
реть под забором, и проходят ми-
мо счастья, которое всё в настоя-
щем, в сегодняшнем дне и не в ве-
щах, а в нашей способности откли-
каться вещам — простым, естест-
венным, дарованным: небу, дере-
ву, человеку».
И если мы, взрослые, способ-
ны откликаться этим 12 урокам
любви, предлагаемым нашими ма-
ленькими учителями, значит, мы
готовы стать любящими родителя-
ми. Тогда наши отношения с деть-
ми будут праздником естествен-
ной жизни и безусловной Любви!
Сергей Аваков,
специалист в области восточной
психологии и философии, ученик
известного американского психоло-
га Джона Фэйворса, член ЮНЕСКО.
www.psiholog3000.ru