«Родовая Земля»
№ 8 (145), август 2016 г.
20 • путь к себе
Ж
иву я (как вы, воз-
можно, знаете) в лесу,
довольно дремучем
лесу, судя по тому, что
народ, который дохо-
дит в гости, спит немало и в удо-
вольствие. С некоторых пор захо-
телось мне стать ведьмой, Бабой
Ягой. Даже не уверена, что слово
«захотелось» тут хорошо подхо-
дит. Может быть так: пришло вре-
мя мне стать…
Теперь с другой стороны. Как
говорят в сказках: «а в это вре-
мя…». Подросло поколение дево-
чек и мальчиков (7–14), воспитан-
ных замечательными родителя-
ми (30–40), креативными, думаю-
щими, читающими, увлечёнными.
(Очень я люблю и тех, и других.)
Одна из тем современного ум-
ного воспитания — инициации.
С некоторых пор мы стали об-
ращать на них внимание. Ритуа-
лы инициации — это реперные
(опорные точки) нашего психоло-
гического развития. В современ-
ном нормальном (нормопатоло-
гичном) социуме ритуалы иници-
ации сводятся к праздничным со-
браниям, речам и пьянкам, ну,
ещё экзаменам и спортивным за-
чётам. И в общем понятно, что в
этом случае никакой инициации
не происходит.
Инициация — это переход на
следующий виток развития. Это
всегда связано с напряжением,
болью, страхом и преодолением.
Ну разве что в экзаменах это ча-
стично сохраняется.
Тут вспоминаю историю с пер-
вой дочерью. В Текстильной Ака-
демии сессии сводились у них к
так называемым развескам. Вот
она не спит ночами пару недель, в
последние дни уже семья подклю-
чается, готовится десяток боль-
ших плакатов-коллажей в разной
технике. Потом надо всё это раз-
весить на выделенном участке
институтской стены, быть изгнан-
ной и трепетать до следующего
дня, представляя, как суровая ко-
миссия, обходя коридоры, разгля-
дывает и критикует, придирается,
язвит, уничтожает, оценивает… А
вот Варя (прям как в кино), разве-
сив свои труды, прилегла на сум-
ку за какой-то ширмой и уснула.
А проснулась, когда уже по пусто-
му гулкому коридору шла та са-
мая комиссия. Оставалось только
затаиться. О дальнейшем в пер-
вый раз она рассказывала со сле-
зами, довольно горькими. «Они и
не смотрят почти! Идут, болтают
о своём, сплетни какие-то! Меж-
ду делом так: Это чьё? Такой-то?
Ну, четвёрка, да? Хорошая ведь
девочка? А вот такой-то тройку
ставьте, она много мнит из себя…
и т.п. Они у моих работ и полмину-
ты не задержались и не говорили
про них ничего, а потом опять про
какой-то банкет и ещё что-то!..» И
тем не менее это была инициация.
Болезненная, напряжённая, трав-
матичная, оставившая шрам-на-
поминание о том, что что-то по-
нял, преодолел, с чем-то расстал-
ся, в частности с иллюзиями.
Так, кажется, я заблудилась.
Где печка?
Так вот. Милые такие мамы
учатся петь и рисовать, танцевать
и рассказывать (в свободное от
основной…), покупают хорошие
книги и знают, что до болезнен-
ного подросткового сепаратизма
ребёнок должен пройти важный
путь психологического роста и
становления. Я это условно назы-
ваю «дела Крошки Енота». Основ-
ное тут, конечно, встретиться со
страхами и смочь.
Крошка Енот—история яркая,
но не архетипическая. Смотрим
на сказки. Хоть тебе про Алёну-
шек-Иванушек, хоть про Гензе-
лей-Гретелей. Девочки там стар-
шие сплошь, потому как взросле-
ют они раньше и мальчишек тут за
собой тянут. Мальчишки часто вы-
ступают зачинателями и причи-
нами приключений, а вот разгре-
бать — девчонкам. Исключение
— чисто пацанские истории вро-
де Мальчика-с-пальчик.
Ну, я буду о Девочке и её/на-
шей встрече в дремучем лесу. Го-
ворят, сейчас на разных продви-
нутых тренингах объясняют, что
девочка в 7–12 лет должна встре-
титься со Старой Ведьмой, Бабой
Ягой. Меня уже несколько чело-
век спрашивали: а не могу ли я? А
откуда я знаю, могу ли? А вот полу-
чилось вроде. О том и собиралась
рассказать.
Девочка, назовём Машенька,
8 лет, растёт с мамой и бабушкой.
Очень яркая, умная, развитая, ак-
тивная. Довольно самостоятель-
ная. Немалый опыт путешествий
с мамой. Отдыхает от трудов в со-
седней деревне у бабушки. У нас
была несколько раз со старши-
ми в разные годы, дружим давно.
И вот у неё возникает спонтанная
идея: «хочу в Милое на несколько
дней». Слышала, что у нас котята,
щенята и козлята, батут, ну, маль-
чик-дружок её давнишний… Ма-
ма с бабушкой в некотором недоу-
мении, однако отпускают.
Прелюдия.
Машенька преодолела 10 км
пути разными способами, мно-
гое увидела по дороге, поела ягод,
умылась в речке… Прибыла на
место в приподнятом настроении.
Тут же кинулась всех рассматри-
вать, кормить и приручать… Ко-
тята! Они такие милые! Такие ма-
ленькие! Такие мягкие! …
Но вот беда-то: разделить вос-
торг не с кем. Местные обитате-
ли давно уже наигрались с котя-
тами и щенятами. А Баба Яга и во-
все строго наказала: «никаких но-
востей про котят!» (Ну надоело
просто…).
Акт первый. «Одиночество»
или «Ой, я не дома».
Итак, через несколько часов,
оббежав, потрогав, поиграв, по-
пробовав…, затосковала. Вдруг
она обнаружила, что одна-одинё-
шенька в чужом, хотя и не страш-
ном пространстве и окружении.
Одна. Даже позвонить маме нель-
зя. (Это важно, потому часто спра-
ведливо запрещают гаджеты). У
нас просто связи нет. И, кстати,
в мир электронный тоже не уй-
ти. Одна-единственная новая ре-
альность. Реакция — грусть-то-
ска, «хочу домой». Тут выручает
простая удалённость, убеждение
«утро вечера мудренее». Я, БЯ (как
вам сокращение, а?), слегка так
утешаю, даю лживые обещания
(раскусить нетрудно, но приходит-
ся верить), отвлекающие задания-
занятия… Дети мои разделились.
Дочка немного утешает-развлека-
ет. Сын вредничает, пугает, интри-
гует. (У каждого свои процессы.)
Темнеет. Вот грустный момент.
Даже книжка, принесённая из до-
ма, кончилась. И хотя Машенька
спит в библиотеке, она кладёт ря-
дом свою, домашнюю книжку, гла-
дит картинки. «Не гасите, пожа-
луйста, лампу! Я первый раз буду
спать одна…». (В соседней комна-
те три человека спят, но вы пони-
маете!) Девочка рада бы ещё по-
болтать с кем-то или хоть что…
Но БЯ строга (сердита, зла), она
устала и хочет свалиться уже. Де-
ти местные каждый своим чем-то
занят или спят тоже. Машенька
встаёт в надежде найти какое-ни-
будь развлечение привычное, но
нет, дом спит, поскрипывая и шур-
ша, в постели не так страшно…
Занавес.
Занавес! Машенька встала по-
чти с рассветом. «Я никогда не
встаю так рано летом! А тут сол-
нышко! И петух!» Она рада и тре-
щит как утренняя птичка. А Баба
Яга реагирует как… как БЯ. Я уже
после дойки и покоса. Скоро зной
придёт с кусачими мухами. Мне не
до болтовни и длинных завтраков.
У меня в голове толчётся список
дел. Машенька отказывается от
предложения завтракать одной,
поваляться в постели или поиг-
рать. Она хочет участвовать в де-
лах. Предлагаю опять же пойти со
мной за ягодами и быть сразу пре-
провождённой к бабушке.
Ответ неожиданный: «Можно
я пойду с тобой за ягодами, потом
вернусь, поем кашу, и уж тогда с
чистой совестью домой!?» Сме-
юсь. Идём в лес. Занавес.
Перед занавесом я выхожу по-
рассуждать.
Почему БЯ сердитая? Вот я сра-
зу вспоминаю своего папу, как я
его спрашиваю: «Пап, ты чего сер-
дитый?» Он удивляется: «Я не сер-
дитый!» — «А чего лицо такое?»
— «Я серьёзный, я думаю». Чест-
но говоря, в детстве я не очень ве-
рила. А сейчас и меня порой дети
спрашивают: «Ты сердитая?», ког-
да задумаюсь.
Почему слова такие? Сердить-
ся, сердитый. Мне кажется, од-
нокоренные — сердце, сердеч-
ный… Мне кажется, близкое: со
средоточенность. У стариков ча-
сто такое выражение лица…, гра-
ница тонкая… Сосредоточен-
ность: дойти, не упасть, не уро-
нить, не забыть, напряжение моз-
га, одновременно прислушива-
ешься к болячкам, к тому самому
сердцу…
Вот у меня как раз в этот день
было в лесу: вдруг как защеми-
ло… страшно. Думаю, звонить до-
чери или не пугать, посидеть по-
дышать? А если не отпустит? Когда
меня найдут и в каком виде?.. Как
думаете, какое лицо было?
Стариковская жизнь требует
сосредоточенного внимания в те-
ле и мелочах вокруг. Потом, на-
верное, лет через 10–20 привыкну
и буду, благодушно улыбаясь, пла-
вать в этом новом пространстве.
А сейчас, пока это вновь, как буд-
то электричество в первый раз чи-
нишь…
В лесу много-много красиво-
вкусной земляники и черники. А к
ним крапива, комары, слепни. Ма-
шенька молодец, тренирована ба-
бушкой. Она продержалась час.
Наелась, собрала немного в паке-
тик маме.
К сожалению, заставлять чу-
жих детей трудиться — это сов-
сем моветон (дурной тон, непри-
лично) теперь. Ни они, ни их роди-
тели не смогут понять (даже близ-
кие друзья), что это насилие! Вот
есть можно заставлять, это допу-
стимо. Странно, правда?
Опять отвлеклась. Итак, я со-
бираю ягоды. А девочка, наев-
шись, устав, начинает вежливо ин-
тересоваться: «а когда?», «а скоро
ли?» (это воспитанный ребёнок,
не хнычет, не требует). А я серди-
тая. Мне же нелегко эти ягоды да-
ются. Они требуют сосредоточен-
ности. Если сейчас уйду, кто зна-
ет, когда ещё выберусь. Мне не до
вежливости.
— Хочешь — иди. Твой дом—
там, наш — там. Расстояние, кста-
ти, примерно одинаковое.
Машенька:
— Я бы к вам пошла.
— Ну иди, дорога одна, не за-
блудишься.
—Но…мне немного…страш-
но одной.
— А ты собак возьми.
Две наши собаки, белая и чёр-
ная, сами сыты уже лесом и ра-
достно поддерживают идею «до-
мой», прям вперёд бегут. Гуси-ле-
беди фиговы.
Маша рада, они вокруг неё
вьются, прыгают, зазывают, а по-
том возвращаются ко мне в чер-
ничник, проводив её полдороги и
бросив в лесу.
Вот, собственно, и вся история.
Никаких волков и людоедов.. Хотя
следов звериных, треска и шоро-
хов в нашем лесу достаточно, что-
бы почувствовать себя...
Потом Машенька радостно ку-
пается в реке, играет с откуда ни
возьмись взявшейся подружкой.
И настойчиво ищет провожатого
домой. До заката чтобы.
Завершение, возвращение то-
же важно. Всякое приключение
должно завершиться.
Машенька добивается воз-
вращения домой вопреки пред-
ложенным вариантам по-свое-
му. Хоть на час раньше. И ника-
кие «давай завтра? Так всем удоб-
нее…». Тут уж она свою волю под-
ключает и свои средства…
И плохая новость для роди-
телей. В лучшем случае вы ниче-
го не узнаете. Если ребёнок при-
вёз из самостоятельной поездки
(в лагерь или в гости) выученный
рассказ, фотоотчёт, сувениры…, у
вас всё в порядке с безопасностью
и контролем, ставьте себе галку в
табель родителя, отчитайтесь и
своим родителям… Инициация-
ми тут не пахнет. Они всегда хоть
маленькое, да таинство.
Насчёт моей этой Машеньки я
спокойна. У неё правильные мама
и бабушка, достаточно занятые,
чтобы приставать с расспросами.
Опыт становления Бабой Ягой
n
Юлия Жемчужникова
пос. Милое, Калужская обл.
youzhe@yandex.ru