Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 8 (145), август 2016 г.
28 • летопись
П
очему русские былины из-
менялись только внешне,
сохраняя суть? Где на са-
мом деле жил Илья Муро-
мец и кто такой Идолище
Поганое? Зачем Илья Муромец хо-
тел разгромить Византию? Почему
былинный Киев стоит не на Днеп-
ре, а на Дунае? Могла ли Древняя
Русь граничить с Италией? Отку-
да в былинах столько «языческих»
обрядов и символов? Каким был
обряд похорон знатных людей в
Древней Руси? Был ли Князь Вла-
димир Красно Солнышко русских
былин тем человеком, который
крестил Русь? Каков возраст рус-
ского эпоса? О том, какая инфор-
мация зашифрована в русских бы-
линах, рассказывает историк, пи-
сатель, специалист по дохристи-
анской Руси Лев Прозоров.
А знаете ли вы, что Русский на-
род — один из немногих наро-
дов мира, сохранивший богатей-
ший, крупнейший национальный
эпос? Былины — то немногое, что
всем известно про Илью Муромца
и Соловья-Разбойника, про Алёшу
и Тугарина... Масса героев, масса
сюжетов, масса событий…Веками
сказители пересказывали, пере-
ходили в семьях от бабки к внучке,
от деда к внуку предания о бога-
тырях. Священным долгом своим
считали сказители рассказывать,
ничего не меняя, хотя и не всег-
да это удавалось, потому что вре-
мя шло, изменялась жизнь, изме-
нялся мир и какие-то изменения
сказывались на былинах. Появля-
лись какие-то новые персонажи,
новые имена, потому что старые
имена звучали не совсем понятно:
Хотин превращался в Фотия, Леш-
ка в Алёшу и т. д.
Простой пример. Былина об
Илье и Идолище Поганом перво-
начально в самых древних своих
записях XVII века, ещё до Петра,
повествует о том, что Илья отпра-
вился в поход на Царь-град, а Идо-
лище Поганое был слугой царь-
градского кесаря, царь-градским
богатырём, и собирался разорить
Русь ради приказа своего покро-
вителя — византийского импе-
ратора. И когда Илья со своими
сподвижниками под видом калик
перехожих пробрался в Царь-град
и побил идолище, тем самым он
спас Русь от набега, спровоциро-
ванного византийцами.
Впоследствии, когда на Рус-
ский Север, где веками храни-
лись былины, хлынул поток старо-
обрядцев, скрывающихся от пре-
следований никоновских и пет­
ровских, а старообрядцы очень
почитали Царь-град как центр
византийской веры, стало как-
то немножко «неудобно» описы-
вать ситуацию, когда русский бо-
гатырь (а Илью в XVII веке задним
числом записали в православные
святые), да ещё и святой, воюет
со святым городом Царь-градом.
И поэтому Идолище сделали уже
не слугой, а пленителем, захват-
чиком царь-градского императо-
ра, а Илья стал спасителем свято-
го города от захватчика, от него-
дяя такого. Но и это впоследствии
сказителям показалось уж, види-
мо, слишком далёким, и былина
претерпела ещё одно изменение.
Её сюжет переместился в Киев, и
Илья спасал Русь уже в Киеве. Но
тем не менее, несмотря на все эти
перемены, очень многое сохрани-
лось с древнейших времён.
Отголоски былинных преда-
ний мы встречаем в записях ара-
бов X века Ибн Фадлана, Ибн
Рушда. И получается, что в X веке
уже сложенные былины были из-
вестны, исполнялись, их слышали
арабские путешественники. Полу-
чается, что былины сложились в
языческие времена. Если мы при-
смотримся к текстам былин, то об-
наружим: да, сложились в языче-
ские времена. Когда враг подхо-
дит к городу Киеву и Владимир
Красное Солнышко, испуганный
этим, собирается бежать, княгиня
говорит ему: «Не бойся, а пойди
ты в божью церковь и молись бо-
гам нашим могучим». Из этого уже
видно, что изначально там, конеч-
но, была не церковь, раз Влади-
миру предлагается поклониться в
этой якобы церкви богам могучим.
В былинах сохранилось опи-
сание языческого обряда погре-
бения — в былине про Михаила
Потыка. Погребение в ладье, в ко-
лонне белодубовой, обитой тёсом
по бортам, вместе с конём, вместе
с женой. Такие обряды, конечно,
в ближайшем окружении князя,
то есть в той среде, которая пер-
вой должна была отступиться от
древней веры, могли совершаться
только в языческие времена. Ибн
Фадлан, живший ещё до креще-
ния Руси, описывал вещи, явно пе-
ресекающиеся с былинами.
«Ну как же так, — могут спро-
сить меня, — ведь Владимир-то у
нас Красное Солнышко традици-
онно считается тем самым Влади-
миром, что крестил Русь?» Получа-
ется, что не совсем так. В былинах
Владимира вплоть до конца XIX —
начала XX века никогда не называ-
ют Святославовичем. Его везде на-
зывают Всеславовичем. Этого ма-
ло. Где княжит Владимир? В Кие-
ве. А где стоит Киев? Всем понятно,
что современный Киев — столи-
ца Украины — находится на Днеп-
ре. В былинах он находится не на
Днепре. Если вы видели картину
Васильева «Рождение Дуная», то
помните, что, по былинному пре-
данию, Дунай-река зародилась из
Правда о Древней Руси
зашифрована в былинах
крови заколовшегося, бросивше-
гося на меч богатыря. Кстати, тоже
языческая черта, поскольку всем
известно, что христианство само-
убийство сурово осуждает, а вот
у русов-язычников был такой об-
ычай: когда человек обесчестил
себя, а Дунай себя обесчестил, по-
губив свою жену, доверившуюся
ему, он должен броситься на меч.
Так и делает Дунай в легенде.
Но делает он это под Киевом. И
под Киевом от его крови протека-
ет Дунай-река.
И это не единственный случай.
В другой былине Илья Муромец,
ведя на подмогу к осаждённому
очередным вражеским полчищем
Киеву своих соратников, вместе с
ними на конях перескакивает Ду-
най-реку. По Дунай-реке к Кие-
ву приплывает Дюк Степанович в
третьей былине. И таких приме-
ров множество.
Былинный Киев находится на
Дунае, и правит там не Владимир
Святославович, а Владимир Все­
славович Красное Солнышко. Это
совпадает с преданиями немец-
кими и шведскими о том, что Иль-
яз Русский, лучший воин русско-
го короля Вольдемара, сражался
ещё с готами и гуннами в стране,
которая граничила одновременно
с апулийскими землями в Италии
и землями вельтинов, то есть ве-
летов-лютичей — половских сла-
вян.
А если мы возьмём наши бы-
лины, найдём мы там упоминание
об этом? Найдём. В былинах упо-
минается, что Илья Муромец жил
несколько лет в тальянской земле,
прижил там дочь, которая потом
вернулась на Русь как богатырка и
вступила в поединок со своим ро-
дителем. И в былинах же упоми-
нается о том, что Киевское княже-
ство непосредственно граничит с
землёй поморянской, — ещё од-
но из названий земель балтийских
славян.
Таким образом, былины рус-
ские и немецкие и шведские пре-
дания по их мотивам указывают,
что былины гораздо древнее, чем
принято считать. И, как минимум,
уже при готах и гуннах они суще-
ствовали. Традиционно считает-
ся, что якобы там какие-то смеще-
ния произошли. Но это немножко
странно, потому что конунга Воль-
демара Конбергского, Владими-
ра Крестителя, скандинавы пре-
красно знали. И они не стали бы
хорошо знакомого им правителя
соседнего государства сдвигать в
древность готам и гуннам. Такого,
конечно, произойти не могло.
В частности, например, Влади-
мир Красное Солнышко в были-
нах ведёт себя совершенно не так,
как вели себя летописные князья
Киевской Руси, зато очень похоже
на то, как явно с песен русов опи-
сывал царя русов Ибн Фадлан. То
есть получается, что по былинам,
если посмотреть внимательно их
тексты, Русь былинная и Киев бы-
линный расположены не совсем
там, где мы их привыкли пред-
ставлять: не в Восточной, а в Цен-
тральной Европе. Недаром Илья
Муромец постоянно ездит по ла-
тынским, то есть римским, знаме-
нитым римским дорогам. И это,
кстати, совпадает с исследовани-
ями многих учёных, которые по
названиям местностей, по упоми-
наниям подчёркивают, что в Цен-
тральной Европе в среднем тече-
нии Дуная в средневековье долго
ещё помнилось о том, что там на-
ходилась ещё какая-то Русь, род-
ственная нашей. Видимо, памя-
тью о той Руси и являются дошед-
шие до нас сейчас, перенесённые
на нашу почву киевские богатыр-
ские былины.
http://slavyanskaya-kultura.ru.