Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛЬСТВо
Е
сли вы готовы пожертво-
вать вашей «правотой» и
начхать на ваши «не могу»
ради нормального будуще-
го детворы— способ есть.
1. Точно определите нежела-
тельное качество или поведение.
2. Точно определите, каким
образом ВЫ наГражДаЕТЕ ЭТо.
3. несмотря на внутренний
бунт и дискомфорт, перестаньте
это награждать.
4. несмотря на смущение и
страх, искренне награждайте то,
что желательно.
Если есть нужда избавиться
от чьих-то неприятных привычек,
домогательства или эпатажа —
способ тот же. Конечно, если че-
ловек вменяемый.
Самые устойчивые недостатки
могут испариться за месяц, если
это храбро и без фальши приме-
няется. Это работает с детьми, со
взрослыми, с марсианами, с жи-
вотными всех видов, потому что
это направлено на выживание,
процветание. Делать приятные
вещи всегда приятно!
«но это же всё равно, что дрес-
сировать собаку! а он — человек!
он же должен понимать!..» о, бо-
ги. он ниЧЕГо ВаМ нЕ ДоЛжЕн.
он должен только себе: улучшать
свою жизнь. Вы, простите, ХоТиТЕ
от него одно, а наГражДаЕТЕ сов-
сем другое, извините!
Мы, олухи-родители, легко
унижаем и с удовольствием впа-
даем в панику. но как мы боиМ-
СЯ сознательно награждать нор-
мальное к нам отношение! от сму-
щения нас прямо корчит. Подой-
ти к тринадцатилетнему сыну… и
искренне сказать то, что прячется
где-то на самом дне души: «Сын,
мне очень приятно, что ты сегод-
ня вовремя пришёл. и ты классно
выглядишь. Хочешь, сделаем тебе
причёску?..»
Слабо! «Столько раз его за это
ругал… Получится — он хоро-
ший, а я — сволочь? Унижаться?..
а он, значит, ничего не обязан?!»
и т. д.
наГражДаТЬ УСПЕХ — кон-
кретный человечный навык, с ко-
торым у нас хило. ну, конечно: на-
граждать тех, кто и так обязан?!
обязан быть хорошим ребёнком,
учеником, гражданином, сотруд-
ником?.. Солдатом, чтобы уми-
рать. обязан. Какая удобная жвач-
ка для лохов, и как легко мы на неё
подсели!
В природе нет ни одного сим-
биоза, где не соблюдался бы вза-
имовыгодный обмен. «Сделал то
— получишь это» — нормальные
партнёрские отношения. Если они
честно соблюдаются, мы прекрас-
но себя чувствуем, охотно работа-
ем, видим перспективы, уверены
в завтрашнем дне. работая, мы са-
ми требуем достойной награды. и
ничего не имеем против того, что-
бы нас дрессировали — платили
за то, что хотят от нас получить.
…а дрессура, как и воспита-
ние, может быть умной и глупой.
Партнёрской или подавляющей.
Всё зависит от дрессировщика. и
наша беда в том, что мы нЕ ВЛа-
ДЕЕМ ПроДУКТиВноЙ ДрЕССУ-
роЙ. Продуктивная дрессура —
просто разумные отношения, ког-
да один награждает желательные
действия другого, делая их прият-
ными.
Принципы
продуктивной
дрессуры описала этолог из СШа
Карен Прайор. Лет двадцать на-
зад в «науке и жизни» печаталась
её книжка «не рычите на соба-
ку!». Карен разглядела суть жизни:
стремление улучшить жизнь. Я от-
ношу эту книгу к шедеврам чело-
веческой этики.
Карен научилась дрессиро-
вать даже крабов: они звонили в
Как добиться от кого
угодно чего угодно
колокольчики. Поясню: краб —
жизнь, не отягощённая даже при-
вязанностями. Выживание в чи-
стом виде. но и он стремится улуч-
шить жизнь! и он будет работать,
если жизнь от этого становится
приятной. бейте меня, не пойму:
как можно отнимать эту прият-
ность у детей только на том осно-
вании, что они не крабы!?
Дрессура очень проста: любое
желательное действие неизменно
награждается. Важно:
а) награждать В То жЕ МГно-
ВЕнЬЕ, как только действие совер-
шено. иначе награда не связыва-
ется с действием и действие не
становится полезным для жизни;
б) награда должна быть доста-
точно маленькой, чтобы не отвле-
кать от работы и чтобы сохранял-
ся стимул получить её снова, а ра-
бота могла бы продолжаться.
Ежу понятно: здесь недопу-
стим даже намёк на наказание:
вся работа тут же будет отвер-
гнута, и дрессировщик — заод-
но. а если наказывать постоян-
но, живое существо просто бунту-
ет, озлобляется, а потом впадает в
апатию. Чё-то сразу представля-
ется школьный класс ... детсадов-
ская группа ... институтская ауди-
тория… Слава богу, мы там уже
могли заниматься чем угодно —
о, счастливые, вольные годы! об
армии вообще молчу. Семья. Се-
мья — туда же!
Так просто: награждай желае-
мое — и всё. на самом деле труд
не для олухов. Попробуйте посто-
янно, внимательнейшим образом
наблюдать за подопечным. Про-
пустил нужное поползновение, за-
мешкался с наградой — и всё по
новой!
Так же непросто верно опре-
делить желаемое действие. Как-то
мы попытались справиться с про-
блемой мокрых штанишек у доч-
ки моего приятеля. он стал на-
граждать лаской и вкусняшками
её плюхание на горшок. Через па-
ру дней она с энтузиазмом плю-
халась писать каждые полчаса…
а штанишки оставались мокры-
ми! Мы весело похохотали и стали
награждать сам, так сказать, про-
дукт…и дело исправилось.
награждённое действие за-
крепляется удивительно быстро.
Моя Юлька как-то проверяла сию
теорию со щенком Тяпкой. она
бросала тапок, Тяпка хватал и та-
щил его и тут же получал малень-
кий кусочек колбаски. они рабо-
тали всего часа два. а Тяпка две
недели растаскивал по веранде
всю обувь, с надеждой заглядывая
нам в глаза. и он абсолютно прав
— это его выживание!
Вы думаете, почему мы так
привязываемся друг к другу?.. Вы
думаете, почему мы с удовольст-
вием занимаемся своими хобби?
Да просто жарим шашлык, ходим
в баню, ездим на рыбалку?.. а ду-
маете почему не переносим то, в
гробу видали это?.. Порой доста-
точно только одного одобрения
от случайного встречного, чтобы
захотеть увидеть его вновь! и по-
рой достаточно одного унижения,
чтобы больше никогда, ни за что,
ни под каким предлогом!..
на своих семинарах Карен
проводит блестящую игру, мгно-
венно прочищающую воспита-
тельские мозги. Сразу становит-
ся ясно, как мы дрессируем друг
друга и почему это так проблем-
но. Действующие лица: дресси-
ровщик и зрители (одна компа-
ния) и зверь (пока что выдворен
за дверь).
Дрессировщик и зрители до-
говариваются о цели дрессуры:
зверь должен, например, взять в
руки карандаш и нарисовать кру-
жок (сплясать, включить свет…).
на арену приглашается зверь, он
в неведении. задача дрессиров-
щика: добиться желаемого от зве-
ря. награда — свисток или хло-
пок в ладоши. никаких подсказок,
жестов и мимики! Дрессировщик
не спускает глаз со зверя и награ-
ждает любые нужные поползно-
вения. зверь бдительно следит за
наградой и пытается найти нуж-
ные варианты. зрители в полной
экзальтации (шуметь нельзя!) бо-
леют за обоих.
на глазах у всех разворачи-
вается реальная модель жизни.
Успех зависит только от степени
взаимодействия. оно определяет-
ся внимательностью друг к другу.
Главное всеобщее прозрение: ни-
какое наказание не поможет зве-
рю понять, чего от него хотят. Это
—жизнь!
и вот наконец цель достигну-
та — есть! Толпа ликует, партнёры
— как сто лет знакомы, смущение
исчезает, лица розовеют, осанки
распрямляются, явственно слыш-
но, как шелестит ветерок душев-
ной свободы.
Поиграйте в эту игру с ваши-
ми детьми. Преодолейте смуще-
ние. научитесь быть хорошим зве-
рем. Потом хорошим дрессиров-
щиком. и вы увидите, что значит
партнёрство. Поиграйте друг с
другом, и вы обнаружите, что и ва-
ши проблемы вполне решаемы.
В своё время эта игра дала мне
больше, чем куча учёных книг!
итак, всё просто. разУМнаЯ,
ЭТиЧнаЯ жизнь с детьми — это
обычное партнёрство с людьми.
результат воспитания — сво-
бодный человечек, который рас-
тёт, развивается и помогает нам
по собственной воле и желанию.
Дети — это не «наши», а обыч-
ные свободные маленькие люди.
они это знают и терпеливо ждут,
когда ж наконец и мы это поймём!
наша задача — просто быть
для них нормальным окруже-
нием. Просто помочь вырасти и
стать собой. Постараться быть их
друзьями, а свои родительские
«долги» и амбиции засунуть как
можно подальше.
опыт показывает: если это
удаётся, вырастают классные ре-
бята! Самостоятельные, инициа-
тивные, этичные, активные, жиз-
нерадостные и здоровые. При
этом они обладают всеми права-
ми людей! они свободны распоря-
жаться своим телом, вещами, на-
мерениями и решениями и очень,
очень быстро перестают нуждать-
ся в нас. Это ужасно?.. ЭТо ПрЕКра-
Сно! Перестав зависеть, получа-
ешь возможность любить!
а нам тем более стыдно цеп-
ляться за них. Всё, что мы можем,
— быть инТЕрЕСнЫМи для них.
Выбросить из головы «житие ра-
ди» и прочую чушь и быть такими
же, как они: активными, деловы-
ми, жизнерадостными. Поверьте:
весёлые и независимые родите-
ли — мечта всех взрослых детей.
не о таких ли родителях мечтаем
мы сами?..
итак, выбор прост: страх или
свобода? быть или не быть? У ме-
ня уже нет сомнений.
Типа кодекс
родителя-не олуха
1. Начните с себя. Приме-
ните этот кодекс к себе. Ежу
понятно: дело-то не в детях!
2. НАГРАЖДАЙТЕ своим ре-
агированием и вниманием
только разумные, желательные
проявления и действия. Неже-
лательные мужественно игно-
рируйте.
3. НИКОГДА НЕ НАГРАЖ-
ДАЙТЕ безполезный процесс,
безрезультатное старание. И
всегда — результат, даже са-
мый незначительный. А круп-
ный успех — повод для насто-
ящего праздника!
4. ДЛЯ ЭТОГО научитесь
мыслить ПРОДУКТОМ. Всег-
да старайтесь учитывать отве-
ты на два вопроса: «Что в ре-
зультате?» и «Кому это выгодно
(необходимо)?»
5. Сделайте всё возможное,
чтобы дети как можно раньше
могли работать, зарабатывать
и увеличивать свою материаль-
ную независимость от вас.
6. Предоставьте ЧЕСТНУЮ
СВОБОДУ: решать за себя, но
и отвечать за последствия.
7. Хороший родитель стре-
мится как можно скорее пере-
стать им быть!
Трезво понимаю, что описал
здесь лишь малую толику вопро-
са, ни сном, ни духом не претен-
дуя на последнюю истину.
Николай куРДЮМов.
http://kurdyumov.ru.