Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
20 • оСознанноЕ роДиТЕЛЬСТВо
Как написать терапевтическую
сказку для ребёнка
Я
на Горбунова воспитыва-
ет сына (10 лет) и дочку (9
лет), которые вдохновили
её начать сочинять вол-
шебные истории. Яна ут-
верждает, что сказки — это пре-
красный способ общения с деть-
ми, и рассказывает, какие волшеб-
ства способны творить сказочные
истории.
—Яна, как вам пришла идея
писать сказки?
— Я мама двоих детей, и на
определённом этапе я обратилась
к детскому психологу. она посове-
товала рассказывать детям приду-
манные истории о них самих. Так
я начала писать сказки о мальчи-
ке Ване и девочке Маше. Со вре-
менем, увидев результаты, начала
писать сказки друзьям. Дети ре-
агировали так, что остановиться
было невозможно. Сейчас это моё
хобби и работа. Езжу на фестива-
ли, читаю множество литературы.
Приходится задумываться и ре-
шать проблемы с точки зрения ре-
бёнка, а не взрослого.
— Как именно работает
сказкотерапия?
— Всё предельно просто: де-
ти понимают язык сказок лучше,
чем нравоучения или нудные объ-
яснения взрослых. Слушая сказку,
малыш погружается в её действие
и переживает все приключения с
главным героем, проживает все
ситуации и перенимает опыт. Мо-
раль сказки впитывается сознани-
ем. Герои сказки — это друзья ре-
бёнка. именно поэтому к советам
в сказках дети прислушиваются с
гораздо большим вниманием. В
сказке показаны способы решения
сложных ситуаций. и поскольку
жизненный опыт детей ещё очень
мал, это прекрасная возможность
его накопить. Плюс остаётся время
на обдумывание и осознание всех
событий. и самое интересное —
ребёнок может задать все вопро-
сы, которые ему интересны, нахо-
дясь при этом в «зоне безопасно-
сти», не опасаясь критики за свои
поступки или мысли.
— При каких проблемах по-
могает сказкотерапия?
— Возможности этого метода
безграничны: начиная от простых
проблем (чистить зубы, убирать
игрушки) и заканчивая мораль-
но-этическими понятиями (что та-
кое добро и зло). Прекрасно сказ-
ка объясняет и учит опыту пове-
дения в конфликтных ситуациях.
Сказкой можно работать со все-
ми детскими возрастными стра-
хами (темнота, чудовища, насеко-
мые, смерть). Весь свой жизнен-
ный опыт, все моральные прин-
ципы и взгляд на жизнь родители
могут донести ребёнку при помо-
щи сказки.
— Как вы придумываете сказ-
ки?
— иногда быстро и легко. По-
рой сложно и долго. Самое глав-
ное — как можно больше узнать
о ребёнке, для которого вы сочи-
няете сказу: его привычки, что он
любит, какие-то его жизненные си-
туации. Тогда сказка будет «рабо-
тать». Чем больше таких совпаде-
ний главного героя с реальным ре-
бёнком, тем лучше результат. Да-
же взрослые, читая, проводят па-
раллели с героями произведе-
ний и оценивают их со своей точ-
ки зрения. Что говорить о ребён-
ке? он ассоциирует себя с глав-
ным героем, перенося опыт сказ-
ки в жизнь и стараясь соответство-
вать этому образу. обычно я узнаю
все возможные сведения о своих
«клиентах». именно мелкие дета-
ли (например, цвет куртки или по-
следний рисунок) заставляют де-
тей полностью погрузиться в сказ-
ку. очень важно понять, в чём на
самом деле проблема. Потому что,
если сказка не о том, что реаль-
но тревожит ребёнка, результата
не будет. например, мальчик че-
тырёх лет грыз ногти. Мама попро-
сила написать об этом сказку. Мы
начали разбираться, и оказалось,
что он просто боится громких зву-
ков в новом многоквартирном до-
ме, куда семья недавно перееха-
ла. Грызение ногтей — это просто
нервное проявление страха.
После выяснения первопричи-
ны страхов или проблем начина-
ется процесс творчества. Сажусь
и пишу. Какие-то идеи приходят
сразу, какие-то по многу раз пе-
реписываю. Лучшие слушатели и
критики —мои дети.
— Расскажите историю, ког-
да сказки помогли ребёнку
справиться с проблемой?
— расскажу историю, которая
тронула меня больше всего. В се-
мье, где уже были две дочки-по-
годки, появился младший брат.
Девочкам 9 лет и 7,5 года. Стар-
шая дочь очень сложно воспри-
нимала появление братишки, тем
более что младенец был долго-
жданным и все ему радовались.
но ревность и «голод» по мами-
ному вниманию мучали девочку.
Выход эти чувства нашли в отказе
учиться, грубости и хамстве по от-
ношению к родителям. начались
истерики и крики. Мама попроси-
ла сказку о такой вот непослуш-
ной девочке. Для мамы пробле-
ма была в поведении дочери. Де-
вочка была очень ласкова и дру-
желюбна с братишкой, совершен-
но не проявляла внешне ника-
ких признаков ревности по отно-
шению к нему. Я написала сказку
о маминой любви. Вкратце: прин-
цесса обиделась и ушла из замка,
потому что ей показалось, что её
никто не любит. В лесу девочку
встретила старая колдунья, кото-
рая всегда мечтала иметь дочь,
но не могла. Колдунья буквально
завалила малышку всевозможны-
ми игрушками и сладостями. Ма-
ма горевала и искала свою дочь.
Колдунья заморозила всё коро-
левство, но мамина любовь защи-
тила маму от колдовства и приве-
ла к любимой дочери. Королева
смогла достать льдинку из сердца
принцессы. Дочка поняла, что ма-
ма любит её, несмотря на то, что
у неё родился маленький принц.
Льдинку положили в шкатулку —
на память.
результат сказки был ошелом-
ляющий. В знак своей любви ма-
ма подарила девочке шкатулку с
бусиной (вместо льдинки). Теперь
девочка, когда злится или расстра-
ивается, берёт шкатулку и вспо-
минает — мама любит её сильно.
истерики прекратились. Первые
несколько дней дочь уточняла:
«Ты правда любишь меня так силь-
но?» Сказка пошла на пользу ма-
ме не меньше, чем дочери. Мама
отказывалась верить, что все про-
блемы — от ревности, ведь бра-
та девочка любила и с удовольст-
вием помогала в уходе за ним, це-
ловала, обнимала и всячески про-
являла к нему любовь. Сказка по-
казала: девочка переживает, что
теперь мама её не любит, что ей
нет места в жизни мамы. Конечно,
сказка—это не волшебная палоч-
ка. но она способна решить мно-
гие проблемы и помогает в слож-
ных ситуациях.
n
В маленьком мышином доми-
ке жила прекрасная мышиная се-
мья: папа, мама и маленькая доч-
ка-мышка. Мама с папой люби-
ли дочку очень сильно и счита-
ли её самой умной и замечатель-
ной. Дочку звали Сквик. Она была
очень красивым мышонком: то-
ненький хвостик, маленькие уш-
ки, розовый носик и мягкая белая
шёрстка. Сквик исполнилось 5
лет, и она уже ходи-
ла в школу. Мыш-
ка была очень ум-
ная и прилежная. Но
так случилось, что
в семье Сквик гово-
рили на несколь-
ких языках. Ведь в мышином мире
тоже есть разные страны. Ма-
ма говорила на языке Ми, папа —
на языке Пи, а в школе все говори-
ли на Ди. Потому что страна, в
которой жила семья, называлась
Диландия. Поэтому в школе Ск-
вик было сложно иногда понять
других мышат, которые говори-
ли только на языке Ди. Болтали
много и быстро. Сквик не успева-
ла иногда даже понять, о чём они.
А мышата смеялись и шутили
над ней. Маленькая мышка уходи-
ла в сторону и грустила там од-
на. Было очень обид-
но и неприятно, ког-
да все смеются над
тобой, и только из-за
того, что ты не очень
хорошо говоришь
на их языке.
Вскоре Сквик
поменяла
школу.
Тут было веселее
и мышата добрее.
Все понимали друг дру-
га. И Сквик начала луч-
ше учиться. Но всё равно на ка-
ждом уроке ей казалось, что кто-
то начнёт смеяться над тем, как
она говорит. Когда учитель зада-
вала вопрос, мышка боялась от-
вечать: а вдруг опять неправиль-
но? И все снова будут хохотать и
говорить непонятные и обидные
слова.
Тот день был очень обычным.
Шёл урок, и все мышата, как всег-
да, крутились и вертелись. Вдруг
стало темно. Как будто кто-то
выключил солнце. За окнами мы-
шиной школы совершенно ничего
не было видно. Мышата заплака-
ли. Учителя-мыши пытались всех
успокоить. И тут раздался голос,
такой страшный и жуткий. Он
что-то говорил. Но никто не мог
понять, о чём он. Голос звучал на
непонятном языке.
Как же все удивились, когда
сквозь шум и гам раздался то-
ненький голосок маленькой Сквик:
— Пожалуйста, успокойтесь!
Голос говорит, что нам надо сроч-
но уходить из школы, потому что
сюда идуттри больших кота. Они
уже совсем близко, надо спасаться.
— Откуда ты знаешь? —
спросила директор школы, боль-
шая мышь с серыми ушами и
острыми передними зубами.
— Я понимаю, что он гово-
рит, —смутилась Сквик, —он го-
ворит одно предложение на языке
Пи, второе — на языке Ми. А я их
хорошо знаю.
— Какая удивительная мыш-
ка! — восхитилась директор. И
тут же громко закричала:
— Тишина! Всем построиться
в линию. Взять друг друга за лапку.
Повернуться к выходу! А теперь
на цыпочках выходим.
Мышата и мыши тихо вышли
из школы. Бегом бросились в сосед-
ний двор. Все спрятались и сидели
тихо-тихо.
Сквик оказалась рядом с дирек-
тором. Они вместе увидели, как в
школу ворвалисьтри огромных ко-
та—чёрный, белый и серый! Один,
чёрный с белыми лапами, выскочил
через минуту из школы и начал
оглядываться по сторонам. Ох,
как он был зол! Но так и не понял,
куда подевалась целая школа мы-
шат с учителями. Все три кота
остались без обеда. В этот день
мышат отпустили по домам.
На следующее утро вся шко-
ла гудела! Везде только и слышно
было имя «Сквик, Сквик». Наша ма-
ленькая мышка сначала не могла
понять, что происходит. Она и
маме-то рассказать забыла, что
спасла всех от котов.
Все — мышата, учителя, ма-
мы и папы — подходили к Сквик и
благодарили её. Мама с папой бы-
ли очень горды своей дочкой. А
мышка думала, как здорово, что
она говорит на нескольких язы-
ках! И почему она так стеснялась
и робела? Всё у неё обязательно
получится. И скоро самой лучшей
ученицей в классе стала мышка
Сквик!
Сказка яны ГоРБуНовоЙ.
https://mamafairytales.com
Робкая мышка