Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
26 • образ жизни
В мае этого года мне по-
счастливилось пожить не-
сколько дней в закрытой общи-
не староверов, которая распо-
лагается в 1000 км от Хабаро-
вcка и в 300 км от Комсомоль-
ска-на-Амуре.
Места красивейшие! При-
рода суровая, но благодатная
и щедрая.
Мы с моим другом Никола-
ем приехали в давно извест-
ный ему посёлок, в дружест-
венную семью староверов, пе-
реехавших сюда 23 года назад
на пустое место. Нас приняла
семья дяди Вани. Дядя Ваня —
радушный бородатый мужик в
русской рубашке-косовортке с
пронзительно голубыми глаза-
ми, добрыми, как у щенка. Ему
около 60 лет, его жене Аннуш-
ке около 55. Аннушка с перво-
го взгляда располагает своим
обаянием, за которым интуи-
тивно чувствуются сила и му-
дрость. У них просторный де-
ревянный дом с печью, окру-
жённый пасекой и огородами.
Факт 1. Жизненный уклад
староверов практически
не менялся более 400 лет
Дядя Ваня рассказывает: «Про-
шёл собор староверческий, на
нём решили: водку не пить, оде-
жду мирскую не носить, женщи-
не заплетать две косы, не подре-
зать волосы, закрывать их плат-
ком, мужчине не брить и не под-
резать бороду…» И это лишь ма-
лая часть.
Основательность и жизнестой-
кость этих людей потрясает. Убери
сейчас у них машины или электри-
чество, они не сильно пожалеют:
ведь есть печка, дрова, есть вода
из колодца, есть щедрый лес, река
с тоннами рыбы, запасы еды на год
вперёд и опытные рабочие руки.
Мне посчастливилось побы-
вать на застолье по случаю приез­
да дочери. Картина маслом: стол
ломится, есть всё, что недоступ-
но в городских супермаркетах. Я
такое видел только на картинках
в учебниках истории: сидят боро-
датые мужики в рубашках-косово-
ротках с подвязанными поясами,
шутят, смеются во весь голос, ча-
сто даже не понимаешь, о чём они
шутят (к староверческому диалек-
ту ещё надо привыкнуть), но ра-
достно от одного настроения, ца-
рящего за этим столом. И это при
том, что я непьющий. Старорус-
ское застолье во всей красе.
Факт 2. Живут на земле,
и их заработки
превышают городские
«Городские там напрягают-
ся гораздо больше, чем я здесь,
— говорит дядя Ваня. — Я рабо-
таю в своё удовольствие». В посе-
лении почти у каждого старовера
во дворе стоит Toyota Land Cruiser,
просторные деревянные дома, от
150 м
2
на каждого взрослого чле-
на семьи, земля, огороды, техни-
ка, домашний скот, заготовки и за-
пасы... Они рассуждают категория-
ми миллионов. «На одной только
пасеке я поднял 2,5 миллиона ру-
блей, — откровенничает дядя Ва-
ня. — У нас нет нужды ни в чём,
всё, что нам надо, купим. Но мно-
го ли нам надо здесь? Это в городе
всё, что заработал, уходит на про-
дукты, а у нас тут они сами растут».
«Вот приехала сюда семья пле-
мянницы из Боливии, продали там
технику, землю, привезли с собой
1,5 миллиона долларов. Они зем-
Такой естественный
образ жизни...
17 фактов о жизни староверов на Дальнем Востоке
ледельцы. Купили 800 га пахотных
земель в Приморском крае. Сей-
час живут там. Все рады, все живут
в достатке».
Вот после этого и думаешь: а
так ли продвинута наша городская
цивилизация?
Факт 3.
Централизованного
управления в общине
не было и нет
«В общине мне никто не может
указать, что мне делать. Наше со-
гласие называется «часовенное».
Мы объединяемся, живём посёл-
ками и на службу вместе собира-
емся. Но если мне это не понравит-
ся, то я не пойду—и всё. Буду дома
молиться», — говорит дядя Ваня.
Встречается община по празд-
никам, которые проводятся по уста-
ву: 12 главных праздников в году.
«У нас нет церкви, есть мо-
лельный дом. Там есть избирае-
мый старший, который избира-
ется по талантам. Он организует
службу, рождение, крещение, по-
хороны, отпевание. Кроме того, не
каждый отец может растолковать
своему сыну, почему одно можно
делать, а другое нельзя. Этот че-
ловек должен иметь и такие зна-
ния: способность убеждать, спо-
собность разъяснять».
Факт 4. Вера —
формирующая
основа общины
Община регулярно встречает-
ся не в магазине или в пивнушке,
а на молитве.
Праздничная, пасхальная служ-
ба, к примеру, длится с 12 ночи
до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший
утром с пасхальной молитвы, рас-
сказывает: «Кости ломит, стоять,
конечно, трудно всю ночь, но сей-
час такая благодать на душе, столь-
ко сил…не передать». Его голубые
глаза искрятся и горят жизнью.
Я представил себя после тако-
го мероприятия и понял, что упал
бы и спал ещё трое суток. А у дяди
Вани сегодня следующая служба: с
2 до 9 утра. Обычной службой на-
зывается та, которая длится с 3 до
9 утра. Проводится она регулярно,
каждую неделю, «без попа», как
говорит дядя Ваня. «У нас все уча-
ствуют: читают и поют все», — до-
бавляет Аннушка.
«В чём отличие от современ-
ной Церкви? Если кратко: там
управление народом идёт цен-
трализованное, даже на духов-
ном уровне (что царь с патриар-
хом решили, то дойдёт до самого
низа народа). А у нас каждый своё
мнение высказывает. И никто ме-
ня не заставит. Это должно меня
убедить, мне это должно быть на-
до. Любые вопросы решаются со-
борно, а не централизованно. Все
остальные различия — мелочи и
частности, которыми отвлекают и
обманывают народ».
Вот так. Где бы я ни читал про
староверов, об этом действитель-
но практически не говорится.
Скромно умалчивается главное:
люди сами принимают решение,
а не церковь за них. Вот в чём их
главное отличие!
Факт 5. Семья —
это основа жизни
И здесь это понимаешь на все
100%.
Средняя численность семьи
— 8 детей. У Дяди Вани семья не-
большая — всего 5 детей: Леонид,
Виктор, Александр, Ирина и Кате-
рина, старшему 33, младшему 14.
А вокруг роится просто неисчи-
слимое количество внуков.
«На 34 дома в нашем поселе-
нии более 100 детей. Просто ещё
молодые семьи, они ещё больше
будут рождать детей», — говорит
дядя Ваня.
Детей воспитывают всем ро-
дом, они с малых лет помогают в
хозяйстве.
Большие семьи здесь не тяго-
тят, как в тесной городской квар-
тире, а дают возможность опоры,
помощи родителям и развития
всему роду.
Опираясь на семью и род, эти
люди решают все вопросы жизни.
«У нас в каждом староверче-
ском поселении обязательно есть
родственник».
Родственник — понятие очень
объёмное для старовера: это,
как минимум, группа поселений,
включающих несколько деревень,
а чаще и гораздо больше. Чтобы
кровь не смешивалась, молодым
староверам приходится искать се-
бе пару в самых отдалённых угол-
ках нашего мира.
Факт 6. Поселения
староверов есть по всему
миру: в Америке, Канаде,
Китае, Боливии,
Бразилии, Аргентине,
Румынии, Австралии,
Новой Зеландии
и даже на Аляске
Сотни лет староверы уходили
от гонений и раскулачиваний, ко-
торые им устроили на Родине.
«Срывали крестики. Заставля-
ли бросить всё. И наши бросили.
Дедам приходилось по 3–4 раза в
году переезжать с места на место.
Возьмут иконы, посуду, детей и
уезжают, — делится дядя Ваня. —
И уезжали по миру. А там их никто
не притеснял. Они жили как рус-
ские: носили свои одеж­ды, име-
ли свой язык, свою культуру, свою
работу... А прирастают старове-
ры к земле с корнями. Как мне
взять, всё бросить и уехать — не
представляю. Выдирать придёт-
ся только с кровью. Сильные бы-
ли наши деды».
Теперь ездят староверы по ми-
ру друг к другу в гости, знакомят
детей, делятся чистыми семенами
для огорода, новостями и опытом.
Там, где староверы, начина-
ет плодоносить земля, которую
местные считали неплодородной,
развивается хозяйство, зарыбли-
ваются водоёмы. Посмотрите ро-
лики на youtube, если не вери-
те. Просто эти люди не сетуют на
жизнь, а берут и делают своё дело
изо дня в день, помаленьку.
Те, кто далеко от России, тоску-
ют по Родине, кто-то возвращает-
ся, кто-то — нет.
Факт 7. Староверы
свободолюбивы
«Начнут притеснять, говорить,
как мне жить, я просто соберу де-
тей и умотаю отсюда. В случае не-
обходимости нам помогают вос-
становиться всей роднёй: и рус-
ские, и американцы. Наша родня
из Америки, они больше сохрани-
ли и высылают оттуда нам уже бо-