Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
образ жизни
лее 20 лет всё, чтобы мы восста-
навливали свой уклад».
К слову, именно в Америке у
староверов до сих пор сохранил-
ся уникальный диалект 30-х годов
прошлого века.
Жизнь била и колотила этих
людей, при этом поражает то жиз-
нелюбие и радушие, с которым
они встречают жизнь и нас, мир-
ских людей.
Факт 8.
Трудолюбие «от души»
Староверы работают с 5 утра и
до позднего вечера.
При этом никто не выглядит
замученным или уставшим, ско-
рее, удовлетворённым после оче-
редного прожитого дня.
Всё, чем богаты эти люди, они
создали, вырастили, смастерили в
буквальном смысле своими рука-
ми. В магазинах из еды, к приме-
ру, покупается сахар. Хотя и в нём
большой надобности нет: у них
есть мёд.
«Здесь мужики живут, не имея
ни образования, ни престижной
профессии, а зарабатывают до-
статочно, на Крузаках ездят. А за-
рабатывают на речке, на ягоде, на
грибах… Вот и всё. Они просто не
ленивые», — говорит дядя Ваня.
Если что-то не работает и не
служит развитию, то это не для
жизни старовера.
Всё жизненно и просто.
Факт 9. Помощь друг
другу — это норма
жизни старовера
«При строительстве дома му-
жики могут собраться всем посёл-
ком, чтобы помочь на начальном
этапе, а потом вечером хозяин на-
крывает стол, чтобы посидеть. Или
одинокой женщине, у которой му-
жа нет, мужики соберутся и накосят
сено. Пожар случился — сбегаем-
ся все на помощь. Тут просто всё: я
не приду сегодня, зав­тра ко мне не
придут», —делится дядя Ваня.
Факт 10.
Воспитание детей
Детей воспитывают в ежеднев-
ных естественных работах.
Уже с трёх лет дочка начинает
помогать маме у плиты, мыть по-
лы, а сын отцу — по дворовому
хозяйству, по стройке.
«Сын, принеси мне моло-
ток», — говорил дядя Ваня свое-
му трёхлетнему сыну. И тот с радо-
стью бежит исполнять просьбу от-
ца. Происходит это легко и естест-
венно, без принуждения или осо-
бых развивающих городских ме-
тодик.
В малолетстве такие дети по-
знают жизнь и радуются ей боль-
ше любой городской игрушки.
В школах дети староверов
учатся среди «мирских» детей.
В институты не идут, хотя маль-
чики в обязательном порядке слу-
жат в армии.
Факт 11. Свадьба — один
раз и на всю жизнь
Возвращаясь из армии, сын
начинает задумываться о своей
семье.
Происходит это по велению
сердца.
«Вот вошла Аннушка в дом,
где мы готовились к празднику, и
я сразу понял — она моя, — рас-
сказывает дядя Ваня. —И пошёл я
свататься к ней в семью. В мае мы
познакомились с Аннушкой, а в
июне уже сыграли свадьбу. И я не
представляю себе жизни без неё.
Мне спокойно и хорошо, когда я
знаю, что моя жена постоянно ря-
дом со мной».
Единожды выбрав жену или
мужа, староверы связывают себя
с ними на всю жизнь. Речи о раз-
воде быть не может.
«Жена даётся по карме, как го-
ворится», — смеётся дядя Ваня.
Они долго не выбирают друг
друга, не сравнивают, не живут
гражданским браком, их сердца
с многовековым опытом помо-
гают им определить «единствен-
ного» («единственную») на всю
жизнь.
Факт 12. Стол старовера
богат каждый день
По нашему восприятию это
праздничный стол, по их поня-
тию — норма жизни. За таким
столом мне показалось, что я
вспомнил вкус хлеба, молока,
творога, супа, солений, пирогов
и варенья. Этот вкус невозмож-
но сравнить с тем, что мы поку-
паем в магазинах.
Природа даёт им всё в избыт-
ке, часто даже не отходя далеко от
дома.
Водка не признаётся, если лю-
ди и выпивают, то квас или на-
стойку.
«Посуда вся освящается на-
ставником, у нас она моется с мо-
литвой, и каждому человеку со
стороны выделяется мирская по-
суда, из которой мы не едим», —
говорит дядя Ваня.
Староверы чтут достаток и чи-
стоту.
Факт 13. Нет лекарств.
Нет медицины.
Нет болезней
Эти люди здоровы с само-
го рождения. Прививки детям и
взрослым — зло. «Генетика», —
говорят они, когда мы смотрим на
дородного хлопца с солдатской
выправкой на семейной фотог-
рафии. «А чем вы лечитесь?» —
спрашиваю я у Аннушки. «Я даже
не знаю, — говорит она. — Трав-
ки попьём. А какие нужно пить —
подсказывает нутро». «Та же баня,
то же натирание мёдом, — добав-
ляет дядя Ваня. — Мой дед лечил
ангину перцем с мёдом: делает
лодочку из бумаги и в этой бума-
ге кипятит мёд над свечкой. Бума-
га при этом не горит, это же чудо!
И это усиливает действие лекар-
ства, — улыбается он. — Дедуш-
ка жил 94 года, лекарствами он не
лечился никогда. Он умел сам се-
бя лечить: где-то свеколку натёр,
что-то съел…»
На мой вопрос, используют-
ся ли заговоры против болезней,
дядя Ваня ответил: «Это считает-
ся грехом», — а потом добавил:
«Осталось в народе старое зна-
ние, но оно скрывается».
Факт 14. Модное —
всё недолговечное
Не поспоришь. «Деревенщи-
ной» этих людей никак не назо-
вёшь. Всё аккуратно, красиво,
эстетично. Они носят платья или
рубашки, которые мне нравятся.
«Рубахи мне шьёт жена, дочка
шьёт. Платья и сарафаны для жен-
щин также шьют сами. Бюджет се-
мьи не сильно страдает, — гово-
рит дядя Ваня.
— Дед отдал мне свои хромо-
вые сапоги, им было 40 лет, а по
состоянию — как неделю хоже-
ные. Вот такое отношение было
к вещам: он не менял их каждый
год, то длинные, то узкие, то ту-
пые…Он их сам сшил и всюжизнь
проносил».
Факт 15. Никакого «языка
русской деревни» — мата
Общение происходит радушно
и просто, начиная с первых слов
«Здорово живёшь!». Так они есте-
ственно приветствуют друг друга.
Может быть, нам повезло, но,
гуляя по поселению, мы не слы-
шали бранных слов. Напротив,
каждый здоровается или кивает
тебе головой, проезжая мимо на
машине. Молодые парни, остано-
вившись на мотоцикле, спросили:
«Чей ты будешь?», пожали руку и
поехали дальше. Молодые девуш-
ки отвешивают земной поклон.
Это поражает меня, как человека,
жившего с 12 лет в «классической»
русской деревне.
Почему и куда всё это делось?
— задаюсь я риторическим во-
просом.
Факт 16. Староверы
не смотрят телевизор.
Вообще
Телевизоров и компьютеров у
них нет, это запрещено укладом.
При этом уровень их осознанно-
сти, информированности и поли-
тических взглядов выше моего,
человека, живущего в Москве.
Как люди получают информа-
цию? Сарафанное радио работает
лучше мобильной связи. Инфор-
мация о свадьбе дочери дяди Ва-
ни дошла до соседних деревень
быстрее, чем он успел приехать
туда на машине.
Новости о жизни страны и ми-
ра быстро доносятся из города,
ведь некоторые староверы со-
трудничают с горожанами.
Факт 17. Староверы
не разрешают себя
снимать на видео
Наши попытки и уговоры
снять на видео хоть что-то закан-
чивались добрыми фразами: «Да
ни к чему это…».
Мы сделали фотографии, но
этого совсем недостаточно, чтобы
передать этот дух, эту жизнь.
Говорят, что приезжали к ним
журналисты, но, несмотря на от-
крытость и радушие староверов,
как ни странно, увидели и сняли
они только потемневшее от вре-
мени дерево, заборы и «разруху».
«Странно, — говорит дядя Ва-
ня, — такое впечатление, что это
«госзаказ»: говорить о том, что
у нас всё плохо. Ничего хороше-
го ещё не сказали. Вот и не видим
мы смысла привлекать внимание
мирских людей сюда».
Без комментариев.
P. S. Попадая к староверам, чув-
ствуешь себя дома, именно дома.
Это ощущение радости, покоя
и защищённости.
Ничего сложного, ведь один
из староверческих принципов —
«простота во всём»: дом, природа,
семья, духовные принципы. Этот
образ жизни такой естественный,
но такой забытый нами.
Александр Бабкин,
вегетарианец, исследователь
практик экологичного
существования человека на Земле,
инициатор создания поселения
Эко Лодж (www.eco-lodge.ru) —
радикально нового по своему фор-
мату экопоселения в Подмосковье.