Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (147), октябрь 2016 г.
18 • оБраЗоВанИе
Темы для сочинений,
предлагавшиеся гимназистам
в начале XX века
«Замирание нашего сада осенью».
«Река в лунную ночь».
«Лес в лучшую свою пору».
«Встреча войска, возвратившегося из похода».
«Дедушкин садик (для детей 12–13 лет)».
для младших классов:
«О том, что видела птичка в дальних землях».
«История постройки дома и разведения при нём сада...»
«Великаны и пигмеи лесного царства».
для старших гимназистов:
«Слово как источник счастья».
«Почему жизнь сравнивают с путешествием?»
«Родина и чужая сторона».
«О скоротечности жизни».
«Какие предметы составляют богатство России и почему?»
«О высоком достоинстве человеческого слова и письма».
«О непрочности счастья, основанного исключительно на матери-
альном богатстве».
«О проявлении нравственного начала в истории».
«На чём основывается духовная связь между предками и потомст-
вом?»
В
озможна ли гармония
в современной школе?
Ведь множество реформ
постсоветского периода
только расшатали устои
образования и утомили в пер-
вую очередь учителей... И тем не
менее позвольте изложить мыс-
ли о том, как можно сделать бо-
лее гармоничной ту школу, какую
мы имеем на сегодняшний день,
не в мечтах и не в частных случа-
ях, а системную, государственную.
размышления эти не праздные —
наш старший сын переходит в 4-й
класс, и вся наша довольно боль-
шая семья вынуждена жить по не-
лепому школьному расписанию.
Всему своё время и место.
Чтобы дело ладилось, нужно
гармонично вписаться с ним в об-
стоятельства. о времени и хочу
сказать.
учебный год в современной
школе спланирован формально,
отвлечённо от результата, угодно
системе и удобно для отчёта, ко-
им и подчинено образование все-
цело. Человеческое развивается и
пробивается вопреки утверждён-
ной модели обучения, как, впро-
чем, и в остальных системных ин-
ститутах. а учебный план был со-
ставлен когда-то стопроцентно го-
родским человеком, далёким-да-
лёким от земли. только чем даль-
ше от города и ближе к земле рай-
он страны, тем больше несовме-
стимость такого расписания с реа-
лиями жизни и тем больше проис-
ходит поправок к «закону сверху».
а мне кажется, что и для город-
ских жителей была бы огромная
польза жить в гармонии с закона-
ми природы, где только это воз-
можно. сейчас же выходит так, что
ребятишки совершенно оторваны
от самой сути: понаедут летом ку-
паться и ягоды есть, а посевная и
уборочная страда мимо них про-
ходит. не педагогично! И не здо-
рово. Посему:
1. начало учебного года — 22
вым, то «бабье лето» всегда раду-
ет тёплым солнышком, тишиной и
умиротворённостью, за которыми
ездят люди «по грибы». И чудной
осенней порой, воспетой Пушки-
ным, нынешние школьники долж-
ны сидеть взаперти за партами,
да ещё и лишённые яблок, слив
и прочих даров, что прямо с род-
ной ветки в рот. городским ребя-
там без дач можно предложить
помочь стране, особенно старше-
классникам, кои с паспортами, —
и досуг, и заработок: формиро-
вать группы через школы по заяв-
кам от совхозов и фермеров (как
у студентов). на государственном
уровне развивать и поддерживать
такое сотрудничество. Хозяйст-
ва, привлекающие учащихся, по-
ощрять льготами и выплатами. В
школе организационную работу
оплачивать отдельной статьёй.
2. Конец учебного года — 30
апреля — к майским праздникам.
Всё равно первую декаду мая всё
городское население не работает,
а сеет на земле. И опять-таки май
— светлый, душистый, певучий
— наполняет человека любовью
и желанием созидать. И мыслимо
быть только там, среди клейких ли-
сточков, цветения и птиц, но никак
не в душном классе. По существу,
речь идёт о двух рабочих декадах
мая (хотя настроение в них всё-та-
ки нерабочее), а за вычетом весен-
них каникул — не так и много, как
кажется на первый взгляд. такая
же арифметика осенью. При этом
сократятся больничные, увеличит-
ся желание учиться и, как следст-
вие, повысится эффективность. на
летний период обязательно выда-
вать задания для самостоятель-
ного выполнения: прописи, сочи-
нения, прорешать задачник, про-
читать книги, а осенью обсудить.
Мы сами всегда летом занимаем-
ся, чтобы не терять форму.
3. Каникулы одни — новогод-
ние, как у взрослых, раз уж учеб-
ный год сократился; и первое по-
лугодие покороче, как тёмное и
тяжёлое, второе — подлиннее.
а что прикажете делать в эти но-
ябрьские и мартовские каникулы?
тоска. родители трудятся, а де-
ти, как всегда, сами по себе. И вот
ещё одно.
4. Выходные дни: суббота и
воскресенье. никаких учебных
суббот. Чудовищное «достиже-
ние» современной школы! доре-
формировались! дети — это се-
мья. семья, которая в эту субботу
врозь. семья, которая никогда не
может выехать за город или наве-
стить близких (но отдалённо жи-
вущих) родственников. И эти дети
хотят выспаться (и мать тоже), и в
жизни у них есть какой-то свой ин-
терес, им нужно своё время.
Всё, что касается ребёнка, от-
ражается на его семье. Кто когда-
нибудь это учитывал?
И раз уж о семье, то всё-таки
кратко расскажу нашу историю
как конкретный пример. Мы зи-
мой живём в городе, летом — на
даче (мама с детьми), отец приез-
жает по выходным и в отпуск. до-
рога длинная, с детьми на выход-
ные туда и обратно не осилить, по-
этому заезжаем и живём. до шко-
лы наше лето длилось с 20 апре-
ля по ноябрь, растили сад-огород,
а главное — на воздухе дети не
болеют. В младшей школе мы от-
прашивали нашего ученика на па-
ру недель в мае и в сентябре, бе-
ря с собой учебники и отрабаты-
вая программу. унизительно на-
рушать правила, неловко за не-
удобства, причиняемые идущим
нам навстречу. но вот приближа-
ется старшая школа, и всё услож-
няется. у нас нет бабушки, которая
посадит огород или останется в
городе со старшим (папа на рабо-
те спозаранку и допоздна). семья
остаётся без урожая, а малыши си-
дят в городе, осваивая очередные
орВИ. И мне как матери эти жерт-
вы кажутся несоразмерными со
школьной повинностью по освое-
нию пары разделов учебника.
на селе несоответствие сро-
ков более очевидно, и там такие
подвижки — не частная прихоть,
а всем понятная необходимость. В
городе с выдвинутыми предложе-
ниями согласятся не все, скажут «и
так не знаешь, куда их деть»… Ка-
лейдоскоп либерализма в послед-
нее время озабочен правами и ча-
яниями граждан всех возможных
категорий неблагополучия, а до-
бропорядочные, простые и не-
притязательные стоят последни-
ми в списке, до рассмотрения их
нужд дело не доходит вовсе, они
только обязаны соблюдать, рабо-
тать, терпеть…
но, может, пора поменять при-
оритеты? начинать с главного и
целеполагающего, а заканчивать
корректировкой дефектов. напри-
мер, чтобы медицина вспомнила о
понятии «здоровый человек», а в
дискуссиях о курении задумались
о страданиях и правах некурящих.
Чтобы правила устанавливались
на благо коренного населения, лю-
дей с традиционной ориентацией,
полных и благополучных семей,
хорошо успевающих детей и так
далее. Иначе они вымирают…
думаю, страна не станет глу-
пее, если учебных часов в пред-
ложенные сроки наберётся мень-
ше, чем сейчас. создаётся впе-
чатление, что учебный процесс
умышленно растянут и размазан
с целью всеобщей занятости. дети
станут здоровее, семьи — счаст-
ливее. наладится связь поколе-
ний. Вырастет молодёжь, любя-
щая свою родную землю, пони-
мающая её, умеющая и работать,
и отдыхать в россии. И уйдёт ещё
одна ложь перед детьми — о том,
что для нас главное, что настоя-
щее в этой жизни. учёба переста-
нет быть помехой более важным
для человека сферам и будет, кста-
ти, в своё время; и не для бумажек
и галочек, а потому, что знание —
интересно и ценно.
да, у педагогов (да и у педиат-
ров) станет меньше рабочих ча-
сов. но, может, если к традицион-
но низким зарплатам добавить не-
вообразимо большой отпуск…не
мучить учителей безсмысленны-
ми отчётами, явками и отсидками,
выхолащивая любовь к детям, а
тоже отпустить их на свободу (за-
конодательно поддерживаемую),
дать и им своё время: творческие
найдут приложение в родной об-
ласти, земные вырастят урожай и
родных детей. Можно поддержать
выдачей желающим безплатных
земельных участков, как предла-
гается многодетным семьям.
Знаю, что системе такие изме-
нения не нужны и даже вредны,
но, может быть, откликнутся лю-
ди, работающие в этой системе.
С искренним уважением к учителям
и работникам школы
любящая жена и мать
троих сыновей
Ольга РуДАКОвА.
г. Санкт-Петербург.
сентября. старая добрая традиция
— новый год начинается, когда
заканчивается предыдущий, по-
сле уборки урожая, в день осен-
него равноденствия. дети, будь
они дачники или селяне, участву-
ют в уборке урожая! И надо дать
им возможность делать это ле-
гально. не пахать, а прикоснуться
и прочувствовать, как родит зем-
ля-кормилица. Кроме осознания
сопричастности к общему важ-
ному делу это отзовётся большой
пользой и для здоровья. если ле-
то бывает жарким или же дождли-