Стр. 11 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 11
«Родовая Земля»
№ 11 (148), ноябрь 2016 г.
правила гармонии
М
ы в семье, — говорит По-
лунин, —никогда не смо-
трим телевизор. И никог-
да не слушаем радио. И
вообще отключаем себя от нега-
тивной информации. Если что-то
действительно важное случится
— кто-нибудь из друзей нам рас-
скажет…
Мы стараемся изъять себя из
потока негативной информации.
Наш век увеличил информацион-
ное давление на человека во мно-
го сотен раз. Нам нужно уметь за-
щищаться. И когда мы с друзьями
собираемся за столом — а рядом
со мной за столом всегда оказы-
вается минимум десяток друзей,
иначе не бывает, — то работает
закон положительной информа-
ции. Мы рассказываем так же, как
все люди в компаниях: я видел это,
я слышал то, я прочитал в Интер-
нете… — но только о хорошем!
Что кто-то что-то создал. Что где-
то что-то родилось.
И ученикам моим я никогда не
говорю, мол, что-то плохо, что-то
не выходит. Из меня не вытянешь
критики. Если хорошего нечего
сказать — я смолчу, уйду от отве-
та. Но стоит углядеть что-то хоро-
шее — вот об этом я говорить бу-
ду. За это уцеплюсь. И тогда чело-
век начинает понимать, что ему
стоит делать и как. Мы не гово-
рим: тут дырка, тут недоделано…
Мы говорим: вот тут что-то нача-
ло получаться. И вот здесь — да-
да-да, здесь появилось… Мы го-
ворим: вот идея пришла! А если
ничего не пришло, то и нечего го-
ворить, и пошли лучше пиво вы-
пивать. И нам поэтому радостно
всегда, понимаешь?..
Любому, говорит он, надо по-
бывать в Индии: это опыт, кото-
рый сильно меняет отношение
к жизни, даёт наглядный при-
мер переключения скоростей и
смены ориентиров (Полунин как
раз собирался в Индию — вна-
чале гостить на свадьбе в Рад-
жастане, а после — с хорошей
компанией плыть пять дней на
лодке по ленивым рекам тропи-
ческого штата Керала). Любому
надо бывать в странах, где ра-
дость жизни растворена в возду-
хе, как пузырьки в шампанском,
— в Италии, на Кубе. «На Кубе я
как-то много часов наблюдал за
парнем, вешавшим в гостинич-
ном холле занавеску, — он при-
ходил, пританцовывая, уходил,
возвращался, включал магнито-
фон, примерялся к карнизу, сно-
ва уходил, напевал, прищёлки-
вал пальцами; он повесил зана-
веску, она перекосилась и упала
— он махнул рукой и ушёл, аб-
солютно довольный; он потря-
сающе, потрясающе провёл не-
сколько часов!»
— Ты понимаешь, — гово-
рит Слава Полунин в номере «Ма-
ленькой мельницы», — про сча-
стье у меня нет никакой специаль-
ной концепции. Я не очень силь-
ный философ. Словом не слиш-
ком хорошо владею, анализом. Я
как ребёнок: сейчас счастлив —
сейчас нет. Если несчастлив — ле-
зу из кожи вон, чтобы это устра-
нить. Это формула моего сущест-
вования. Если чувствую, что я не
в гармонии, не в радостном сози-
дании, — я воспринимаю это как
болезнь. Болезнь может длиться
день, неделю, год — но весь этот
год я стремлюсь из неё выбраться.
Это для меня ужас. Я не могу себе
позволить быть несчастливым...
— У меня есть закон, — гово-
рит он. — Называется «ноги в во-
ду». Каждые три–пять лет над-
лежит сесть на берегу реки, опу-
стить ноги в воду, ничего не де-
лать, сидеть и думать: что ты сде-
лал за эти годы? Зачем? Нужно ли
это было делать? Куда ты идёшь?..
Каждые три–пять лет нужно сво-
рачивать. Обновление, понима-
справкА
Вячеслав Иванович Полунин
— уроженец городка Новосиль Орловской
губернии и гражданин мира, многажды названный гениальным, великим, вели-
чайшим клоуном нашего времени, и уж точно — один из успешнейших, облада-
тель очень престижной британской премии Лоуренса Оливье, мексиканской пре-
мии Луны, русской премии «Триумф», шотландского «Золотого ангела», испанско-
го «Золотого носа», всяческого высочайшей профессиональной пробы золотого
чёрта в позолоченной ступе, народный артист РФ, забывший захватить паспорт
на церемониальную встречу с президентом Путиным и прошедший в Кремль
без документов, мим, актёр, режиссёр, мегаломан, дорогостоящая суперзвезда,
въедливый эффективный менеджер, неутомимый генератор идей и проектов, незабвенный Асисяй, создатель брендо-
вых «Лицедеев», постановщик десятков спектаклей, организатор множества фестивалей, президент «Академии дура-
ков» и король Петербургского карнавала, посол Андерсена в России и шевалье искусств Франции, реформатор славной
советской школы клоунады, где в пантеоне Карандаш, Попов, Никулин, Енгибаров, фактический творец школы новой,
человек, гастролировавший в сорока странах мира и только в Нью-Йорке — три года, работавший со множеством со­
временных гениев вроде лучшего киносказочника наших дней Терри Гиллиама, автор хитового «сНежного шоу»…
Концепция счастья
Славы
Полунина
ешь? Ты не можешь всё время ид-
ти вот так, —он прямо и резко ру-
бит рукой. — Даже если идёшь к
какой-то определённой цели, то
идти нужно вот так, — рука вы-
писывает змеиный зигзаг. — Ид-
ти всё время по одной дороге —
скучно, неинтересно, неправиль-
но. Ужас повторения: здесь уже
сидел, здесь лежал, с этим пил, с
этим ел, с этим плясал. Невозмож-
но. Словом, ты должен устраивать
себе ревизию: счастлив ты или
нет. Этот самоконтроль — регу-
лярная, обязательная процедура.
Как умывание. И если ты чувству-
ешь на теле чесотку несчастья —
её необходимо устранить… Пото-
му что на деле плюс притягивает
плюс, а не наоборот. Как выясни-
лось, физические формулы, в ко-
торых плюс притягивает минус,
не работают в человеческом про-
странстве. Чем больше плюсов ты
— Любовь, — говорит мне По-
лунин в номере «Маленькой мель-
ницы», — любовь и положитель-
ная энергия—это закон клоунады.
Чем больше ты любишь всех, тем
больше тебе возвращают. Сколько
отдал — столько получил. На этом
равновесии всё и держится. Все та-
лантливые клоуны—электростан-
ции любви. И только потому они
получают энергию в ответ…
— Клоуны — они же интуиты.
Они никогда не знают, что делают.
Они существуют, как ребёнок. Они
идеальная мембрана и поэтому
резонируют с тем, что другим, да-
же умным, не очевидно. Но чаще
всего они от этого не умеют стро-
ить формулу своего развития, вы-
бирать свой путь…
— Но МОИ дураки, — говорит
он мне так, словно это всё ставит
на свои места, — мои дураки, ко-
торых я люблю и у которых учусь,
ухитряются из всего делать сча-
стье. Они постигли: для того чтобы
быть ПРОСТО счастливым, не надо
переворачивать свою жизнь. На-
до только захотеть, чтобы счастье
было. И ценить. Друзей, детей, ти-
шину, погоду. Просто внимания
больше — и всё.
«Дураки» — любимое слово
Полунина. Оно нагружено пре-
дельно позитивными коннотация-
ми. Не зря он суёт его в названия
половины своих затей. «Конгресс
дураков», «Корабль дураков». По-
лунинский дурак — не приду-
рок какой-нибудь, не серая не-
лепая личность, спроектирован-
ная для смехотерапии столь же се-
рых, но куда более хватких бюрге-
ров, о нет; напротив, он тот насто-
ящий и цветной, кого мир бюрге-
ров и серых личностей ловил, но
не поймал. Потому что траектория
движения настоящего, в высоком
смысле дурака слишком непред-
сказуема для корявых пальцев се-
рого мира...
...Полунинская система сча-
стья не работает сама по себе, без
творчества. В творчестве её суть
и цель, её потайная начинка и яв-
ное оправдание, внешний выход и
внут­ренний движитель. В творче-
стве и только в нём — то ноу-хау,
тот секретный компонент, тот алхи-
мический магистериум, которым
Полунин пытается претворять че-
сотку несчастья в счастливую ще-
котку ежеминутной радости...
Публикуется в сокращении.
Александр Гаррос.
Журнал «Сноб».
Фото: Владимир Мишуков.
http://будьсчастливым.рф/
счастье-и-слава/
собираешь, тем больше плюсов на
выходе, и никак иначе.
Чтобы создать спектакль, мне
надо сначала создать пространст-
во спектакля. Иногда на это требу-
ется год-два. Пока я не найду иде-
альное место, идеальных людей,
не вычислю их идеальную личную
заинтересованность — я не мо-
гу ничего делать. Потому что мне
нужна энергия вдохновения каж-
дого. Когда я создал это простран-
ство—я легко, как бы между про-
чим, начинаю что-то по нему вы-
шивать. Вот это и есть креативный
идеал. И однажды я понял, что это
надо делать не только для дости-
жения художественного результа-
та. Это надо делать для жизни. И
теперь у меня удивительная кол-
лекция вдохновенных, счастли-
вых, радостных людей.
Кто-то думает, что счастливые
люди — это те, кто ДОБИЛИСЬ.
Чем дольше живу, тем больше по-
нимаю, что всё наоборот. «Добил-
ся» — это когда взобрался на вер-
шину, видную отовсюду. Водру-
зил знамя, получил медаль, пре-
мию, прославился, обронзовел в
памятник. Чушь. Меня интересуют
те, кто добился чего-то внутри се-
бя. У меня сейчас больше десятка
друзей, которые все—удивитель-
но счастливые люди. Так счастли-
вы, что ищут, с кем бы поделить-
ся, разбрасывают счастье пригор-
шнями и охапками. Они — мои
учителя. Хотя я как раз вроде бы
чего-то «добился». А они ухитря-
ются транслировать это счастье
независимо от того, каковы их
формальные достижения, сколько
у них денег, есть ли у них трудно-
сти. Они сильнее мира. Они не за-
висят от мира, а помогают ему…