Стр. 24 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (148), ноябрь 2016 г.
24 • оКна овЕрТона
в чем разница между
мозгом и компьютером
мы рождаемся с мощнейшим
компьютером в голове. но в него
надо установить программы. Ка-
кие-то программы в нём стоят уже,
а какие-то туда нужно закачать, и
вы качаете всю жизнь, пока не по-
мрёте. он качает это всё время, вы
всё время меняетесь, перестраи-
ваетесь. главная работа мозга —
учиться. не в узком, банальном
смысле — вроде знать, кто такой
Драйзер или вивальди, а в самом
широком: он поглощает информа-
цию всё время.
в нас больше ста миллиардов
нейронов. в разных книжках раз-
ные цифры приведены, да и как
их сосчитаешь всерьёз. У каждого
из нейронов, в зависимости от ти-
па, может быть до 50 тысяч связей
с другими частями мозга. Если кто
умеет считать и сосчитает, он полу-
чит квадриллион. мозг — это не
просто нейронная сеть, это сеть
сетей, сеть сетей сетей. в мозге 5,5
петабайт информации — это три
миллиона часов просмотра видео-
материала. Триста лет непрерыв-
ного просмотра! Это ответ на во-
прос, не перегрузим ли мы мозг,
если мы будем потреблять «лиш-
нюю» информацию. мы его мо-
жем перегрузить, но не «лишней»
информацией. Для начала что та-
кое информация для самого моз-
га? Это не только знания. он занят
движениями, занят перемещени-
ем калия и кальция через клеточ-
ную мембрану, тем, как работают
почки, что делает гортань, как ме-
няется состав крови.
во время выполнения какой-
либо задачи в мозге не активиру-
ется какой-то отдельный участок
— мозг всегда работает весь. То
есть участки, которые за что-то
отвечают, вроде бы есть и в то же
время их как бы нет.
У нашего мозга иначе органи-
зована память, нежели у компью-
тера, — она организована семан-
тически. То есть, скажем, инфор-
мация о собаке вовсе не лежит в
том месте, где собрана наша па-
мять о животных. например, вчера
пёс опрокинул чашку кофе на мою
жёлтую юбку — и навсегда у меня
собака этой породы будет ассоци-
ироваться с жёлтой юбкой. Если я
в каком-нибудь простом тексте на-
пишу, что такая собака у меня ас-
социируется с жёлтой юбкой, мне
поставят диагноз — слабоумие,
потому что по земным правилам
собака должна находиться сре-
ди других собак, а юбка — рядом
с кофточкой. а по правилам боже-
ственным, то есть мозговым, вос-
поминания в мозге лежат где хо-
тят. Для того чтобы вы в компью-
тере что-нибудь нашли, вы долж-
ны указать адрес: папка такая-то,
файл такой-то, а в файле набрать
ключевые слова. мозгу тоже ну-
жен адрес, но он указывается сов-
сем другим способом.
в нашем мозге большинст-
во процессов идёт параллельно,
в то время как компьютеры име-
Как Интернет
изменил наш мозг
ют модули и работают сериально.
нам лишь кажется, что компьютер
выполняет много работ одновре-
менно. на самом деле он просто
очень быстро скачет с задачи на
задачу.
Кратковременная память у
нас организована не так, как в
компьютере. в компьютере есть
«железо» и «софт», а в мозге
hardware и software нераздельны,
это какая-то смесь. можно, конеч-
но, решить, что hardware мозга —
это генетика. но те программы, ко-
торые наш мозг ка-
ча-
ет и устанавливает
в себя всю жизнь,
через некото-
рое время ста-
новятся же-
лезом. То, чему вы научились, на-
чинает влиять на гены.
мозг не живёт, как голова про-
фессора Доуэля, на тарелке. У него
есть тело — уши, руки, ноги, кожа,
потому он помнит вкус губной по-
мады, помнит, что значит «чешет-
ся пятка». Тело является его непо-
средственной частью. У компьюте-
ра этого тела нет.
как виртуальная
реальность меняет мозг
Если мы сидим всё время в
интернете, то появляется то, что
в мире признано болезнью, а
именно компьютерная зависи-
мость. Её лечат те же специали-
сты, которые лечат наркоманию,
алкоголизм и вообще разные ма-
нии. и это не просто пугалка. од-
на из неприятностей, возникаю-
щих при компьютерной зависимо-
сти, — лишение социального об-
щения. У таких людей не разраба-
тывается способность строить мо-
дель психики другого человека, то
есть способность смотреть на си-
туацию не своими глазами (моз-
гом), а глазами другого человека.
Это основа коммуникации, основа
обучения, основа сопереживания,
эмпатии и т. д. и это настройка, ко-
торая появляется, когда человека
учат этому. Это чрезвычайно важ-
ная вещь. Те люди, у которых эта
настройка отсутствует полностью,
— больные аутизмом и пациенты
с шизофренией.
Сергей николаевич Ениколо-
пов, большой специалист по аг-
рессии, говорит: ничто не заменит
дружеский подзатыльник. он глу-
боко прав. Компьютер покорен,
его можно выключить. Когда че-
ловек уже всех «переубивал» в ин-
тернете, подумал, что надо пойти
котлету съесть, выключил компью-
тер. включил — а они опять жи-
вые там бегают. Такие люди лиша-
ются навыка социального обще-
ния, они не влюбляются, они не
знают, как это делать. и
вообще с
ними происходит беда.
Компьютер — это хранили-
ще внешней информации. а когда
появились внешние носители ин-
формации, началась человеческая
культура. До сих пор идут споры:
кончилась биологическая эволю-
ция человека или нет? и, между
прочим, это вопрос-то серьёзный.
генетики говорят, кончилась, пото-
му что всё остальное, что в нас раз-
вивается, —это уже культура. моё
возражение генетикам такое: «а
вы откуда знаете, если не секрет?»
мы сколько живём на планете?
Значит, даже если забыть про куль-
туру вообще, то люди современно-
го типа живут 200 тысяч лет. мура-
вьи, например, живут 200 миллио-
нов лет, по сравнению с ними на-
ши 200 тысяч лет — это миллисе-
кунда. а когда наша культура нача-
лась? Хорошо, 30 тысяч лет назад,
я согласна даже на 50, на 150 ты-
сяч, хотя этого не было. Это вооб-
ще мгновение. Давайте проживём
хотя бы ещё миллион лет, тогда и
посмотрим.
Хранилище информации ста-
новится всё более и более слож-
ным: все эти облака, в которых ви-
сят наши данные, видеотеки, кино-
теки, библиотеки, музеи растут ка-
ждую секунду. Что с этим делать,
никто не знает, потому что эту ин-
формацию невозможно перера-
ботать. Количество статей, связан-
ных с мозгом, превышает 10 мил-
лионов — их просто нельзя про-
честь. Каждый день штук десять
выходит. ну и что мне делать те-
перь с этим? Доступ к этим храни-
лищам становится всё более слож-
ным и дорогим. Доступ — это не
читательский билет в библиотеку,
а образование, которое челове-
ку дают, и представление о том,
как эту информацию добыть и что
с ней сделать. а образование ста-
новится всё более длительным и
всё более дорогим. не важно, кто
платит: сам студент, или государ-
ство, или спонсор, — не в этом
дело. оно объективно
очень дорогое. по-
этому избежать
к о н т а к т а
с виртуальной средой мы уже не
можем. мы оказались в мире, ко-
торый не просто целиком из ин-
формации состоит, это жидкий
мир. Это не просто метафора, в хо-
ду термин fluid world. Жидкий по-
тому, что один человек может быть
представленным в десяти лицах, в
десяти никнеймах, при этом мы не
знаем, где он находится. Более то-
го, знать не хотим. Какая разница,
в гималаях он сидит в данный мо-
мент, в перу, или в соседней ком-
нате, или он вообще нигде не си-
дит и это симуляция?
мы оказались в мире, который
стал непонятным объектом: неиз-
вестно, кем он населён, все ли в
нём живые люди или нет.
мы считаем: как хорошо, что у
нас есть возможность дистанцион-
ного обучения, — это ведь доступ
ко всему на свете! вот только такое
обучение требует очень тщатель-
ного отбора того, что брать, а что
не брать. Если мне интересно бу-
дет узнать, какая грамматика была
у шумеров, последнее место, куда
я полезу, будет «википедия». Зна-
чит, я должна знать, где искать. вот
тут-то перед нами встаёт вопрос,
неприятный, но важный: насколь-
ко цифровые технологии меняют
нас самих?
в чем проблема
«гугления» и онлайн-
образования
любое обучение стимулиру-
ет наш мозг. Даже идиотическое.
под словом «обучение» я не имею
в виду сидение в классе и чтение
учебников, я имею в виду любую
работу, которая делается мозгом
и которая сложна данному моз-
гу. искусство передаётся от масте-
ра к ученику, от личности к лично-
сти. нельзя учиться кулинарии по
книжке — ничего не выйдет. Для
этого нужно стоять и смотреть, что
и как делает другой. У меня есть
чудный опыт. Я была в гостях у при-
ятеля, и его мать сделала пирожки,
которые едят только на небесах. Я
не понимаю, как это можно было
испечь. Я попросила у неё рецепт,
всё записала, исполнила точно…
и выбросила на помойку всё! Есть
было невозможно. вкус к чтению
сложной, интересной литературы
невозможно привить дистанцион-
но. Человек идёт учиться искусст-
ву к конкретному мастеру для то-
го, чтобы сесть на интеллек-
туальную иглу и драйв
получить. Есть много
факторов, кото-
рые электро-
ны
не
передают. Даже если эти электро-
ны передаются в формате видео-
лекции, всё равно не то. пожалуй-
ста, пусть 500 миллиардов человек
получат это дистанционное обуче-
ние. но я хочу, чтобы сотня из них
получила обычное образование,
традиционное. мне сказали на
днях: принято решение, что дети
скоро вообще не будут писать ру-
кой, а будут только на компьютере
печатать. письмо — мелкая мото-
рика не просто для рук, это мото-
рика правильного места, которое,
в частности, связано с речью и с
самоорганизацией.
Есть некоторые правила, ко-
торые касаются когнитивного и
креативного мышления. одно
из них — нужно снять когнитив-
ный контроль: перестать огляды-
ваться и бояться ошибок, не смо-
треть, как что делают соседи, пе-
рестать себя корить: «наверное,
я этого не могу делать, в принци-
пе не могу сделать, не стоит и на-
чинать, я недостаточно подготов-
лен». пусть мысли текут, как текут.
они сами притекут туда, куда надо.
мозг не должен быть занят вычи-
слительной работой, как калькуля-
тор. в некоторых фирмах, которые
могут себе это позволить (я знаю,
что в Японии такие есть), на рабо-
ту нанимают чумового человека,
абсолютного хиппи по поведению.
он всем мешает, ненавидит всех,
получает деньги ни за что, прихо-
дит не в костюме, как положено, а
в каких-то драных джинсах. он са-
дится, где не надо, всё опрокиды-
вает, он курит, где никому не раз-
решено, а ему разрешено, вызы-
вает мощнейшую негативную ре-
акцию. а потом внезапно говорит:
«Знаете, это надо сюда, а это сюда,
а это сюда». результат — прибыль
5 миллиардов.
Татьяна ЧерниГовсКАЯ,
нейролингвист и эксперименталь-
ный психолог, доктор филологии и
биологии, член-корреспондент Нор-
вежской академии наук.
краткий конспект лекции.
https://snob.ru
Г
руппа исследователей из
Университета
питтсбурга
опубликовала доклад, в ко-
тором утверждается, что чем
чаще молодые люди пользуются
соцсетями, тем чаще они впадают
в депрессию.
в исследовании приняли учас-
тие 1,7 тыс. человек в возрасте
от 19 до 32 лет. Те из опрошен-
ных, кто в течение дня чаще всего
пользовался соцсетями, в 2,7 ра-
за чаще обнаруживали симптомы
клинической депрессии.
«люди, которые слишком мно-
го времени посвящают социаль-
ным сетям, могут решить, что не
соответствуют тем идеализирован-
ным представлениям о счастливой
жизни, которую на своих профилях
представляют окружающие. воз-
никает своеобразный порочный
круг: люди, впадающие в депрес-
сию, ищут утешения в социальных
сетях, но их чрезмерное увлечение
ими, в свою очередь, лишь усугу-
бляет это состояние», — рассказал
автор исследования доктор Брайан
примак газете «The Independent».
https://russian.rt.com
пользователи соцсетей находятся в «круговороте депрессии»
ПоПРАВКА.
В «РЗ» № 9 (сентябрь) 2016 г. была допущена ошибка. на
стр. 24 автор материала «Что 100 лет назад на Руси...» — Свет-
лана Голицына.