Стр. 9 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 9
«Родовая Земля»
№ 11 (148), ноябрь 2016 г.
ТоЧКа ЗрЕниЯ
З
дравствуйте, люди! Что ж,
урожаи убраны? Дома уте-
плены? не время ли за-
няться психологией?
Слышали про Тень?
У ганса Христиана андерсе-
на и потом у Евгения Шварца есть
чудесная сказка про то, как Тень
«освободилась» и взялась править
самостоятельно. может быть, пом-
ните фильм по этой сказке с талант-
ливым актёром олегом Далем.
Я рада, что наша газета — не
пропагандистский листок, даёт
вполне и Тени нашего движения
проявляться на своих страницах.
поэтому, думаю, многие поймут, о
чём я.
мы стремимся к свету и к сво-
ему просветлению. пока стремим-
ся, пока не стали совсем лучом —
отбрасываем тень. отбрасываем?
Есть у нас тень, и отбросить её не
получится. лучше познакомиться.
Кстати, это хорошо сделать
буквально. позовите детей, вый-
дите на солнце, а потом вечером
зажгите разные фонари, поиграй-
те с тенью. Как она прячется, пере-
гоняет и отстаёт, всегда рядом.
помните, питер пен играл-иг-
рал, да и оторвал свою тень. и он
не мог, боялся и не хотел взро-
слеть. вот я и буду пришивать вам
её обратно, как венди.
мой Учитель К. г. Юнг выде-
лял архетипические части личной
психики. первая из них — персо-
на, за ней следует Тень.
персона — та часть личности,
которую я считаю собой, та, кото-
рую показываю другим, которую
вижу в зеркале.
Тень — всё, что вытесняет-
ся, что не хочется видеть, прячет-
ся, как скелет, в шкаф или портрет
Дориана грея в чулан. Это не обя-
зательно что-то ужасное и отвра-
тительное. просто неприятное,
нелицеприятное… То, что не нра-
вится, а есть: плохие мысли, жела-
ния, злость, мусор, который выво-
зим на чужие свалки…
«он делал много добра людям
— слишком много — и… сделал-
ся раздражительным и желчным.
оба моих родителей прилагали
большие усилия, чтобы жить бла-
гочестивой жизнью, а в результате
между ними всё чаще возникали
тягостные сцены». («воспомина-
ния. Сновидения. размышления».
К. г. Юнг.)
Когда мы выходим из прежней
матрицы и переходим к построе-
нию другой, своей эко-матрицы,
это похоже на серьёзную психо-
логическую работу. по сути, она и
есть. разница в том, что, посколь-
ку серьёзная психологическая пе-
рестройка — штука тяжёлая, бо-
лезненная, порой опасная, как
открытая операция на сердце,
для безопасности люди придума-
ли сеттинг: правила, порядок, со-
блюдаемый специалистами, про-
фессиональную работу-поддер-
жку. а тут вы один на один, может
быть, близкие рядом (что не факт,
что хорошо), поместье, и опять же
круглосуточно.
вот написал мне Смелый Чело-
век (процитирую с разрешения):
«Я не понимаю, что происхо-
дит. плохо…просто плохо и всё…
всё так хорошо начиналось…
и сейчас вроде ничего не из-
менилось. разве что многие труд-
ности уже позади. но дел и впере-
ди немало…
Часто впадаю в мрачное на-
строение, черноту какую-то. ру-
гаю детей. раздражает всё. а то
лень наваливается. С мужем руга-
емся. он хочет вернуться в город,
Тень на плетень,
или Длинные тени
(мрачная тема)
n
Юлия Жемчужникова
Милое, Калужская область
youzhe@yandex.ru
Тик Нат Хань,
вьетнамский дзэн-буддийский монах...
Зовите себя своими истинными именами
не говорите, что я скоро уйду,
ибо и сегодня я всё ещё прихожу.
глубже всмотритесь, ведь я прихожу каждый миг,
чтобы почкою стать на весеннем побеге,
чтобы гусеницей быть в сердцевине цветка
или золотом жёлтым, что таит себя в камне.
Я прихожу, чтоб рыдать и смеяться,
чтоб испытывать боль и лелеять надежду.
в моём сердце — и смерть, и рождение всего, что живёт.
Я — комарик, возникший из куколки на речной глади,
и я же — птичка с хрупкими крыльями,
что прилетает по весне и съедает эту мошку.
Я — улыбчивая лягушка,
радостно плавающая в чистой воде пруда,
и я же — угрюмая змея, медленно подплывающая к ней...
Я — ребёнок Уганды— кожа да кости,
мои ноги тонки, как побеги бамбука,
и я же — торговец оружием, продающий Уганде смерть.
Я —маленькая девочка из забытой деревни,
меня изнасиловал и убил какой-то солдат,
и я же — этот солдат...
и сердце моё всё ещё не способно понимать и любить.
Я — глава огромной страны,
в моих руках сосредоточена сила,
я же — простая мать маленькой страны,
над которой так легко проводить атомные эксперименты,
и я же — её мальчик, рождённый уродом,
который будет медленно умирать от облучения!
радость моя подобна весне,
с её приходом распускаются цветы на всех тропинках жизни…
Боль моя подобна реке слёз, переполняющей все четыре океана.
не говорите, что вы завтра уйдёте,
ибо и сегодня вы всё ещё приходите…
Зовите себя своими истинными именами —
и тогда вы услышите свой рёв и свой смех…
и тогда вы увидите, что ваши боль и радость — одно…
Зовите себя… своими истинными именами —
и тогда врата ваших сердец,
врата сострадания ко всему, что вокруг,
будут открыты всегда!
придумывает разные причины.
Договорились ещё потерпеть. но
слово-то какое — «потерпеть». а
ведь мы совсем недавно так были
счастливы, мечтали, делали. Уста-
ли, что ли? Как будто туча накрыла
наше пространство любви».
Думаю, многим помещикам
похожее пришлось пережить.
Должна вас расстроить: не было
— будет, было — будет ещё. по-
тому что тень — свойство света,
и как свойство физического мира,
так и психического. Только в тем-
ноте не бывает теней.
Что же делать?
принять. рассматривать, по-
знакомиться, позволить быть. ну
позволяем же мы телу испраж-
няться (кое-кто даже в компост
перерабатывает) и выдыхать…
Если тени не позволять быть, она
прорывается внезапно, болезнен-
но, разрушительно. может полно-
стью захватить ситуацию и чело-
века.
Тень бывает индивидуальная
и коллективная (как и персона, и
психика). Бывает, семья такая вся
позитивная, правильная, а ребё-
нок возьмёт на себя всю тень, не
признаваемую остальными. пото-
му часто родители, которые «при
ребёнке не ругаются» (то есть
вслух), удивляются его всплескам
агрессии или болезням.
Коллективная тень деревни,
поселения часто падает на «козла
отпущения». Только вот отпускать
его не получается, держат в сосе-
дях и пользуются дружно.
Как быть? нужны осознан-
ность и труд каждого.
Есть ещё такое направление
в психологии — гештальт-под-
ход. Его мастер Фриц перлз выде-
лял также слои психики. Тут ого-
ворюсь: «слои» — это может быть
не про последовательность неких
прослоек, а про плотность…
1-й слой — ролевые клише.
Это привычные знаки поведения,
усвоенные нами до автоматизма.
Тот порядок, в который мы приво-
дим себя каждое утро, как ходим,
здороваемся, общаемся, правила
нашего поведения.
2-й слой — манипулятивные
социальные игры. Здесь мы ста-
раемся казаться кем-то. «поря-
дочный человек», «патриот», «хо-
роший семьянин» и все вариан-
ты «нормального»… Это персона,
плотная маска, ставшая кожей.
очень часто… да что там, все
мы путаем персону с Собой, сво-
ей личностью. Даже слова «лич-
ность» — «личина» — «лицо» —
всё близко…
ауробиндо называл это —
фронтальный человек.
в поместьях и поселениях мы
торопимся создавать священные
рощи и сады счастья, школы бу-
дущего и чудо-терема. решусь по-
советовать. выделите в плане зо-
ну тени, лучше несколько. пусть
там будет место для мусора, ту-
алет… пусть будет место, куда
можно спрятаться, хоть скамейка
под деревом, просто дерево, куст.
мне ива и ёлка кажутся наиболее
подходящими. моя детвора уму-
дрялась в заросли шиповника за-
лезать. в поселении не помеша-
ет место, где можно творить без-
образия: ломать, рубить, жечь, ру-
гаться…
многим, как я уже говорила,
удаётся избежать встречи с тенью,
отбрасывая её на супруга или со-
седа и отказываясь признавать
своей. в этом манипулятивно-со-
циальном слое психического не-
плохо живётся. он весьма обита-
ем. Здесь можно без конца разби-
раться, кто более нормален, адек-
ватен, как правильно и непра-
вильно, лучше и хуже…
взглянуть на свою тень как на
часть себя, признать и принять её
— большая и полезная работа. а
главное — тут скрыт очень боль-
шой ресурс. и это не про что-то
вроде: «ага! вот над чем я буду ра-
ботать, что исправлять!» Это имен-
но про принятие, ассимиляцию.
Больше в рамках общей статьи не
могу сказать. просто поверьте или
проверьте… прочтите стихотво-
рение Тик нат Ханя…
однако Тень — не самое
страшное, с чем мы встречаемся,
встречаясь с Собой.
Если вы хотите пройти через
лес или болото — встречаете со-
противление. Так и с психикой:
привычные роли крепко опуты-
вают нашу жизнь, и при попытке
что-то менять включается меха-
низм сопротивления.
но если вы вдруг заявитесь
дальше… Если сможете, захоти-
те почувствовать, что это тоже не
совсем всё, что представляют со-
бой ваше Я и ваш мир, добро по-
жаловать в чистилище.
осознавая роли как роли, сти-
рая границы, Человек подходит
к опыту несуществования, небы-
тия. потерянность, тупик, край…
и страх. Страх, который часто на-
зывают нечеловеческим, на са-
мом деле очень даже человече-
ский. иногда ощущается как боль,
иногда — опустошённость. Хочет-
ся этого избежать, конечно. из-бе-
жать. ведь роли, они вот, рядом,
как одёжки на вешалке, и театр
уж полон… Хоть мы и знаем, что
они не настоящие, но притворить-
ся вроде ещё сможем. а тут — как
смерть — алхимическая стадия
нигредо… Я, может, рассказала
бы вам, как переживали её мы в
милом, да вспоминать не хочется
и слов не подобрать. может быть,
у Данте лучше…
Это надо прожить по-чест-
ному, как ночь, как болезнь, как
смерть личинки или жёлудя.
Хорошо, если рядом кто-то,
кто иногда делает чай и накрыва-
ет пледом.
Хорошо, если никого рядом
нет, но есть дом, печка, трава, мо-
жет быть, собака…
Хорошо, если есть силы писать
дневник.
Единственное, что хочу ска-
зать здесь: оно того стоит.
Этот процесс — часть чести
Быть Человеком.
Когда мёртвый слой оживает,
происходит подобие взрыва. То,
что безконечно сжималось, прев-
ращаясь в едва заметный тле-
ющий уголёк, болотный огонёк,
взрывается, рождая звезду, рас-
ширяясь, ведёт к соединению с
подлинным Я.
Это невозможно объяснить,
хотя переживали миллионы. Толь-
ко поэты в состоянии. Слёзы и
смех, улыбка и крик.
…………………………….
Я далеко убежала вперёд. Я хо-
тела только про длинные ноябрь-
ские тени…
Хорошей поры вам, до нового
Солнца!
n